Судья Дробот Н.В. Дело № 33-10235/2021
№ 2-208/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Кушнаренко Н.В.
судей Фетинга Н.Н., Боровой Е.А.
при секретаре Черникове С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, третьим лицам Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональной службе по тарифам Ростовской области об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение», по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского городского поселения на решение Зерноградского районного суда Ростовский области от 10 февраля 2021 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
прокуратура Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение», указывая на то, что по результатам проверки прокуратурой Зерноградского района выявлены нарушения в исполнении органом местного самоуправления Зерноградского городского поселения требований федерального законодательства при передаче находящихся в муниципальной собственности объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а именно, Администрация Зерноградского городского поселения по договору аренды муниципального имущества от 10.12.2018 № 2 (172 объекта водоснабжения и 112 объектов водоотведения) предоставила в аренду ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» имущество, находящееся в муниципальной собственности, для обеспечения водоснабжения и транспортировки сточных вод на территории муниципального образования сроком на 3 года.
10.12.2018 между Администрацией Зерноградского городского поселения и ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» заключен договор хранения муниципального имущества с правом эксплуатации № 3 с 01.01.2019 до заключения концессионного соглашения в отношении передаваемого имущества (централизованные сети холодного водоснабжения и технологически связанные с ними объекты в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ( с учетом дополнительного соглашения от 12.09.2019 к договору хранения от 10.12.2018 № 3)). Также 10.12.2018 ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 229 наделено статусом гарантирующей организации водопроводно-канализационного хозяйства на территории Зерноградского городского поселения с 01.01.2019.
По мнению прокурора, действия ответчика по передаче имущества предприятию без проведения торгов приводят к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предприятия и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области 14.03.2019 возбуждено дело по признакам нарушений Администрацией Зерноградского городского поселения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и 02.07.2019 выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до 07.10.2019 путем расторжения с ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» договора аренды и договора хранения от 10.12.2018 и возврата объектов, находящихся в муниципальной собственности в муниципальную казну с последующим распоряжением указанными объектами с соблюдением требований антимонопольного законодательства и норм Федерального закона «О концессионных соглашениях». Постановлением Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020, оставленным Арбитражным судом кассационной инстанции без изменения, отказано в удовлетворении заявленных ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» и Администрации Зерноградского городского поселения требований о признании предупреждения УФАС по РО от 02.07.2019 недействительным.
В связи с допущенными нарушениями, прокуратурой района главе Администрации Зерноградского городского поселения дважды вносились представления об их устранении. Однако, до настоящего времени нарушения антимонопольного законодательства не устранены и работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения Зерноградского городского поселения не организована.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию Зерноградского городского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение».
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 10 февраля 2021 года исковые требования прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме.
Администрация Зерноградского городского поселения Ростовской области не согласилась с вынесенным судебным постановлением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Администрацией Зерноградского городского поселения ведется работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, устраняются недостатки в несогласованном проекте конкурсной документации и после согласования указанной документации Министерством ЖКХ Ростовской области, будет объявлен конкурс, наложенный арест на имущественные права (право аренды) и запрет регистрационных действий в отношении муниципального имущества препятствует Администрации Зерноградского городского поселения как собственнику распоряжаться своим имуществом и провести конкурс на заключение концессионного соглашения.
Прокуратура Зерноградского района Ростовской области в возражениях указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы Администрации Зерноградского городского поселения, полагая, что у ответчика имелась реальная возможность своевременно принять меры, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства о концессионных соглашениях, а планирование муниципалитета конкурс объявить в будущем не соответствует выводу апеллянта о ведении работы по его проведению, в связи с чем просит решение суда оставить без изменения.
Региональная служба по тарифам Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу ссылаясь на положения Федерального закона от 07.11.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «о концессионных соглашениях», излагает порядок проведения конкурса по заключению договора аренды в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями в деле.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ростовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подтверждение чего приобщено к материалам настоящего гражданского дела.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражения прокуратуры Зерноградского района Ростовской области, отзыв Региональной службы по тарифам Ростовской области, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрация Зерноградского городского поселения по договору аренды муниципального имущества от 10.12.2018 № 2 предоставила в аренду ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» 172 объекта водоснабжения и 112 объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, для обеспечения водоснабжения и транспортировки сточных вод на территории муниципального образования сроком на 3 года (л.д. 12-18).
10.12.2018 между Администрацией Зерноградского городского поселения и ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» заключен договор хранения муниципального имущества с правом эксплуатации № 3 с 01.01.2019 до заключения концессионного соглашения в отношении передаваемого имущества (централизованные сети холодного водоснабжения и технологически связанные с ними объекты в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (с учетом дополнительного соглашения от 12.09.2019 к договору хранения от 10.12.2018 № 3)) (л.д. 100-105, 106-107).
Также, 10.12.2018 ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 229 наделено статусом гарантирующей организации водопроводно-канализационного хозяйства на территории Зерноградского городского поселения с 01.01.2019 г. (л.д. 10).
14.03.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области возбуждено дело по признакам нарушений Администрацией Зерноградского городского поселения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и 02.07.2019 выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до 07.10.2019 (л.д. 11).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020, оставленным Арбитражным судом кассационной инстанции без изменения, отказано в удовлетворении заявленных ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» и Администрации Зерноградского городского поселения требований о признании предупреждения УФАС по РО от 02.07.2019 недействительным (л.д. 108-116, 117-129).
17.01.2019 в адрес Администрации Зерноградского городского поселения прокуратурой Зерноградского района вынесено представление об устранении нарушений антимонопольного законодательства (л.д. 138-142).
Однако, ответчиком нарушения не устранены, Администрацией Зерноградского городского поселения в адрес прокуратуры Зерноградского района направлено сообщение о том, что проект конкурсной документации направлен в Министерство ЖКХ Ростовской области для согласования, однако по причине несоответствия его требованиям Федерального закона проект не согласован и после получения необходимой информации от Министерства и согласования документации будет объявлен соответствующий конкурс.
Ссылаясь на то, что указанные объекты переданы в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в пользование и без проведения торгов, заместитель прокурора Зерноградского района обратился в суд с настоящим иском.
Установив, что 172 объекта водоснабжения и 112 объектов водоотведения, относящиеся к системе централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселения» переданы ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» в нарушение требований указанных законов в безвозмездное пользование и без проведения конкурса, без проведения ремонта объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, суд правомерно признал, что такие действия ответчика Администрации Зерноградского городского поселения нарушают законных интересы неопределенного круга лиц, может повлечь за собой нарушение причинение крупного ущерба муниципальному имуществу, в связи с чем на ответчика возложил обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных вышеназванным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 указанного закона.
На основании части 3 статьи 41.1 данного закона в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию такого объекта не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен особый порядок передачи прав владения и пользования централизованными системами водоснабжения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона.
Свою обязанность по организации проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение» ответная сторона не отрицает и не оспаривает, напротив, признает.
Вместе с этим, доводы апелляционной жалобы Администрации Зерноградского городского поселения, по существу, сводятся не к несогласию с вынесенным решением, а к невозможности исполнения решения суда. Между тем, апеллянт не лишен возможности в порядке ст. 203 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Администрации Зерноградского городского поселения нет.
руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовский области от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Зерноградского городского поселения – без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 18.06.2021 г.