Дело № 2-210/2021 (№ 33-447/2021) судья Павлова Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 февраля 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,
судей Зоровой Е.Е., Харитоновой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошкиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зоровой Е.Е.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тверской области в интересах Российской Федерации к ФИО1 об обращении в доход Российской Федерации денежных средств, эквивалентных стоимости части имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы,
по апелляционному представлению прокурора Тверской области на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 20 сентября 2021 года,
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ФИО1 об обращении в доход Российской Федерации денежных средств, эквивалентных стоимости части имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что ФИО1 состоит в должности <данные изъяты> ГУ МЧС России по <адрес>, является сотрудником федеральной противопожарной службы.
Замещаемая ФИО1 должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МЧС России от 22.10.2015 № 565 (пп. 6 п. 3).
Таким образом, ФИО1 обязан ежегодно представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Проведенной прокуратурой области в ГУ МЧС России по <адрес> проверкой установлено, что ФИО1 в 2020 году за отчетный 2019 год представлены сведения о расходах.
Так, в сведениях на себя указано о приобретении земельного участка стоимостью 450 000 руб. и жилого дома стоимостью 2 050 000 руб. Источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, указаны накопления за предыдущие годы, а также кредит в размере 450 000 руб.
В сведениях на супругу указано о приобретении легкового автомобиля стоимостью 700 000 руб. за счет накоплений за предыдущие годы, а также дохода в размере 210 000 руб., полученного от продажи в 2019 году автомобиля.
Таким образом, в 2019 году ФИО1 совместно с супругой совершены сделки по приобретению имущества на общую сумму 3 200 000 рублей. Общий доход ФИО1 и Л.О.В. за 2016-2018 г.г. составил 2 511905 рублей 82 копейки. С учетом суммы кредита (450 000 рублей), направленного на приобретение земельного участка, а также размера дохода, полученного в 2019 году от продажи автомобиля (210 000 рублей), сотрудником не подтвержден источник денежных средств, за счет которых приобретено имущество, на сумму 28094 рубля 18 копеек.
Прокуратурой области начальнику ГУ МЧС России по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, которым потребовано решить вопрос об осуществлении контроля за расходами ФИО1 и его супруги, совершенными в течение 2019 года.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по <адрес> вынесено решение об установлении контроля за расходами, которое ДД.ММ.ГГГГ утверждено начальником ГУ МЧС России по <адрес>.
По итогам процедуры контроля за расходами ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по <адрес> подготовлен мотивированный отзыв, который представлен начальнику ГУ МЧС России по <адрес> в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона № 230-ФЗ и утвержден им ДД.ММ.ГГГГ.
По запросу прокурора материалы проведенного контроля за расходами представлены в прокуратуру области ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленного расчета, сумма неподтвержденного дохода ФИО1 и членов его семьи составляет 524849 рублей 37 копеек.
Прокурор просил обратить в доход Российской Федерации денежные средства в размере 524849 рублей 37 копеек, эквивалентные стоимости части имущества (земельного участка по адресу: <адрес>, стоимостью 500 000 руб., жилого дома по адресу: <адрес>, стоимостью 2 000 000 руб., автотранспортного средства Skoda Octavia, 2014 г.в., VIN №, стоимостью 700 000 руб.), в отношении которого ФИО1 не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
В судебном заседании представитель истца, прокурора <адрес> - Гагарина М.А, участвующая посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал по доводам, изложенным в возражениях, согласно которым приведенные истцом расчёты нуждаются в корректировке посредством учёта в рассматриваемом периоде наряду с приводимыми прокурором также расходов и доходов ФИО и находящегося под её опекой ФИО6
Представитель ответчика ФИО7исковые требования не признал, заявил о несогласии с тем, что в состав расходов ответчика включен прожиточный минимум. Кроме того, полагает, что в состав доходов семьи необходимо учитывать доходы ФИО – тещи ответчика.
Третьи лица, Л.О.В., действующая в своих интересах и в интересах своих малолетних детей, ФИО15, ФИО14, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствии, по причине нахождения с малолетним ребенком.
При рассмотрении дела в качестве свидетелей были допрошены ФИО и ФИО10
Решением Торопецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1 об обращении в доход Российской Федерации денежных средств, эквивалентных стоимости части имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор <адрес>ФИО11 ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выражает несогласие с выводом суда о доказанности факта приобретения ФИО1 и его супругой земельного участка, жилого дома и автотранспортного средства на собственные накопления и денежные средства, полученные в дар от близких родственников.
Судом не исследован вопрос о реальности получения денежных средств и направления их на приобретение спорного имущества.
ФИО1 не представлена выписка из банка о движении денежных средств по счету, подтверждающая снятие наличных средств.
В возражении на апелляционную жалобу ФИО1 указывает на несостоятельность ее доводов.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Тверской области Обиход И.Д. доводы апелляционного представления поддержал в полном объеме.
ФИО1 в заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения доводов по апелляционной жалобе, полагал, что решение Торопецкого районного суда Тверской области является законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 30 июля 2014 года состоял в должности <данные изъяты> области» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы).
С 1 мая 2017 года назначен на должность <данные изъяты>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы).
С 1 января 2020 года переведен на должность <данные изъяты> Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы).
Из положений ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», следует, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены ФЗ № 230, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.1 ФЗ №230, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в той же части 1 статьи 8.1 того же закона, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном этим же ФЗ № 230, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Подпункт "д" п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 230 устанавливает контроль над расходами, в том числе, лиц замещающих (занимающих) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, и порядок осуществления такого контроля установлены ФЗ № 230, согласно ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Согласно п. 2 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559, государственный служащий представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с дата по дата) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с дата по дата) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 8 вышеназванного Положения, в случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунктах "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения.
Таким образом, в силу положений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», на ФИО1 возложена обязанность предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.
Прокуратурой Тверской области в ГУ МЧС по Тверской области была проведена проверка в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", в ходе которой было установлено, что ФИО1 в 2020 году за отчетный период 2019 года предоставлены сведения о расходах на общую сумму 3200000 рублей, что превышает доход его и супруги за 2016-2018 года на сумму 28094 рубля 18 копеек, на основании чего Прокуратурой Тверской области было внесено представление начальнику ГУ ЧС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ об устранение нарушений закона, которым потребовано решить вопрос об осуществлении контроля за расходами ФИО1 и его супруги, совершенными в течении 2019 года.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по <адрес>ФИО13 вынесено решение об установлении контроля за расходами ФИО1, о чем ФИО1 уведомлен. На основании части 6 статьи 16 Закона № 230 ФЗ материалы, полученные в ходе осуществления контроля за расходами в отношении ФИО1, направлены в прокуратуру <адрес>.
Как следует из мотивированного отзыва на <данные изъяты> внутренней службы ФИО1, <данные изъяты> Главного Управления МЧС России по <адрес> в связи с решением об установлении контроля за расходами сотрудника и его супруги, им и его супругой в 2016 году получен доход в размере 636 602,47 рубля, в 2017 году - 1 437 160,82 рублей, в 2018 году - 807 261,71 рубль, в 2019 году - 2 076 419,06 рублей. В 2016 - 2018 г.г. сделки по приобретению имущества не совершались, с учетом доходов ФИО1 за 2019 год, средств материнского капитала, кредитных средств у ФИО1 имелась возможность совершить сделки по приобретению имущества за счет своих доходов и доходов супруги на сумму 3200000 рублей.
ФИО1 по месту работы предоставил справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 - 2019 г.г. в порядке ст. 10 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» на себя, жену и своих несовершеннолетних детей.
ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с Л.О.В. От указанного брака имеются двое несовершеннолетних детей.
Таким образом, в состав семьи ФИО1 входит супруга Л.О.В. и двое несовершеннолетних детей - ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из представленных документов, следует, что за 2016 год ФИО1 и членами его семьи получен доход в размере 636 602 рубля 47 копеек: доход по основному месту работы ФИО1- 584516 рублей 10 копеек; доход Л.О.В. по основному месту работы - 52086 рублей 37 копеек;
за 2017 год ФИО1 и членами его семьи получен доход в размере 1 085510 рублей 82 копейки: доход по основному месту работы в сумме 711 648 рублей 51 копейка; в порядке дарения от ФИО16 (мать супруги) 300000 рублей, что подтверждается распиской ФИО от ДД.ММ.ГГГГ; ежемесячное пособие на ребенка в сумме 73 862 рубля 31 копейка, что подтверждается справкой МБДОУ <адрес> детский сад №;
за 2018 год ФИО1 и членами его семьи получен доход в размере 828 061 рубль 71 копейка: доход ФИО1 по основному месту работы в сумме 804 272 рублей 00 копеек; ежемесячное пособие на ребенка в сумме 23 789 рублей 71 копейка, что подтверждается справкой МБДОУ <адрес> детский сад №.
В 2016-2018 году сделки по приобретению имущества не совершались.
Таким образом, за период 2016 - 2018 г.г., т.е. за 3 предшествующих года приобретения недвижимого имущества доходы ФИО1 и членов его семьи составили 2550175 рублей.
За 9 месяцев 2019 год ФИО1 и членами его семьи получен доход в размере 1 155492 рубля 11 копеек: доход по основному месту работы ФИО1 в сумме 488 850 рублей 52 копейки; доход Л.О.В.- пособие на ребенка 3741 рубль 59 копеек, что подтверждается справкой МБДОУ <адрес> детский сад №; средства материнского капитала в сумме 452 900 рублей 00 копеек (в счет оплаты за объект недвижимости по договору купли-продажи); продажа автотранспортного средства на сумму 210 000 рублей, что подтверждается договором купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Общая сумма дохода ФИО1 и членов его семьи за 2016-2018 года, а также 9 месяцев 2019 года (на момент приобретения недвижимого имущества и транспортного средства) составила 3705667 рублей.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членами его семьи приобретен земельный участок по адресу: <адрес>, стоимостью 500 000 рублей и жилой дом по адресу: <адрес>, стоимостью 2 000 000 рублей (договор купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ), автотранспортное средство Skoda Octavia, 2014 г.в., VIN №, стоимостью 700 000 рублей (договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ). Общая стоимость приобретенного в 2019 году имущества оставила 3 200 000 рублей.
Разница между расходами, понесенными ответчиком в 2019 году и доходами полученными им и членами его семьи за 3 предшествующих года составила 3200000 рублей - 2550 175 рублей = 649825 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела ФИО1 также пояснил, что источником получения средств, за счет которых приобретены земельный участок с расположенным на нем домом, автомашина, являются накопления заработной платы за предыдущие годы, за 9 месяцев 2019 года, а также денежные средства, полученные по договору дарения от близких родственников (тёщи ФИО), средств материнского капитала, заемных средств.
Как следует из справок о доходах ФИО ее доход за 2018 год составил 242203 рубля 13 копеек, за 2017 год - 222354 рубля 04 копейки, за 2016 год - 182108 рублей 62 копейки, а всего 646665 рублей 79 копеек, сумма выплаченной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 412804 рубля 57 копеек, выплата ежемесячного пособия на ребенка опекуну за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 351343 рубля 46 копеек.
Также предоставлены договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО продала квартиру по адресу: <адрес> за 3 300000 рублей и договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО купила квартиру в <адрес> за 1 700 000 рублей
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», учитывая пояснения участников процесса и свидетелей, представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска.
Принимая указанное решение, суд исходил из того, что на дату приобретения недвижимого имущества и транспортного средства у ФИО1 имелись денежные средства на покупку указанного имущества Суд не принял во внимание в качестве доходов семьи доход ФИО, полученный в виде пенсии, заработной платы, пособий на опекуна. При этом суд не учел в число расходов расходы на проживание семьи ФИО1 (в размере прожиточного минимума), поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности учета в число расходов лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, и членов его семьи прожиточного минимума, затрат на оплату коммунальных услуг, алиментных выплат и других, не относящихся к расходам на приобретение имущества, предусмотренного положениями ч.1 ст. 4, ст. 17 Федерального закона «О контроле за соответствие расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходами».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на нормах действующего законодательства, применимых к спорным правоотношениям, а также представленных доказательствах по делу.
Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (статья 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Контроль за расходами устанавливается, в частности, в отношении лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами; должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации; государственные должности субъектов Российской Федерации; муниципальные должности; должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы, муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, других лиц, перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Согласно части 1 статьи 3 названного федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Информация о том, что лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены указанные сделки (сделка), является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами такого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 1 статьи 4 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»).
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, в отношении которого осуществляется такой контроль, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, соответствующие материалы в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
При получении указанных материалов Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы (статья 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»).
Согласно положениям подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению суда допускается обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы. По смыслу приведенной нормы права, обращению по решению суда в доход Российской Федерации подлежит только то имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Таким образом, превышение стоимости приобретенного в течение отчетного периода имущества по отношению к доходам лица, расходы которого подлежат контролю, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три года, предшествовавших отчетному периоду, является лишь достаточным поводом для принятия решения об осуществлении контроля за расходами и проведения соответствующей проверки и не должно рассматриваться как безусловное основание для обращения такого имущества в доход Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5.2 постановления от 29 ноября 2016 года № 26-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного Суда Республики Башкортостан", собственник, приобретший имущество на доходы, не связанные с коррупционной деятельностью, вправе доказывать в ходе контрольных мероприятий и в суде всеми доступными способами законность происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, независимо от того, когда эти средства были им получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий. В свою очередь, суд оценивает доказательства, представленные как государственным (муниципальным) служащим, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными процессуальным законодательством, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, позволивших приобрести соответствующее имущество, по своему внутреннему убеждению.
Следовательно, ответчик вправе представлять любые допустимые гражданским процессуальным законодательством доказательства законности происхождения средств, в том числе полученных за пределами трехлетнего срока, предшествовавшего отчетному периоду, направленных на приобретение спорного имущества (Определение Верховного Суда РФ №50-КГ18-29 от 12.03.2019).
Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, включая объяснения сторон и показания свидетелей, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, ФИО1 приобрел спорное имущество на доходы, не связанные с коррупционной деятельностью, к уголовной ответственности, в том числе за должностные, коррупционные преступления не привлекался, в связи с чем, он вправе доказывать в ходе контрольных мероприятий и в суде всеми доступными способами законность происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, независимо от того, когда эти средства были им получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий.
Представленными в материалы дела доказательствами ответчик обосновал факт приобретения им и членами его семьи спорного имущества на денежные средства, с учетом накоплений и денежных средств, полученных в дар от близких родственников.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совокупный доход ФИО1 и членов его семьи за 2016-2018 год., а также 9 месяцев 2019 года покрывает сумму денежных средств на приобретение ответчиком спорного имущества.
Учитывая разъяснения, отображенные в «Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2017), согласно которым действующее законодательство не предусматривает возможности учета в числе расходов лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, и членов его семьи прожиточного минимума, затрат на оплату коммунальных услуг, алиментных выплат и других, не относящихся к расходам на приобретение имущества, предусмотренного положениями части 1 статьи 4, статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», суд обоснованно не учел в размер расходов ФИО1 и членов его семьи расходы на проживание семьи в размере прожиточного минимума.
На основании указанных обстоятельств, довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не учтены расходы ответчика, не запрошены выписки, подтверждающие движение денежных средств, не является основанием для отмены обжалуемого решения суда. Кроме того, указанное обстоятельство не было предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства на основании представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями для отмены решения суда, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила
решение Торопецкого районного суда Тверской области от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Тверской области без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи