ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2073/19 от 19.03.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-2073/2019 судья Михайлова Т.Н. 2020 год

(№ 33-871/2020)А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 марта 2020 г. г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Климовой К.В. и Комаровой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

дело по апелляционной жалобе ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери»

на решение Московского районного суда г. Твери от 20 ноября 2019 г., которым постановлено:

«Исковые требования МУП «Тверьгорэлектро» удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Тверской области «Центр занятости населения города Твери» заключить с МУП «Тверьгорэлектро» договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов в редакции от 30.01.2019 года № 277.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр занятости населения города Твери» в пользу МУП «Тверьгорэлектро» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Муниципальное унитарное межрайонное предприятие электрических сетей «Тверьгорэлектро» (далее - МУП «Тверьгорэлектро», предприятие, истец) обратилось в суд с иском к Государственному казенному учреждению Тверской области «Центр занятости населения города Твери» (далее – ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери», ответчик) о понуждении к заключению публичного договора. В обоснование иска указано, что МУП «Тверьгорэлектро» 30 января 2019 г. сопроводительным письмом № 277 направило в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» проект договора о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (далее - договор о квотировании); приложение к договору «Перечень рабочих мест (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите»; сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей). 05 февраля 2019 г. ответчик направил в адрес предприятия отказ от заключения договора о квотировании в связи с нарушением со стороны МУП «Тверьгорэлектро» положений Перечня приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 08 сентября 1993 г. № 150, и Приказа Минтруда России от 04 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности». Между тем, правовые акты, на которые указывает ответчик, не устанавливают запрета на предложение в качестве рабочего места в целях трудоустройства инвалида профессии «электромонтер» и носят рекомендательный характер. Кроме того, иных должностей и профессий, подходящих в целях трудоустройства инвалидов, в штате предприятия не имеется. 07 февраля 2019 г. МУП «Тверьгорэлектро» направило в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» претензию, которая была оставлена без удовлетворения. С учетом изложенного МУП «Тверьгорэлектро» просит обязать ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» заключить договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в редакции, представленной сопроводительным письмом от 30 января 2019 г. № 277, и взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Определением суда от 16 октября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Твери.

В судебном заседании представители истца МУП «Тверьгорэлектро» Шадрин А.Ю. и Знаменская О.В. поддержали заявленные исковые требования.

Представители ответчика ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» Мишунина О.С. и Бябичева И.А. исковые требования не признали.

Представитель третьего лица - Администрации города Твери, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв на исковое заявление, в котором поддержал заявленные истцом исковые требования.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных МУП «Тверьгорэлектро» исковых требований. В обоснование доводов жалобы приводится ссылка на те обстоятельства, которые приводились представителями ответчика в суде первой инстанции в обоснование своей позиции по заявленным исковым требованиям. Кроме того, указывается на то, что возложив на ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» обязанность заключить с МУП «Тверьгорэлектро» договор о квотировании в редакции истца, суд создал прецедент и в дальнейшем резервировать для трудоустройства инвалидов рабочие места по неподходящим им профессиям, что противоречит наименованию договора. Договоры о квотировании, заключенные между МУП «Тверьгорэлектро» и ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» в период с 2011 г. по 2018 г., на которые ссылается суд в решении, никакого отношения к рассматриваемому спору не имеют.

На апелляционную жалобу МУП «Тверьгорэлектро» и Администрацией города Твери принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Администрации города Твери, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. При таких обстоятельствах судебная коллегия, с учетом положений части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей ответчика Мишуниной О.С. и Бябичевой И.А., поддержавших доводы жалобы, представителя истца Жуковой В.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в том числе принятые судом апелляционной инстанции в связи с неустановлением судом первой инстанции имеющих значение для дела обстоятельств, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что МУП «Тверьгорэлектро» является юридическим лицом, созданным в целях повышения эффективности использования муниципального имущества, улучшения состояния городской инфраструктуры, улучшения коммунального обслуживания на территории города Твери; предметом деятельности предприятия является оказание услуг в сфере электроэнергетики.

30 января 2019 г. МУП «Тверьгорэлектро» письмом № 277 направило в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, на 2019 г., указав, что основной профессией на предприятии является профессия электромонтера.

Указанные документы были получены ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» 31 января 2019 г.

05 февраля 2019 г. в адрес МУП «Тверьгорэлектро» от ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» поступило письмо № 384-01, в котором сообщалось, что заключить договор о квотировании не представляется возможным по причине того, что профессия «электромонтер» не является подходящим рабочим местом в целях трудоустройства инвалидов, так как не включена в Перечни, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 08 сентября 1993 г. № 10 и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. № 515 (нарушение пункта 2.1.2 договора); в целях своевременного заключения договора о квотировании на 2019 г. предложено предоставить приложение к договору «Перечень рабочих мест (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» и сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), содержащие профессии, включенные в Перечни, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 08 сентября 1993 г. № 10 и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. № 515.

07 февраля 2019 г. МУП «Тверьгорэлектро» направило в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» претензионное письмо, в котором предложило заключить договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в редакции, предлагаемой предприятием.

14 февраля 2019 г. ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» в адрес МУП «Тверьгорэлектро» письмом № 539-01 сообщило, что в целях своевременного заключения договора на 2019 г. предприятию необходимо изыскать возможность квотирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов с учетом рекомендаций Минтруда РФ, не доводя дело до судебного разбирательства.

01 марта 2019 г., с учетом пункта 5.3 Порядка утверждения уставов муниципальных унитарных предприятий города Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 10 августа 2010 г. № 1811, согласно которому директор предприятия утверждает структуру и штатное расписание предприятия после согласования его с заместителем Главы Администрации города, курирующим деятельность данного унитарного предприятия, МУП «Тверьгорэлектро» направило в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери обращение о даче согласия на введение в штатное расписание предприятия дополнительных профессий, должностей, подходящих в целях трудоустройства инвалидов, в количестве 5 единиц.

25 марта 2019 г. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери в адрес истца было сообщено, что штатное расписание предприятия оптимально и сформировано в соответствии с рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства и введение дополнительных профессий и должностей приведет к превышению нормативной численности.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что, направляя в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в редакции от 30 января 2019 г. № 277, МУП «Тверьгорэлектро» действовало в рамках действующего законодательства и штатного расписания предприятия. Доказательств о невозможности заключения с МУП «Тверьгорэлектро» указанного договора стороной ответчика не представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент направления истцом в адрес ответчика проекта договора) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

В Тверской области порядок квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, устанавливается Законом Тверской области от 17 сентября 1997 г. № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 г. № 79, квотирование рабочих мест - это установление минимального количества рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (в процентах к среднесписочной численности работников организации) и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных в настоящей статье категорий.

Квотирование рабочих мест осуществляется на основе договоров, заключаемых с работодателями на срок не менее одного календарного года, с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, в порядке, установленном Правительством Тверской области. Договор о квотировании должен содержать обязательные сведения о наименовании рабочего места, категориях граждан, для которых созданы или выделены рабочие места, санитарно-гигиенических условиях и режиме труда, источниках финансирования, а также условия ликвидации рабочих мест и санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора, другие условия (статья 3).

Работодатели в соответствии с установленной квотой в месячный срок создают или выделяют необходимое количество рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан (статья 4).

Согласно статье 11 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 г. № 79 работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.

Постановлением Правительства Тверской области от 26 марта 2014 г. № 149-пп утвержден Порядок заключения договоров о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, который определяет процедуру заключения договоров о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (далее – Порядок).

В соответствии с указанным Порядком (пункты 3 – 7), организации ежегодно не позднее 1 декабря текущего года представляют в центры занятости населения (далее - центры занятости) по месту нахождения организации проекты договоров о квотировании в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области (далее - Главное управление).

Одновременно с проектом договора о квотировании организации представляют в центры занятости сведения по форме, утвержденной Приказом Главного управления (далее - сведения): а) о среднесписочной численности работников, которая исчисляется в порядке, определенном Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области; б) о числе работающих в организации граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в разрезе категорий, указанных в статье 1 Закона о квотировании; в) предложения о количестве рабочих мест, выделяемых или создаваемых в счет квоты, на которые могут быть приняты граждане, особо нуждающиеся в социальной защите (при расчетах применяется правило округления до целых единиц); г) сформированный перечень профессий и рабочих мест, предназначенных для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе за счет средств областного бюджета Тверской области.

С момента представления проекта договора и сведений центр занятости в месячный срок заключает с организацией договор о квотировании.

В случае непредставления документов (сведений), указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, организации предлагается повторно обратиться в центр занятости с указанными документами (сведениями).

Договор заключается на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 21 ноября 2018 г. № 172 утверждена типовая форма договора по квотированию рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

В разделе 2 типовой формы договора о квотировании установлены обязательства сторон.

Пунктом 2.1.1 типовой формы договора о квотировании предусмотрено, что работодатель принимает на себя обязательство по квотированию рабочих мест в пределах, установленных Законом о квотировании, в том числе при необходимости специальные, для трудоустройства следующих категорий граждан (выбрать нужную категорию в соответствии со статьей 1 Закона о квотировании).

Пунктом 2.1.2 типовой формы договора о квотировании предусмотрено, что работодатель резервирует в счет установленной квоты наиболее подходящие для трудоустройства инвалидов рабочие места в целях трудоустройства работников, имеющих инвалидность, по профессиям и должностям, включенным в: а) перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональном рынке труда, утвержденный Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08 сентября 1993 г. № 150; б) перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 515.

В силу вышеуказанных требований закона в их взаимосвязи, заключение договора о квотировании для организаций, расположенных и осуществляющих свою деятельность на территории Тверской области независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, является обязательным в силу закона. Договор о квотировании должен содержать обязательные сведения о наименовании рабочего места, категориях граждан, для которых созданы или выделены рабочие места, санитарно-гигиенических условиях и режиме труда, источниках финансирования, а также условия ликвидации рабочих мест и санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора, другие условия. При этом по своим условиям договор о квотировании и приложения к нему не должны противоречить действующему законодательству и типовой форме договора по квотированию, утвержденной приказом Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 21 ноября 2018 г. № 172.

Как видно из материалов дела, 31 января 2019 г. в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» от МУП «Тверьгорэлектро» для подписания и регистрации поступил проект договора о квотировании на 2019 г. с приложением к договору Перечня рабочих мест (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и Сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).

В абзаце первом пункта 2.1.1 указанного проекта договора о квотировании, подписанного директором МУП «Тверьгорэлектро», содержится условие о том, что работодатель принимает на себя обязательство заквотировать рабочие места в пределах, установленных Законом о квотировании, для трудоустройства инвалидов – 5 мест.

Пункт 2.1.2 проекта договора о квотировании изложен истцом в редакции как это предусмотрено типовой формой договора о квотировании. В соответствии с условиями данного пункта работодатель принимает на себя обязательство зарезервировать в счет установленной квоты наиболее подходящие для трудоустройства инвалидов рабочие места, включенные в перечни профессий рабочих и должностей, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 08 сентября 1993 г. № 150 и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. № 515.

В приложении к проекту договора о квотировании «Перечень рабочих мест (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» МУП «Тверьгорэлектро» указало 8 рабочих мест для трудоустройства инвалидов по профессии «электромонтер 3-4 разряда».

Директор предприятия, подписав проект договора о квотировании и направив его в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери», согласился с его редакцией.

Вместе с тем, условие, содержащееся в абзаце первом пункта 2.1.1 проекта договора о квотировании, противоречит требованиям действующего законодательства, а приложение к проекту договора о квотировании «Перечень рабочих мест (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» в части указания профессии для трудоустройства инвалидов противоречит условиям, содержащимся в пункте 2.1.2 проекта договора о квотировании.

Из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе принятых судом апелляционной инстанции в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, следует, что среднесписочная численность работников МУП «Тверьгорэлектро» на 18 декабря 2018 г. составляла 414 человек (на 01 января 2019 г. – 396 человек).

Следовательно, с учетом положений статьи 11 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 г. № 79 для МУП «Тверьгорэлектро», численность работников которого превышала 100 человек, на 2019 г. устанавливалась квота для приема на работу инвалидов – 8 рабочих мест (2 % среднесписочной численности работников).

Таким образом, в абзаце первом пункта 2.1.1 проекта договора о квотировании должно было быть указано, что работодатель принимает на себя обязательство заквотировать рабочие места в пределах, установленных Законом о квотировании, для трудоустройства инвалидов – 8 мест, а не 5 мест.

Утверждение представителя МУП «Тверьгорэлектро» о том, что в пункте 2.1.1 проекта договора о квотировании работодателем было указано на 5 рабочих мест для инвалидов в связи с тем, что 3 рабочих места на предприятии было занято своими работниками-инвалидами, отклоняется судебной коллегией как основанное на неправильном толковании норм права. Из буквального толкования указанного пункта следует, что в нем необходимо указать общее количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а не вакантных должностей на момент заключения договора о квотировании. В силу статьи 1 Закона Тверской области от 17 сентября 1997 г. № 79, квотирование рабочих мест - это установление работодателем минимального количества рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Из буквального толкования условий, содержащихся в пункте 2.1.2 проекта договора о квотировании, следует, что работодатель обязуется зарезервировать в счет установленной квоты наиболее подходящие для трудоустройства инвалидов рабочие места, включенные в перечни профессий рабочих и должностей, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 08 сентября 1993 г. № 150 и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. № 515.

Подписав проект договора о квотировании, истец согласился с редакцией пункта 2.1.2 договора о квотировании, и, следовательно, должен резервировать для трудоустройства инвалидов рабочие места по профессиям и должностям, которые включены в указанные выше Перечни.

Профессия «электромонтер 3-4 разряда» не включена ни в Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональном рынке труда, утвержденный постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08 сентября 1993 г. № 150, ни в Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 515.

Таким образом, приложение к проекту договора о квотировании «Перечень рабочих мест (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите», являющееся неотъемлемой частью договора, где МУП «Тверьгорэлектро» указывает профессию, не включенную в вышеуказанные Перечни, противоречит условиям, содержащимся в пункте 2.1.2 проекта договора о квотировании, в соответствии с которым истец принимает на себя обязательство зарезервировать в счет установленной квоты рабочие места для инвалидов по профессиям и должностям, включенным в указанные выше Перечни.

Принимая во внимание, что МУП «Тверьгорэлектро», направив оферту (проект договора о квотировании с приложением в редакции предприятия) в адрес ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» и предложив в ней для квотирования 5 рабочих мест и перечень рабочих мест в виде иных профессий, прямо не поименованных в постановлении Министерства труда Российской Федерации от 08 сентября 1993 г. № 150 и приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 515, нарушило требование действующего законодательства, то ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери», с учетом положений пункта 6 Порядка заключения договоров о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 26 марта 2014 г. № 149-пп, и пункта 2 Приказа Главного управления по труду и занятости населения Тверской области от 21 ноября 2018 г. № 172, правомерно отказалось подписывать проект договора о квотировании в редакции истца и предложило устранить имеющиеся в проекте договора и приложении к нему противоречия.

Доводы представителя истца о том, что перечень профессий рабочих и должностей, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 515, носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство инвалидов в других профессиях и должностях, кроме того, постановление Министерства труда Российской Федерации от 08 сентября 1993 г. № 150 и приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2014 г. № 515 не устанавливают запрета на предложение в качестве рабочего места в целях трудоустройства инвалида профессию электромонтера, не имеют правового значения в рамках рассматриваемого спора, поскольку, подписав проект договора о квотировании МУП «Тверьгорэлектро» согласилось с редакцией пункта 2.1.2 договора о квотировании, и, следовательно, с момента подписания проекта договора о квотировании указанные в пункте 2.1.2 Перечни профессий и должностей для предприятия носят уже не рекомендательный, а обязательный характер. Однако, оформляя приложение к договору, истец не соблюдает положения пункта 2.1.2 проекта договора о квотировании, так как указывает в нем профессию, не включенную в Перечни.

Ссылка представителей истца и третьего лица на то, что основной профессией на предприятии является профессия «электромонтер», не свидетельствует о том, что истец лишен возможности резервировать в счет установленной квоты наиболее подходящие для трудоустройства инвалидов рабочие места по профессиям и должностям, включенным в указанные выше Перечни.

В штатном расписании МУП «Тверьгорэлектро», действующем на предприятии с 01 января 2019 г., предусмотрены должности, которые включены в перечни профессий рабочих и должностей, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 08 сентября 1993 г. № 150 и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. № 515 (например, уборщик служебных помещений (10 шт.ед.), рабочий по складу, инженер, юрисконсульт, бухгалтер и т.д.).

То обстоятельство, что на протяжении значительного количества лет (2011-2018 г.г.) между истцом и ответчиком заключались договоры о квотировании, содержащие аналогичные перечни рабочих мест, подлежащие квотированию и предложенные МУП «Тверьгорэлектро» к утверждению на 2019 г., вопреки выводам суда первой инстанции, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора и не может являться основанием для возложения на ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» обязанности заключить договор о квотировании на 2019 г. в редакции истца, которая противоречит требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Как следует из материалов дела, ответчик не уклонялся от заключения с истцом договора о квотировании на 2019 г., а предложил истцу повторно обратиться в ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» с необходимыми для заключения договора о квотировании документами, устранив в них противоречия, что истцом сделано не было.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных МУП «Тверьгорэлектро» исковых требований. Порядок заключения договора о квотировании регулируется специальными нормами, принятие решения о выделении в счет установленной квоты наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов рабочих мест по профессиям и должностям, имеющимся на предприятии и включенным в Перечни, относится к исключительной компетенции работодателя. Предприятие не выполнило законные требования ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» о приведении проекта договора о квотировании и приложений к нему в соответствие с требованиями действующего законодательства и не обратилось повторно в ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» для заключения договора о квотировании на 2019 г., как это предусмотрено пунктом 6 Порядка заключения договоров о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 26 марта 2014 г. № 149-пп.

На основании изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе МУП «Тверьгорэлектро» в иске.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» удовлетворить.

Решение Московского районного суда г. Твери от 20 ноября 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования МУП «Тверьгорэлектро» к ГКУ Тверской области «ЦЗН города Твери» о возложении обязанности заключить договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в редакции от 30 января 2019 г. № 277 и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи К.В.Климова

Ю.В.Комарова