ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2108/20 от 25.03.2021 Поспелихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 11-4/2021

УИД 22MS0097-01-2020-003499-54

Номер дела в суде первой инстанции 2-2108/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с. Поспелиха 25 марта 2021 года

Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Пичугиной Ю.В.,

при секретаре Лель М.В.,

с участием помощника прокурора Поспелихинского района Алтайского края Рыжакина Д.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 17 декабря 2020 года по гражданскому делу по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации,

У С Т АН О В И Л

Прокурор Поспелихинского района Алтайского края в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику, просил взыскать с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» в пользу материального истца сумму в размере 2000 рублей за счет средств краевого бюджета.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Поспелихинского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социального обеспечения педагогических работников, по результатам которой выявлены нарушения.

В соответствии с частью 8 статьи 47 указанного Закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно пункту 29 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 N 103 предоставление компенсации прекращается в связи с изменением места жительства (пребывания) с первого числа месяца, следующего за месяцем в котором наступили соответствующие обстоятельства.

До ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, работала в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа » учителем иностранного языка, получала ежемесячную компенсацию. После указанной даты сменила место регистрации (<адрес>) в пределах одного муниципального района. При этом ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ продолжала работать в должности учителя иностранного языка в МКОУ «Поспелихинская общеобразовательная школа ». ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стала осуществлять трудовую деятельность в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа » в должности учителя иностранного языка.

Об указанных обстоятельствах ФИО1 не сообщила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию в связи с чем выплату ежемесячной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получила.

За указанный период ФИО1 понесла расходы на оплату электроэнергии, вывоз жидких бытовых отходов, обращение с твердыми коммунальными отходами, на оплату сжиженного емкостного газа, водоснабжение.

При этом ответчик не верно истолковал указанные выше нормы о прекращении предоставления компенсации, поскольку пункт 29 Правил подлежит применению с учетом положений пункта 25 правил, т. е. предоставление компенсации прекращается в связи с изменением места жительства, тогда, когда изменение места жительства влечет утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления.

Толкование Управлением социальной защиты положений п. 25 указанных Правил предоставления компенсации как нормы, в соответствии с которой сам по себе факт изменения места жительства является обстоятельством, влекущим утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления, нельзя признать соответствующим закону, в связи с чем, оснований для взыскания с ФИО1 2000 руб. у Управления социально защиты не имелось.

Решением мирового судьи судебного участка Поспелихинского районного суда Алтайского края от 17 декабря 2020 года исковые требования прокурора Поспелихинского района, действующего в интересах ФИО1, удовлетворены, с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» взыскано 2000 руб. в пользу ФИО1

В апелляционной жалобе третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что поскольку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета по месту жительства, где ей предоставлялась компенсация, в управление о данном факте ФИО1 своевременно не сообщила, в результате чего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у нее в отношении данного жилого помещения отсутствовало право на получение компенсации. В управление с новым пакетом документов для назначения компенсации по новому месту жительства истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, компенсация назначена в соответствии с действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание представитель ответчика краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» не явился, о дате рассмотрения дела извещены, ходатайств не имеется.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Процессуальный истец помощник прокурора Поспелихинского района Алтайского края Рыжакин Д.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежаще, ходатайств не заявлено.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, что не противоречит положениям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, руководствовался частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании"), Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края N 88-ЗС), пунктами 2, 5, 6, 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103 (далее также - Правила от 30 марта 2017 г.) и исходил из того, что оснований для удержания 2000 руб. с ответчика не имелось, поскольку изменение места жительства ответчика в пределах района не повлекло утраты права на получение компенсации.

Суд считает, что при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 является педагогическим работником, проживающим в сельской местности.

До ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, осуществляла трудовую деятельность в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа » в должности учителя иностранного языка, получала ежемесячную денежную компенсацию.

После указанной даты, ДД.ММ.ГГГГ, сменила место регистрации на адрес: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ является учителем иностранного языка в МКОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа ». О смене регистрации ФИО1 не сообщила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», в августе продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию.

Выплату ежемесячной компенсации в сумме 2000 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получила.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации) в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края N 88-ЗС).

Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору. Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (части 6 и 7 статьи 2 Закона Алтайского края N 88-ЗС).

Во исполнение положений Закона Алтайского края N 88-ЗС Постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

В соответствии с пунктом 2 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края следующим категориям педагогических работников:

работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;

вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников;

прекратившим трудовые отношения (независимо от факта продолжения ими трудовой деятельности) и соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018, при наличии у них стажа работы в учреждениях (организациях), указанных в абзаце третьем настоящего пункта, не менее 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений занимавшимся педагогической деятельностью в этих учреждениях (организациях) и получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников.

Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения: по месту жительства работника; по месту пребывания работника на период пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства (пункт 3 Правил).

Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, отопления или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 4 Правил).

Согласно абзацу первому пункта 5 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.

Пунктом 25 Правил от 30 марта 2017 г. установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.

Предоставление компенсации прекращается в случае смерти педагогического работника, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть педагогического работника либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим; в связи с увольнением с работы, переводом на должность, не дающую право на получение компенсации, изменением места жительства (пребывания), а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является наличие статуса педагогического работника, осуществляющего педагогическую деятельность в сельском населенном пункте, либо вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимающимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников; либо прекратившей трудовые отношения (независимо от факта продолжения ими трудовой деятельности) и соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018, при наличии у них стажа работы в учреждениях (организациях), указанных в абзаце третьем настоящего пункта, не менее 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений занимавшимся педагогической деятельностью в этих учреждениях (организациях) и получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников.

При этом одним из условий получения денежной компенсации является фактическое проживание в сельском населенном пункте, рабочем поселке, что обуславливает наличие второго юридически значимого обстоятельства, подлежащего доказыванию в настоящем споре.

Как следует из материалов дела причиной, послужившей основанием к удержанию денежной компенсации педагогу за август и сентябрь ДД.ММ.ГГГГ года послужило именно изменение места жительства ФИО1 без уведомления Управления социальной защиты населения, иных оснований для удержания выплаченной суммы в счет компенсации в отношении ФИО1 не имелось, поскольку задолженности за коммунальные услуги она не имела, иных мер поддержки не получала, является единственным получателем выплаты, как по предыдущему адресу регистрации, так и по новому месту жительства, по иным основаниям, предусмотренным законом, получателем социальных выплат не являлась.

На основании анализа утвержденных Правительством Алтайского края Правил суд приходит к выводу, что позиция ответчика в данном случае, противоречит условиям предоставления данной социальной поддержки.

Так, Правила содержат лишь указание на то, что мера поддержки предоставляется педагогу в отношении одного жилого помещения, не связана с площадью, адресом и иными параметрами жилья, выплачивается в твердой денежной сумме, без ее корректировки в зависимости от адреса регистрации в населенном пункте, что опровергает доводы ответчика в части направленности выплат в отношении конкретного жилого помещения. Выплата, как государственная поддержка, предназначена для покрытия дополнительных расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, которые несет педагог, проживающий в сельской местности, при этом не меняется размер выплаты и сроки предоставления при изменении места регистрации работника в пределах одного Поспелихинского района, населенные пункты в котором относятся к сельской местности. При этом положениями закона не предусмотрено предоставление доказательств, свидетельствующих о несении педагогом указанных расходов, юридическое значение имеет факт проживания в сельской местности и наличие статуса педагога.

Толкование Правил в смысле осуществления социального обеспечения педагога, позволяет сделать вывод, что закон предусматривает прекращение права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления при изменении места жительства, когда такое изменение влияет на наличие самого права, принадлежащего педагогу на социальную выплату – переезд на постоянное место жительства за пределы сельской местности, проживание двух работников по одному адресу. Иное толкование приведенных в законе положений искажает социальную направленность и цель, связанную с финансовой поддержкой педагогических работников, осуществляющих трудовую функцию в сельской местности.

Изменение места регистрации в одном муниципальном районе не влечет изменение условий получения компенсации при условии соблюдения иных требований, предусмотренных законом и устанавливающих право на выплаты. Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 не утратила право на получение компенсации, была трудоустроена в должности учителя иностранного языка в Николаевской СОШ до ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ в указанной должности трудоустроена МКОУ «Поспелихинская СОШ », при этом является пенсионером и соответствует требованиям пункта 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающего категории лиц, имеющих право на получение компенсации, при этом ФИО1 проживает и проживала в сельском населенном пункте, иных лиц, получающих аналогичную выплату и проживающих с работником не имеется, оснований для удержания ежемесячной выплаты с ФИО1 не имелось, решение является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что апелляционным определением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 06 октября 2020 года требования прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах ФИО1 по аналогичным основаниям удовлетворены в полном объеме, с ответчика взыскана компенсация в пользу ФИО1 за август ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 17 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья Ю.В. Пичугина