ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-206/2021 от 01.06.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Уникальный идентификатор дела № 47RS0005-01-2020-004526-83

Апелляционное производство № 33-3048/2022

Гражданское дело № 2-206/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 1 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Алексеевой Е.Д.,

судей Герман М.В., Свирской О.Д.,

при секретаре Вагапове Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2021 года, по исковому заявлению ФИО1 к Коттеджно-эксплуатационному потребительскому кооперативу «Усадьба» о признании незаконным отказа в ознакомлении с текущей документацией, обязании предоставить текущую документацию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Коттеджно-эксплуатационному потребительскому кооперативу «Усадьба» по доверенности ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ФИО1, уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования, обратился с исковым заявлением в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Коттеджно-эксплуатационному потребительскому кооперативу «Усадьба» о признании незаконным отказа в предоставлении права в ознакомлении с текущей документацией о финансово-хозяйственной деятельности КЭПК «Усадьба»; обязании направить в адрес истца заверенную надлежащим образом документацию о финансово-хозяйственной деятельности КЭПК «Усадьба» согласно заявлению истца от 14 июля 2020 года в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО4 является членом правления КЭПК «Усадьба». Председателем правления КЭПК «Усадьба» является ФИО11. КЭПК «Усадьба» является некоммерческой организацией, созданной в форме специализированного потребительского кооператива (п. 1.1. устава КЭПК «Усадьба). Основные права и обязанности членов КЭПК «Усадьба», членов правления КЭПК «Усадьба», должностные обязанности председателя правления КЭПК «Усадьба» определены в утвержденном уставе КЭПК «Усадьба». В КЭПК «Усадьба» также созданы и выбраны исполнительные органы - правление кооператива и председатель правления кооператива.

Истец, действуя в соответствии с уставом КЭПК «Усадьба», в целях выполнения обязанностей, которые возложены на него уставом КЭПК «Усадьба» и в целях осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью кооператива 14 июля 2020 года направил в адрес ответчика запрос о предоставлении для ознакомления документации о финансово-хозяйственной деятельности КЭПК «Усадьба».

На данный запрос от ответчика 30 июля 2020 года был получен ответ, в котором в выдаче документов для изучения и ознакомления было отказано. В ответе указано, что уставом Кооператива и федеральным законодательством не предусмотрена отчетность председателя правления перед членами правления Кооператива, так как контролем за финансово-хозяйственной деятельностью занимается ревизор (ревизионная комиссия).

Данный отказ ответчика в предоставлении возможности истцу ознакомиться с финансово-хозяйственной документацией прямо нарушает права Истца на выполнение тех обязанностей, которые возложены на него уставом КЭПК «Усадьба», а в дальнейшем может привести к привлечению истца к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности, если в деятельности КЭПК «Усадьба» будут выявлены нарушения, которые приведут к убыткам.

Считая отказ в предоставлении права в ознакомлении текущей документацией о финансово-хозяйственной деятельности КЭПК «Усадьба» противоречащим уставу КЭПК «Усадьба» и действующему законодательству, истец, уточнив исковые требования, просил признать незаконным отказ в предоставлении права в ознакомлении с текущей документацией о финансово-хозяйственной деятельности КЭПК «Усадьба»; обязать направить в адрес истца заверенную надлежащим образом документацию о финансово-хозяйственной деятельности КЭПК «Усадьба» согласно заявлению истца от 14 июля 2020 года в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

С законностью и обоснованностью решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2021 года ФИО1 не согласилось, подало апелляционную жалобу на указанное решение, полагая последнее незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, в частности указывая на то, что судом нарушен срок рассмотрения дела, которое продолжалось вместо 2-х месяцев – 7 месяцев, суд не предоставил возможность ознакомления с протоколом судебного заседания, чем лишил истца права на подачу замечаний на протокол судебного заседания, мотивированное решение суда было выдано истцу только 11 марта 2021, в последний день подачи апелляционной жалобы. Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований являлось исключение истца из состава правления кооператива. Кроме того, судом сделан вывод об отсутствии отказа в предоставлении права ознакомления с документацией, что противоречит материалам дела. Ознакомление с документацией члена правления предусмотрено Уставом потребительского кооператива, равно как и ответственность члена правления за убытки, которые причинены их действием (бездействием). В рамках рассмотрения дела суд отказал истцу в приобщении к материалам дела распечатку переписки истца и ответчика. Создание ревизионной комиссии в кооперативе не прекращает права члена правления на ознакомление с документацией. Исключение истца из членов правления не является основанием для отказа в исковых требованиях, поскольку заявление об ознакомлении с документацией и отказ в предоставлении возможности ознакомиться с документами был направлен до исключения истца из членов правления кооператива.

Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2021 года апелляционная жалоба ФИО1 оставлена без движения.

Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2021 года апелляционная жалоба ФИО1 возвращена заявителю по причине неустранения недостатков, указанных в определении Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2021 года.

На определение от 16 февраля 2021 года ФИО1 подана частная жалоба, в которой он просит оспариваемое определение отменить, полагая последнее незаконным и необоснованным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2021 года, состоявшимся по результатам рассмотрения частной жалобы ФИО1 на определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2021 года, постановлено исключить из мотивировочной части определения Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2021 года выводы о необходимости представления в суд описи вложения совместно с квитанцией об отправлении заказного письма в подтверждение направления копий апелляционной жалобы иным лицам, участвующим в деле, в остальной части определение оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2021 года, состоявшимся по результатам рассмотрения кассационной жалобы ФИО1 на определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2021, постановлено определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

ФИО1 направил частную жалобу в которой ставит вопрос об отмене постановленного судьёй Выборгского городского суда Ленинградской области определения от 15 марта 2021 года, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что истец выполнил указанные в определении от 16 февраля 2021 требования, направив заказным письмом с описью вложения необходимые документы.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 марта 2022 года, состоявшимся по результатам рассмотрения частной жалобы ФИО1 на определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2021 года, постановлено определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2021 года отменить. Дело направить в Выборгский городской суд Ленинградской области для выполнения требований статьи 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Применительно к положениям ст. 11 ГК РФ защите подлежат нарушенные права гражданина или юридического лица

Из материалов дела следует, что истец в обоснование требований ссылается на Закон РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"

Согласно ст.7 Закона РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации":

1. Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.

2. Порядок принятия решений о создании потребительского общества и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского общества в соответствии с настоящим Законом.

3. Решение о создании потребительского общества принимается учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля:

совет потребительского общества, его председателя;

ревизионную комиссию потребительского общества;

иные органы управления, предусмотренные уставом потребительского общества.

4. Решение учредительного собрания потребительского общества оформляется протоколом.

Согласно ст.11 Закона РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации":

1. Пайщики потребительского общества имеют право:

вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;

участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;

получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;

приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;

пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества;

сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;

быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их квалификацией и с учетом потребности в работниках;

получать направления на обучение в образовательные организации потребительской кооперации;

пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;

получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;

обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;

обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.

2. Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Частью 5 ст.15 данного Закона установлено, что контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.

В соответствии с ч.12 ст.19 указанного Закона правление потребительского общества - исполнительный орган потребительского общества, создаваемый в каждом потребительском обществе для руководства хозяйственной деятельностью потребительского общества, назначаемый советом потребительского общества и подотчетный совету потребительского общества. Вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества и исключительной компетенции совета потребительского общества, могут быть переданы на решение правления потребительского общества. Председатель правления потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, издает распоряжения и дает указания в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества. Правление потребительского общества несет ответственность за хозяйственную деятельность потребительского общества. Распределение обязанностей между членами правления потребительского общества осуществляется правлением.

Статьей 20 Закона РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" установлены полномочия, ответственность членов ревизионной комиссии потребительского общества:

1. Ревизионная комиссия потребительского общества контролирует соблюдение устава потребительского общества, его хозяйственную, финансовую деятельность, а также деятельность созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов. Ревизионная комиссия потребительского общества подотчетна общему собранию потребительского общества.

2. Ревизионная комиссия потребительского общества избирает из своего состава открытым голосованием председателя ревизионной комиссии и заместителя председателя ревизионной комиссии.

3. Решения ревизионной комиссии потребительского общества рассматриваются и исполняются советом или правлением потребительского общества в течение 30 дней. В случае несогласия ревизионной комиссии потребительского общества с решением совета или правления потребительского общества либо при непринятии решения советом или правлением ревизионная комиссия потребительского общества передает свое решение на рассмотрение общего собрания потребительского общества.

4. Ревизионная комиссия потребительского общества руководствуется в своей работе настоящим Законом, уставом потребительского общества и утверждаемым общим собранием потребительского общества положением о ревизионной комиссии потребительского общества.

Согласно разделу 9 устава к компетенции правления КЭПК «Усадьба» относятся, в том числе оперативное руководство текущей деятельностью кооператива, организация учета и отчетности кооператива, подготовка годового отчета и представление его на утверждение собрания, обеспечение делопроизводства и содержание его архива, соблюдение кооперативом законодательства Российской Федерации и устава кооператива.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ФИО4 является членом КЭПК «Усадьба»

Ранее ФИО4 являлся членом правления КЭПК «Усадьба».

Согласно протоколу от 3 ноября 2020 года ФИО4 исключен из состава правления кооператива.

Согласно п.1.1, 1.2 устава КЭПК «Усадьба» является некоммерческой организацией, созданной в форме специализированного потребительского кооператива.

Согласно разделу 9 устава к компетенции правления КЭПК «Усадьба» относятся, в том числе оперативное руководство текущей деятельностью кооператива, организация учета и отчетности кооператива, подготовка годового отчета и представление его на утверждение собрания, обеспечение делопроизводства и содержание его архива, соблюдение кооперативом законодательства Российской Федерации и устава кооператива.

Пунктом 6.1.3 устава КЭПК «Усадьба» предусмотрено, что член кооператива имеет право получать информацию о деятельности органов управления кооперативом и его органа контроля.

Из материалов дела также следует, что 14 июля 2020 года ФИО1 направил в адрес председателя правления кооператива запрос о предоставлении для ознакомления документации о финансово-хозяйственной деятельности КЭПК «Усадьба»: договоров, счетов на оплату из 44 пунктов. В заявлении просил направить надлежащим образом заверенные копии документов председателем правления заказной корреспонденцией по адресу:

Из ответа от 16 июля 2020 года №16/07-2020, направленного истцу, следует, что уставом кооператива и федеральным законодательством не предусмотрена отчетность председателя правления перед членами правления кооператива, так как контролем за финансово-хозяйственной деятельностью занимается ревизор (ревизионная комиссия). ФИО1 разъяснено, что в рамках подготовки к отчету правления перед общим собранием членов кооператива, ознакомление с отчетом председателя и документацией кооператива за отчетный период будет в помещении, указанном в уведомлении о проведении заседания правления кооператива.

До настоящего времени ФИО1 на предложение правления кооператива об ознакомлении с документацией в помещении на территории нахождения кооператива, не отреагировал, в указанном в ответе адресе не появлялся, что не оспаривал его представитель при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Доказательства чинения ему препятствий в ознакомлении с финансово- хозяйственной деятельности кооператива в помещении на территории КЭПК «Усадьба» и снятии копий с документов, как того требуют положения ст.56 ГПК РФ, суду не представил. Официальный отказ КЭПК «Усадьба» в возможности ознакомления истца с указанными документами на территории кооператива ФИО1 также суду не представил.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что материалами дела виновные действия ответчика в нарушении прав истца не подтверждаются, поскольку ни действующим законодательством, ни уставом КЭПК «Усадьба» не предусмотрена обязанность кооператива предоставлять копии документов о текущей финансово-хозяйственной деятельности кооператива, в том числе копий договоров и счетов на оплату, путем их направления заказной корреспонденцией.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основаны на не согласии с постановленным судом решением и потому не могут быть приняты судебной коллегией.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения

Председательствующий

Судьи

Судья: Баширов Т.Н.

Мотивированное определение изготовлено 17.06.2022