Судья: Полева М.Н. | Дело № 2-208/2021 |
Докладчик: Белик Н.В. | Дело № 33-7650/2021 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В.,
судей Плужникова Н.П., Бутырина А.В.
при секретаре Париновой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 17 августа 2021 г. гражданское дело по апелляционным жалобам Коньшина Ивана Алексеевича, Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 21 апреля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Коньшина Ивана Алексеевича удовлетворить частично.
Включить в стаж Коньшина Ивана Алексеевича, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости выборному должностному лицу местного самоуправления следующие периоды:
- период работы в Администрации Совхозного сельсовета с 12.12.1991 до 24.12.1999 в должности главы администрации Совхозного сельсовета,
- период работы в Муниципальном образовании «Совхозный сельсовет» с 24.121999 до 27.12.2000 в должности главы администрации Совхозный сельсовет, с 27.12.2000 по 21.03.2003 - в должности главы МО «Совхозный сельсовет».
Обязать Администрацию р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области произвести Коньшину Ивану Алексеевичу расчет и начисление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости с учетом включенного стажа, начиная с 01.01.2018.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В., объяснения Коньшина И.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Коньшин И.А. обратился в суд с иском к Администрации р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области о включении в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, периодов работы, об обязании произвести расчет и начисление ежемесячной доплаты страховой пенсии по старости с учетом включенного стажа.
В обоснование иска указано, что с 01.01.2012 истцу назначена пожизненно ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, как лицу замещавшему выборные должности органов местного самоуправления р.п.Коченево в размере 75% месячного денежного содержания исходя из стажа муниципальной службы продолжительностью 25 лет 2 месяца.
27.12.2017 решением 18 сессии Совета депутатов р.п.Коченево было принято новое Положение о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, которым были повышены размеры ежемесячной доплаты в процентном соотношении исходя из продолжительности стажа.
С 01.01.2018 в соответствии с указанным Положением Коньшину И.А. произведен перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии, в результате которого размер доплаты к пенсии истцу установлен в размере 6 356,86 рублей, что соответствует 55% месячного денежного содержания по соответствующей замещаемой муниципальной должности, при этом стаж истца Коньшина И.А. уменьшен до 7 лет 13 дней, исходя из периода осуществления им полномочий только в муниципальном образовании р.п.Коченево.
Иные периоды, ранее зачтенные в стаж истца, были ответчиком без оснований исключены из подсчетов и не учтены при определении размера доплаты.?
Считает, что при назначении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии, должен быть зачтен весь стаж муниципальной службы, исчисленный в соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2007 года №.
Просит включить в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости выборному должностному лицу местного самоуправления следующие периоды: период прохождения военной службы по призыву с 20.05.1971 по 02.06.1973 исходя из расчета 1 день службы за два дня работы, период работы в Коченевском райкоме КПСС с 11.09.1978 по 27.10.1979 в должности инструктора организационного отдела, с 21.04.1981 по 17.04.1990 в должности секретаря парткома, период с 18.04.1990 по 12.12.1991 в должности председателя исполкома Совхозного совета народных депутатов, период работы в должности главы Администрации Совхозного сельсовета с 12.12.1991 по 24.12.1999, период работы в муниципальном образовании «Совхозный сельсовет» в должности главы администрации, с 27.12.2000 по 21.03.2003 в должности главы МО «Совхозный сельсовет», периоды работы в Администрации МО рабочий поселок Коченево с 21.03.2003 по 06.12.2004 в должности главы администрации, с 07.12.2004 по 07.04.2010 в должности главы МО р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области.
Обязать Администрацию р.п. Коченево произвести истцу расчет и начисление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости с учетом включенного стажа со дня нарушения прав истца - с 01.01.2018 года.
Уточнив исковые требования, истец отказался от поддержания иска в части включения периодов работы в муниципальном образовании р.п.Коченево (поскольку указанные периоды включены ответчиком в стаж и спорными не являются).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились Коньшин И.А., Администрация рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области.
В апелляционной жалобе Коньшина И.А. изложена просьба об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и принятии нового решения.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что ст. 8 Закона № 275-ОЗ, которой с 17.07.2018 урегулированы условия для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, осуществляющим полномочия выборного должностного лица, не может быть применена к правоотношениям истца и ответчика, возникшим задолго до ее принятия и стать основанием для исключения из ранее учтённого стажа истца каких-либо периодов его работы.
Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 24, ст. 6 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 5.1 ст. 40, ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», считает, что социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальном образовании.
Ссылаясь на Положение об условиях и порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления, муниципальном органе администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, утв. Решением 18-й сессии Совета депутатов рабочего поселка Коченево от 28.12.2017 № 9/130, Постановление Губернатора Новосибирской области от 01.06.2011 № 134 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Новосибирской области, Положения о комиссии по рассмотрению вопросов о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Новосибирской области периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов в организациях при Губернаторе Новосибирской области и ее составе», полагает, что в стаж муниципальной службы истца включаются: период с 20.05.1971 по 02.06.1973 (2 года 13 дней) прохождения военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР, период с 18.04.1990 по 12.12.1991 ( 1 год 7 мес. 29 дн.) работы истца в Совхозном совете народных депутатов в должности председателя исполкома, с 11.09.1978 по 27.10.1979 (1 год 3 мес. 22 дн.) работа истца в Коченевском райкоме КПСС в должности инструктора организационного отдела; период 21.04.1981 по 17.04.1990 (8 лет 11.мес. 26 дн.) работы истца в Коченевском райкоме КПСС в должности секретаря парткома.
Отмечает, что в определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2020 по делу 88-6336/2020 была установлена одинаковая юридическая природа доплаты к страховой пенсии истца Коньшина И.А. с пенсией за выслугу лет государственным гражданским служащим и с пенсией за выслугу лет муниципальным служащим.
В апелляционной жалобе Администрация рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что право выплаты (ежемесячная доплата к пенсии) из бюджета рабочего поселка Коченево, в соответствии с положениями БК РФ и Бюджета р.п. Коченево в соответствии с лимитными обязательствами Бюджета р.п. Коченево возможно только лицами замещавшим муниципальные должности, которые не менее 4 лет замещали указанные должности, получали ежемесячное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета рабочего поселка Коченево и были освобождены от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий по установленным действующим законодательством основаниям. На федеральном и региональном уровне дотаций бюджетам поселений за стаж замещения муниципальных должностей в других муниципальных образованиях, действующим законодательством не предусмотрено.
Указывает, что по смыслу ч. 5 ст. 8 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 275-ОЗ гражданин Коньшин И.А., имеет право выбора выплат по своему усмотрению за стаж замещения муниципальной должности в ином муниципальном образовании Коченевского района, а именно из Бюджета Совхозного сельсовета Коченевского района, либо за стаж замещения муниципальной должности в администрации рабочего поселка Коченево из бюджета Рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области.
Апеллянт считает, что суд не обоснованно сделал вывод о выплате из бюджета рабочего поселка Коченево и включении в стаж периодов замещения должностей в администрации Совхозного сельсовета. Отмечает, что Администрацией Совхозного сельсовета также приняты положения о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену местного самоуправления в муниципальном образовании Совхозного сельсовета Коченевского района Новосибирской области.
На апелляционную жалобу Коньшина И.А. поступили возражения от Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области.
На апелляционную жалобу Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области поступили возражения от Коньшина И.А.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Распоряжением Главы Администрации р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области от 26.10.2012 года Коньшину И. А., осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе - главы р.п. Коченево, с 01.01.2012 года назначена пенсия за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы 25 лет 2 месяца (л.д.39).
Пенсия за выслугу лет была назначена Коньшину И.А. на основании Решения 22 сессии Совета депутатов р.п. Коченево от 07.06.2012 года №8, которой принято Положение «О порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам рабочего поселка Коченево, осуществлявшим свои полномочия, на постоянной основе».
Согласно п.2 указанного Положения размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам определяется в зависимости от срока замещения выборной муниципальной должности и стажа муниципальной службы, которые суммируются (л.д. 17-20).
При этом в соответствии с п.4 указанного Положения ежемесячная доплата выборным должностным лицам, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе два и более срока, при стаже муниципальной службы 25 лет и более составляет 75% месячного денежного содержания (вознаграждения).
Решением 18 сессии Совета депутатов р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области пятого созыва от 28.12.2017 года №10/131 было утверждено новое Положение о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области (л.д.27-32).
Согласно п.1.2 указанного Положения доплата назначается депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево, которые не менее пяти лет замещали указанные должности, получали ежемесячное денежное содержание (вознаграждение) за счет бюджета рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области и были освобождены от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий по установленным действующим законодательством основаниям.
В соответствии с п.2.1 Положения размер ежемесячной и страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности, определяется в зависимости от периодов замещения данных муниципальных должностей, при этом периоды замещения муниципальных должностей суммируются.
Пунктом 2.2 Положения определено, что ежемесячная доплата устанавливается в зависимости от продолжительности периодов замещения муниципальных должностей в следующих размерах:
-от 5 до 10 лет -55%
от 10 до 15 лет -75%
-от 15 до 20 лет -85%
-свыше 20 лет - 95% месячного денежного содержания (вознаграждения) по соответствующей замещаемой муниципальной должности с учетом районного коэффициента, за вычетом размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности).
В соответствии с новым Положением с 01.01.2018 года ФИО1, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе - главы рабочего поселка Коченево, исходя из стажа выборного должностного лица администрации р.п. Коченево, назначена доплата к пенсии в размере 6 356,86 рублей (л.д.42).
При этом в стаж ФИО1 был включен только период замещения должности главы администрации р.п.Коченево, при этом стаж составил 7 лет 23 дня (л.д.50).
Решением 28 сессии Совета депутатов р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области пятого созыва от 21.11.2019 года №8/183 в Положение об ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области были внесены изменения:
Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
Доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) назначается депутату, члену выборного органа местного самоуправления выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, которые не менее четырех лет замещали указанные должности, получали ежемесячное денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области и были освобождены от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий по установленным действующим законодательством основаниям.
Пункт 2.2 изложен в следующей редакции:
Ежемесячная доплата устанавливается в зависимости от продолжительности периодов замещения муниципальных должностей в следующих размерах:
-от 4 до 9 лет -55%
от 9 до 14 лет -75%
-от 14 до 19 лет -85%
-свыше 19 лет - 95 % месячного денежного содержания
(вознаграждения) по соответствующей замещаемой муниципальной должности с учетом районного коэффициента, за вычетом размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности).
Решением 28 сессии Совета депутатов р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области пятого созыва от 21.11.2019 года №8/183 утверждено Положение в актуальной редакции с учетом внесенных изменений.
Истец, претендует на получение доплаты к пенсии в размере, установленном новым Положением об ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, утв. Решением 28 сессии Совета депутатов р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области пятого созыва от 21.11.2019 года №8/183, но при этом полагает, что стаж для получения указанной доплаты должен исчисляться в порядке, установленном для муниципальных служащих, в соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2007 года №1532, которым утвержден Перечень периодов, включаемых (засчитываемых) в стаж для установления ежемесячной надбавки государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25- ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" исходил из того, что довод истца об исчислении стажа для назначения ему доплаты к пенсии в соответствии с порядком, установленным для муниципальных служащих, не является основанным на законе, так как противоречит данным нормам. Ссылаясь на положения ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал, что законом субъекта урегулирован порядок исчисления стажа, необходимого для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе. Порядок расчета данного стажа, установленный муниципальным правовым актом не может противоречить закону субъекта, следовательно, расчет стажа для определения размера доплаты к ежемесячной страховой пенсии должен производится не только исходя из стажа работы депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в данном муниципальном образовании, и из суммирования периодов замещения муниципальных должностей, в связи с чем посчитал необходимым в стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии истцу, включить также период осуществления полномочий главы Администрации Совхозного сельсовета с 12.12.1991 по 24.12.1999 года, главы администрации муниципального образования «Совхозный сельсовет», главы муниципального образования «Совхозный сельсовет». При этом указал, что правовых оснований для включения иных спорных периодов не имеется, поскольку перечень периодов, включаемых в стаж, необходимый для назначения ежемесячной доплаты выборному должностному лицу местного самоуправления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Перерасчет истцу ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости с учетом включенного судебным решением стажа должен быть произведен с даты вступления в законную силу Положения о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области, то есть с 01.01.2018 года.
Мотивируя свои выводы, суд первой инстанции указал, что довод ответчика о невозможности применения Положения о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области до внесения соответствующего права на доплату в Устав р.п. Коченево, как того требует ч.5.1 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", также отклоняется судом.
Указанное Положение не признано в установленном порядке незаконным, не отменено, применялось и продолжает применяется в настоящее время в отношении неопределенного круга лиц, решением 28 сессии Совета депутатов р.п. Коченево от 21.11.2019 №10\131 приведено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем отсутствуют основания для его неприменения с даты вступления в законную силу.
Судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пп. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в ст. 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ) ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ была дополнена абзацем вторым, в силу положений которого в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Положений, которыми были бы установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, касающихся порядка и условий их пенсионного обеспечения (ежемесячной доплаты к пенсии), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит.
Из изложенного следует, что, реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Согласно ст.1 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 №275-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области» настоящий закон регулирует отношения, в том числе связанные с установлением дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области.
Статьей 8 Закона Новосибирской области от 6 июля 2018 года N 275-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области" предусмотрено, что ежемесячная доплата к страховой пенсии может устанавливаться лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица на постоянной основе не менее четырех лет.
Ежемесячная доплата к страховой пенсии устанавливается лицам, уволенным (освобожденным от должности) в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением прекращения полномочий в случаях, предусмотренных абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(часть 2 в ред. Закона Новосибирской области от 10.11.2020 N 20-ОЗ)
Ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица на постоянной основе от четырех до девяти лет, устанавливается в размере не более 55 процентов, от девяти до 14 лет - в размере не более 75 процентов, от 14 до 19 лет - в размере не более 85 процентов и свыше 19 лет - в размере не более 95 процентов месячного денежного содержания (вознаграждения) по соответствующей замещаемой муниципальной должности с учетом районного коэффициента за вычетом размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности). В периоды, исчисляемые для установления доплаты к страховой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица на постоянной основе, включаются периоды замещения ими на постоянной основе должностей председателя (заместителя председателя) территориального Совета депутатов, главы территориальной администрации.
Минимальный размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии не может быть ниже размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности) с учетом районного коэффициента.
При определении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы.
Ежемесячная доплата к страховой пенсии не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, замещаемой на профессиональной постоянной основе, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
Лицам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к страховой пенсии, предусмотренную настоящим Законом, ежемесячное пожизненное содержание или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, на предусмотренную федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области ежемесячную доплату к пенсии, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, на ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет, назначаемые в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области, актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, может устанавливаться ежемесячная доплата к страховой пенсии, предусмотренная настоящим Законом, или одна из указанных в настоящей части выплат по их выбору.
До принятия Закона субъекта Решением 22 сессии Совета депутатов р.п. Коченево от 07.06.2012 года №8, принято Положение «О порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам рабочего поселка Коченево, осуществлявшим свои полномочия, на постоянной основе» (л.д. 17-120).
Согласно п.2 указанного Положения размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам определяется в зависимости от срока замещения выборной муниципальной должности и стажа муниципальной службы, которые суммируются.
При этом в соответствии с п.4 указанного Положения ежемесячная доплата выборным должностным лицам, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе два и более срока, при стаже муниципальной службы 25 лет и более составляет 75% месячного денежного содержания (вознаграждения).
В соответствии с Распоряжением администрации рабочего поселка Коченево Каченовского района Новосибирской области от 07.07.2014 года, истцу по настоящему делу установлена с 1.04.2014 года пенсия за выслугу лет в сумме 4 887, 93 рубля, исходя из стажа муниципальной службы 25 лет 2 месяца, размер доплаты 3 538, 76 рублей.
С 1.02.2017 года размер доплаты составляет 75 % или 2 088, 47 рублей.
Решением 18 сессии Совета депутатов р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области пятого созыва от 28.12.2017 года №10/131 было утверждено новое Положение о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области (л.д.27-32).
Согласно п.1.2 указанного Положения доплата назначается депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево, которые не менее пяти лет замещали указанные должности, получали ежемесячное денежное содержание (вознаграждение) за счет бюджета рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области и были освобождены от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий по установленным действующим законодательством основаниям.
В соответствии с п.2.1 Положения размер ежемесячной и страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности, определяется в зависимости от периодов замещения данных муниципальных должностей, при этом периоды замещения муниципальных должностей суммируются.
Пунктом 2.2 Положения определено, что ежемесячная доплата устанавливается в зависимости от продолжительности периодов замещения муниципальных должностей в следующих размерах:
-от 5 до 10 лет -55%
от 10 до 15 лет -75%
-от 15 до 20 лет -85%
-свыше 20 лет - 95% месячного денежного содержания (вознаграждения) по соответствующей замещаемой муниципальной должности с учетом районного коэффициента, за вычетом размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности).
В соответствии с данным Положением с 01.01.2018 года ФИО1, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе - главы рабочего поселка Коченево, исходя из стажа выборного должностного лица администрации р.п. Коченево, назначена доплата к пенсии в размере 6 356,86 рублей (л.д.42).
При этом в стаж ФИО1 был включен только период замещения должности главы администрации р.п. Коченево, а стаж составил 7 лет 23 дня (л.д.50).
Решением 28 сессии Совета депутатов р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области пятого созыва от 21.11.2019 года №8/183 в Положение об ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области были внесены изменения:
Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
Доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) назначается депутату, члену выборного органа местного самоуправления выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, которые не менее четырех лет замещали указанные должности, получали ежемесячное денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области и были освобождены от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий по установленным действующим законодательством основаниям.
Пункт 2.2 изложен в следующей редакции:
Ежемесячная доплата устанавливается в зависимости от продолжительности периодов замещения муниципальных должностей в следующих размерах:
-от 4 до 9 лет -55%
от 9 до 14 лет -75%
-от 14 до 19 лет -85%
-свыше 19 лет - 95 % месячного денежного содержания (вознаграждения) по соответствующей замещаемой муниципальной должности с учетом районного коэффициента, за вычетом размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности) л.д.33-39.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Статьей 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами (ч. 1).
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3).
Действительно, до 1.01.2018 года доплата истцу устанавливалась исходя из положений, установленных Решением 22 сессии Совета депутатов р.п. Коченево от 07.06.2012 года №8, которой принято Положение «О порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам рабочего поселка Коченево, осуществлявшим свои полномочия, на постоянной основе», размер которой зависел от срока замещаемой выборной муниципальной должности и стажа муниципальной службы, которые суммировались.
Поскольку, как указывалось ранее, порядок и условия пенсионного обеспечения данной категории граждан в виде ежемесячной доплаты к пенсии как одного из видов гарантий осуществления ими полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления федеральным законодателем не определены, данный вопрос (вплоть до его разрешения на федеральном уровне) может быть урегулирован законами субъектов Российской Федерации.
Именно в целях приведения в соответствие с Законом субъекта Российской Федерации, Совет депутатов р.п. Коченево принял новое Положение о ежемесячной доплате страховой пенсии, которое соответствует положениям субъектового Закона, а последний реализуя право субъекта Российской Федерации по определению порядка и условий пенсионного обеспечения указанных лиц в виде ежемесячной доплаты к пенсии, установил критерии, которым они должны соответствовать для получения такого права, то есть не из суммарного срока замещаемой выборной муниципальной должности и стажа муниципальной службы, а только от продолжительности периодов замещения муниципальных должностей.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для расчета соответствующей доплаты исходя из всего стажа муниципальной службы.
Довод автора жалобы о том, что ст. 8 Закона № 275-ОЗ, которой с 17.07.2018 урегулированы условия для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, осуществляющим полномочия выборного должностного лица, не может быть применена к правоотношениям истца и ответчика, возникшим задолго до ее принятия и стать основанием для исключения из ранее учтённого стажа истца каких-либо периодов его работы, не заслуживает внимания, поскольку из системного толкования положений ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3.1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", во взаимосвязи с нормами абзаца первого ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а также положений закона субъекта Российской Федерации следует, что ежемесячная доплата к пенсии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления их полномочий.
Следовательно, обладая в системе действующего правового регулирования всей широтой полномочий, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления такой дополнительной гарантии, в том числе вводить и изменять критерии, при наличии которых у данной категории граждан возникает право на ее получение наряду с назначенной им в установленном порядке по любому из оснований пенсией.
С учетом изложенного введение подобных порядка, условий и критериев, а также их последующее уточнение, что в указанном случае является усмотрением субъекта Российской Федерации, само по себе федеральному законодательству не противоречит и прав данной категории граждан на социальное обеспечение, в том числе их конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает, в том числе и по тем основания что до введения нового правового регулирования на уровне субъекта РФ, истец получал доплату установленную Решением Совета депутатов р.п. Коченево от 2012 года, и новый размер доплаты установлен на период с момента принятия нового правового регулирования.
Придя к указанному выводу, судебная коллегия учла также и тот факт, что до настоящего времени Решение 18 сессии Совета депутатов р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области пятого созыва от 28.12.2017 года №10/131, утвердившего Положение о ежемесячной доплате, содержащее новое правовое регулирование в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.
Утверждение автора жалобы в том части, что Положением об условиях и порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления, муниципальном органе администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, утв. Решением 18-й сессии Совета депутатов рабочего поселка Коченево от 28.12.2017 № 9/130, Постановлением Губернатора Новосибирской области от 01.06.2011 № 134 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Новосибирской области, Положения о комиссии по рассмотрению вопросов о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Новосибирской области периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов в организациях при Губернаторе Новосибирской области и ее составе», предусмотрено включение в стаж муниципальной службы истца: периода с 20.05.1971 по 02.06.1973 (2 года 13 дней) прохождения военной службы по призыву в Вооружённых силах СССР, период с 18.04.1990 по 12.12.1991 (1 год 7 мес. 29 дн.) работы истца в Совхозном совете народных депутатов в должности председателя исполкома, с 11.09.1978 по 27.10.1979 (1 год 3 мес. 22 дн.), работа истца в Коченевском райкоме КПСС в должности инструктора организационного отдела; период 21.04.1981 по 17.04.1990 (8 лет 11.мес. 26 дн.), работы истца в Коченевском райкоме КПСС в должности секретаря парткома, не является основанием к отмене решения, поскольку как указывалось ранее новым положением предусмотрено размера доплаты не исходя из муниципального стажа, а из продолжительности периодов замещения муниципальных должностей, которые не относятся к муниципальным служащим, что напрямую указано в Законе.
Доводам апелляционной жалобы Администрация рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области в той части, что право выплаты (ежемесячная доплата к пенсии) из бюджета рабочего поселка Коченево, в соответствии с положениями БК РФ и Бюджета р.п. Коченево в соответствии с лимитными обязательствами Бюджета р.п. Коченево возможно только лишь четко определённому кругу лиц и по смыслу ч. 5 ст. 8 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 275-ОЗ гражданин ФИО1, имеет право выбора выплат по своему усмотрению за стаж замещения муниципальной должности в ином муниципальном образовании Коченевского района, а именно из Бюджета Совхозного сельсовета Коченевского района, либо за стаж замещения муниципальной должности в администрации рабочего поселка Коченево из бюджета Рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области, судом первой инстанции дана правильная правовая оценка, в ходе которой суд первой инстанции указал, что муниципальный правовой акт не может противоречить закону субъекта, а поскольку Положениями о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области, утвержденного как в актуальной редакции Решением 28 сессии Совета депутатов от 21.11.2019 №8\183, так и Решением от 28.12.2017 года № 10/131 предусмотрено, что периоды замещения муниципальных должностей суммируются, то при расчете периодов для установления размера доплаты обоснованно учтены и периоды осуществления полномочий главы Администрации Совхозного сельсовета с 12.12.1991 по 24.12.1999 года, главы администрации муниципального образования «Совхозный сельсовет», главы муниципального образования «Совхозный сельсовет».
Правовых оснований для включения иных спорных периодов не имеется, поскольку перечень периодов, включаемых в стаж, необходимый для назначения ежемесячной доплаты выборному должностному лицу местного самоуправления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Довод ответчика о невозможности применения Положения о ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в муниципальном образовании р.п.Коченево Коченевского района Новосибирской области до внесения соответствующего права на доплату в Устав р.п. Коченево, как того требует ч.5.1 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", также отклоняется судом, поскольку указанное Положение не признано в установленном порядке незаконным, не отменено, применялось и продолжает применяется в настоящее время в отношении неопределенного круга лиц, решением 28 сессии Совета депутатов р.п. Коченево от 21.11.2019 №10\131 приведено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем отсутствуют основания для его неприменения с даты вступления в законную силу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 21 апреля 2021 года в пределах доводов апелляционных жалоб оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и Администрации рабочего поселка Коченево Коченевского района Новосибирской области без удовлетворения.
Председательствующий:/подпись/
Судьи:/подписи/
« копия верна»
Судья