ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2023 года по делу № 33-9848/2023
Судья в 1-й инстанции Дацюк В.П. дело № 2-2089/2023
УИД 91RS0024-01-2023-000750-40
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Гоцкалюка В.Д. |
Судей | Паниной П.Е. |
Подобедовой М.И. | |
при секретаре | Музыченко И.И. |
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Администрации города Ялты Республики Крым к Адамановой Д.М., третьи лица: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым о понуждении снести строение,
по апелляционной жалобе Адамановой Д.М. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 апреля 2023 года,
у с т а н о в и л а:
Администрации города Ялты Республики Крым обратилась в суд с иском к Адамановой Д.М., третьи лица: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым в котором просит обязать ответчика снести двухэтажное строение площадью 113,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №. В случае неисполнения решения суда в сроки, установленные для добровольного исполнения, предоставить истцу право самостоятельно снести двухэтажное строение площадью 113,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, и взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента фактического его исполнения по сносу объект самовольного строительства.
Требования мотивированы тем, что 04 мая 2022 года специалистами Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта была проведена фактического использования земельного участка по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № о чем был составлен акт. По результатам проверки установлено, что на основании Постановления администрации города Ялта от 02 марта 2022 года № 598-п, Адамановой Д.М. отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, на основании подпункта 2 пункта 18 постановления Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольного до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства». Сделан вывод, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на объекты капитального строительства и разрешительной документации на проведении работ по строительству капитального строения по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, указанная постройка имеет признаки самовольной согласно ст.222 ГК РФ. 29 июля 2022 года Постановлением Администрации города Ялта № 3262-п «О приведении Адамановой Д.М. земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №», установлено собственникам (владельцам) капитального объекта срок для добровольного демонтажа (сноса) вышеуказанного объекта и приведения места размещения объекта в первоначальное состояние - в течение 3 месяцев с даты извещения собственников (владельцев) объекта. На юридический департамент Администрации города Ялта возложена обязанность в случае невыполнения пункта 2 данного постановления обратиться в суд с исковым заявлением о приведении гр. Адамановой Д.М. земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №. 02 февраля 2023 года специалистами Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта составлен АКТ № 19.3-02/305 о неисполнении постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 29 июля 2022 года № 3262-п «О приведении Адамановой Д.М. земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №». Распоряжением Главы Республики Крым от 18 июня 2014 года № 31-рг создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее - Комиссия), основной функцией которой является организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым. В ходе работы Комиссии была создана межведомственная рабочая группа для проведения выездного обследования территорий «полян протеста», по результатам которого был составлен акт инвентаризации самовольно занятых земель на территории Ялтинского городского округа и сформирована база учета граждан для предоставления земельных участков. Порядок формирования реестра участников «полян протеста» утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года № 169 «Об утверждении Порядка ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Порядок), согласно которому формирование Реестра было возложено на Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (далее - Государственный комитет). Информация о результатах инвентаризации с приложением графических материалов, списочным составом участников «Полян протестов» была направлена в Государственный комитет. Участники «поляны протеста «Лавровое поле» в с. Понизовка, соответствующие требованиям Порядка, были внесены в Реестр. Государственным комитетом во исполнение распоряжения Главы Республики Крым от 05 марта 2019 года № 99-рг был осуществлен повторный выезд в составе рабочей группы для проведения анализа и актуализации списков участников полян протеста на территории муниципального образования городской округ Ялта включенных в АИС «Земля» в качестве участников «полян протеста». Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 733 в Схему территориального планирования Республики Крым внесены изменения в части включения объекта регионального значения в области курортной и туристской деятельности «Строительство (расширение) санаторно-курортного комплекса «MriyaResort&SРА». В целях размещения данного объекта решением 13-й сессии Ялтинского городского совета 2-го созыва от 16 июня 2020 года № 11 в генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Генеральный план) внесены соответствующие изменения. Территория «поляны протеста «Лавровое Поле» предусмотрена Генеральным планом для реализации данных целей. Участникам поляны протеста «Лавровое поле», относящимся к льготным категориям граждан и имеющим право на получение земельных участков, земельные участка будут предоставляться в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в порядке, утвержденном Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года № 41 «Об утверждении Порядка ведения очерёдности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности». В соответствии со ст. 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон), земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности. Уполномоченный орган самостоятельно обеспечивает выбор земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых возможно образование земельных участков для предоставления гражданам, и (или) обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проекта межевания территории, после чего сообщает заявителю о возможности получения определенного земельного участка, в том числе подлежащего образованию. Адаманова Д.М. исключена из списка на основании постановления Администрации города Ялта от 05 сентября 2021 года № 3291-п, поскольку в предоставленных документах были выявлены недостоверные сведения, послужившие основанием для включения в список (наличие иного земельного участка пригодного для индивидуального жилищного строительства). Администрация города Ялта не располагает сведениями о наличии разрешений на строительство двухэтажного строения площадью 113,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №. Согласно акту права на земельный участок под строением площадью 113,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № не зарегистрированы в установленном порядке. Адаманова Д.М. 26 декабря 2019 года обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в границах населенного пункта, с расположенной на нём постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, однако Постановлением администрации города Ялта от 02 марта 2022 года № 598-п ей отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №». Таким образом, участок Адамановой Д.М. под строением площадью 113,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № занят самовольно.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 апреля 2023 года иск удовлетворен.
На Адаманову Д.М. возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу снести двухэтажное строение площадью 113,5 кв.м. по адресу: <адрес> в границах кадастрового квартала № (поляна протеста «Лавровое поле», в районе земельного участка с кадастровым номером №).
В случае неисполнения Адамановой Д.М., судебного решения в установленный срок предоставлено администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609) право собственными силами и средствами и за счет Адамановой Д.М. произвести снос двухэтажного строения площадью 113,5 кв.м. по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № (поляна протеста «Лавровое поле», в районе земельного участка с кадастровым номером №).
В случае неисполнения Адамановой Д.М. судебного решения в установленный срок взыскивать с Адамановой Д.М. пользу администрации города Ялты Республики Крым судебную неустойку в размере 200 (двести) рублей за каждый день неисполнения решения суда. Взыскание неустойки производить со следующего дня после истечения установленного решением суда срока для добровольного исполнения два месяца со дня вступления решения суда в законную силу и по день исполнения судебного решения.
С Адамановой Д.М. взыскано в доход муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 6000 рублей.
В апелляционной жалобе Адаманова Д.М. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Обжалуемое решение считает незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Заслушав докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.
Из материалов дела следует, что в 2008 году ответчиком возведено одноэтажное строение площадью 56,6 кв.м. по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № (поляна протеста «Лавровое поле», в районе земельного участка с кадастровым номером №), имеющее признаки индивидуального жилого дома.
Истец, полагая, что данная постройка возведена на земельном участке, не предоставленном ответчику для этих целей, а также без получения разрешительных документов, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Особенности распределения обязанности доказывания по данному иску заключаются в том, что лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности или ином вещном праве и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец полагает, что спорное строение является самовольным и подлежит сносу в связи с тем, что нарушен вид разрешенного использования земельного участка, отсутствует разрешение на строительство, отсутствует земельный участок, предоставленный в установленном законом порядке.
Из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки. Рассматривая дела по искам, связанным с самовольными постройками, следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" положения ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, определяющей случаи, когда для возведения строения или его реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие ГрК РФ).
Сторонами не отрицалось, что строительство спорного объекта началось в период действия законодательства Украины.
Согласно положениям статьи 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта, либо с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.
Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.
Если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, или за его счет.
По требованию владельца (пользователя) земельного участка суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, которое самовольно построено на нем, если это не нарушает права других лиц.
Лицо, осуществившее самовольное строительство, имеет право на возмещение расходов на строительство, если право собственности на недвижимое имущество признано за собственником (пользователем) земельного участка, на котором оно размещено.
В случае существенного отклонения от проекта, которое противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может принять решение, которым обязать лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, провести соответствующую перестройку.
Если проведение такой перестройки невозможно или лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, отказывается от ее проведения, такое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, которое осуществило (осуществляет) строительство. Лицо, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, обязано возместить расходы, связанные с приведением земельного участка в прежнее состояние.
Из пункта 1 Постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 30 марта 2012 года №6 «О практике применения судами статьи 376 Гражданского кодекса Украины (о правовом режиме самовольного строительства)» положения статьи 376 ГК Украины распространяется на случаи самовольного строительства жилых домов, зданий, сооружений, другого недвижимого имущества как физическими, так и юридическими лицами.
В пункте этого же Постановления Пленума разъяснено, что право собственности в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 376 ГК, может быть признано только на вновь построенное недвижимое имущество или недвижимое имущество, созданное в связи со сносом предыдущей здания и согласно строительным нормам и правилам является завершенным строительством.
При рассмотрении дел указанной категории судам следует иметь в виду, что самовольным считается строительство жилого дома, здания, сооружения, иного недвижимого имущества, если они построены (строятся) на земельном участке, не отведенном лицу, осуществляющему строительство; или отведена не для этой цели; или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта; или с существенным нарушением строительных норм и правил.
Самовольным также считается строительство хотя и на основании проекта, но при наличии существенных нарушений указанных норм и правил как в самом проекте, так и при строительстве, при наличии решений специально уполномоченных органов об устранении нарушений.
Строительством объекта недвижимости на земельном участке, не отведенном для этой цели, считается сооружение таких объектов на земельном участке, не отнесенным к землям жилой и общественной застройки, в частности, предоставленной для ведения огородничества, сенокошения, выпаса скота и т.д., целевое назначение или вид использования которой не изменено в установленном законом порядке.
Под предоставлением земельного участка следует понимать решение компетентного органа власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность или предоставление в пользование, или передачу права пользования земельным участком на основании гражданско-правовых договоров с физическим или юридическим лицом.
Не может считаться предоставлением земельного участка только решение компетентного органа власти о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или для разработки проекта застройки.
Под целью предоставления земельного участка следует понимать вид использования земельного участка (статья 19 ЗК, Классификация видов целевого назначения земель, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23 июля 2010 года № 548), указанный в решении соответствующего компетентного органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка в пользование или передачу в собственность с учетом целевого назначения земельного участка.
Под надлежащим разрешением следует понимать предусмотренный Законом Украины № 3038-VI разрешительный документ (статьи 35 - 37), что дает право выполнять подготовительные и строительные работы именно того объекта и на том земельном участке, переданной с этой целью определенному лицу.
Под проектом следует понимать в зависимости от категории объекта строительства соответствующий состав документации, определенной статьями 1, 7 и 8 Закона Украины № 687-XIV, полученной в соответствии со статьями 29, 31 Закона № 3038-VI, а также строительный паспорт и технические условия, полученные в соответствии со статьями 27, 30 указанного Закона.
Строительством, которое осуществляется с существенным нарушением строительных норм и правил, считается в том числе строительство, хотя и осуществляется при наличии проекта, но с нарушением государственно-строительных норм и санитарных правил, угрожающих жизни и здоровью человека в случае невыполнения предписаний инспекции государственного архитектурно-строительного контроля об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил и тому подобное.
Аналогичные по своей сути положения закреплены и в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, в силу положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
В силу пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 25-26 этого же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также следует, что в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, однако на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться правообладатель земельного участка. Ответчиком по такому иску является застройщик. В этом случае застройщик имеет право требовать от правообладателя возмещения расходов на постройку.
Признание права собственности на самовольную постройку не свидетельствует о невозможности оспаривания заинтересованным лицом в последующем права собственности на это имущество по иным основаниям.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что 04 мая 2022 года должностными лицами Департамента муниципального контроля администрации города Ялта Республики Крым произведено обследование земельного участка и расположенного на нем объекта по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №., о чем составлен акт №.
15 июня 2022 года состоялось заседание Комиссии по вопросам выявления самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которой было принято решение предложить ответчику привести земельный участок в первоначальное положение путем демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а в случае неисполнения – обратиться с соответствующим иском в суд. Решение Комиссии оформлено выпиской из протокола №29.
Постановлением Администрации города Ялта от 29 июля 2022 года № 3262-п ответчику предложено в течение трех месяцев с даты извещения осуществить демонтаж (снос) объекта капитального строительства. Этим же постановлением юридическому департаменту Администрации предписано в случае неисполнения постановления в установленный срок обратиться с иском в суд о приведении земельного участка в первоначальное состояние.
Пунктом 2 данного постановления установлен собственникам (владельцам) капитального объекта срок для добровольного демонтажа (сноса) вышеуказанного объекта и приведения места размещения объекта в первоначальное состояние - в течение 3 месяцев с даты извещения собственников (владельцев) объекта.
Как следует из материалов дела данное постановление не исполнено, спорная постройка не демонтирована.
Также, 28 мая 2018 года ответчик обращалась в администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании статьи 22 Закона от 15 января 2015 года № 66-ЗРК.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 02 марта 2022 года №598-п отказано ответчику в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, на основании подпункта 2 пункта 18 постановления Совета Министров Республики Крым от 12 мая 2015 года №252 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства».
Данное постановление незаконным не признано, не отменено.
Также установлено, что разрешение на возведение спорной постройки не получалось, разрешительная документация не регистрировалась, не выдавалась, земельный участок для возведения данной постройки либо для иной цели, позволяющей размещение спорного строения не предоставлялся.
Таким образом ответчик разместил капитальное строение на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без согласования с органом местного самоуправления и получения разрешительных документов на земельный участок.
Также, как установлено судом первой инстанции, Адаманова Д.М. включена в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 1 декабря 2016 года N 1511-р «Об утверждении Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства».
Заявление о предоставлении земельного участка внесено в автоматизированную информационную систему «Земля 2.0» (база данных ведения очерёдности граждан на получение в собственность земельного участка) под номером 1680.
30 апреля 2020 года состоялось заседание Комиссии по вопросам защиты к реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее – Комиссия).
Протокольным решением Комиссии утвержден список граждан по пгт.Понизовка, Лавровое поле, 12,5 га; пгт.Симеиз, в районе пансионата «Зори России», 6,5 га городского округа Ялта Республики Крым, не имеющих основания для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в границах населенного пункта, в соответствии с нормами пункта 3.4.7 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 N 41 (приложение №2).
Адаманова Д.М. поименована в данном списке под номером 1. В качестве основания для исключения из Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указан пункт 3.4.7 Порядка – выявление в представленных гражданами документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список (наличие иного земельного участка, пригодного для индивидуального жилищного строительства).
Копия Списка граждан, не имеющих основания для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в границах населенного пункта, направлена Комиссией в Администрацию города Ялта Республики Крым.
Постановлением Администрации от 05 октября 2021 года № 3291-п Адаманова Д.М. исключена из списка граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии со статьей 22.2 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015, в связи с наличием земельного участка, пригодного для индивидуального жилищного строительства.
Письменным уведомлением Администрации от 06 сентября 2022 года Адамановой Д.М. сообщено об исключении из Реестра «АИС «Земля 2.0» на основании постановления от 05 октября 2021 года № 3291-п.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ), на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами город Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», которым установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым (далее – Закон 66-ЗРК/2015).
Статьей 22.2 Закона 66-ЗРК/2015 предусмотрены особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
Действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр).
Порядок ведения Реестра утверждается Советом министров Республики Крым.
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
В случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков применяется норма пункта 2-1 части 3 статьи 6 настоящего Закона (пункт 1).
Право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 настоящей статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий: 1) наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины; 2) наличие гражданства Российской Федерации; 3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; 4) отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); 5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года; 6) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка (пункт 2).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 N 41 утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее – Порядок №41).
Настоящий Порядок устанавливает правила постановки заявителя в очередь на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, снятия его с очереди.
Списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (далее - Список) формируются и ведутся органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - уполномоченные органы) по месту жительства граждан (п.1.2 Порядка №41).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.04.2016 №169 утверждён Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Порядок №169).
Пунктом 2 данного Постановления на Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым возложены функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым по формированию и ведению Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Реестр).
В соответствии с Порядком №41 гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа, кроме прочего, в случае утраты им оснований, дающих право в соответствии с Законом на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, бесплатно в собственность (пп.1 п.3.3).
В случае отсутствия документов, послуживших основанием для включения в Список граждан, включенных в порядке статьи 22.2 Закона в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Реестр, граждане, Федеральный конституционный закон), Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым (далее - Госкомитет) направляет указанным гражданам письмо-уведомление о необходимости представления документов, послуживших основанием для включения в Список (п.3.4.1).
Граждане обязаны в течение тридцати календарных дней со дня получения письма-уведомления представить документы, послужившие основанием для включения в Список, в Госкомитет (п.3.4.4).
По истечении тридцати календарных дней со дня получения гражданами письма-уведомления Госкомитет направляет соответствующие материалы на рассмотрение в Комиссию по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, созданную в соответствии с распоряжением Главы Республики Крым от 18 июня 2014 года N 31-рг (п.3.4.5).
Комиссия в течение десяти календарных дней со дня получения от Госкомитета соответствующих материалов рассматривает их и по результатам их рассмотрения принимает одно из следующих решений: о наличии оснований для включения граждан в Список; об отсутствии оснований для включения граждан в Список (п.3.4.6).
Решение об отсутствии оснований для включения граждан в Список принимается Комиссией в случаях: непредставления гражданами в Госкомитет документов, послуживших основанием для включения в Список, в течение тридцати календарных дней со дня получения ими письма-уведомления; представления гражданами в Госкомитет неполного пакета документов, предусмотренных подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Порядка; выявления в представленных гражданами документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; недостижения совершеннолетия лицом, включенным в Реестр, по состоянию на 18 марта 2014 года (п.3.4.7).
Решение Комиссии оформляется протоколом и в течение десяти календарных дней с момента принятия подлежит направлению в Госкомитет и уполномоченный орган (п. 3.4.8).
Решение Комиссии об отсутствии оснований для включения граждан в Список является основанием для принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из Списка (п. 3.4.9).
Из материалов дела следует, что истцу Адамановой Д.М. принадлежит на праве собственности ряд объектов недвижимости, в том числе земельный участок площадью 1 500 кв.м. с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, на основании свидетельства о праве на долю в общем совместном имуществе супругов от 22 октября 2019 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 22 октября 2019 года.
В связи с приобретением земельного участка, пригодного для индивидуального жилищного строительства, Адаманова Д.М., по мнению суда, утратила основания для получения в собственность земельного участка в порядке статьи 22.2 Закона 66-ЗРК/2015.
При таких обстоятельствах Администрация правомерно исключила Адаманову Д.М. из списка граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Также, судом учитывается, что согласно части 1 статьи 22.2 Закона Республики Крым № 66-ЗРК, предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
При этом статьей 6 указанного Закона установлено, что земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности (часть 2).
Согласно пункту 1 части 3 стастьи 6 Закона Республики Крым № 66-ЗРК, уполномоченный орган обеспечивает самостоятельно выбор земель или земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, из которых возможно образование земельных участков для предоставления гражданам, и (или) обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проекта межевания территории в соответствии с порядком, установленным Советом министров Республики Крым.
Как следует из материалов дела, ответчик состояла в списках очередности АИС «Земля» как участник «поляны протеста» «Лавровое поле», в районе земельного участка с кадастровым номером 90:25:070801:252, где и расположено спорное строение, то есть была отнесена к категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако данное право подлежало реализации в соответствие с очередностью, а также право выбора земельного участка, который подлежал бы предоставлению ответчику, как относящемуся к льготной категории, в случае нахождения в АИС «Земля» принадлежит уполномоченному органу соответствующего муниципального образования, которым в данном случае является администрация города Ялты Республики Крым.
При этом следует учесть, что наличие права на приобретение земельного участка под индивидуальное жилищное строительства не освобождает от ответственности, установленной за самовольный захват иных земельных участков путем возведения на нем самовольных построек.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Пунктами 1, 2 статьи 60, статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Ввиду чего, орган местного самоуправления вправе осуществлять контроль за размещением на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, объектов движимого и недвижимого имущества, требовать устранения нарушений земельного законодательства.
Таким образом, в рассматриваемом случае ответчик разместил капитальное строение на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без согласования с органом местного самоуправления и получения разрешительных документов на земельный участок.
При таком положении, спорная постройка носит характер самовольной, подлежит сносу, в связи с чем надлежит возложить обязанность по её демонтажу.
Разумной срок для сноса (демонтажа) суд определяет – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом характеристик спорного объекта).
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Таким образом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца, в том числе предоставление администрации города Ялты Республики Крым права собственными силами и средствами и за ответчика произвести снос спорного двухэтажного строения.
В силу положений части 3 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно статье 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства
Как указано в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее – судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
В силу пункта 30 указанного постановления Пленума 30 правила пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на случаи неисполнения денежных обязательств.
В силу пункта 31 указанного постановления Пленума суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в дальнейшем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, чч. 1 и 2 ст. 324 АПК РФ).
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Поскольку судом удовлетворены исковые требования о возложении на ответчика обязанности осуществить демонтаж спорной постройки и установлен срок для исполнения ответчиком обязанности, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании судебной неустойки в размере 200 рублей за каждый день неисполнения решения суда со следующего дня после истечения установленного решением суда срока для добровольного исполнения два месяца со дня вступления решения суда в законную силу и по день исполнения судебного решения.
Также судом первой инстанции определен размер судебной неустойки в размере 200 рублей, исходя из его разумности, соответствия обстоятельствам спора, имущественному положению сторон, а также исходя из соображений о том, что указанный размер не приведет к необоснованному освобождению ответчика от ответственности на случай неисполнения судебного акта, но и не приведет к получению необоснованной выгоды стороны истца.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Ялта государственную пошлину в размере 6000 рублей.
С такими выводами суда первой инстанции в полной мере соглашается суд апелляционной инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает. При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 апреля 2023 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Адамановой Д.М. – без удовлетворения.
Председательствующий Гоцкалюк В.Д.
Судьи Панина П.Е.
Подобедова М.И.