Председательствующий: Гусарский В.Ф. № 33-6358/2023
55RS0017-01-2022-000694-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 18 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Нецикалюк А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-207/2023
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Крутинского районного суда Омской области от 14 июля 2023 года
по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование указал, что решением органа пенсионного обеспечения от 28 апреля 2022 года ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При подсчете стажа работы с тяжелыми условиями труда ответчиком не учтены следующие периоды работы: с 01 января 1992 года по 01 декабря 1992 года в должности прораба Крутинской ПМК-3, с 09 декабря 1992 года по 20 сентября 1993 года в должности мастера частного предприятия «Надежда», с 01 октября 1993 года по 20 июля 1999 года в должности прораба АООТ «Сатурн». Просил обязать ответчика включить спорные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначить досрочную страховую пенсию по старости с 05 апреля 2022 года.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, Государственное учреждение – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН <***>) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области. С 01 января 2023 года наименование юридического лица в связи с реорганизацией - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, представитель третьего лица МФЦ Крутинского района Омской области при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе истец с решением суда не соглашается, просит его отменить. Указывает, что судом не учтены обстоятельства, что в спорные периоды, работая прорабом он выполнял должностные обязанности, которые полностью соответствуют должностным обязанностям, предусмотренным для должности производителя работ, определенные Квалификационными характеристиками должностей руководителя, специалистов и служащих строительных организаций, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 03 июля 1987 года № 131. В спорные периоды работы он был занят на строительстве, реконструкции, технологическом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектах, осуществляя трудовую деятельность в Крутинской ПМК-3 (МПМК «Крутинская-1») и АООТ «Сатурн» на территории Крутинского района Омской области, прилегающих районах Омской и Тюменской области. Осуществляя трудовую деятельность, он выполнял должностные обязанности прораба на строительных участках на территории рабочего поселка Крутинка Омской области, в совхозах Крутинского района Омской области и в населенных пунктах прилегающих территорий районов Омской области и Тюменской области. Факт постоянной занятости на строительных работах в течение полного рабочего дня подтверждается архивной справкой Муниципального архива Администрации Крутинского муниципального района Омской области от 22 октября 2020 года № 534, Уставом АООТ «Сатур», выпиской из ЕГРЮЛ от 03 ноября 2020 года в отношении АООТ «Сатурн», перечнем жилых домов, объектов соцкультбыта и производственного назначения за 1993 год к отчету о жилищном и гражданском строительстве по Крутинскому району, постановлением Главы Администрации Крутинского района Омской области от 30 декабря 1992 года № 446 «Об утверждении актов государственной комиссии на приемку в эксплуатацию объектов капитального строительства», постановлением Главы Администрации Крутинского района Омской области от 21 января 1993 года № 17 «Об утверждении актов государственной комиссии на приемку в эксплуатацию объектов капитального строительства», а также представленными приказами по МПК «Крутинская», АООТ «Сатурн», актами государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию.
Кроме того, осуществление работы в течение полного рабочего дня подтверждается личной карточкой работника формы № Т-2 на его имя. Занятость в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда в указанные периоды подтверждается также ведомостями и лицевыми счетами о начисленной заработной плате, архивными справками от 11 ноября 2020 года № 562, 563 с указанием о количестве отработанных дней, в которых отслеживается стабильное и постоянное с увеличением размера начисление заработной платы с указанием отработанных дней в соответствующих расчетных периодах. С 01 октября 1993 года по 20 июля 1999 года в определенных месяцах начисление заработной платы не производилось в связи с отсутствием денежных средств у работодателя, что было связано с отсутствием объема работы. Обращает внимание, что доказательств не начисления истцу заработной платы за соответствующее количество дней в спорных периодах, а также того, что истец работал не полный рабочий день, ответчиком не представлено.
Полагает, что судом необоснованно не включен в специальный стаж период работы с 09 декабря 1992 года по 20 сентября 1993 года в должности мастера частного предприятия «Надежда». Полагает, что отсутствие у истца возможности предоставить подтверждающие документы не может являться основанием отказа во включении в специальный стаж спорного периода. Наличие у него статуса муниципального служащего значения не имеет, поскольку в пенсионный фонд он обратился за досрочным назначением страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а не по пункту 1.1 статьи 22 указанного Федерального закона.
Ссылается, что судом при вынесении решения не было учтено, что МПМК «Крутинская» в 1992 году являлась Государственным предприятием и продолжала выполнять работы на запланированных объектах, что подтверждается соответствующими приказами. При этом занятость в течение полного рабочего дня подтверждается выпиской из приказа № 94 от 04 декабря 1992 года. Работая в ЧП «Надежда» с 09 декабря 1992 года по 20 сентября 1993 года, он продолжал осуществлять трудовую деятельность на строительстве объектов. С 05 октября 1993 года по 31 декабря 1994 года был принят прорабом Тюкалинского участка, производил строительство дома в городе Тюкалинске, работал на строительстве других объектов, указанных в перечне и расчете-пояснении. Не включая данный период, суд не принял во внимание, что в период работы прорабом на Тюкалинском участке, ему платили колесные, производили отчисление страховых взносов в пенсионный фонд.
Полагает, что ответчик в полной мере не изучил представленные истцом документы, не представил доказательств того, что рабочий день истца составлял менее 80%, подтверждающих неполный режим занятости истца в течение рабочего дня, а также отсутствие его занятости на строительных работах.
Истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил апелляционную жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица МФЦ Крутинского района Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области ФИО2 полагала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФИО2, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что 05 апреля 2022 года ФИО1, <...> года рождения, обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 28 апреля 2022 года № <...> в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с указанным решением на дату 31 декабря 2021 года у истца продолжительность страхового стажа составляет 39 лет 4 месяца 15 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составляет 86,775, стаж работы с тяжелыми условиями труда – 5 лет 4 месяца 2 дня.
Отделением учтены в специальный стаж следующие периоды:
- с 11 мая 1986 года по 30 июня 1987 года –в должности мастера Крутинской ПМК-3;
- с 20 октября 1987 года по 31 декабря 1991 года – в должности прораба в ПМК-3 «Крутинская».
При этом, органом пенсионного обеспечения не учтены в специальный стаж, помимо прочих следующие периоды работы:
- с 09 декабря 1992 года по 20 сентября 1993 года в должности мастера частного предприятия «Надежда», так как документально не подтверждена занятость на строительных работах и занятость полный рабочий день;
- с 01 января 1992 года по 01 декабря 1992 года – в должности прораба Крутинской ПМК-3 (МПМК Крутинская-1);
- с 01 октября 1993 года по 31 декабря 1994 года, с 01 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 01 сентября 1996 года по 30 сентября 1996 года – в должности прораба АООТ «Сатурн».
Полагая решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, ФИО1 обратился в суд с приведенным иском, в котором просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 05 апреля 2022 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с работой в тяжелых условиях труда), включив в стаж на соответствующих видах работ периоды работы в должности прораба Крутинской ПМК-3 с 01 января 1992 года по 01 декабря 1992 года, в должности мастера частного предприятия «Надежда» с 09 декабря 1992 года по 20 сентября 1993 года, в должности прораба АООТ «Сатурн» с 01 октября 1993 года по 20 июля 1999 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о выполнении им работ в тяжелых условиях труда не менее 80 процентов рабочего времени, в заявленные им периоды. Принимая во внимание, что необходимого стажа для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у истца недостаточно, суд первой инстанции также отказал в удовлетворении иска в части назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С решением районного суда судебная коллегия соглашается.
Отклоняя доводы жалобы истца в части наличия оснований для включения указанных периодов в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, судебная коллегия руководствуется положения действующего законодательства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу, установленному ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (в действующей редакции).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений стати 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
В Разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, указано, что право на назначение пенсий по старости досрочно имеют мастера (десятники) и прорабы.
В соответствии с разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, (позиция 22900006-24441, 22900006-23419) право на льготное обеспечение имеют мастера строительных и монтажных работ и производители работ занятые в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении реставрации зданий, сооружений и других объектов.
Заявленные истцом периоды его работы имели место после 01 января 1992 года, соответственно, для оценки пенсионных прав истца применению подлежит Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, а также Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Из приведенных положений правовых норм следует, что право на включение в специальный стаж спорных периодов работы возникает при доказанности постоянной в течение полного рабочего дня занятости на соответствующих видах.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Согласно пункту 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, предусмотрено, что периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 4 Порядка). Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка, если в нее внесены все необходимые сведения о работе и профессии. Однако, в Списке кроме профессии могут содержаться дополнительные условия, необходимые для назначения льготной пенсии.
Поэтому установленные законодательством условия для приобретения права на пенсионные льготы в каждом конкретном случае должны подтверждаться документально, что относится к компетенции организации, где заняты работники.
В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Ранее, 16 января 2020 года, истец обращался в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Решением органа пенсионного обеспечения, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работы, истцу отказано в установлении пенсии; в специальный стаж не были включены периоды работы, в частности, с 01 января 1992 года 1992 года по 01 декабря 1992 года в должности прораба в Крутинской ПМК-3 (МПМК «Крутинская-1»), с 05 октября 1993 года по 20 июля 1999 года в должности прораба в АООТ «Сатурн», поскольку не подтверждена занятость на строительных работах и занятость полный рабочий день.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения его в суд с соответствующим иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (межрайонное).
Решением Тюкалинского городского суда Омской области от 01 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда от 20 апреля 2021 года, определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года, в удовлетворении требований иска ФИО1 в данной части отказано.
05 апреля 2022 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии и предоставил дополнительные документы в подтверждение занятости на строительных работах и занятости полный рабочий день.
Из трудовой книжки ФИО1 в частности следует, что он принят мастером на ФИО3 участок на работу в Крутинскую ПМК-3, 01 июля 1987 года переведен начальником ПТО, 20 октября 1987 года переведен прорабом, 01 декабря 1992 года уволен по собственному желанию. Далее указано, что 09 декабря 1992 года истец принят на работу мастером цеха по контракту в Крутинское частное предприятие «Надежда» и 20 сентября 1993 года уволен по собственному желанию. 05 октября 1993 года принят прорабом на работу на Тюкалинский участок в АООМ «Сатурн» р.п. Крутинка, 20 июля 1999 года уволен в связи с ликвидацией предприятия.
В период с 1963 года по 1986 год ПМК-3 было поименовано как Передвижная Механизированная «Колонна» - 3 «Омскцелинстрой» Крутинского района Омской области. В 1986 году произведена реорганизация и в период с 1986 года по 1993 год указанная организация значилась как Межхозяйственная передвижная Механизированная колонна «Крутинская-1» Крутинского района Омской области. В период с 1993 года по 2000 год произведена реорганизация в акционерное общество открытого типа «Сатурн» Крутинского района Омской области. 26 марта 2002 года в отношении АООТ «Сатурн» открыто конкурсное производство, впоследствии общество признано банкротом.
По сведениям Муниципального архива Администрации Крутинского муниципального района от 22 октября 2020 года № 534 Передвижная Механизированная колонна - 3 (ПМК-3) «Омскцелинстрой» Крутинского района Омской области осуществляла строительство производственных, жилых, социально-бытовых объектов в совхозах и других государственных организациях на территории Крутинского района Омской области и других районов Омской области.
23 февраля 1993 года был зарегистрирован Устав АООТ «Сатурн», согласно которому целью деятельности общества является получение прибыли; видами деятельности общества является строительство объектов совхозами, колхозами, предприятиями, фермами и частным лицам; производство строительных материалов, конструкций и изделий.
Из архивных справок Муниципального архива Администрации Крутинского муниципального района судом установлено, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в Крутинской МПМК-1, МПМК Крутинская, связанную со строительством, назначался ответственным лицом за безопасное производство, неоднократно премировался за выполнение плана и показателей; должность ФИО1 поименована как «мастер», «прораб».
Согласно архивным справкам о заработной плате от 11 ноября 2020 года, выданным Муниципальным архивом Крутинского муниципального района, в архивном фонде АООТ «Сатурн» Крутинского района Омской области в ведомостях, лицевых счетах по начислению заработной платы с февраля 1986 года по декабрь 1992 года и с января 1993 года по декабрь 1996 года значится ФИО1, <...> года рождения.
При этом, сведений о ежемесячных начислениях истцу заработной платы в архивных справках не содержится. Так, отсутствуют сведения о начислении и выплате ФИО1 заработной платы в январе и декабре 1992 года, с января по сентябрь 1993 года, феврале 1994 года, с января по ноябрь 1995 года, с января по август 1996 года.
В подтверждение характера работы и полной занятости истца в период с 01 января 1992 года по 01 декабря 1992 года в Крутинской ПМК-3 (МПМ «Крутинская-1») в должности прораба, истцом представлены в материалы дела архивные справки муниципального архива Крутинского муниципального района, содержащие выписки из приказов по МПМК «Крутинская» № 31 от 30 марта 1992 года о назначении прораба ФИО1 ответственным лицом за безопасную работу кранов, подмостей и механизмов на перефирии по строительству объектов; № 37 от 30 марта 1992 года о назначении ФИО1 ответственным дежурным 02 мая 1992 года с 20:00 до 24:00 часов; № 86 от 29 октября 1992 года о необходимости при закрытии нарядов и сдаче отчетов в конце месяца выезжать на объекты в присутствии мастеров и прорабов; № 87 от 29 октября 1992 года о назначении комиссии по инвентаризации материалов на 01 ноября 1992 года в присутствии прорабов и мастеров в числе которых ФИО1; № 92 от 01 декабря 1992 года об увольнении ФИО1 с 01 декабря 1992 года по собственному желанию, выплате компенсации за неиспользованный отпуск 38 дней; № 94 от 01 декабря 1992 года о переводе на укороченный рабочий день с 07 декабря по 31 декабря 1992 года ряда работников.
Как следует из архивной справки Муниципального архива Крутинского муниципального района № 191/а от 01 марта 2022 года, дела постоянного срока хранение от индивидуального частного предприятия «Надежда» в архив на хранение не поступали, в связи с чем подтвердить начисление заработной платы и трудовой стаж ФИО1 с 09 декабря 1992 года по 20 сентября 1993 ода не представляется возможным.
В отношении периода работы с 01 октября 1993 года по 20 июля 1999 год в АО «Сатурн» истцом представлены: приказ № 7 от 05 марта 1993 года МПМК «Крутинская» о выплате рабочим колесных с 01 марта 1993 года, приказ № 22 от 04 июня 1993 года МПМК «Крутинская» о выплате инженерно-техническим работникам 20 % от оклада в связи с разъездным характером работы, приказ № 25 от 19 июня 1996 года АО «Сатурн» о начислении заработной платы всем работникам с 01 июня 1996 года по минимальной оплате труда по сентябрь 1996 года, выписка из приказа № 39 от 08 сентября 1993 года по АО «Сатурн» о принятии временно на работ сторожем на строительство жилого дома в городе Тюкалинске с 30 августа 1993 года (в отношении иных работников), выписка из приказа № 45 от 01 октября 1993 года по АО «Сатурн» о принятии на работу прорабом Тюкалинского участка ФИО1 с 05 октября 1993 года, выписка из приказа № 46 от 21 октября 1993 года по АО «Сатурн» о переводе рабочих растворного узла на Тюкалинской участок с 19 октября 1993 года, выписка из приказа № 50 от 30 ноября 1993 года по АО «Сатурн» о назначении ФИО1 ответственным дежурным 31 декабря 1993 года с 8-00 по 20-00, личная карточка ФИО1 со сведениями о предоставление работнику очередного отпуска за период с 05 октября 1993 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела своего подтверждения факт работы истца в спорный период в особых условиях при полном рабочем дне своего подтверждения не нашел.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт работы истца в периоды с 01 января 1992 года по 01 декабря 1992 года в должности прораба Крутинской ПМК-3, с 09 декабря 1992 года по 20 сентября 1993 года в должности мастера частного предприятия «Надежда», с 01 октября 1993 года по 20 июля 1999 года в должности прораба АООТ «Сатурн» в тяжелых условиях труда не нашел своего подтверждения и требования истца о включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы удовлетворению не подлежат, поскольку право на досрочное назначение пенсии предоставляется исходя из оценки степени тяжести условий труда, что невозможно установить без наличия сведений о характере деятельности истца в спорные периоды.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, представленные истцом трудовая книжка и архивные справки муниципального архива Крутинского муниципального района, вышеперечисленные выписки из приказов не содержат указаний на занятость истца на работе с тяжелыми условиями труда. Из представленных документов не усматривается, что истцу предоставлялись и начислялись какие-либо надбавки к заработной плате за работу в особых условиях труда, дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда не предоставлялся.
Представленная истцом архивная справка Муниципального архива Администрации Крутинского муниципального района Омской области от 22 октября 2020 года № 534, Устав АООТ «Сатур», выписка из ЕГРЮЛ от 03 ноября 2020 года в отношении АООТ «Сатурн» не свидетельствуют о занятости истца в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня.
Представленные истцом личные карточки работника также не являются доказательством работы истца в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня, содержат лишь наименование должности истца и сведения о периодах его работы.
Документы, содержащие перечень жилых домов, объектов соцкультбыта и производственного назначения за 1993 год к отчету о жилищном и гражданском строительстве по Крутинскому району, равно как и акты государственной комиссии на приемку в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденные постановлением Главы Администрации Крутинского района Омской области от 30 декабря 1992 года № 446 и постановлением от 21 января 1993 года № 17 не свидетельствуют о занятости истца на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов течение полного рабочего дня.
Лицевые счета о начислении истцу заработной платы в период его работы в АООТ «Сатурн» свидетельствуют лишь о факте начисления истцу в определенные периоды заработной платы и не являются доказательствами работы в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня.
Ссылка истца о содержании в лицевых счетах и архивных справках сведений о начислении заработной платы с указанием о количестве отработанных дней и данными о стабильном и постоянном увеличении размера заработной платы с указанием отработанных дней в соответствующих расчетных периодах свидетельствует лишь о размере заработной платы, но не может расцениваться как доказательство работы истца в тяжелых условиях труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При такой ситуации представленные истцом доказательства с достоверностью не свидетельствуют об обстоятельствах выполнения истцом работ в условиях Списка не менее 80 процентов рабочего времени, в связи с чем суд первой инстанции правомерно не принял указанные архивные справки, приказы, лицевые счета, трудовую книжку, регистрационные документы в отношении работодателей истца, а также иные представленные документы в качестве доказательств работы истца в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня.
Учитывая, что как на время обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, так и на момент вынесения районным судом решения у истца отсутствует необходимая продолжительность (6 лет 3 месяца) стажа работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», судом обоснованно отказано в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крутинского районного суда Омской области от 14 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2023 года.