ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2113/2021 от 23.12.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 2-2113/2021

№ 33-8858/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 23 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Султанова Р.А.,

судей областного суда Наливкиной Е.А., Наумовой Е.А.,

при секретарях Бутенко Г.А., Лихтиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Дзержинского районного суда города Оренбурга от 09 августа 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Т Плюс», акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о понуждении осуществить приемку в эксплуатацию индивидуальных приборов учета и произвести перерасчет платы за коммунальные услуги,

установила:

истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 06.10.2020 он установил в своей квартире, расположенной по адресу: (адрес), индивидуальные приборы учета тепловой энергии – устройства для вычисления тепловой энергии *** ** ** *** (далее также – устройство, прибор) в количестве четырёх штук, по одному на каждый радиатор отопления. В квартире ими оборудованы все имеющиеся отопительные приборы. Работы по установке устройств для вычисления тепловой энергии были выполнены организацией ***** – официальным представителем производителя этих устройств. После этого истец обратился в абонентский отдел по работе с клиентами АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением о приёмке в эксплуатацию указанных индивидуальных приборов учета (далее также – ИПУ) тепла и переход на расчёт за отопление по показаниям индивидуальных приборов учёта. Также было направлено заявление от 05.02.2021 с требованиями о введении в эксплуатацию ИПУ, опломбировке ИПУ, снятия начальных показаний, перерасчете оплаты за отопление, осуществлении с 01.12.2020 расчета услуг по отоплению согласно ИПУ. Данные требования истца ответчиком не выполнены. С учетом изложенного, истец ФИО1 просил суд обязать надлежащего ответчика ПАО «Т Плюс» либо АО «ЭнергосбыТ Плюс» ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии *** ** ** ***, установленные по адресу: (адрес), в количестве 4-х штук, обязать ответчика, начиная с 01.12.2020 произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истца индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, исходя из требований постановлений Конституционного Суда РФ, а именно: оплата индивидуального потребления тепловой энергии по показаниям индивидуальных приборов учёта, без учёта площади квартиры (показания индивидуальных приборов учёта умножаются на тариф); взыскать с надлежащего ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб..

Определением суда от 21.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управляющая организация ООО «Управляющая компания «Паритет» и государственная жилищная инспекция по Оренбургской области.

Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 09.08.2021 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

С решением суда не согласился истец ФИО1, в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит решение суда отменить, его исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции явились истец ФИО1, представитель ответчика ПАО «Т Плюс» ФИО2, действующий на основании доверенности. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

С учетом изложенного и в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., объяснения истца ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика ПАО «Т Плюс» ФИО2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва АО «ЭнергосбыТ Плюс» на данную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес) (далее также – жилое помещение, квартира).

06.10.2020 ФИО1 установил в своей квартире приборы *** ** ** *** в количестве четырёх штук, по одному на каждый имеющийся в его квартире радиатор отопления.

05.02.2020 ФИО1 обратился в Оренбургской филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением, в котором просил ввести в эксплуатацию ИПУ отопления, установленные в его квартире, осуществить опломбировку и снятие начальных показаний счетчиков, выполнить перерасчет оплаты за отопление, начиная с 01.12.2020 осуществлять расчет услуг по отоплению согласно указанных ИПУ.

25.03.2021 АО «ЭнергосбыТ Плюс» Оренбургский филиал направило в адрес ФИО1 письмо, в котором указало, что плата потребителям за коммунальную услугу по отоплению начисляется в течении отопительного периода с 01.10.2020. Поскольку процент оснащения МКД распределителями площадей жилых помещений по адресу: (адрес) составляет менее 50%, расчет производится по формуле 3 приложения №2 к Правилам № 354, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги (ч. 2).

При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4).

Таким образом, плата за теплоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Разрешая исковые требования ФИО1 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что установленные истцом в квартире приборы не относятся к предусмотренным действующим законодательством индивидуальным приборам учета, установил, что в многоквартирном доме, в котором расположена квартира истца, имеется вертикальная разводка системы отопления, также в большинстве квартир и нежилых встроенных помещениях данного многоквартирного дома отсутствуют распределители тепла (более 50 %), что сторонами не оспаривается, в связи с чем посчитал отказ ответчика в приемке спорных устройств в эксплуатацию в качестве приборов учета тепловой энергии правомерным и пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца об обязании ввести в эксплуатацию данные приборы и иных, производных от данного требования, требований истца, в том числе и об обязании производить расчет платы за отопление исходя из показаний указанных приборов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований и при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3).

В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

На основании п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Согласно п. 2 Правил № 354, раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац 6); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац 16).

Частью 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627, изданным в соответствии с пп. "г" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее – Критерии).

Так, пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2013 № АКПИ 13-540 пункт 3 указанных Критериев признан соответствующим закону.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", которым Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 признан не подлежащим применению, пунктом 3 указанных Критериев (приложение N 1 к приказу от 28.08.2020 N 485/пр) также предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Согласно ответу ООО «Управляющая организация «Паритет» от 21.12.2021 на запрос суда апелляционной инстанции, в многоквартирном доме (адрес) система отопления выполнена по проекту. Независимая схема подключения ИТП. Система с верхним розливом, однотрубная с вертикальной разводкой. Дом оснащен общедомовым прибором учета (ОДПУ). Жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме не оснащены распределителями тепловой энергии и индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Данные обстоятельства сторонами по делу: истцом ФИО1 и представителем ответчика ПАО «Т Плюс» ФИО2, в суде апелляционной инстанции не оспаривались.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: (адрес), в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение имеет вертикальную разводку системы отопления, в силу вышеприведенного пункта 3 Критериев техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в представленных истцом документах на прибор *** ** ** *** (паспорт ******* они указываются как вычислители тепла для приборов отопления.

Свидетельство об утверждении типа средств измерений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии выдано на прибор - устройство электронное для вычисления и распределения тепловой энергии ****

В связи с этим судебная коллегия считает, что установленные истцом в своей квартире приборы являются распределителями тепловой энергии и не могут быть признаны индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708, вступившим в силу с 01.01.2019, внесены изменения в Правила № 354.

В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708), в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.

Таким образом, в силу действующего законодательства, исходя из того, что жилые помещения и нежилые помещения общей площадью более 50 процентов общей площади всех помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес), не оборудованы распределителями, оснований для ввода в эксплуатацию приборов *** ** ** ***, установленных в квартире истца с целью последующего начисления платы по их показаниям за потребленную тепловую энергию также не имелось.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца о возложении на ответчиков обязанности по введению в эксплуатацию установленных в его квартире приборов *** ** ** ***, расчете платы за тепловую энергию с учетом показаний данных приборов и иных требований истца

Доводы апелляционной жалобы истца не опровергает правильность выводов суда по существу спора, сводятся к иному толкованию законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон, и переоценке доказательств по делу, которым судом дана надлежащая оценка, и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда города Оренбурга от 09 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи