ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-207/20 от 15.01.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Мельникова М.В.

Судья-докладчик Жилкина Е.М. по делу № 33-400/2021

(33-9837/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Жилкиной Е.М.,

судей Егоровой О.В. и Малиновской А.Л.,

при секретаре Рец Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело № 2-207/2020 по иску Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт «Киренск» об устранении нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности

по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «Аэропорт «Киренск» в лице директора Катицына И.В. на решение Киренского районного суда Иркутской области 3 сентября 2020 года,

установила:

Осетровский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Аэропорт «Киренск», указав в обоснование требований, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности в деятельности ООО «Аэропорт «Киренск». Одним из видов деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» является деятельность по обеспечению авиационной безопасности, защита пассажиров воздушных судов от актов незаконного вмешательства. ООО «Аэропорт «Киренск» включено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за Номер изъят. В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков. Технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО «Аэропорт «Киренск» в филиалах аэропорта использует технические средства досмотра, несертифицированные в установленном порядке: ручные металлоискатели, рентгенотелевизионный интроскоп, стационарный металлоискатель, портативный детектор паров газоанализатор взрывчатых веществ. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства образовать (сформировать) и (или) привлечь для обеспечения транспортной безопасности ОТИ подразделения транспортной безопасности. В отношении ОТИ аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности не организованы. Дата изъята в адрес директора ООО «Аэропорт «Киренск» внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Не соблюдение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности в филиалах ООО «Аэропорт «Киренск» создает угрозу безопасной деятельности объекта транспортной инфраструктуры, что, в свою очередь, может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью людей.

В связи с изложенным, Осетровский транспортный прокурор просил обязать ООО «Аэропорт «Киренск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке; образовать (сформировать) или привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры филиалов аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности.

Решением суда от 03.09.2020 исковое заявление Осетровского транспортного прокурора удовлетворено. С ООО «Аэропорт «Киренск» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ООО «Аэропорт «Киренск» Катицын И.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что все технические средства досмотра, используемые ООО «Аэропорт «Киренск», установлены и начали применяться до 30.03.2017, в связи чем, ссылаясь на положения п. 4 ст. 13 Федерального закона «О транспортной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», указывает, что технические средства досмотра подлежат сертификации до 01.01.2022. Возложение на ООО «Аэропорт «Киренск» обязанности осуществить сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности в более короткий срок противоречит нормам Федерального закона «О транспортной безопасности» и нарушает права ответчика.

Отмечает, что во исполнение требований действующего законодательства о транспортной безопасности ответчиком уже сформированы собственные подразделения транспортной безопасности в аэропортах Киренск и Ербогачен, в связи с чем обязание ответчика образовать (сформировать) или привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры филиалов аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.

До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции в судебную коллегию поступило заявление прокурора, в котором он просит принять его отказ от иска в части возложения на ООО «Аэропорт «Киренск» обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке.

Рассмотрев заявление об отказе от иска в части, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения (ч. 1).

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 2).

Суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом (абз. 4 ст. 220 ГПК РФ).

Производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 221 ГПК РФ).

Представленное в суд апелляционной инстанции заявление прокурора составлено в письменной форме и подписано, порядок и последствия отказа от иска в части в виде прекращения производства по делу в части возложения на ООО «Аэропорт «Киренск» обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке и невозможности обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям истцу разъяснены.

Заявление об отказе от иска в части приобщено к материалам дела. Отказ от иска в части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах судебная коллегия принимает отказ прокурора от исковых требований в части возложения на ООО «Аэропорт «Киренск» обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке.

Решение Киренского районного суда Иркутской области 3 сентября 2020 года, принятое по данному делу, подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований о возложении на ООО «Аэропорт «Киренск» обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке, в связи с принятием отказа истца от иска в части на основании ст. 326.1 ГПК РФ.

Производство по данному делу прекращается в части указанных исковых требований.

В части требований Осетровского транспортного прокурора обязать ООО «Аэропорт «Киренск» образовать (сформировать) или привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры филиалов аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности гражданское дело № 2-207/2020 по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «Аэропорт «Киренск» в лице директора Катицына И.В. на решение Киренского районного суда Иркутской области 03.09.2020 подлежит рассмотрению судебной коллегией.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Жилкиной Е.М., объяснения представителя ответчика Кронштейн И.И., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Зайцевой С.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В силу ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Статьей 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Обеспечение транспортной безопасности определятся как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

К субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы и аэропорты; определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение; здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ч.6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.7.1 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» к подразделениям транспортной безопасности относятся осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886.

Согласно п.п. 3 п. 5 указанных требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В соответствии с п. 9 ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.

Согласно п.3 Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145, документом, подтверждающим способность юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, является выдаваемое компетентным органом свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности (далее - свидетельство об аккредитации), подписанное руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенное гербовой печатью компетентного органа.

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, одним из видов деятельности ООО «Аэропорт «Киренск» является деятельность по обеспечению авиационной безопасности, защита пассажиров воздушных судов от актов незаконного вмешательства. ООО «Аэропорт «Киренск» включено в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за №АПР1211108.

В ходе проведенной Осетровской транспортной прокуратурой проверки установлено, что ООО «Аэропорт «Киренск» в филиалах аэропорта использует технические средства досмотра, несертифицированные в установленном порядке: ручные металлоискатели, рентгенотелевизионный интроскоп, стационарный металлоискатель, портативный детектор паров газоанализатор взрывчатых веществ. В отношении объектов транспортной инфраструктуры аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности не организованы.

Изложенные обстоятельства подтверждаются актами проверки от Дата изъята и от Дата изъята , составленным помощником прокурора Жженых Н.В., представлением Осетровского транспортного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от Дата изъята , письмом ООО «Аэропорт «Киренск» от Дата изъята о рассмотрении представления.

Также в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции было установлено, что ООО «Аэропорт «Киренск» было отказано в выдаче свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности (что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного заседания).

Рассматривая заявленные исковые требования об обязании ООО «Аэропорт «Киренск» образовать (сформировать) или привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры филиалов аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком допускаются нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, выявленные нарушения создают угрозу безопасной деятельности объекта транспортной инфраструктуры, что в свою очередь может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся услугами авиационного транспорта, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, установив срок исполнения решения суда - в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, и взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены письменными доказательствами и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Довод ответчика о том, что им cозданы подразделения безопасности, а также предпринимаются все необходимые действия для исполнения требований действующего законодательства о транспортной безопасности, в том числе готовятся документы для повторного обращения в Федеральное агентство воздушного транспорта за получением свидетельства об аккредитации ООО «Аэропорт «Киренск» в качестве подразделения транспортной безопасности, не является основанием для отказа в заявленных исковых требованиях, поскольку подразделения транспортной безопасности, привлекаемые для защиты объектов транспортной инфраструктуры, должны отвечать установленным федеральным законодательством требованиям, в том числе требованиям об аккредитации. При этом ответчиком не представлено доказательств получения от Федерального агентства воздушного транспорта свидетельства об аккредитации ООО «Аэропорт «Киренск» в качестве подразделения транспортной безопасности.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на переоценку доказательств по делу, в связи с чем решение суда в части обязания ООО «Аэропорт «Киренск» образовать (сформировать) или привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры филиалов аэропортов Киренск и Ербогачен подразделения транспортной безопасности, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Принять отказ Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ООО «Аэропорт «Киренск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке.

Решение Киренского районного суда Иркутской области 3 сентября 2020 года по данному делу отменить в части обязания ООО «Аэропорт «Киренск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке.

Производство по делу прекратить в части обязания ООО «Аэропорт «Киренск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в филиалах аэропорта с помощью технических средств, сертифицированных в установленном порядке, в связи с отказом от иска.

В остальной части решение Киренского районного суда Иркутской области 3 сентября 2020 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Е.М. Жилкина

Судьи О.В. Егорова

А.Л. Малиновская