ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-209/20 от 08.07.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Строка статотчета 068, г/п 150 =00

Судья: Сергеева М.Н. Дело № 33-4276/2020 8 июля 2020 года

Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гулевой Г.В.

судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.

при помощнике судьи Гончаровой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-209/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж с особыми условиями труда и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, назначении страховой пенсии, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 18 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление) о включении периодов работы в стаж с особыми условиями труда и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, назначении страховой пенсии с 26 апреля 2019 года, а также попросил взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины, сославшись на то, что 26 марта 2019 года обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в удовлетворении которого ему отказано, Управление не включило в стаж работы с особыми условиями труда его нахождение на курсах повышения квалификации с 26 февраля по 3 марта 2012 года, с 10 марта по 14 апреля 2012 года, дни прохождения медицинской комиссии 22 мая 2013 года, 24 и 27 июня 2014 года. Также не включены периоды работы <данные изъяты> пути на участке с неинтенсивным движением поездов Плесецкой дистанции пути с 1 января 1995 года по 20 апреля 2000 года, <данные изъяты> на участке с неинтенсивным движением поездов с 21 апреля 2000 года по 31 декабря 2003 года. Вместе с тем заявленные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Также ответчик не включил в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 февраля по 3 марта 2012 года, с 10 марта по 17 марта 2012 года, с 1 апреля по 14 апреля 2012 года, с 1 декабря по 31 декабря 2014 года, с 1 февраля по 20 февраля 2015 года, с 24 февраля по 2 марта 2015 года, с 17 октября по 20 октября 2017 года, с 6 апреля по 15 апреля 2018 года, с 14 мая по 26 мая 2018 года, с 3 июня по 22 июня 2018 года, а также дни прохождения медицинской комиссии 22 мая 2013 года, 24 июня и 27 июня 2014 года. На момент обращения в пенсионный орган он имел необходимый стаж работы с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В судебном заседании ФИО1, его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по изложенным основаниям.

Представитель Управления ФИО3 иск не признала, так как истец обратился с заявлением о назначении пенсии, в чем ему 3 апреля 2019 года было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица без самостоятельных требований – открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 18 марта 2020 года постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда:

- периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации с 26 февраля 2012 года по 03 марта 2012 года, с 10 марта 2012 года по 14 апреля 2012 года;

- периоды прохождения ФИО1 медицинской комиссии 22 мая 2013 года, 24 и 27 июня 2014 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы ФИО1 с 26 февраля 2012 года по 03 марта 2012 года, с 10 марта 2012 года по 17 марта 2012 года, с 01 апреля 2012 года по 14 апреля 2014 года, 22 мая 2013 года, 24 июня 2014 года, 27 июня 2014 года, с 01 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 01 февраля 2015 года по 20 февраля 2015 года, с 24 февраля 2015 года по 02 марта 2015 года, с 17 октября 2017 года по 20 октября 2017 года, с 06 апреля 2018 года по 15 апреля 2018 года, с 14 мая 2018 года по 26 мая 2018 года, с 03 июня 2018 года по 22 июня 2018 года.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) о включении периодов работы с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в стаж с особыми условиями труда, назначении страховой пенсии – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Плесецком районе Архангельской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в размере 300 рублей».

С данным решением не согласился ФИО1, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права и принять по делу новое – об удовлетворении иска в полном объеме, так как нельзя согласиться с выводами суда о том, что выписки из журнала формы ДУ-2 за период с 18 ноября 2001 года по 28 февраля 2002 года, с 30 июня 2001 года по 14 сентября 2001 года не подтверждают его работу в заявленный период на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, поскольку интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемыми ежегодно Министерством путей сообщения России.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года №286, не содержат нормы относительно того, что интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемыми ежегодно Министерством путей сообщения России.

В пункте 10 раздела 2 Основные направления данного приказа указано, что для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия: - интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.

Согласно абзацу 5 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обстоятельства, подтверждающие особенность работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Им предоставлены письменные доказательства: журналы ДУ-2 железнодорожной станции Пермилово за период с 18 ноября 2001 года по 28 февраля 2002 года, с 30 июня 2001 года по 14 сентября 2001 года, подтверждающие фактическое количество поездов, проходящих через станцию Пермилово в 2001 - 2002 годах. Фактическое количество составило более 24 пар в сутки, что соответствует интенсивному движению поездов.

Свидетель ФИО начальник железнодорожной станции Плесецкая в своих показаниях сообщила, что письменный учет движения поездов ведется в журнале ДУ-2, который хранится 1 год.

При просмотре журналов учета движения поездов за 2001 год и 2002 год, а именно за 5 февраля 2002 года установлено – за отчетные сутки прошло 26 четных и 26 нечетных пар поездов, за 21 августа 2001 года – 27 пар четных и 25 пар нечетных поездов.

Станция Пермилово имеет однопутное железнодорожное сообщение.

Суд не принял во внимание того, что журналы учета движения поездов ДУ-2 хранятся 1 год и не сдаются в архив.

Справка, выданная на основании графиков движения поездов, утвержденных МПС за 2001 и 2002 годы, не основана на первичных документах (журналы ДУ-2), которые отражают фактический график движения поездов.

Плесецкая дистанция пути осуществляет текущее содержание пути и не ведет и не может вести учет движения поездов. Осуществление движения поездов, соблюдение графика движения поездов и учет движения поездов возложено на Северную дирекцию управления движением Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».

Согласно пункту 1.5 Инструктивных указаний по автоматизированному формированию формы внутренней статистической отчетности ДО-8 ВЦ «Отчет о показателях работы вагонов грузового парка», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 11 ноября 2010 г. № 2311р, такая отчетность формируется на основании журналов движения поездов формы ДУ-2 или ДУ-3.

Таким образом, справка, выданная на основании графиков движения поездов, утвержденных МПС за 2001 и 2002 г.г., не основана на первичных документах, в которых отражается фактический график движения поездов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.

Как установлено судом, 26 марта 2019 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно решению Управления от 3 апреля 2019 года № 124155/19-99 ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ ФЗ «О страховых пенсиях».

По этому же решению пенсионного органа страховой стаж ФИО1 на день обращения за назначением страховой пенсии 29 лет 06 месяцев 12 дней; стаж работы в местностях, пиравненных к районам Крайнего Севера, - 22 года 20 дней; стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, - 11 лет 3 месяца 17 дней.

В его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены, в частности, периоды работы дорожным мастером на участке с неинтенсивным движением поездов с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года, в связи с несоблюдением требований Списка от 24 апреля 1992 года № 272.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 30 этого же Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

На основании ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Таким образом, мужчине, достигшему возраста 50 лет, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости может быть назначена при наличии не менее 25 лет страхового стажа, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, 12 лет 06 месяцев стажа работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РФ приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «д» п.1 указанного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список № 272),

Согласно Списку № 272 правом на досрочное назначение пенсии пользуются машинисты и помощники машинистов тепловозов, а также монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Как следует из Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 - 32 Федерального закона № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным п.п. 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч.1 ст.32, ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ).

Таким образом, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами.

Кроме того, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Так, из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз.1-3 ст. 3 вышеуказанного Закона)

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений пп. 10.1 п. 2 ст. 6 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пп. 1, 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В системе государственного пенсионного страхования ФИО1 зарегистрирован 10 декабря 1998 года.

Как видно из материалов дела, спорные периоды работы имели место как после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Следовательно, периоды работы истца после указанной даты должны подтверждаться сведениями персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования (ч.2 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы истца в должности <данные изъяты> Исакогорской дистанции пути (участок Исакогорка – Обозерская) в заявленные периоды подтверждаются записями в трудовой книжке, однако в ней не содержится данных о характере и условиях работы истца.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, он в период с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года работы с особыми условиями труда не выполнял, код льготной работы за данный период в сведениях персонифицированного учета работодателем не проставлен.

Действительно, первоначально заявленные периоды отражены работодателем с кодом особых условий труда. Однако работодатель предоставил соответствующие корректировки об уточнении сведений в отношении истца, данные периоды отражены с кодом особых условий труда – работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периодов работы с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года, суд исходил из того, что допустимых доказательств, свидетельствующих о работе ФИО1 в заявленные периоды в условиях, предусмотренных Списком № 272, а именно на текущем ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов, не представлено, при этом суд также принял во внимание сведения персонифицированного учета, представленные работодателем без кода льготной работы после даты регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования, которые ФИО1 и его представителем не опровергнуты.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым дана верная правовая оценка, выводы в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают. Таким образом, доводы апелляционной жалобы в отношении вышеуказанных спорных периодов не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного судом решения, поскольку каких-либо новых данных, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора, они не содержат. Данные доводы, приводимые в суде первой инстанции при разрешении дела, получили надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают и по существу сводятся к иной оценке установленного судом и иному, ошибочному толкованию норм материального права.

Доказательств, опровергающих сведения персонифицированного учета, первичные документы, истцом и его представителем также в материалы дела не представлено. С требованиями к работодателю об уточнении данных персонифицированного учета истец также не обращался.

Установление для данной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается наиболее неблагоприятному воздействию различного рода факторов, к которым относится постоянная занятость в течение полного рабочего дня на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

По сведениям филиала «Северная железная дорога», изложенным в письме от 3 августа 2005 года № ДТ-64/780, в период с 1995 года по 2003 год участок Исакогорка-Обозерская не классифицируется как участок с интенсивным движением поездов. Аналогичные сведения представлены в сообщении Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от 30 января 2019 года № 475/СевД. Сведения представлены на основании нормативных графиков движения поездов, утвержденных МПС, ОАО «РЖД».

Согласно приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 года №286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» основанием для отнесения участков железных дорог к участкам с интенсивным движением поездов служат размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сутки) по графику на двухпутных участках более 50 пар; размеры движения - это количество поездов, пропущенных по линии за 1 час; пара поездов - это два поезда, движущиеся один в четном направлении, другой в нечетном. Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемых ежегодно Министерством путей сообщения России, которые являются основой организации движения поездов и объединяют деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

Аналогичное понятие интенсивности движения поездов устанавливалось и ранее Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министром путей сообщения РФ 26 мая 2000 года №ЦРБ-756.

График является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог, основой организации движения поездов, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

Таким образом, характер работы, в том числе условия осуществления трудовой функции, включая выполнение работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов и на условиях полной занятости, может быть подтвержден только документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Ссылка истца и его представителя на журналы ДУ-2 железнодорожной станции Пермилово со сведениями о движении поездов за период с 18 ноября 2001 года по 28 февраля 2002 года, с 30 июня 2001 года по 14 сентября 2001 года, а также и показания свидетеля ФИО – начальника станции Плесецкая, не подтверждают работу ФИО1 на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов в заявленные им периоды работы, поскольку первые – не являются документом, выдаваемым в установленном порядке работодателем для подтверждения периода занятости работника в особых условиях труда, при том, что сам работодатель в уточняющей справке не признает такие условия труда работника особыми, а вторые – также нельзя признать допустимым доказательством, подтверждающим особые условия труда и влияющие на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда на железной дороге, при том, что документы о работе утрачены, исходя из положений части 3 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ, свидетельские показания не могут быть отнесены к допустимым доказательствам по настоящему делу (аналогичное правило предусматривал пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судебная коллегия также отмечает, что указанные журналы ДУ-2 ФИО1 для решения вопроса о включении указанных периодов занятости в стаж работы с особыми условиями труда и назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсионному органу не предъявлял, сведения, содержащиеся в данных журналах, не были предметом оценки при вынесении Управлением решения об отказе в назначении истцу такой пенсии.

Вместе с тем ФИО1 не лишен права и возможности снова обратиться в Управление с аналогичным заявлением, одновременно представив указанные журналы ДУ-2 для решения вопроса о включении указанных периодов занятости в стаж работы с особыми условиями труда и назначении досрочной страховой пенсии по старости, в случае несогласия с принятым решением и возникновением спора – обратиться в суд для его разрешения.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ, признав недопустимыми доказательствами характера работы показания свидетеля, пришел к выводу, что отсутствуют условия, позволяющие отнести период работы в качестве мастера пути Исакогорской дистанции пути с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года к стажу работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Исходя из изложенного, не могут быть признаны обоснованными доводы жалобы об отсутствии закрепления в нормативных актах понятия «интенсивность движения поездов».

Ссылка представителя истца на наличие сомнений пенсионного органа относительно сведений в уточняющей справке и выписке из индивидуального лицевого счета истца, с учетом показаний допрошенных по делу свидетелей, использовавших при их допросе сведения из сохранившихся журналов ДУ-2, при названных выше обстоятельствах правового значения не имеет.

Довод апелляционной жалобы о том, что справка, выданная на основании графиков движения поездов, утвержденных МПС за 2001 и 2002 г.г., не основана на первичных документах, в которых отражается фактический график движения поездов, противоречит установленным судом обстоятельствам и сводится к иной оценке доказательств, что, в силу требований процессуального закона, не может служить основанием для отмены решения суда.

По существу все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в суде первой инстанции ФИО1 и его представителем приводились, и в решении суда получили надлежащую правовую оценку. Они не содержат каких-либо новых данных, которые не были учтены судом при разрешении спора, и позволили бы суду апелляционной инстанции усомниться в правильности судебного решения.

Исходя из принципа диспозитивности, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.В.Гулева

Судьи: Е.М.Бланару

Д.А.Маслов