Дело №33-3345/2021 Докладчик Денисова Е.В.
(I инстанция №2-210/2021) Судья Колокина И.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Денисовой Е.В.
судей Белоглазовой М.А., Удальцова А.В.
при секретаре Уваровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
21 сентября 2021 года гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Киржачского района Владимирской области и Департамента образования Владимирской области на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 11 мая 2021 года, которым постановлено:
Иск ФИО1 к администрации Киржачского района, Департаменту образования Владимирской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию Киржачского района предоставить ФИО1 благоустроенное применительно к условиям Киржачского района жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения представителя администрации Киржачского района Владимирской области-Сухаревой А.А., объяснения представителя Департамента образования Владимирской области-Рыженковой Е.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб и просивших отменить решение суда, объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, возражавших против доводов апелляционных жалоб и просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с учетом иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ к администрации Киржачского района Владимирской области, Департаменту образования Владимирской области о признании не обеспеченным жилым помещением, признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением, признании отказа о предоставлении в порядке очередности благоустроенного жилого помещения незаконным, об обязании включить в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, обязании предоставить в порядке очередности благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, применительно к условиям Киржачского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (т.1 л.д.5-6,115,т.2 л.д.28).
В обоснование иска указал, что является ребенком-сиротой. После окончания пребывания в ГОУНПО «****» ему в 2006 году была предоставлена ком.****, заключен договор найма жилого помещения в общежитии, в котором указано, что жилое помещение предоставлено для временного проживания. Устно ему пояснили, что из-за отсутствия иных жилых помещений вселяют его временно в данное жилое помещение без снятия с очереди. В 2017 году он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему информации о том, состоит ли он в списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Ему сообщили, что документов нет. Также в 2017 году он обратился с заявлением о предоставлении ему как ребенку-сироте благоустроенного жилого помещения, на которое получен отказ.
Истец ФИО1, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель истца ФИО1-ФИО2 в судебном заседании просил удовлетворить уточненный иск по указанным в нем основаниям. Пояснил, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ним не закреплено. В 2006 году ему как ребенку-сироте администрацией было предоставлено жилое помещение в общежитии для временного проживания. Благоустроенное жилое помещение, соответствующее по площади нормам предоставления, предоставлено не было. В 2017 году он повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте. В предоставлении жилого помещения ему было отказано и сообщено, что на учет нуждающихся в жилом помещении он не поставлен, в список лиц, из числа детей оставшихся без попечения родителей не включен, на момент обращения достиг возраста 23 лет и утратил право на получение жилого помещения. Полагает, что ФИО1 не был принят на учет нуждающихся в жилом помещении и не был включен в соответствующий список по вине администрации, должностные лица которой не разъяснили ему порядок принятия на учет и необходимость совершения данных действий. ФИО1 написал заявление о предоставлении жилья в компетентный орган с соблюдением установленного законом срока, но благоустроенным жильем обеспечен не был.
Представитель ответчика администрации Киржачского района Владимирской области - ФИО3 в удовлетворении иска просила отказать. Ссылалась на то, что ФИО1 на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоял, в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, не включался, достиг возраста 23-х лет, в связи с чем не имеет права на обеспечение жилым помещением.
Представитель ответчика Департамента образования Владимирской области – ФИО4 в удовлетворении иска просила отказать. Ссылалась на то, что ФИО1 до достижения 23-х лет с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении не обращался. Отдел образования администрации в 2006 году его законным представителем не являлся. В настоящее время ФИО1 является нанимателем по договору социального найма жилого помещения, проживание в котором не признано невозможным. Поддержала письменные возражения на иск (т.2 л.д.16-17).
Третье лицо администрация г.Киржач Владимирской области, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила. Представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение спора оставила на усмотрение суда (т.2 л.д.33,36).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Киржачского района Владимирской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что до достижения возраста 23-х лет ФИО1 с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, не обращался, в связи с чем утратил право на обеспечение жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.1.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В апелляционной жалобе ответчик Департамент образования Владимирской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что до достижения возраста 23-х лет ФИО1 с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, не обращался, в связи с чем утратил право на обеспечение жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.1.1996 №159-ФЗ. ФИО1 судом отказано во включении в данный список. В настоящее время ФИО1 фактически является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, проживание в котором не признано невозможным. В решении суда не указано, что ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.1.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Истцом ФИО1 принесены возражения на апелляционные жалобы, в удовлетворении которых просит отказать. Считает решение суда законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции третье лицо администрация г.Киржач Владимирской области (извещена направлением судебного извещения факсом, т.2 л.д.101,104) представителя не направила, сведений об уважительности причин неявки не представила, просьб об отложении слушания дела не заявляла, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ без участия указанного лица.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <...> Московской области. (т.1 л.д.42).
19.05.1995 несовершеннолетний ФИО1 принят на учет администрацией Киржачского района Владимирской области как лицо, оставшееся без попечения родителей (т.1 л.д.58
Постановлением администрации Киржачского района Владимирской области №342 от 31.05.1995 несовершеннолетний ФИО1, оставшийся без попечения родителей (****) направлен в детский дом (т.1 л.д.51).
С 01.09.1995 ФИО1 обучался и проживал в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГКОУВО «****». Выбыл из учреждения 28.08.2002 по окончании школы-интерната в ГОУНПО «**** (т.1 л.д.61).
Мать ФИО1 - **** Л.В. умерла ****, его отец **** В.С. лишен родительских прав решением Киржачского районного суда Владимирской области от ****. Таким образом, до достижения 18-ти лет ФИО1 остался без попечения родителей (т.1 л.д.43,48).
Жилое помещение за ФИО1 не закреплялось. (т.1 л.д.46-47,54).
С 01.09.2002 по 25.06.2004 ФИО1 обучался в ГОУНПО «**** (т.1 л.д.44).
16.02.2004 ГОУНПО ****» сообщило в отдел образования администрации Киржачского района Владимирской области о том, что ФИО1 (бывший воспитанник детского дома) в июне 2004 года заканчивает училище, брони на жилье не имеет, и просило решить вопрос о предоставлении ему жилой площади (т.1 л.д.52).
18.02.2004 отдел образования администрации Киржачского района Владимирской области сообщил ГОУНПО «****» о том, что ФИО1 будет предоставлена комната в муниципальном общежитии (т. 1 л.д. 49).
В письме от 26.04.2005 №РОО-252 отдел образования администрации Киржачского района Владимирской области в адрес Главы администрации Киржачского района Владимирской области сообщил о том, что ФИО1, относящийся в числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в июне 2004 закончил ГОУНПО «****». Работал в **** г.Владимира, в марте 2005 года уволился, имеет временное проживание в общежитии до 30.04.2005. Впервые выявлен как сирота в г.Киржаче. Сохраненного за ним жилого помещения не имеет. На основании п.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отдел образования ходатайствовал о выделении ФИО1 комнаты для временного проживания в муниципальном общежитии и о постановке его на учет для получения вне очереди жилого помещения (т.1 л.д.210).
03.07.2006 ФИО1 обратился к Главе Киржачского района Владимирской области с заявлением о предоставлении ему как ребенку-сироте жилого помещения в связи с окончанием пребывания в **** (т.2 л.д.26).
Из Постановления главы администрации Киржачского района Владимирской области №690 от 18.07.2006 «О предоставлении жилой площади сироте ФИО1 по адресу: ****», следует, что рассмотрев заявление ФИО1, ходатайство отдела образования администрации Киржачского района Владимирской области от 26.04.2005 №РОО-252, на основании Положения о муниципальном общежитии Киржачского района, утв.Решением Киржачского районного СНД от 31.03.2006 №6/69, руководствуясь п.2 ч.2 ст.57, ст.105 ЖК РФ, и учитывая решение жилищной комиссии, постановлено: В связи с окончанием пребывания в ГОУНПО «****» предоставить ком.№**** сироте ФИО1 и заключить договор найма жилого помещения в общежитии (т.1 л.д.13).
07.08.2006 между администрацией Киржачского района Владимирской области (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) на основании вышеуказанного Постановления главы администрации Киржачского района Владимирской области №690 от 18.07.2006 заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии (т.1 л.д.10-12).
Согласно указанному договору ФИО1 предоставляется за плату во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты жилой площадью 9 кв.м., расположенное по адресу: ****, для временного проживания в нем. (п.1). Жилое помещение предоставляется в связи с окончанием пребывания в ГОУНПО «****» (п.2).
В данное жилое помещение ФИО1 вселился и имеет в нем регистрацию по месту жительства.
В 2007 году жилое здание по адресу: ****, передано в собственность МО г.Киржач Киржачского района Владимирской области (т.1 л.д.90-98).
Постановлением Главы администрации МО г. Киржач №559 от 09.11.2011 постановлено: снять статус общежития с жилого здания по адресу: ****, заключить с гражданами договоры социального найма (т.1 л.д.78).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 29.01.2018 №49 жилое помещение по адресу: **** общей площадью 8,4 кв.м., с 26.02.2007 находится в муниципальной собственности МО г. Киржач (т.1 л.д.100).
Жилые помещения в собственности ФИО1 отсутствуют, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит (т.1 л.д.77).
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 не значится (т.2 л.д.2).
07.04.2017 ФИО1 обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением о предоставлении информации о нахождении его в списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, на которое ему был дан ответ от 14.04.2017 о том, что он не состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением. Сведениями о том, состоял или он в очереди в период с 01.06.2004 по 18.07.2006 администрация не располагает (т.1 л.д.6).
29.09.2017 ФИО1 обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте (т.1 л.д.9).
Письмом от 19.10.2017 ФИО1 разъяснено, что поскольку до достижения возраста 23-х лет он в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении не обращался, на учет нуждающихся в жилом помещении не принимался, он утратил право на получение жилого помещения (т.1 л.д.7-8).
04.12.2017 ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Киржачского района Владимирской области, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, о признании не обеспеченным жилым помещением, признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением, признании отказа о предоставлении в порядке очередности благоустроенного жилого помещения незаконным, об обязании включить в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, обязании предоставить в порядке очередности жилое помещение. (т.1 л.д.4-5,115).
Решением Киржачского районного суда Владимирской области от 26.02.2018 ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано. Разрешая спор, суд исходил из того, что до достижения возраста 23-х лет ФИО1 в отсутствие уважительных причин не обращался в компетентные органы с заявлением о постановке его на учет, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, либо обеспечении его жилым помещением (т.1 л.д.157-161).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 04.07.2018 решение Киржачского районного суда Владимирской области от 26.02.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения (т.1 л.д.195-197).
21.12.2020 ФИО1 обратился в суд с заявлением о пересмотре решения Киржачского районного суда Владимирской области от 26.02.2018 по вновь открывшимся обстоятельствам, приложив письмо отдела образования администрации Киржачского района Владимирской области от 26.04.2005 №РОО-252 в адрес Главы администрации Киржачского района Владимирской области (т.1 л.д.205-209).
Определением суда от 04.03.2021 заявление ФИО1 удовлетворено, решение Киржачского районного суда Владимирской области от 26.02.2018 отменено, производство по делу возобновлено (т.1 л.д.245-246).
Определением суда от 13.04.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент образования Владимирской области.
В силу ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее-Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013).
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23-х лет.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23-х лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23-х лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее-Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ) в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ и ч.2 ст.57 ЖК РФ внесены изменения, вступившие в действие с 01.01.2013.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ, утратил силу с 01.01.2013 и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
В соответствии с ч.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23-х лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет. Исходя из этого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ должны были обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лица из указанной категории. По смыслу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на лиц указанной категории лишь при наличии доказательств их обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства, то есть до исполнения 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения указанным лицам по новому порядку носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23-х лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Владимирской области от 04.06.2020 №43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 №1215-О, положения п.9 ч.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23-х лет (определения Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 №185-О, от 30.01.2020 №89-О и др.). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, и согласуются с разъяснениями Минпросвещения России (утв. письмом от 23.06.2020 №ДГ-812/07).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, разъяснено, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Необходимо выяснение причин, в силу которых указанные лица своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, разрешение вопроса о наличии оснований считать установленные причины уважительными. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными, являются:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23-х лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права и разъяснениями по их применению, исходил из того, что до достижения 23-х лет ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте, был признан нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и ему как ребенку-сироте было временно предоставлено для проживания жилое помещение в общежитии, при этом принятие ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилого помещения в установленном законом порядке оформлено не было, и его право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, не было реализовано в связи с ненадлежащим исполнением администрацией обязанностей по разъяснению порядка постановки на соответствующий учет, благоустроенным жилым помещением по норме предоставления ФИО1 до настоящего времени не обеспечен. При данных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что администрация Киржачского района Владимирской области обязана предоставить ФИО1 благоустроенное применительно к условиям Киржачского района жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Действительно, 03.07.2006 ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте. На момент обращения ФИО1, **** г.р., было 22 года. До этого момента, а именно 26.04.2005 администрацией было получено письмо управления образования, в котором содержалось ходатайство о постановки ФИО1 на учет как ребенка-сироты для предоставления вне очереди жилого помещения и о предоставлении жилья для временного проживания. 18.07.2006 ФИО1 как ребенку-сироте было предоставлено для временного проживание жилое помещение в общежитии. Как следует из объяснений ФИО1, 03.07.2005 он написал заявление, которое ему было продиктовано в администрации, при предоставлении жилого помещения в общежитии, администрация заверила его в том, что данное помещение предоставляется на время, в виду отсутствия иных жилых помещений, с очереди он снят не будет и впоследствии ему будет предоставлено как ребенку-сироте благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления. Оценив письмо отдела образования администрации Киржачского района Владимирской области от 26.04.2005 №РОО-252, заявление ФИО1 от 03.07.2006, Постановление главы администрации Киржачского района Владимирской области №690 от 18.07.2006 и заключенный на его основании договор типового найма жилого помещения в общежитии от 07.08.2006, в совокупности с объяснениями ФИО1, судебная коллегия приходит к выводу о том, что до достижения возраста 23-х лет ФИО1 обращался в администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения, реализуя право на обеспечение жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. Администрация фактически признала за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением как лица, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, предоставив ему жилое помещение на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2013), указав на предоставление ему жилого помещения как сироте. То обстоятельство, что ФИО1 было предоставлено жилое помещение в общежитии для временного проживания, а не жилое помещение по договору социального найма, об обратном не свидетельствует, поскольку к категории лиц, которым предоставляются жилые помещения в общежитии согласно ч.1 ст.94, ч.2 ст.105 ЖК РФ и п.1.2, абз.1 п.2.1, абз.4 п.2.2 Положения о муниципальном общежитии Киржачского района, утв. Решением СНД Киржачского района от 31.03.2006 №6/69 (для временного проживания в период работы, службы и обучения) ФИО1 не относился. При этом в силу абз.2 п.2.1 указанного Постановления, жилые помещения в общежитиях могли быть предоставлены в исключительных случаях и гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, что и имело место в рассматриваемом случае. Действия администрации давали ФИО1 основание полагать, что он признан нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, вселившись в общежитие, ФИО1 добросовестно рассчитывал на то, что состоит на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения как лицо из указанной категории. Однако принятие ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилого помещения в установленном законом порядке оформлено не было, и его право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, не было реализовано в связи с ненадлежащим исполнением администрацией обязанностей по разъяснению порядка постановки на соответствующий учет, благоустроенным жилым помещением по норме предоставления ФИО1 до настоящего времени не обеспечен. Порядок реализации его права на обеспечение жильем, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также необходимость обращения его с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, ФИО1 администрацией разъяснен не был. Бесспорных доказательств, свидетельствующих об ином, суду не предоставлено. При данных обстоятельствах, является правильным вывод суда о том, что право ФИО1 состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, не было реализовано в связи с ненадлежащим исполнением администрацией обязанностей по разъяснению порядка постановки на соответствующий учет. ФИО1 своевременно обратился к уполномоченному органу за реализацией своего права на получение жилого помещения, но администрация, располагая сведениями о нуждаемости ФИО1 в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не разъяснила о необходимости предоставления одновременно с заявлением необходимого пакета документов, что нарушило право ФИО1 быть поставленным на соответствующий учет. Обращение ФИО1 к администрации с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте при отсутствии достоверных данных о том, что ему был разъяснен порядок обеспечения его жилым помещением и необходимость постановки на учет нуждающихся в жилом помещении свидетельствует о том, что до 23-х лет он предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. С учетом изложенного, является правильным и вывод суда о том, что ФИО1 по независящим от него обстоятельствам пропустил срок для надлежащего обращения с заявлением о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. Предоставление в июле 2006 года ФИО1 жилого помещения как ребенку-сироте свидетельствует о том, что администрация признала его нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. При этом принятие ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилого помещения в установленном законом порядке оформлено не было. Таким образом, отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требования о предоставлении жилого помещения на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.
Исходя из положений п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004), предусматривающих предоставление детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилой площади не ниже установленных социальных норм, принимая во внимание решение Киржачского районного СНД от 24.08.2005 №57/708, установившее в соответствии со ст.50 ЖК РФ учетную норму площади жилого помещения в размере 10 кв.м. и менее, судом постановлен вывод о том, что предоставление ФИО1 жилого помещения площадью 9 кв.м. свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией обязанности по обеспечению жилым помещением. То обстоятельство, что с предоставленного ФИО1 жилого помещения был снят статус общежития, об обратном не свидетельствует, так как общая площадь жилого помещения, менее учетной нормы площади жилого помещения. Таким образом, ФИО1, обратившийся за реализацией своего права на жилье до достижения возраста 23-х лет до настоящего времени его не реализовал, и подлежит обеспечению жилым помещением на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. Обстоятельства того, что предоставленное ФИО1 жилое помещение утратило статус общежития и отношения по пользованию жилым помещением регулируются нормами о договоре социального найма, и что факт невозможности проживания ФИО1 в данном помещении не подтвержден в установленном порядке, не лишают ФИО1 возможности требовать предоставления ему иного жилого помещения, поскольку ФИО1 обеспечен жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, и предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. Таким образом, предусмотренное Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ право ФИО1 на обеспечение жилым помещением не реализовано и подлежит судебной защите. Выводы суда не противоречат разъяснениям, данным в п.4,п.10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020.
С учетом подлежащих применению норм материального права, при вышеуказанных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ФИО1 не состоял, и с соответствующим заявлением не обращался, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 и возложил на администрацию Киржачского района Владимирской области обязанность предоставить ему благоустроенное применительно к условиям Киржачского района жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 05.02.2009 №250-О-П, согласно которой обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", положений Закона Владимирской области от 28.12.2005 №201-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе Киржачского района, наделены отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая полномочия по обеспечению жилыми помещениями, суд правомерно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию Киржачского района Владимирской области. Обязанность уполномоченного органа по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
С учетом положений ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, п.1,п.7,п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, согласно которым жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений, должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляться по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, и о том, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ, решение суда подлежит изменению. На администрацию Киржачского района Владимирской области следует возложить обязанность предоставить ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное применительно к условиям Киржачского района Владимирской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области. Жилое помещение подлежит предоставлению взамен предоставленного ФИО1 на основании Постановления главы администрации Киржачского района Владимирской области №690 от 18.07.2006 жилого помещения по адресу: ****. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киржачского районного суда Владимирской области от 11 мая 2021 года изменить, изложив абз.2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать администрацию Киржачского района Владимирской области предоставить ФИО1 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное применительно к условиям Киржачского района Владимирской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области, взамен предоставленного ФИО1 на основании Постановления главы администрации Киржачского района Владимирской области №690 от 18.07.2006 жилого помещения по адресу: ****
В остальной части решение Киржачского районного суда Владимирской области от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Киржачского района Владимирской области и Департамента образования Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Денисова
Судьи М.А.Белоглазова
А.В. Удальцов
****