ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2082/19 от 13.05.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Осипова Н.Ю.

Дело № 33-4559/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

13.05.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Волошковой И.А.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Фефеловой З.С.

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Емшановой А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2082/2019 по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к Муниципальному автономному нетиповому образовательному учреждению «Нижнетагильский Дом Учителя», Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург о возложении обязанности совершить определенные действия,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика Управления Федерального казначейства по Свердловской области на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 17.12.2019.

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., пояснения представителя истца Карелиной Т.И., представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Свердловской области Никифоровой А.Е., представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург Прохорова С.А., судебная коллегия

установила:

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее по тексту Управление) обратилось в суд с иском, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Нижнетагильский Дом Учителя» (далее по тексту МАНОУ НТДУ), Управление Федерального казначейства по Свердловской области (далее по тексту УФК по Свердловской области), Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург (далее по тексту ФКУ «ЦОКР») исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Дом, где в 1918 году формировались кавалерийские части Красной Армии», расположенного по адресу: ..., а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии со ст. ст. 42, 43, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что заявленный объект недвижимости включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Ответчиками подписано охранное обязательство на указанный объект культурного наследия, в соответствии с которым ответчики обязаны обеспечивать сохранность здания и несет ответственность за несоблюдение требований законодательства об объектах культурного наследия, допущение повреждений, разрушения, уничтожения, изменения внешнего облика и интерьеров памятника в соответствии с особенностями помещений нарушений условий его сохранения и использования. В ходе внеплановой проверки был установлен факт нахождения здания в неудовлетворительном техническом состоянии, требования охранного обязательства не исполняются.

Таким образом, МАНОУ НТДУ и УФК по Свердловской области, владея частями объекта культурного наследия на праве оперативного управления, не принимают мер по обеспечению его сохранности, не проводят работ по сохранению объекта культурного наследия, игнорируя обязанности иного законного владельца объекта культурного наследия, соответственно, чем нарушают требования Федерального закона № 73-ФЗ, условия охранных обязательств от 21.07.2014 и от 08.08.2013.

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 17.12.2019 исковые требования удовлетворены.

Суд обязал Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Нижнетагильский Дом Учителя», Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии», расположенного по адресу: ..., а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии со ст. ст. 42, 43, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оспаривая законность и обоснованность принятого решения, ответчик УФК по Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части и принять по делу новое решение, исключив из резолютивной части УФК по Свердловской области из числа лиц, обязанных исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия. В обоснование жалобы указано, что УФК по Свердловской области закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд не осуществляет, финансирование из федерального бюджета не получает, данные полномочия осуществляет ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России». Кроме того, суду было сообщено о проведении мероприятий по передаче имущественного комплекса УФК по субъектам РФ на баланс ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» и его филиалов. Также суд не указал, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Свердловской области Никифорова А.Е., действующая на основании доверенности от 22.10.2018, поддержала доводы и требования апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г. Екатеринбург Прохоров С.А., действующий на основании доверенности от 30.12.2019, поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Карелина Т.И., действующая на основании доверенности от 17.06.2019, возражала против доводов апелляционной жалобы, считала решение суда законным и обоснованным, указав на то, что объект культурного наследия находится в оперативном управлении УФК по Свердловской области по настоящее время, планируемые мероприятия по передаче на баланс ФКУ «ЦОКР» имущественного комплекса Управлений Федерального казначейства планируются только в будущем времени.

В судебное заседание апелляционной инстанции ответчик Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Нижнетагильский Дом Учителя», третьи лица Администрация города Нижнего Тагила, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что объект культурного наследия регионального значения «Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии», расположен по адресу: ....

Вышеуказанный объект культурного наследия принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 04.12.1986 № 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области»; зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером и зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости под кадастровым номером , как «административное здание», в котором расположены:

- «Нежилое помещение, этаж № 1, этаж № 2», площадью 326 кв.м., зарегистрированное в ЕГРН под кадастровым номером , находящееся в собственности МО «город Нижний Тагил», регистрационная запись от 18.07.2017 , и в оперативном управлении МАНОУ НТДУ, регистрационная запись от 06.03.2018 ;

- «Нежилое помещение, этаж № 1», площадью 320,5 кв.м., зарегистрированное в ЕГРН под кадастровым номером , находящееся в собственности Российской Федерации, регистрационная запись от 21.04.2011 , и в оперативном управлении УФК по Свердловской области, регистрационная запись от 08.11.2011 .

Обременение объекта недвижимости как объекта культурного наследия зарегистрировано 21.04.2011 за .

21.07.2014 ответчиком МАНОУ НТДУ выдано Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту - МУГИСО), уполномоченному на тот момент государственному органу в области охраны объектов культурного наследия, охранное обязательство на объект культурного наследия от 21.07.2014, неотъемлемой частью которого является перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с охранным обязательством от 21.07.2014 пользователь: обеспечивает сохранность нежилых помещений первого этажа №№ 9-14, второго этажа №№ 1-8, расположенных в объекте культурного наследия, и несет установленную действующим законодательством ответственность за несоблюдение требований законодательства об объектах культурного наследия, допущение повреждения, разрушения, уничтожения, изменение внешнего облика и интерьеров памятника в соответствии с его особенностями, нарушение условий его сохранения и использования (пункт 1 раздела I); обеспечивает содержание помещений и всего связанного с ними имущества в надлежащем состоянии в соответствии с санитарными, противопожарными и техническими нормами и требованиями, предусмотренными действующим законодательством (пункт 1 раздела II); осуществляет проведение за счет собственных средств работ по сохранению памятника истории и культуры (пункт 3 раздела II).

В соответствии с перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия, ответчик МАНОУ НТДУ приняло на себя обязательства осуществить следующие мероприятия и работы: в 2014 году получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; в 2015-2017 годах обеспечить выполнение научно-проектной документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с заданием; в 2015-2017 годах провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия на основании согласованной документации (допускается этапами).

08.08.2013 ответчиком УФК по Свердловской области выдано МУГИСО, охранное обязательство на объект культурного наследия от 08.08.2013, неотъемлемой частью которого является перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с охранным обязательством от 08.08.2013 пользователь: обеспечивает сохранность нежилых помещений первого этажа №№ 1-13 по планам ЕМУП БТИ от 18.06.2010 в объекте культурного наследия и несет ответственность за неизменность внешнего облика и интерьеров памятника в соответствии с особенностями помещений как части памятника (пункт 1 преамбулы); обеспечивает в соответствии с условиями договора содержание помещений и всего связанного с ними имущества в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, при этом не допускается ухудшение состояния или искажение предмета охраны (подпункт 1.1. пункта 1 раздела II).

В соответствии с пунктом 1 раздела I охранного обязательства от 08.08.2013, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия Собственник или Пользователь (с учётом условий договора) обеспечивают проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и помещений, в том числе реставрацию, ремонт, приспособление для современного использования в соответствии с заданиями или предписаниями уполномоченного органа.

В соответствии с перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия от 05.08.2013 УФК по Свердловской области приняло на себя обязательства осуществить следующие мероприятия и работы: в 3-4 квартале 2013 года восстановить исторический рисунок оконных заполнений; в 3 квартале 2013 года демонтировать рольставни.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях обеспечения сохранности памятника пользователь обеспечивает разумное использование памятника, проведение работ по сохранению памятника, в том числе реставрацию, ремонт, приспособление для современного использования в соответствии с заданиями или требованиями Министерства, оформленным в установленном законом порядке, и актами текущего осмотра.

В соответствии с ч. 1 ст. 40, ст. 45 данного закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной целостности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Судом установлено, что 02.08.2017 в ходе мониторинга объекта культурного наследия, проведенного ГБУК СО НПЦ, учреждением культуры, подведомственным Управлению, (акт мониторинга от 02.08.2017 № 44), установлено следующее: состояние фасадов неудовлетворительное, наблюдается нарушение целостности водосточных труб, подтеки, нарушения окрасочного и штукатурного слоев стен, нарушения целостности декоративных элементов; в настоящее время оштукатурены стены первого этажа северного и западного фасадов здания; состояние помещений удовлетворительное; помещения № 1-13 первого этажа, общей площадью 320,5 кв.м., находящиеся в пользовании УФК по Свердловской области в настоящее время не используются; в оконных проемах первого этажа северного и западного фасадов установлены рольставни УФК по Свердловской области; МАНОУ НТДУ произведена замена окон без согласования с органом охраны, материал и расстекловка не соответствуют первоначальным; на 2 этаже южного фасада с наружной стороны в двух оконных проемах установлены металлические решетки без согласования с органом охраны.

Управлением 05.08.2019 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, по результатам которого установлено следующее: наблюдаются нарушения целостности водосточных труб, нарушения окрасочного и штукатурного слоев на фасадах и цоколе; часть западного фасада оштукатурена, нарушена целостность декоративных элементов; в оконных проемах первого этажа северного и западного фасадов установлены рольставни; оконные заполнения пластиковые; на 2 этаже южного фасада с наружной стороны двух оконных проемов установлены металлические решетки; на стенах имеются вандальные рисунки.

Фактическое состояние объекта культурного наследия подтверждается фотоматериалами, приложенными к указанным актам от 02.08.2017 и от 05.08.2019.

Судом установлено, не оспорено сторонами, что по состоянию на 23.09.2019 Управлением выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия ответчику МАНОУ НТДУ неосуществлялась, проектная документация на проведение работ - не согласовывалась. Информация о ранее выданных МАНОУ НТДУ заданиях и разрешениях на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласовании проектной документации в Управлении отсутствует.

В свою очередь, 20.06.2018 Управлением подготовлено и получено Межрегиональным филиалом ФКУ «ЦОКР» задание № 38-05-22/75 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия со сроком действия до 30.06.2020.

По состоянию на 23.09.2019 Управлением выдача ответчикам ФКУ «ЦОКР» и УФК по Свердловской области разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не осуществлялась, проектная документация на проведение работ - не согласовывалась. Информация о ранее выданных ФКУ «ЦОКР» и УФК по Свердловской области разрешениях на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласовании проектной документации в Управлении отсутствует.

Суд первой инстанции, установив тот факт, что вышеприведенные условия содержания объекта культурного наследия, учреждениями не исполнены, меры, обеспечивающие физическую сохранность объекта культурного наследия, не приняты, перечень работ, являющийся неотъемлемой частью охранного обязательства, не выполнены, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о проведении работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется.

Как усматривается из апелляционной жалобы, ответчик Управление Федерального казначейства по Свердловской области не согласен с решением суда именно в части возложения обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия на УФК по Свердловской области, а не на ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России».

Приказом Казначейства России от 18.01.2017 №2н «О наделении Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» ФКУ «ЦОКР» наделен полномочиями по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства.

Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в г. Екатеринбург создан на основании приказа ФКУ «ЦОКР» от 30.08.2016 №194 «О создании филиала и утверждении положения о филиалах Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в соответствии с приказом Казначейства России от 27.05.2013 №94 «Об утверждении Устава Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».

30.12.2016 УФК по Свердловской области заключило с ФКУ «ЦОКР» Соглашение об особенностях обеспечения ФКУ «ЦОКР» (филиалом) административно-хозяйственных функций по техническому обслуживанию административных зданий (помещений) УФК по Свердловской области, согласно которому Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в г. Екатеринбург является исполнителем функций по техническому обслуживанию административных зданий (помещений), принадлежащих УФК по Свердловской области, осуществляет в качестве заказчика в интересах УФК по Свердловской области закупки товаров, работ и услуг.

Однако, в соответствии с охранным обязательством от 08.08.2013 именно пользователь, которым является УФК по Свердловской области, обеспечивают проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и помещений, в том числе, реставрацию, ремонт, приспособление для современного использования в соответствии с заданиями или предписаниями уполномоченного органа.

Довод жалобы ответчика УФК по Свердловской области о проведении мероприятий по передаче имущественного комплекса УФК по субъектам Российской Федерации на баланс ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» и его филиалов, судебной коллегией отклоняется, поскольку на день рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанциях часть административного здания, являющегося объектом культурного наследия, находится в оперативном управлении УФК по Свердловской области.

Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что судом не указаны виды и объем ремонтных и восстановительных работ, судебная коллегия учитывает, что конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия должны быть определены в задании, выдаваемом уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия на основании проектной документации.

Поскольку в настоящее время проектная документация ответчиками не разрабатывалась, невозможно определить конкретные работы, которые необходимо провести для сохранения объекта культурного наследия.

Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержат.

Учитывая изложенное, вопреки безосновательным доводам автора жалобы, выводы суда первой инстанции основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильную по существу правовую оценку. Данные выводы соответствуют закону и не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Оснований для иной оценки доказательств и отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 17.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Федерального казначейства по Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

И.А. Волошкова

Судьи:

Р.В. Кучерова

З.С. Фефелова