Судья Немчинова Т.П. Дело № 33-3018/2022
№ 2-206/202
52RS0050-01-2021-000341-56
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 22 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Александровой Е.И., Косолапова К.К.
при секретаре: Казаковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционным жалобам А.В. , администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области
на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2021 года,
по иску А.В. к Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского района Нижегородской области, Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об обязании произвести спил и уборку аварийных деревьев и расширить территорию кладбища,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Александровой Е.И., выслушав объяснения истца А.В. ,
УСТАНОВИЛА:
А.В. обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указав, что на территории кладбища в д.[адрес] Нижегородской области находятся аварийные деревья, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих своих родственников. Кроме того, аварийные деревья могут нанести материальный ущерб, упав на памятники и ограды. Считает, что необходимо провести мероприятия по удалению аварийных, больных деревьев и кустарников на территории мест захоронения. Кроме того, территория кладбища нуждается в расширении, поскольку мест захоронения уже недостаточно. В данном случае кладбище расположено в границах поселения Крутецкого сельсовета, а, следовательно, решение вопросов по содержанию мест захоронения относится к вопросам местного значения районного округа и полномочиям сельской администрации. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
В связи с чем, просил суд обязать администрацию Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, Сосновское районное лесничество провести мероприятия по удалению аварийных, больных деревьев и кустарников на территории мест захоронения; обязать администрацию Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области расширить территорию кладбища.
Судом первой инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика Сосновского районного лесничества на надлежащего Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2021 года постановлено: исковые требования А.В. к Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского района Нижегородской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области произвести спил и уборку 12 (двенадцати) аварийных деревьев породы сосна, расположенных в пределах территории кладбища д.Рыльково Сосновского района Нижегородской области, с маркировкой на стволах деревьев цифрами от 1 до 12, в соответствии с заключением судебно-дендрологической экспертизы по данному гражданскому делу.
В удовлетворении исковых требований А.В. к Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского района Нижегородской области о расширении территории кладбища отказать.
В удовлетворении исковых требований А.В. к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области отказать.
Взыскать с Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского района Нижегородской области в пользу А.В. судебные расходы в виде оплаты за проведение судебно-дендрологической экспертизы в размере 15000 руб. и госпошлину в размере 100 руб.
Дополнительным решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 30 декабря 2021 года для Крутецкой сельской администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области установлен срок для исполнения решения суда по настоящему гражданскому делу в части спила и уборки аварийных деревьев в пределах трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе А.В. указано о незаконности постановленного судом решения в части не указания судом срока исполнения судебного решения.
В апелляционной жалобе администрации Сосновского районного суда Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, поскольку суд не учел, что спорный земельный участок, на котором расположено кладбище, в настоящее время не передан в распоряжение администрации, в связи с чем, решение суда является преждевременным.
Дополнительное решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 30 декабря 2021 года сторонами по делу не оспаривается.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец А.В. доводы своей жалобы не поддержал, с доводами жалобы ответчика не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и месте судебного заседания извещались надлежащим образом заблаговременно по почте с уведомлением, об уважительности причин неявки не сообщили. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалоб, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, определив и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, и дав надлежащую оценку представленным в материалы гражданского дела доказательствам в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст. 12 Закона Нижегородской области от 08.08.2008 N 97-З "О погребении и похоронном деле в Нижегородской области" (принят постановлением ЗС НО от 31.07.2008 N 1113-IV), в зависимости от принадлежности кладбищ решение об их создании принимается Правительством области или органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" (п.2).
Вопросы содержания и благоустройства кладбищ, а также порядок их работы в зависимости от их принадлежности регулируются нормативными правовыми актами Правительства области, органов местного самоуправления (п.3).
В соответствии с Местными нормативами градостроительного проектирования Сосновского муниципального района, утвержденными решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017 г. № 16-р (с изменениями от 30.05.2019 г. № 50-р), вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 100 метров от границ селитебной территории.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, местом захоронения умерших жителей дер.Рыльково Крутецкого сельсовета Сосновского района Нижегородской области является кладбище, расположенное в лесном массиве, на расстоянии порядка 300 метров от границ дер.Рыльково.
Кладбище расположено в 45 квартале, 4 выделе Сосновского участкового лесничества Сосновского районного лесничества и занимает площадь 1,4 га.
Указанный участок леса с указанием «кладбище, карстовые ландшафты с.Рыльково», площадью 1,4 га, категория – эксплуатационные леса, содержится в таксационном описании Сосновского участкового лесничества, т.е. представляет собой часть лесного фонда.
Данный лесной участок под кладбищем д.Рыльково Сосновского района Нижегородской области, местоположением: квартал 45 выдел 4 Сосновского участкового лесничества Сосновского районного лесничества, в собственности Крутецкого сельсовета не находится, в постоянное бессрочное пользование, аренду лицам, использующим леса на основании проекта освоения лесов в установленном порядке не предоставлялся.
Указанный земельный участок в составе Сосновского участкового лесничества, кварталы № 1-100, с общим кадастровым номером 52:35:0000000:1010 состоит на кадастровом учете в составе земель лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
На основании обращения жителей с.Рыльково в Сосновское районное лесничество по факту произрастания на территории кладбища аварийных деревьев, которые угрожают падением на памятники и ограды на могилах родственников жителей деревни, главным специалистом Сосновского участкового лесничества Н.Е. составлен листок сигнализации от 12.04.2021 г., из которого следует, что на территории 45 квартала, 4 выдела Сосновского участкового лесничества на площади 1,4 га обнаружены деревья породы сосна, на которых отсутствует живая хвоя, кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью (т.1 л.д.82).
Листок сигнализации направлен в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области для принятия решения о назначении санитарно-оздоровительных мероприятий, о чем сообщено обратившимся в лесничество жителям (т.1 л.д. 83).
В ответ на обращение руководителя Сосновского районного лесничества С.Г. в Министерство лесного хозяйства ему было дано задание установить, на каком расстоянии от границ населенного пункта располагаются деревья, которые предположительно предназначаются в рубку, переданы ли они в аренду (л.д.85).
Руководителем Сосновского районного лесничества С.Г. был дан ответ в Министерство лесного хозяйства о том, что данные деревья располагаются на расстоянии 270-296 м от границы населенного пункта д.Рыльково и что данный участок свободен от аренды (т. 1 л.д. 86).
В ответ на данную информацию решение о проведении лесопатологического обследования и дальнейшей санитарной рубке вышеуказанных деревьев Министерством лесного хозяйства принято не было.
По запросу суда Министерством лесного хозяйства, представлена информация о том, что согласно пункту 62 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 912 от 9.11.2020 г., которым утверждены Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, рубка аварийных деревьев осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан и юридических лиц и осуществляется уполномоченными органами, а на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности, лицами, использующими лесные участки. Рубка аварийных деревьев проводится в защитных лесах и эксплуатационных лесах, расположенных на расстоянии не более 100 метров от границ населенных пунктов и на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности. Совместным актом обследования сторон установлено, что расстояние от границы населенного пункта д.Рыльково до первого сухого (поврежденного) дерева составляет 307 метров. В связи с изложенным, оснований для проведения рубки аварийных деревьев в условиях действующего законодательства не имеется.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии состатьями 81-84настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с пунктом 26 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 912 "Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов" к санитарно-оздоровительным мероприятиям (СОМ) относятся:
- рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений,
- уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке).
Планирование объемов СОМ отражается в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и/или ЛПО (пункт 27 Приказа № 912).
Отвод лесосек под санитарные рубки производится по результатам ЛПО, проводимого инструментальным способом в соответствии с правилами заготовки древесины (пункт 38 Приказа № 912).
Разделом IV Приказа № 912 предусмотрены другие мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов, к которым относится, в частности, рубка аварийных деревьев.
Согласно пункту 62 Приказа № 912, рубка аварийных деревьев, агитационные мероприятия осуществляются в соответствии с настоящими Правилами. Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан и юридических лиц и осуществляется уполномоченными органами, а на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности, лицами, использующими лесные участки. Рубка аварийных деревьев проводится в защитных лесах и эксплуатационных лесах, расположенных на расстоянии не более 100 метров от границ населенных пунктов и на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно акту обследования от 26.08.2021 г., составленному комиссией в составе представителя Администрации Сосновского муниципального района В.Н. , руководителя Сосновского районного лесничества С.Г. , кадастрового инженера В.П. , жителя д.ФИО1, установлено, что комиссией на месте определены границы населенного пункта д.Рыльково. Расстояние от границы населенного пункта д.Рыльково до первого сухого (поврежденного) дерева на территории кладбища составляет 307 метров.
При таких обстоятельствах, учитывая, что расстояние от границы населенного пункта д.Рыльково до первого сухого (поврежденного) дерева на территории кладбища составляет 307 метров, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по санитарной рубке аварийных деревьев на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области.
Согласно материалам дела, администрацией Крутецкого сельсовета 13.10.2017 г. № 67 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для размещения места погребения на общественных кладбищах Крутецкого сельсовета» (с изменениями и дополнениями от 24.06.2019 г. № 25). Данный Административный регламент устанавливает порядок обращения в Администрацию Крутецкого сельсовета с заявлением родственников умершего о предоставлении места захоронения, порядок рассмотрения такого заявления, необходимых документов, порядок подачи жалобы на отказ в предоставлении данной услуги и т.д. (т.1 л.д.215).
В судебном заседании суда первой инстанции глава администрации Крутецкого сельсовета пояснил, что в их ведении находятся шесть кладбищ, которые являются действующими и на которых разрешается проводить захоронения умерших граждан, проживающих на территории Крутецкого сельсовета. При этом, земельные участки, предназначенные под кладбища, оформлены в собственность Крутецкого сельсовета в населенных пунктах д.Шишово, д.Сиуха, с.Матюшево, что подтверждается выписками из ЕГРН, имеющимися в материалах дела (т.1 л.д.128-130).
Работа по постановке на кадастровый учет и оформление в собственность земельных участков под кладбищами проводится Крутецкой сельской администрацией на основании письма Администрации Сосновского муниципального района от 20.08.2021 г. № 03-09-01/8, из которого следует, что оформление в муниципальную собственность земельных участков, расположенных под кладбищами, инвентаризация мест захоронений на общественных кладбищах, благоустройство кладбищ осуществляется на основании перечня поручений Президента Российской Федерации ФИО2 от 9.07.2017 г. № Пр-1330. С этой целью Главы сельских администраций должны определиться с объемами финансирования на эти цели и сообщить информацию об этом в Администрацию Сосновского муниципального района (т. 1 л.д.131).
Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы закона, обязанность по содержанию кладбищ на территории сельской администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района возлагается на органы местного самоуправления.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведений которой поручено экспертам кафедры экологии ИББМ ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Согласно экспертному заключению кафедры экологии ИББМ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, во время осмотра территории кладбища были выявлено 12 сухостойных деревьев. В соответствии с пунктом 20 статьи 3 закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 110-3 с учетом сухостойности стволов 12 деревьев являются аварийным.
Выявленные аварийные деревья представляют угрозу жизни и здоровью посетителей кладбища, а также их имуществу. Поэтому, требуется проведение вырубки аварийных деревьев с последующим вывозом и утилизацией заготовленной древесины.
В видовом отношении аварийные деревья являются сосной обыкновенной в возрасте около 40-50 лет. В результате измерения определены диаметры стволов на высоте 1,3 м, которые варьируют в пределах от 16 до 36 см, что соответствует указанному возрасту деревьев.
Таким образом, судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что на территории кладбища д.Рыльково находятся аварийные деревья, которые угрожают жизни и здоровью людей и их имуществу.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований, возложив на администрацию Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области обязанность произвести спил и уборку двенадцати аварийных деревьев породы сосна, расположенных в пределах территории кладбища д.Рыльково Сосновского района Нижегородской области.
Данные выводы суда представляются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 55, 56, 59, 60, 67, 71 ГПК РФ. Оснований для признания выводов суда неправильными судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области о том, что поскольку спорный земельный участок, на котором расположено кладбище, в настоящее время не передан на законном основании в распоряжение администрации, решение суда является преждевременным, отклоняются судебной коллегией.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, то обстоятельство, что земельный участок, на котором расположено кладбище д.Рыльково, находится не в муниципальной собственности Крутецкого сельсовета, а в лесном фонде Сосновского районного лесничества, не освобождает администрацию сельсовета от исполнения обязанности по содержанию указанного места захоронения.
Как было указано выше, в соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Статьей 12 Закона Нижегородской области от 08.08.2008 N 97-З "О погребении и похоронном деле в Нижегородской области" (принят постановлением ЗС НО от 31.07.2008 N 1113-IV), установлено, что в зависимости от принадлежности кладбищ решение об их создании принимается Правительством области или органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" (п.2).
Вопросы содержания и благоустройства кладбищ, а также порядок их работы в зависимости от их принадлежности регулируются нормативными правовыми актами Правительства области, органов местного самоуправления (п.3).
Таким образом, как нормами федерального, так и регионального законодательства, обязанность по содержанию мест захоронения возложена на органы местного самоуправления, которым в данном случае является администрация Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области.
Доводы жалобы А.В. о незаконности постановленного судом решения в части не указания судом срока исполнения судебного решения, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку дополнительным решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 30 декабря 2021 года Крутецкой сельской администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области установлен срок для исполнения решения суда по настоящему гражданскому делу в части спила и уборки аварийных деревьев в пределах трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционных жалобах не содержится.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы А.В. , администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 марта 2022 года.