ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2119/20 от 21.10.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Юденкова Э.А. Дело №2-2119/2020

№33-3443/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 21 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.,

судей областного суда: Метелевой А.М., Карповой И.Ю.,

при секретаре: Курмангалиевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Метелевой А.М. дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Советского районного суда г.Астрахани от 3 августа 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» к ФИО1 о взыскании единовременной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛА:

ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании единовременной денежной выплаты, указав, что согласно постановлению Правительства Астраханской области от 5 октября 2011 года N 400-П "Об оптимизации структуры Министерства социального развития и труда Астраханской области, создании государственных казенных учреждении Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани" в его компетенцию входит назначение единовременной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта, в соответствии со статьей 40 главы 3 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области". 9 апреля 2019 года ФИО1 обратилась в Центр с заявлением для назначения единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта. 11 апреля 2019 года Центром было принято решение о назначении единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства в размере 50 000 рублей. 11 апреля 2019 года между Центром и ответчиком заключен социальный контракт на оказание социальной помощи и составлена программа социальной адаптации на основании предоставленного бизнес-плана. Согласно п.п. 4.8 п.4 постановления Правительства Астраханской области от 21 сентября 2017 года «О Порядке назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат», а также на основании подписанного двумя сторонами социального контракта получатель выплаты ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в учреждение в произвольной письменной форме отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, в том числе платежных, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации. Между тем, п.п.2.3, п.2 социального контракта возлагается обязанность гражданина расходовать социальную помощь, получаемую на основании Контракта, только на мероприятия, указанные в программе социальной адаптации, выполнять программу социальной адаптации в полном объеме. Ответчик условия заключенного контракта в полном объеме не исполнила, в связи с чем, денежные средства в сумме 50 000 рублей должны быть возвращены в бюджет Астраханской области. Просил суд взыскать с ФИО1 единовременную денежную выплату на развитие личного подсобного хозяйства в размере 50000 рублей в бюджет Астраханской области.

В судебном заседании представитель истца ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» ФИО2 заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

В судебном заседании ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО3 заявленные требования не признали, просили в иске отказать.

Решением Советского районного суда г.Астрахани от 3 августа 2020 года исковые требования Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» к ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, полагает, что истцом ей незаконно было отказано во внесении изменений в бизнес-план.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы ответчика – несостоятельными.

Судебная коллегия, заслушав докладчика, пояснения ответчика ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В силу статей 28, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Согласно постановлению Правительства Астраханской области от 5 октября 2011 года N 400-П "Об оптимизации структуры Министерства социального развития и труда Астраханской области, создании государственных казенных учреждении Астраханской области - центров социальной поддержки населения районов города Астрахани" в компетенцию Центра входит назначение единовременной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта, в соответствии со ст.40 гл.3 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 г. N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области".

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела доказательств, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» является структурным подразделением органа социальной защиты (находится в ведении министерства социального развития и труда Астраханской области), осуществляющим свои полномочия на территории Советского района г.Астрахани.

9 апреля 2019 года ФИО1 обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» с заявлением для назначения единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта.

11 апреля 2019 года ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» было принято решение о назначении единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства в размере 50 000 рублей.

11 апреля 2019 года между ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» и ФИО1 был заключен социальный контракт на оказание социальной помощи и составлена программа социальной адаптации на основании предоставленного бизнес-плана.

Согласно п.п. 4.8 п.4 постановления Правительства Астраханской области от 21 сентября 2017 г. «О Порядке назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат», а также на основании подписанного двумя сторонами социального контракта получатель выплаты ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в учреждение в произвольной письменной форме отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, в том числе платежных, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации.

Подпунктом 2.3 пункта 2 социального контракта возлагается обязанность на гражданина расходовать социальную помощь, получаемую на основании Контракта, только на мероприятия, указанные в программе социальной адаптации, выполнять программу социальной адаптации в полном объеме.

13 февраля 2020 года ФИО1 приобрела теплицу, стоимостью 18000 рублей, что подтверждается чеком.

3 марта 2020 года ФИО1 обратилась к директору ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» о внесении в бизнес-план изменений в части приобретения теплицы, песка, материалов для системы полива, инвентаря для обработки земли, в общей сумме 31000 рублей.

Согласно письму ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани», направленному в адрес ФИО1, на основании Закона Астраханской области от 22.12.2016 года №85/ОЗ-2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан», постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2017 года -П «О порядке назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат», а также социального контракта от 11 апреля 2019 года внесение изменений в «Бизнес-план» не предусмотрено.

15 апреля 2020 года ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» обратилось к ФИО1 с уведомлением о расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с использованием единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, и потребовало от ФИО1 возвратить в бюджет Астраханской области единовременную денежную выплату на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта в размере 50 000 рублей.

Однако, в добровольном порядке социальная выплата ответчиком не возвращена, что явилось основанием для обращения ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, районный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований на том основании, что ответчиком нарушены условия заключенного с нею социального контракта, а именно полученные на основании контракта денежные средства израсходованы на мероприятия, не указанные в программе социальной адаптации, что является основанием для возвращения единовременной денежной выплаты в бюджет Астраханской области.

С указанными выводами районного суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального права.

В соответствии с подпунктом 4.18 пункта 4 Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2017 "О Порядке назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат" учреждение в одностороннем порядке расторгает социальный контракт в случае: невыполнения получателем выплаты мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; использования получателем выплаты единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации.

Пунктом 4.19 Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2017 предусмотрено, что учреждение в течение 3 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в пункте 4.18 настоящего раздела, принимает решение о расторжении социального контракта в форме локального акта учреждения и направляет получателю выплаты в произвольной письменной форме мотивированное уведомление о возврате единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта.

На основании пункта 4.20 Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2017 получатель выплаты в течение 5 рабочих дней со дня получения мотивированного уведомления о возврате единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта обязан вернуть в бюджет Астраханской области единовременную денежную выплату на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта.

В соответствии с пунктом 4.21 Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2017 в случае невозврата единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта в срок, указанный в пункте 4.20 настоящего раздела, возврат единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта осуществляется учреждением в судебном порядке.

Абзацами 3 и 4 подпункта 6.2 пункта 6 социального контракта от 11 апреля 2019 года, заключенного между ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» и ФИО1, предусмотрено, что учреждение в одностороннем порядке расторгает социальный контракт в случае: невыполнения получателем выплаты мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; использования получателем выплаты единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации.

Установив, что ответчиком полученная единовременная денежная выплата на развитие личного подсобного хозяйства была использована на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, районный суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу о взыскании с ФИО1 в бюджет Астраханской области полученной единовременной социальной выплаты.

Доводы ответчика ФИО1 о том, что отказ ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» во внесении изменений в бизнес-план является незаконным, были рассмотрены районным судом и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку подпунктом 2.4 пункта 2 социального контракта от 11 апреля 2019 года, на который ссылается ответчик, предусмотрено право получателя социальной выплаты обращаться в учреждение с предложением о внесении изменений в программу социальной адаптации, а не в бизнес-план. При этом, принятие решения о согласовании таких изменений является правом, а не обязанностью учреждения, предоставившего получателю социальную помощь в соответствии с социальным контрактом.

Поскольку изменения в программу социальной адаптации истцом не были согласованы и внесены, таким образом, бюджетные денежные средства были использованы ответчиком на цели, не предусмотренные программой социальной адаптации, а значит подлежат возврату в бюджет.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства.

Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.

Нарушений норм материального права и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г.Астрахани от 3 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: А.М. Метелева

И.Ю. Карпова