ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2094/2022 от 27.07.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Мелихова Н.В. дело № 2-2094/2022

№ 33-2375/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Радкевича А.Л.,

судей областного суда Лапшиной Л.Б., Метелевой А.М.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО12

апелляционную жалобу УМВД Российской Федерации по <адрес> на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения комиссии об отказе в замене государственного жилищного сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения и понуждении заменить государственный жилищный сертификат, присуждении судебной неустойки,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что он являлся сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и его стаж службы составляет более 28 лет. С декабря 2002 года он с составом семьи четыре человека состоял на учете сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а с 2013 года включен в сводный список граждан - участников программы по предоставлению государственных жилищных сертификатов «Жилище» на 2011-2015 годы.

В 2013 году ему и членам его семьи был выдан государственный жилищный сертификат на сумму 2473200 рублей на приобретение жилого помещения.

Однако в силу объективных причин он его реализовать не смог. Несмотря на это, он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поскольку до настоящего времени он жильем не обеспечен, то обратился к ответчику с заявлением о замене государственного жилищного сертификата , выданного ДД.ММ.ГГГГ, на новый с составом семьи один человек, поскольку у него изменились семейные обстоятельства.

Однако решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его обращения отказано. В связи с этим он просил признать действия УМВД России по <адрес>, выраженные в отказе от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявления о замене государственного жилищного сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения незаконным, обязать УМВД России по <адрес> заменить государственный жилищный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ему, на другой государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения на состав семьи один человек; присудить в его пользу с ответчика судебную неустойку в размере 10000 рублей за каждый день просрочки исполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО6 заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика УМВД России по <адрес>ФИО7 заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <адрес>, отраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным в части отказа ФИО1 в замене государственного жилищного сертификата серии УВ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы.

На Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> возложена обязанность заменить выданный ФИО1 по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы государственный жилищный сертификат серии УВ от ДД.ММ.ГГГГ на государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения на состав семьи один человек.

В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель УМВД России по <адрес>ФИО7 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного в нарушение норм материального права.

Указывает, что суд не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что истец не привел сведений о наличии у него уважительных причин, препятствующих реализации жилищного сертификата в установленный срок. Ссылки на изменение состава семьи в период действия жилищного сертификата автор жалобы считает несостоятельными, так как документально это не подтверждено. Срок действия жилищного сертификата истек в 2014 году, тогда как брак между супругами ФИО13 расторгнут только ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, при обращении в Центральную жилищно-бытовую комиссию УМВД России по <адрес>ФИО1 был представлен не полный пакет документов, а именно отсутствовала банковская справка о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

ФИО1 состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека, в том числе его дети, однако, суд при вынесении решения об удовлетворении иска, не проверил, претендуют ли иные члены семьи истца на получение жилищного сертификата, и имеются ли основания для повторной выдачи ему жилищного сертификата с составом семьи один человек, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как основным условием обеспечения бывших сотрудников полиции жилищными сертификатами является фактор признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.

Истец ФИО1, третьи лица по делу ФИО8, ФИО9, ФИО10 направили в судебную коллегию заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика ФИО11, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, постановленного в нарушение норм материального права.

Разрешая исковые требования ФИО1, и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что поскольку истец в срок действия жилищного сертификата не смог его реализовать в связи с фактическим распадом семьи и до окончания решения семейных проблем не мог реализовать сертификат, до настоящего времени жильем не обеспечен, страдает рядом хронических заболеваний, не имеет материальной возможности приобрести собственное жилье, бывшие члены его семьи не возражают против замены жилищного сертификата истцу с составом семьи один человек, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определены обстоятельства, при которых может быть произведена их замена и не установлены сроки, когда пенсионер органов внутренних дел может обратиться с заявлением о замене жилищного сертификата, то имеются основания для возложения на ответчика обязанности заменить выданный истцу жилищный сертификат серии УВ от ДД.ММ.ГГГГ на другой жилищный сертификат с составом семьи один человек.

Между тем судебная коллегия с такими выводами районного суда согласиться не может, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и постановлены в нарушение норм материального права, и полагает, что доводы апелляционной жалобы о незаконности решения районного суда являются обоснованными и заслуживают внимания.

Исходя из материалов дела, ФИО1 решением жилищно-бытовой комиссии СУ при УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи четыре человека (супруга и двое несовершеннолетних детей) был поставлен на учет для предоставления жилой площади.

Приказом УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за л/с ФИО1 уволен из органов по сокращению штатов. Выслуга лет на момент увольнения составила 29 лет 7 месяцев 7 дней.

Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 по его просьбе включен в сводный список на 2013 год с составом семьи четыре человека с целью участия в предоставлении государственных жилищных сертификатов в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» с момента даты постановки на учет сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Исходя из представленных документов, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением к начальнику УМВД России по <адрес> о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.

Указанное обращение удовлетворено и ДД.ММ.ГГГГФИО1 оформлен жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 2473200 рублей, исходя из состава семьи 4 человека, полученный истцом ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения) решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с составом семьи четыре человека снят с учета семей сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это решение истец не обжаловал.

Также судом установлено, что жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 2473200 рублей ФИО1 не был реализован.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в УМВД России по <адрес> с заявлением о повторной выдаче государственного жилищного сертификата серии УВ от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 47 Правил , выданного по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», указав обстоятельства, связанные с изменением состава семьи, потребовавшие замены сертификата и приложив следующие документы: копию жилищного сертификата , выписку по счету «Государственный жилищный сертификат», справку Сбербанка об истечении срока хранения документов, выписку из ЕГРН об отсутствии в собственности на территории Российской Федерации недвижимого имущества, копию свидетельства о расторжении брака, копию паспорта, копию пенсионного удостоверения, копию удостоверения ветерана труда.

Решением Центральной жилищно - бытовой комиссии УМВД России по <адрес>, отраженным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении указанного заявления ФИО1 было отказано, на основании пункта 46 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, так как из текста заявления ФИО1 и приложенных к нему документов не установлены обстоятельства, потребовавшие замены государственного жилищного сертификата и представлен не полный пакет документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила N 153).

Пунктом 1 названного постановления установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правила N 153 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Указанные положения предполагают предоставление мер социальной поддержки в жилищной сфере за счет федерального бюджета, направлены на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере в данном случае граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе.

В соответствии с абзацем 6 подпункта «а» пункта 5 Правил N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (пункт 6 Правил N 153).

Согласно пункту 18 Правил N 153 выдача сертификатов осуществляется гражданам, указанным в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральный орган), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного закона) (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).

Названный Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения истца со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ предусмотрен порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ.

Частью 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Как следует из части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 данной статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1223).

Пунктом 2 Правил N 1223 установлено, что принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.

Согласно пункту 3 Правил N 1223 предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников: гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, с приложением перечисленных документов (пункт 5 Правил N 1223).

При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил N 1223).

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 505-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частью 1 статьи 44 Федерального закона «О полиции», частью 6 статьи 4, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (статья 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан. Вместе с тем данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).

Таким образом, из анализа действующего правового регулирования следует, что сотрудники, уволенные из органов внутренних дел и имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, могут претендовать на меры государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в случае признания за ними нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем они должны состоять на соответствующем учете при соблюдений условий, в том числе при необеспеченности в установленном размере жилой площадью на состав семьи. При этом лицо, претендующее на меры социальной поддержки, как в виде предоставления государственного жилищного сертификата, так и в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, должны представить документы, подтверждающие их нуждаемость в мерах социальной поддержки по обеспечению их жилым помещением. В том числе, при постановке на учет лица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учитывается наличие у него в пользовании или собственности других жилых помещений, а также обстоятельства намеренного ухудшения им своих жилищных условий.

Материалами дела установлено, что ФИО1, как состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека, ДД.ММ.ГГГГ оформлен жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 2473200 рублей, полученный истцом ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания заявления следует, что ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он ознакомлен с условиями участия в программе и обязался их выполнять. Срок действия жилищного сертификата истек ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 4 Правил N 153, срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации мероприятий по обеспечению жильем граждан за счет средств федерального бюджета с использованием сертификатов в рамках ведомственной целевой программы (далее - банк), - 3 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, - 7 месяцев.

Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

Пунктом 46 Правила N 153 предусмотрено, что при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.

Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

Исходя из толкования приведенных выше норм права, следует, что замена жилищного сертификата возможна только в пределах срока его действия, поскольку по истечении срока действия жилищного сертификата он становится недействительным и его замена невозможна. При таких обстоятельствах выводы районного суда о том, что Правилами N 153 не установлен срок, в течение которого пенсионер органов внутренних дел может обратиться с заявлением о замене жилищного сертификата не установлен и не ограничен, основаны на неправильном толковании норм права.

С учетом изложенного, решение Центральной жилищно - бытовой комиссии УМВД России по <адрес>, отраженным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в замене жилищного сертификата является законным и отмене не подлежит.

Для тех граждан, которые в срок действия жилищного сертификата не реализовали его, предусмотрен иной порядок реализации прав на обеспечение жильем, предусмотренный пунктом 47 Правил .

Так, пунктом 47 Правила N 153 предусмотрено, что в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти.

Это указывает на то, что при повторной выдаче сертификата оформляется точно такой же пакет документов, что и при первичном обращении с заявлением о выдаче жилищного сертификата, в том числе предоставляются документы, подтверждающие нуждаемость пенсионера органов внутренних дел в улучшении жилищных условий.

В силу действующего законодательства Российской Федерации признание сотрудников органов внутренних дел нуждающимися в улучшении жилищных условий ранее осуществлялось органами внутренних дел лишь до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.

Материалами дела установлено, что с 2014 года изменился состав семьи истца, в настоящее время он один претендует на получение жилищного сертификата.

Из пояснений представителя истца ФИО6 установлено, что истец в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, по данному вопросу с соответствующим пакетом документов в орган местного самоуправления не обращался.

При таких обстоятельствах ссылки представителя истца на выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество и заявления дочерей истца ФИО9, ФИО10, бывшей супруги ФИО1, где они указывают, что не претендуют жилое помещение и не возражают против выдачи на жилищный сертификата ФИО1 с составом семьи один человек, не свидетельствуют о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, и не влекут возложение на ответчика обязанности выдать повторно истцу жилищный сертификат.

Суд в силу своих полномочий не наделен законодателем правом по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и не может подменять собой в данном случае орган местного самоуправления, тогда как жилищный сертификат может быть выдан, в том числе и повторно, только пенсионерам МВД, поименованным п. 5 «а» данных правил и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия считает необходимым указать о том, что в настоящее время у истца не утрачена возможность получить повторно жилищный сертификат на основании п. 47 Правил . Для этого ему надлежит обратиться с орган местного самоуправления с необходимым пакетом документов для решения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а случае признания его таковым, обратиться в УМВД России по <адрес> с соответствующим заявлением и пакетом документов, предусмотренных пунктом 19 Правил .

Поскольку не имеется оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований о признании решения ответчика незаконным и возложении обязанности, то отсутствуют основания и для взыскания с ответчика судебной неустойки за неисполнение решения суда согласно положениям пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения комиссии об отказе в замене государственного жилищного сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения и понуждении заменить государственный жилищный сертификат, присуждении судебной неустойки, оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда