ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2094/19 от 28.05.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-2094/2019 (33-1481/2020) судья Сметанникова Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Булавкина А.А. и Абрамовой И.В.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

28 мая 2020 года

по докладу судьи Булавкина А.А.

дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Твери на решение Московского районного суда г. Твери от 14 ноября 2019 года с учетом изменений, внесенных дополнительным решением Московского районного суда г. Твери от 20 февраля 2020 года, которыми постановлено:

«исковые требования прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ № 39, Управлению образования администрации города Твери о возложении обязанности по устранению нарушений требований противопожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39», в срок до 01.04.2020 устранить нарушения требований пожарной безопасности по адресу: <...>, а именно:

оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) соответствующей требованиям пожарной безопасности (2-го типа);

оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <...> ручными пожарными извещателями.

В случае недостаточности у МОУ СОШ №39 денежных средств на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить на управление образования администрации города Твери обязанность профинансировать работы по оборудованию здание школы, расположенной по адресу: <...>:

- оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) соответствующей требованиям пожарной безопасности (2-го типа);

- оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <...> ручными пожарными извещателями».

Судебная коллегия

установила:

прокурор Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ № 39 о возложении обязанности по устранению нарушений требований противопожарной безопасности, в случае недостаточности у МОУ СОШ № 39 денежных средств на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности возложении на управление образования администрации города Твери обязанность профинансировать работы по оборудованию здания школы, расположенной по адресу: <...>.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной в декабре 2018 года ОНД и ПР г. Твери проверки выявлены факты невыполнения МОУ СОШ № 39 п.2, 3 предписания №75/1/27 от 11 мая 2017 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01 ноября 2018 года.

С момента вынесения предписания №75/1/27 от 11 мая 2017 года прошло более 12 месяцев, однако до настоящего времени объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) соответствующей требованиям пожарной безопасности (2-го типа) системой пожарной сигнализации, соответствующей требованиям пожарной безопасности, а именно не установлены ручные пожарные извещатели.

Денежные средства на выполнение данного мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательному учреждению из бюджета города Твери не выделены.

МОУ «СОШ № 39» по организационно-правовой форме является муниципальным учреждением, по типу общеобразовательным бюджетным учреждением (п. 1.5 Устава МОУ «СОШ № 39»).

Согласно п. 1.6 Устава учредителем учреждения является город Тверь, функции и полномочия учредителя учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами, включая законодательные Российской Федерации, Тверской области и города Твери, осуществляет управление образования администрации города Твери.

В п. 6.22 Устава указано, что деятельность учреждения финансируется непосредственно учредителем. К числу источников формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения согласно п. 6.11 Устава относятся бюджетные инвестиции, бюджетные ассигнования на осуществление полномочий Администрации города Твери по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, субсидии из муниципального бюджета на выполнение учреждением муниципального задания, иные субсидии и субвенции, предоставленные из бюджетов разных уровней.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения является совместной обязанностью МОУ «СОШ №39» и управления образования администрации г. Твери.

Истец, с учетом уточнения, просит обязать ответчика в срок до 01 марта 2020 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), соответствующей требованиям пожарной безопасности (2-го типа); оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <...>, ручными пожарными извещателями.

В случае недостаточности у МОУ СОШ № 39 денежных средств на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности возложить на управление образования администрации города Твери обязанность профинансировать работы по оборудованию здания школы, расположенной по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), соответствующей требованиям пожарной безопасности (2-го типа); по оборудованию здания школы, расположенной по адресу: <...>, ручными пожарными извещателями.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Администрация г. Твери выражает несогласие с решением Московского районного суда г. Твери от 14 ноября 2019 года в части установленного срока исполнения, просит установить срок исполнения решения до 01 сентября 2020 года.

Мотивирует тем, что во исполнение вынесенного судебного решения МОУ СОШ № 39, учитывая объемы работ по оборудованию помещений учреждения и их стоимость, будет заключен муниципальный контракт на выполнение необходимых для устранения нарушений работ по итогам проведения конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ).

Кроме того, процедура может быть признана несостоявшейся, что происходит в случаях, когда на участие в ней подана только 1 заявка либо их не последовало вовсе. При наличии только одной заявки контракт заключается с единственным участником несмотря на признание процедуры несостоявшейся, в порядке, установленном 44-ФЗ (пунктом 4 части 1 статьи 71).

Процедура закупки с учетом всех этапов занимает не менее 100 календарных дней. В связи с необходимостью проведения большого объема работ, определенных решением суда, срок их выполнения составит не менее 30 календарных дней. Даже при наличии необходимого финансирования, которое доводится до учреждения в середине 1 квартала текущего финансового года, учитывая порядок и сроки проведения конкурентных процедур, наличие участников, объемы и сроки выполнения работ подрядчиком, исполнить судебное решение в срок до 01.04.2020 не представится возможным. Кроме того, проведение работ по оборудованию помещений школы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и ручными пожарными извещателями потребует приостановление образовательного процесса на период их проведения, т.к. работы, связанные непосредственно с электричеством, и последующее испытание установленного оборудования будут проводиться практически во всех помещениях учреждения. Приостановление образовательного процесса повлечет за собой грубое нарушение права граждан на образование, произойдет срыв учебного плана, снизится качество образования, что не может являться допустимым.

Проведение данных видов работ в учреждении возможно в период летних каникул, т.е. когда учебный год завершен, учащиеся не посещают образовательное учреждение, и которые длятся до 01.09.2020.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Апеллянтом в целом не оспаривается законность и обоснованность судебного решения и необходимость исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения МОУ «СОШ № 39», ставится лишь вопрос о предоставлении достаточного времени для исполнения судебного решения.

Вместе с тем, приведенное мнение ответчика было предметом оценки суда первой инстанции, который на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств установил ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01.04.2020 года.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.

Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.

Администрация г. Твери, выражая несогласие с решением суда в части установленного срока его исполнения, надлежащих. доказательств невозможности исполнения решения суда им не представила. Обязанность обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения МОУ «СОШ № 39» возникла у ответчика не только в силу судебного решения, но и существовала до его постановления в силу прямого указания на это закона. Более того, уже 11 мая 2017 года контролирующим органом было выдано соответствующее предписание об устранении имеющихся нарушений, прямо влияющих на обеспечение безопасности учащихся школы, среди который в том числе имеются малолетние дети. Однако каких-либо действий администрация школы и города по устранению нарушения закона не предприняли. Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства не относятся к каким-либо исключительным, препятствовавшим по объективным причинам исполнению решения суда, и обусловлены исключительно бездействием лиц, на которых закона возложена эта обязанность. При этом ответчик, который предпринял все возможные меры для исполнения решения суда, оно не смог его исполнить по объективным причинам, не лишен в дальнейшем поставить вопрос перед судом о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Таким образом, основания для отмены или изменения решения суда, в том числе связанных с нарушением процессуальных норм, первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г. Твери от 14 ноября 2019 года с учетом изменений, внесенных дополнительным решением Московского районного суда г. Твери от 20 февраля 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города Твери - без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Цветков

Судьи А.А. Булавкин

И.В. Абрамова