ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2098/2021 от 23.11.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Качесова Н.Н. Дело №33-3800/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Марисова А.М., Емельяновой Ю.С.,

при секретаре Степановой А.В.,

помощник судьи У.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-2098/2021 по иску Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченной суммы компенсации, суммы за неиспользованный отпуск

по апелляционным жалобам ответчика Кемеровской таможни, третьего лица Сибирского таможенного управления на решение Октябрьского районного суда г.Томска от 19 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Марисова А.М. объяснения представителя ответчика и третьего лица Грозной Ж.Г., настаивавшей на удовлетворении апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Томский транспортный прокурор, действующий в интересах ФИО1, обратился с иском к Кемеровской таможне, в котором просил взыскать недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере /__/ руб., недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск за 1,66 календарных дня в сумме /__/ руб.

В обоснование требований указал, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни установлено, что ФИО1 на основании приказа начальника Томской таможни №51-к от 12.02.2018 назначена на должность /__/. В соответствии с приказом начальника Томской таможни №110-К от 26.05.2020 ФИО1 уволена с 30.06.2020 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ФИО1 произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 в размере /__/ руб., выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания /__/ руб., выплата компенсации за 1,66 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 02.02.2020 по 30.06.2020 в размере /__/ руб. Приказами начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности ФИО1 произведены следующие выплаты материального стимулирования: /__/ руб. за 1 квартал 2019 года; /__/ руб. за 2 квартал 2019 года; /__/ руб. за 3 квартал 2019 года; /__/ руб. за 4 квартал 2019 года; /__/ руб. за 1 квартал 2020 года. Однако при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО1 Томской таможней не были учтены указанные произведенные выплаты материального стимулирования, в связи с чем, размер окончательного расчета с ФИО1 произведен не в полном размере. 24.11.2020 прокуратурой начальнику Кемеровской таможни вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе. По результатам рассмотрения представления, 23.12.2020 Кемеровская таможня признала доводы прокуратуры необоснованными, в связи с тем, что Кемеровская таможня в правоотношениях, связанных с государственной гражданской службой с должностными лицами Томской таможни на дату осуществления им выплат денежного содержания и компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы, не состояла.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Федеральная Таможенная Служба, Сибирское таможенное управление, Министерство Финансов Российской Федерации.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник транспортного прокурора Свинцов И.А. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Федеральной Таможенной Службы, Сибирского таможенного управления Грозная Ж.Г. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы ранее поданного возражение на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что исковые требования не соответствуют законодательству, при исчислении денежного содержания Томская транспортная прокуратура не учла положения постановления Правительства, которое предусматривает, что выплаты рассчитываются исходя из того, какие выплаты были произведены за 12 месяцев предшествующих дню увольнения, то есть с июня по май 2020 года. Те выплаты, которые были выплачены в рамках материального стимулирования, в июне 2020 года не могут учитываться.

Дело рассмотрено в отсутствие материального истца ФИО1, представителя третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации.

Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены. Взысканы с Кемеровской таможни в пользу ФИО1 недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме /__/ руб., недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 1,66 календарных дня в сумме /__/ руб.

В апелляционной жалобе представитель Кемеровской таможни ФИО2 просит решение отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, решение суда первой инстанции вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Приняв во внимание разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, при этом не принимая во внимание позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письмах от 15.01.2021№14-03-03/1414 и от 27.04.2021 №14-03-03/32289, суд первой инстанции не учел, что разъяснения №14-04-05/34482 15.07.2014 не определяют механизм формирования фонда оплаты труда государственных служащих. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа установлен Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в соответствии со статьей 51 Федерального закона №79-ФЗ. Включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено. Приведенные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 выводы сделаны относительно дополнительного материального стимулирования, осуществляемого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, что не корреспондируется с выплатами, произведенными таможенным органом в соответствии с бюджетными ассигнованиями, выделенными ФТС России в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.03.2019 №283-14, от 17.02.2020 №168-8. Считает, что письмо Министерства финансов Российской Федерации 27.04.2021 №14-03-03/32289 устанавливает, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания.

Со ссылкой на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 №14-03-03/1414 полагает, что позиция, изложенная в письме от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не является официальным разъяснением и не регулирует спорные отношения.

По мнению апеллянта, суд первой инстанции не применил законы и нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, на которые ссылалась Кемеровская таможня. Полагает, что из буквального толкования положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79- ФЗ.

Выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих согласно статье 50 Федерального закона №78-ФЗ не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и подлежат выплате сверх фонда оплаты труда.

Поскольку средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей (а не в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, включенных в состав денежного содержания гражданских служащих в соответствии с нормами Федерального закона № 79-ФЗ), они не входят в состав гарантированного денежного содержания федеральных гражданских служащих.

Не соглашается с выводом суда о том, что материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда относится к выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в том понятии, в котором оно установлено Федеральным законом № 79-ФЗ, Правилами №562, и полагает его основанным на неверном толковании и применении закона.

Считает, что суд неверно распределил бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Также суд не учел, что при рассмотрении настоящего дела истцом в нарушение статьи 56 ГПК РФ документально не подтверждены требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Полагает, что выплата материального стимулирования произведена Томской таможней в виде единовременных поощрений, а не премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Очевидно, что указанные выплаты имеют разную правовую природу, премия за выполнение особо важных и сложных заданий входит в структуру денежного содержания, единовременное поощрение не входит, соответственно, произведенные таможенным органом в виде единовременного поощрения выплаты материального стимулирования не могут учитываться при расчете соответствующих компенсаций.

В апелляционной жалобе представитель Сибирского таможенного управления ФИО3 прости решение отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Кемеровской таможни.

В соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие материального и процессуального истцов, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив обжалуемое решение по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не нашла.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Томской таможни №51-к от 12.02.2018 ФИО1 назначена в порядке перевода с 12.02.2018 на должность /__/. ФИО1 установлен должностной оклад в размере /__/ рубля, оклад за классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации в размере /__/ руб.; ежемесячное денежное поощрение из расчета одного должностного оклада на период с 12.02.2018 по 31.12.2018, ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 20% денежного содержания за период с 12.02.2018 по 31.12.2018,ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 120% должностного оклада на период с 12.02.2018 по 31.03.2018, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 12.02.2018 по 31.03.2018.

12.02.2018 между Томской таможней и ФИО1 заключен служебный контракт /__/ согласно п. 1 ФИО1 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы РФ, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Согласно п. 2 служебного контракта гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности /__/.

Датой начала исполнения должностных обязанностей является 12.02.2018.

В соответствии с п. 9 служебного контракта гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере /__/ руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере до 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90% до 120 % этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере от 0 до 15 % этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до 2 должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом11 служебного контракта установлено, что гражданскому служащему устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11.05.2018 между Томской таможней и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений в служебный контракт, в соответствии с которым в служебный контракт внесены изменения, изложен размер оклада в соответствии с присвоенным классным чином в следующей редакции: месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы в размере /__/ руб. в месяц.

10.10.2019 между Томской таможней и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение № 2 о внесении изменений в служебный контракт, в соответствии с которым в служебный контракт внесены изменения, изложен размер оклада в соответствии с замещаемой должностью и размер оклада в соответствии с присвоенным классным чином в следующей редакции: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере /__/ рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы в размере /__/ рублей в месяц.

Приказом Томской таможни №110-К от 26.05.2020 ФИО1 уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации с 30.06.2020 в связи с сокращением занимаемой ею должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»),

В соответствии с п.2 указанного приказа, на отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга Томской таможни возложена обязанность произвести ФИО1: окончательный расчет по 30.06.2020, выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; выплату компенсации за 1,66 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 02.02.2020 по 30.06.2020.

Как усматривается из расчета ТН-377, при увольнении ФИО1 произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 в размере /__/ рублей, выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания /__/ рублей, выплата компенсации за 1,66 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 02.02.2020 по 30.06.2020 в размере /__/ руб.

На основании приказа Федеральной таможенной службы №1970 от 26.12.2019 Томская таможня прекратила деятельность 01.07.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне.

Томский транспортный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском, полагая, что при её увольнении неверно произведен расчет, поскольку не были учтены произведенные выплаты материального стимулирования.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что произведенное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, в связи с чем должно было учитываться при расчете выплат при увольнении.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана верная правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Пунктом 4 части 1 статьи 14 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.092007 №562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере, соответственно, месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6 статьи 51).

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, – в размерах (в расчете на год), предусмотренных ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9).

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В соответствии со ст. 50, 51 и 55 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» приказом ФТС России от 30.10.2006 №1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.

Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 30.10.2006 №1058, разработан в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно - гражданские служащие, таможенные органы), уровня их ответственности по выполнению возложенных на таможенные органы задач и функций, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ).

Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 2).

Гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений: при поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаками особого отличия - медалью «Золотая Звезда» и золотой медалью «Герой Труда Российской Федерации»; при объявлении благодарности; при награждении Почетной грамотой ФТС России; при награждении ведомственными наградами Минфина России, нагрудными знаками и медалями ФТС России; в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50-, 55-, 60- и 65-летнего возраста); за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) (пункт 9).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2, 3 статьи 51 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, включая материальное стимулирование гражданских служащих.

Таким образом, значение при разрешении заявленных требований имеет правовая природа произведенных в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» Постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №283-14 и от 17.02.2020 №168-8 в 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, как следует из писем ФТС России начальникам региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, от 04.04.2019 № 01-11/19998, от 01.04.2020 № 01-11/18743.

Приказами Федеральной таможенной службы от 21 июня 2019 г. № 488-П, от 11 сентября 2019 г. № 1437, от 3 декабря 2019 г. № 1836, от 3 апреля 2020 г. № 359, от 9 июня 2020 г. № 507 утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1, 2 кварталы 2020 года.

Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного п.п. «е» п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской

Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 года № 1058.

Как следует из Писем руководителя Федеральной таможенной службы от 04.04.2019 № 01-11/19998 и от 01.04.2020 № 01-11/18743 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14 «О материальном стимулировании в 2019 году, на первое полугодие 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» Федеральной таможенной службе в 2019 году первом полугодии 2020 года выделены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов сверх установленного фонда оплаты труда. Материальное стимулирование гражданских служащих территориальных таможенных органов за достижение таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности в 2019 году в 1 и 2 кварталах 2020 года осуществляется за счет указанных бюджетных ассигнований, выделяемых таможенному органу ежеквартально приказом ФТС России в соответствии приказом ФТС России от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», после подведения итогов работы за квартал в пределах выделенных таможенному органу денежных средств на эти цели.

Приказами Сибирского таможенного управления ФТС России от 27.06.2019 №229, от 19.09.2019 № 249-П, от 11.12.2019 № 466, от 08.04.2020 № 105-П, от 11.06.2020 №181-П распределены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, а начальникам таможенных органов поручено обеспечить выплату средств материального стимулирования в I-IV кварталах 2019 года, в I квартале 2020 года.

Данными приказами начальника таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и эффективности деятельности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного п.п. «е» п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30.10.2006 № 1058.

На основании приказов начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности ФИО1 были произведены следующие выплаты материального стимулирования: приказом № 54-П от 26.07.2019 - /__/ руб. за 1 квартал 2019 года; приказом № 69-П от 25.09.2019 - /__/ руб. за 2 квартал 2019 года; приказом № 101-П от 23.12.2019 - /__/ руб. за 3 квартал 2019 года; приказом № 44-П от 27.04.2020 - /__/ руб. за 4 квартал 2019 года; приказом № 67-П от 16.06.2020 - /__/ руб. за 1 квартал 2020 года.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.2018 № 229-6, от 19.03.2019 № 283-14 и от 17.02.2020 № 168-8, в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Издание приведенных выше приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащих включению в состав денежного содержания гражданского служащего. В связи с чем доводы апелляционных жалоб о незаконности решения суда в этой части подлежат отклонению.

Доводы апелляционных жалоб о неправомерной ссылке суда первой инстанции на разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, а также ссылка в апелляционной жалобе на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 №14-03-03/1414, не могут быть приняты во внимание, поскольку правильности выводов суда они не опровергают.

При установленных по делу обстоятельствах не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционных жалоб о неверном распределении судом бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, со ссылкой на вывод суда в решении о непредставлении ответчиком вопреки статье 56 ГПК РФ доказательств тому, что произведенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №238-14 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 №168/8 стимулирующие выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Установив данные обстоятельства, правильно применив пункты 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, суд первой инстанции произвел расчет, который вопреки доводам апелляционных жалоб признан судебной коллегией верным.

Иных правовых аргументов апелляционные жалобы не содержат.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Томска от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Кемеровской таможни, третьего лица Сибирского таможенного управления – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: