Судья Крикунова АВ Дело № 2-2106/2021
Дело № 33-2208/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной ЛА,
судей Емельяновой ЮС, Черных ОГ,
при секретаре Волкове АВ
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрация Корниловского сельского поселения о возложении обязанности совершить действия
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Корниловского сельского поселения на решение Томского районного суда Томской области от 28 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, пояснения представителя ответчика Администрации Корниловского сельского поселения Кочетова РМ, действующего на основании доверенности от 25.11.2021, действительной в течение 1 года, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области) обратилось в суд с иском к Администрации Корниловского сельского поселения, в котором, с учетом уточнения требований, просило возложить на ответчика обязанность в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» разработать и утвердить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями в срок до 01.03.2022. В обоснование заявленных требований указано, что при проведении в 2020 году внеплановой выездной проверки Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО «Теплогазсервис», осуществляющего эксплуатацию объектов питьевого водоснабжения и оказывающего услуги населению по обеспечению питьевым водоснабжением д. Аркашево Томского района, были выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, ст. ст.11, 19, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» № 000002698 от 20.10.2020, протоколом лабораторных исследований № 9631 от 19.10.2020 отобранная 15.10.2020 в 10:30 ч проба питьевой воды после водоочистки, выход в распределительную сеть (станция водоподготовки по адресу: Томский район, д.Аркашево, ул. Нижняя), исследована по показателю: по химическому показателю «марганец» результат исследования -0,40+/-0,10 мг/дм (гигиенический норматив - не более 0,1мг/дм) не соответствует требованиям п.3.4.1,п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Вышеизложенное нарушение зафиксировано в акте проверки от 29.10.2020, выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 176 от 29.10.2020, срок исполнения которого - 30.12.2021. На основании постановления заместителя руководителя № 11/10 от 18.11.2020 директор ООО «Теплогазсервис» привлечен к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ. Таким образом, по результатам федерального санитарно-эпидемиологического надзора и по результатам производственного контроля в отношении ООО «Теплогазсервис» Управлением был зафиксирован факт несоответствия проб питьевой воды в д. Аркашево, в том числе после водоподготовки, нормативам качества, что подтверждается материалами проверки административного органа. В адрес главы Администрации Корниловского сельского поселения 28.01.2021 Управлением Роспотребнадзора по Томской области было направлено уведомление о необходимости внесения изменения в техническое задание, приведения качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями. Администрацией Корниловского сельского поселения в нарушение ч.6 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ не было разработано техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В адрес Администрации Корниловского сельского поселения 02.04.2021 направлен запрос о предоставлении информации об имеющихся/отсутствующих соглашениях о передаче в иные органы местного самоуправления полномочий по разработке/утверждению технического задания на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями; об утверждении технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы; о внесении изменений в техническое задание. Согласно ответу Администрации Корниловского сельского поселения от 12.05.2021 инвестиционная программа в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района не утверждена. У Администрации Томского района нет переданных от Администрации Корниловского сельского поселения полномочий по разработке/утверждению технического задания на разработку и корректировку инвестиционной программы, в связи с чем Администрацией Томского района техническое задание не утверждалось, изменения в него не вносились. Администрацией Корниловского сельского поселения не были предприняты меры, направленные на выполнение вышеуказанных требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, что свидетельствует о бездействии со стороны органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель истца Нестеренко ОГ исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кочетов РМ в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что на момент рассмотрения дела в суде выявленные в ходе проверки несоответствия проб питьевой воды в д.Аркашево, в том числе после водоподготовки, нормативам качества устранены, нарушений прав неопределенного круга лиц на момент рассмотрения дела в суде не имеется. Поскольку защите подлежит только нарушенное право, оснований для удовлетворения исковых требований Управления Роспотребнадзора по Томской области не имеется.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Администрации Томского района, ООО "Теплогазсервис".
Обжалуемым решением суд, руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 46, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2, 4, 11, 19, 39, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 2, 6, 10, 23, 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 14, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ (ред. от 08.06.2020) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», п. 2, 6, 9 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", исковые требования Управления Роспотребнадзора по Томской области удовлетворил, обязав Администрацию Корниловского сельского поселения в соответствии со ст. 6, ч. 6 ст.23, ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» разработать и утвердить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Корниловского сельского поселения Кочетов РМ просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Управлению Роспотребнадзора по Томской области отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что на основании норм действующего законодательства судебной защите подлежит только нарушенное право. При обращении с иском истец должен доказать факт нарушения права, а также доказать, что выбранный способ защиты права устранит нарушение права истца. В рассматриваемом случае после получения ответчиком уведомления истца о необходимости устранения нарушений требований законодательства ответчик приступил к выполнению работ по приведению воды в д. Аркашево к нормативным показателям, о чем свидетельствует заключение муниципального контракта № 45-21А от 15.09.2021 по ремонту станции водоочистки д. Аркашево. Данные работы были проведены в полном объеме, приняты заказчиком. После проведения работ была осуществлена проверка качества воды. Согласно протоколу испытаний № 1752 от 01.10.2021 вода, отобранная в д. Аркашево, соответствует нормативным требованиям, в том числе по показателям марганца. Таким образом, на момент рассмотрения судом иска вода в д. Аркашево соответствовала всем необходимым требованиям, а значит, права неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился истец, уже не были нарушены. В связи с чем отпали основания для удовлетворения заявленных требований. Полагает, что в рассматриваемом случае у суда не было необходимости для применения ч. 5 и 6 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, поскольку недостатки качества воды были устранены. Обращает внимание, что требование истца о разработке и утверждении технического задания также не подлежало удовлетворению, поскольку было обусловлено необходимостью разработки и корректировки инвестиционной программы именно в части мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Так как качество воды было приведено в соответствие, был устранен сам факт нарушений прав неопределенного круга лиц. Исполнение обжалуемого решения, по мнению ответчика, приведет лишь к необоснованным тратам бюджета поселения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Управления Роспотребнадзора по Томской области Нестеренко ОГ просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому человеку и гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду. Это право обеспечивается, в том числе, неукоснительным соблюдением всеми хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора Томской области вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании ст. 11 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов (действовавшие на момент проведения проверки), были установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными постановлением Главного государственного санврача России от 26.09.2001 № 24 (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.41074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.
Согласно положениям ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п.1); питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п.4); в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п.5); в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п.6); организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п.7).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2020 году Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Теплогазсервис», осуществляющего эксплуатацию объектов питьевого водоснабжения и оказывающего услуги населению по обеспечению питьевым водоснабжением д. Аркашево Томского района.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» № 000002698 от 20.10.2020, протоколу лабораторных исследований № 9631 от 19.10.2020 отобранная 15.10.2020 в 10:30 ч проба питьевой воды после водоочистки, выход в распределительную сеть (станция водоподготовки по адресу: Томский район, д.Аркашево, ул. Нижняя), исследована по показателю: по химическому показателю «марганец» - результат исследования -0,40+/-0,10 мг/дм (гигиенический норматив - не более 0,1мг/дм ) не соответствует требованиям п.3.4.1,п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Во исполнение ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в адрес главы Администрации Корниловского сельского поселения исх. №70-00-07/05-425-2021 от 28.01.2021 Управлением Роспотребнадзора по Томской области направлено уведомление о необходимости внесения изменения в техническое задание, приведения качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями. Администрацией Корниловского сельского поселения в нарушение ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ не было разработано техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Ответом Администрации Корниловского сельского поселения от 12.05.2021 на запрос Управления Роспотребнадзора по Томской области о предоставлении информации исх. № 70-00-07/05-866-2021 от 02.04.2021 сообщено, что инвестиционная программа в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района не утверждена.
Из ответа Администрации Томского района на запрос о предоставлении информации исх. № 70-00-07/05-861-2021 от 02.04.2021 следует, что Администрацией Томского района техническое задание не утверждалось, изменения в него не вносились, поскольку полномочия по разработке/утверждению технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района Администрации Томского района от Администрации Корниловского сельского поселения не передавались, что, в том числе, подтверждается соглашением № 234 о передаче муниципальным образованием «Корниловское сельское поселение» муниципальному образованию «Томский район» отдельных полномочий по решению вопросов местного значения поселения от 01.06.2020, приложением № 1 к указанному соглашению «Перечень передаваемых полномочий», приложением № 2 к указанному соглашению «Содержание (объем) передаваемых полномочий».
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что по общему правилу действия по разработке и утверждению технического задания осуществляет орган местного самоуправления поселения. Однако Администрацией Корниловского сельского поселения не соблюдаются требования ст. 6, ч. 6 ст. 23, ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», при этом соглашение о передаче полномочий по разработке/утверждению технического задания на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями не заключалось.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда, поскольку он основан на законе и материалах дела.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предела полномочий, установленных законодательством России.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно положениям ч. 3, 4 того же Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (п.4); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п.5), согласование инвестиционных программ (п.6).
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ).
В силу положений ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления с учетом: результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов; решений органов местного самоуправления поселений, городских округов о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (п.1); порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил № 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Правила № 641 регулируют вопросы согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы (раздел IV), а также вопросы рассмотрения разногласий при согласовании и утверждении инвестиционных программ (раздел VI).
Проанализировав приведенные положения, судебная коллегия исходит из того, что перечисленные положения закона предусматривают осуществление полномочий по обеспечению водоснабжения населения и водоотведение, в том числе по утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ, органами местного самоуправления муниципальных районов, но только в том случае, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем в силу положений Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Томский район» закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 4 Устава Муниципального образования «Корниловское сельское поселение» к вопросам местного значения Корниловского сельского поселения относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопросы организации в границах д. Аркашево водоснабжения населения и водоотведения законом Томской области отнесены к полномочиям Корниловского сельского поселения.
Анализируя представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что организация в границах поселения водоснабжения населения, а также действия по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы относится к вопросам местного значения и ответчик неправомерно уклонился от выполнения необходимых действий по обеспечению населения водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, что создает угрозу здоровью потребителей и их безопасности.
Доводы жалобы ответчика о том, что у суда отсутствовала необходимость для применения ч. 5 и 6 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, поскольку недостатки качества воды были устранены, судебная коллегия признает необоснованными.
Как верно указано судом, на день принятия судом решения по настоящему делу доказательств разработки и утверждения Администрацией Корниловского сельского поселения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями и согласования его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Томской области не представлено.
Утверждение апеллянта о том, что в результате заключения муниципального контракта № 45-21А от 15.09.2021 по ремонту станции водоочистки д. Аркашево и принятия результатов работ по его выполнению вода, отобранная в д. Аркашево, соответствует нормативным требованиям, в том числе по показателям марганца, в связи с чем на момент рассмотрения судом иска вода соответствовала всем необходимым требованиям, а значит, права неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился истец, уже не были нарушены, судебной коллегией отклоняются.
Представленный стороной ответчика муниципальный контракт № 45-21А от 15.09.2021, заключенный ООО «Айвер» с одной стороны и Администрацией Корниловского сельского поселения - другой, предметом которого является проведение ремонта станции водоочистки д. Аркашево, локальный сметный расчет № 02-01-01; справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 30.09.2021; акт о приемке выполненных работ № 1 от 30.09.2021 не могут быть приняты судом в качестве доказательства выполнения требований истца, поскольку не содержат сведений о разработке и утверждении технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Аркашево Томского района в соответствие с установленными требованиями.
Представленные ответчиком суду первой инстанции протокол испытаний федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» № 1274/1-ФХ от 16.08.2021; протокол испытаний № 1752 от 01.10.2021 физико-химической лаборатории ООО «Академлаб» не могут служить доказательством надлежащего качества воды в центральной сети д. Аркашево, поскольку:
- в ФБУ «Томский ЦСМ» проба воды отобрана и доставлена ООО «Теплогазсервис». При отборе образцов заказчиком за правильность отбора и сведения о процедуре отбора испытательная лаборатория ответственности не несет (л.д. 90);
- в химико-физической лаборатории ООО Академлаб» результаты анализа распространяются только на пробу, представленную заказчиком (ООО Айвер»). За соблюдение условий отбора, транспортировки и хранения до момента поступления пробы в лабораторию лаборатория также ответственности не несет (л.д. 91).
Обе пробы доставлены в лаборатории заинтересованными лицами.
Таким образом, на момент принятия решения ответчиком не были представлены надлежащие доказательства устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к качеству питьевой воды.
Доводы жалобы о том, что указание суда на необходимость разработки и утверждения технического задания приведет к необоснованным тратам бюджетных денежных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку не могут являться основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование местного бюджета относится к полномочиям органов местного самоуправления, при реализации которых должны приниматься во внимание, в том числе требования законодательства в области организации надлежащего водоснабжения населения муниципального образования.
Таким образом, судебная коллегия считает, что по делу правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на переоценку доказательств и выводов суда, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Томского районного суда Томской области от 28 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Корниловского сельского поселения – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: