ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-209/2021 от 20.01.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья суда 1 инстанции Дело № 33-7/2022

Гребенщикова Е.В. № 2-209/2021

УИД 87RS0001-01-2020-000754-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Анадырь 20 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Зиновьева А.С.,

судей Скляровой Е.В., Малова Д.В.,

при секретаре Гребцовой С.Н.,

с участием прокурора Никитина А.С.,

представителя ответчика ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика акционерного общества «Анадырский морской порт» на решение Анадырского городского суда от 28 октября 2021 года, которым постановлено:

«исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Анадырский морской порт» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» - удовлетворить.

Возложить на акционерное общество «Анадырский морской порт» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Взыскать с акционерного общества «Анадырский морской порт» в доход бюджета городского округа Анадырь государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Малова Д.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Анадырский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к акционерному обществу «Анадырский морской порт» (далее – Общество, АО «Анадырьморпорт»), в котором указал, что в силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 371 (далее - Положение), агентство является органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации. Согласно Положению в функции Росморречфлота входят вопросы мобилизационной подготовки.

Приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 25 июля 2016 года № 005 на ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» возложено доведение установленных мобилизационных заданий до организаций морского транспорта, в том числе и АО «Анадырьморпорт».

Пунктом 4.1.12 Устава ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» предусмотрено, что учреждение организует мобилизационную подготовку в морских портах.

Письмом ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» от 3 мая 2017 года № 13/24 ДСП до АО «Анадырьморпорт» доведено о возложении на него мобилизационного задания. Повторные письма о возложении на АО «Анадырьморпорт» мобилизационного задания и информация по созданию в организации соответствующих подразделений для выполнения задания в соответствии с требованиями законов направлены 23 января 2018 года № 13/6 ДСП, 2 апреля 2018 года № 13/47ДСП и 9 июня 2018 года № 13/2409.

Сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций согласно Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Получение и выполнение организацией мобилизационных заданий, относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну, возможно осуществлять при условии оформления лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и назначением работников (работника), выполняющих функции мобилизационного и режимно - секретного подразделения, или заключения договора на обслуживание по секретному делопроизводству с организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в области защиты государственной тайны и оформления допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, руководителю организации и назначенному работнику (допускается по совместительству) для работы с мобилизационными документами.

Несмотря на требования законодательства и полученную информацию, АО «Анадырьморпорт» не организовало работу режимно-секретного подразделения, в связи с чем не выполнило установленное задание, сославшись на отсутствие использования в своей деятельности сведений, составляющих государственную тайну.

На основании изложенного прокурор, с учётом последующих уточнений исковых требований, просил суд возложить на АО «Анадырьморпорт» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Определением суда от 19 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» (далее – ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»).

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик АО «Анадырьморпорт», указывая на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Прокурор направил в суд возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых просит оставить обжалуемое решение без изменений, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, и просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Прокурор Никитин А.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, просил решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения.

Третье лицо ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», извещённое о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляло.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, доводов возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая исковые требования и удовлетворяя их в полном объёме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1 и 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», пунктов 2 и 3 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента РФ от 2 октября 1998 года № 1175, постановлением Правительства РФ от 17 мая 2016 года № 428-9, исходил из того, что приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 25 июля 2016 года № 005 на АО «Анадырьморпорт» возложено мобилизационное задание.

В соответствии с Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию Министерством транспорта РФ, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 22 августа 2019 года № 06, а также статьями 16, 17 и 27 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» и Административным регламентом, утверждённым приказом ФСБ России от 11 апреля 2014 года № 202, пунктом 33 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203, мобилизационное задание для АО «Анадырьморпорт» относится к сведениям, составляющим государственную тайну.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности и, поскольку у АО «Анадырьморпорт» соответствующая лицензия отсутствует, мобилизационное задание ответчиком в полном объёме не получено.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции соответствующими установленным обстоятельствам дела и основанными на правильном толковании и применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что исковые требования не подлежали удовлетворению, поскольку прокурором не указана степень секретности сведений, содержащихся в мобилизационном задании, а также о необоснованности вывода суда первой инстанции о необходимости ответчику самостоятельно выяснять степень секретности этих сведений, судебная коллегия находит основанными на неверном толковании норм материального права.

Так, подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 333, определено, что для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в том числе заявление о выдаче лицензии с указанием подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы.

Как следует из подпункта «и» пункта 2 Правил подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 августа 2018 года № 984, подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - подтверждение), выдается негосударственной организации, не имеющей заказчика работ, для выполнения которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и планирующей по роду своей деятельности осуществлять данные работы, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения.

Пунктом 3 Правил подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена обязанность такой организации самостоятельно обратиться за подтверждением степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, в соответствующий орган исполнительной власти либо государственный орган.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что степень секретности сведений, содержащихся в мобилизационном задании, подлежит выяснению ответчиком в порядке исполнения решения суда при оформлении соответствующей лицензии, а доводы АО «Анадырьморпорт» об обратном – ошибочными.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что АО «Анадырьморпорт», являясь оператором морских терминалов, не является морским портом и не является стороной мобилизационного задания, так как не находится в ведомственном подчинении Федерального агентства морского и речного транспорта, судебная коллегия находит основанным на неправильном толковании ответчиком норм материального права.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» организации обязаны выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О морских портах») под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ определено, что под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона «О морских портах» оператор морского терминала – транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, а согласно пункту 6 названной статьи владельцами объектов инфраструктуры морского порта признаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени. При этом пунктом 7 статьи 4 данного закона определяет морской терминал как совокупность объектов инфраструктуры морского порта.

Таким образом, оператор морского терминала в лице АО «Анадырьморпорт» одновременно является владельцем транспортной инфраструктуры морского порта.

Как следует из частей 1, 2 статья 9 Федерального закона «О морских портах» морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.

Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктом 1 пункта 6 Перечнеречня морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов, утверждённого приказом Минтранса России от 4 декабря 2013 года № 373, предусмотрено, что в администрацию морских портов Приморского края и восточной Арктики входит в том числе морской порт Анадырь.

В размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта (https://morflot.gov.ru/portyi_rf/reestr_mp/portyi_primorskogo_kraya _i_vostoch noy_arktiki/f2274.html) реестре морских портов указано, что администрацией морского порта Анадырь является Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Анадырь, а также единственный оператор морских терминалов – ОАО «Анадырский морской порт», который оказывает следующие услуги: грузовые операции по прямому варианту, без хранения грузов на складских территориях (погрузку-выгрузку судов), перевалку грузов; грузовые перевозки судами портового флота; буксировка судов; пассажирские перевозки; грузовые операции с универсальными контейнерами; доковый ремонт судов грузоподъемностью до 500 тонн.

Согласно пункту 2 части 1 и пунктам 7 и 12 части 2 статьи 8 Федерального закона «О морских портах» государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения, в том числе обороны и безопасности государства.

Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, а также организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в морском порту.

Системное толкование вышеприведённых правовых норм приводит к выводу о том, что в действующем законодательстве под морским портом понимается не организация, а территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов его инфраструктуры. Следовательно, на АО «Анадырьморпорт», являющийся владельцем инфраструктуры морского порта и оператором морского терминала, как на организацию, может быть возложена обязанность выполнять мобилизационное задание.

Ссылку АО «Анадырьморпорт» в апелляционной жалобе на то, что, поскольку действующим законодательством обязанность по выполнению требований мобилизационной подготовки возложена на капитана морского порта, то следовательно именно он обязан получить лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как на обстоятельство, освобождающее ответчика от обязанности выполнять мобилизационное задание, судебная коллегия находит несостоятельной по следующим основаниям.

Как следует из частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона «О морских портах», капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.

Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.

Пунктом 9 статьи 11 Федерального закона «О морских портах» определено, что капитан морского порта проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту.

Анализ приведённых правовых норм приводит к выводу о том, что, поскольку Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не предусматривает возможности направления мобилизационного задания капитану морского порта как должностному лицу, то вывод суда первой инстанции об обязанности ответчика для получения мобилизационного задания оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является верным.

Довод апелляционной жалобы АО «Анадырьморпорт» о том, что лицензия представляется не для работы с мобилизационным заданием, а на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и её получение ответчиком не порождает у него обязанности заключить договор по выполнению мобилизационного задания с ФГБУ ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», в связи с чем исковые требования не соответствуют основаниям поданного иска, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку в силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» на организации возложена обязанность по заключению договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Довод представителя ответчика, заявленный им в судебном заседании суда апелляционной инстанции, о том, что фактически прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, а не неопределённого круга лиц, в связи с чем к участию в деле должно было быть привлечено Министерство обороны РФ, судебная коллегия также находит необоснованным поскольку, мобилизация в Российской Федерации проводится для заблаговременной подготовки экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подготовки органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время, то неисполнение мобилизационного задания в результате его неполучения может затрагивать права не только Министерства обороны РФ, но также органов государственной и муниципальной власти, организаций, учреждений и населения, то есть лиц, круг которых не органичен и не мог быть определён прокурором при предъявлении иска в суд.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о возложении на АО «Анадырьморпорт» обязанности оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания.

Кроме того, поскольку Общество, исходя из материалов дела, никакого мобилизационного задания не выполняло, необходимости доказывания этого факта прокурором, вопреки мнению ответчика в апелляционной жалобе об обратном, судебная коллегия не усматривает. Более того, коллегия полагает, что данное обстоятельство отношения к существу спора не имеет.

Обобщая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения исходя из доводов апелляционной жалобы ответчика АО «Анадырьморпорт».

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Анадырского городского суда от 28 октября 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика акционерного общества «Анадырский морской порт» – без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Зиновьев

судья Е.В. Склярова

Д.В. Малов

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 2 февраля 2022 года.