Судья Попова Т.А. № 2-211/2021
УИД 35RS0028-01-2021-000241-07
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 октября 2021 года № 33-4253/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Смыковой Ю.А.,
судей Викторова Ю.Ю., Ширяевской Е.С.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1,, ФИО2, администрации сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Смыковой Ю.А., объяснения ФИО1, ФИО2, представителей администрации сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района ФИО3, ФИО4, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области (далее – администрация Шекснинского муниципального района) от 10 октября 2012 года № 1852 «О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 15 августа 2012 года № 1443 «Об утверждении сводного реестра муниципальных автомобильных дорог» в реестр муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района, была включена автомобильная дорога «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское».
На основании постановления администрации Шекснинского муниципального района от 6 мая 2016 года № 375 «О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 20 ноября 2013 года № 2065 «Об утверждении сводного реестра автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Шекснинского муниципального района» автомобильная дорога «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское» была исключена из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района.
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к администрации Шекснинского муниципального района, в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просили признать недействительной запись об исключении автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское» из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района; обеспечить проезд к д. Чагино от автодороги Шексна-Потеряево, установив срок для исполнения решения суд; обязать администрацию Шекснинского муниципального района Вологодской области провести межевание, изъять земельный участок, на котором расположена дорога к д. Чагино от автодороги Шексна-Потеряево, включить дорогу «подъезд к д. Чагино» в реестр автомобильных дорог Шекснинского муниципального района и генерального плана Никольского сельского поселения Шекснинского муниципального района Вологодской области, поставить дорогу к д. Чагино на баланс администрации Шекснинского муниципального района для ее дальнейшего обслуживания за счет бюджетных средств, установив сок для исполнения решения суда.
Требования мотивировали тем, что после исключения из реестра муниципального имущества автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское» органы местного самоуправления прекратили ее обслуживание и поддержание в надлежащем состоянии. Запись об исключении автомобильной дороги из реестра считают недействительной, поскольку принятие такого решения отнесено к компетенции Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.
Решением суда первой инстанции исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворены частично; на администрацию Шекснинского муниципального района Вологодской области возложена обязанность обеспечить проезд к деревне Чагино Никольского сельского поселения Шекснинского муниципального района в срок, предусмотренный муниципальной программой «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 09 ноября 2018 года № 1341, с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года № 1368; в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 по мотиву неправильного применения норм материального права просят отменить решение суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывают, что вывод суда первой инстанции о том, что автомобильная дорога не была исключена из реестра муниципального имущества в 2016 году, является ошибочным. Полагают, что принимая решение о возложении обязанности обеспечить проезд в срок, предусмотренный муниципальной программой, суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку требования о включении проезда в указанную программу ими не предъявлялись. Ссылаются на лишение их возможности проезда в д. Чагино до конца 2025 года.
В апелляционной жалобе глава сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района Вологодской области ФИО4 по мотиву неправильного применения норм материального права просит отменить решение суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований истцов. Ссылается на отсутствие оснований для исключения автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино» из реестра муниципального имущества, нарушение процедуры такого исключения, фактическое существование автомобильной дороги и выделение средств на ее содержание до 2017 года. Указывает, что судом не дана оценка представлению Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района в первоначальной редакции, а также отсутствие указания на срок обеспечения подъезда к д. Чагино в муниципальной программе «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы».
В возражениях представитель администрации Шекснинского муниципального района ФИО5 просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и ФИО2, представители администрации сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района ФИО3, ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 13, 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устава Шекснинского муниципального района, утвержденного решением Районного собрания Шекснинского муниципального района от 01 августа 2005 года № 130, приняв во внимание результаты проверки Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района, установив факт разработки нового генерального плана сельского поселения Никольское для строительства автомобильной дороги к д. Чагино в рамках муниципальной программы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению проезда в установленный данной программой срок.
Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд первой инстанции указал на отсутствие препятствий для проезда к д. Чагино посредством земельных участков, находящихся в аренде АО «Шексна», а также на то, что постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 06 мая 2016 года № 375 внесены изменения в сводный реестр муниципальных дорог, решение об исключении дороги из реестра муниципального имущества данным нормативным актом не принималось.
Как следует из материалов дела, истцы проживают в деревне Чагино, входящей в состав сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района.
В настоящее время проезд к деревне Чагино осуществляется через земельные участки с кадастровыми номерами №... (находился в собственности АО «Шексна» до вынесения апелляционного определения Вологодского областного суда от 21 сентября 2021 года № 33-4073/2021), №... (предоставлены АО «Шексна» по договору аренды, находятся в собственности Вологодской области).
Статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения искусственные дорожные сооружения производственные объекты, элементы автомобильных дорог.
В силу пункта 7 статьи 3 указанного Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 5 названного Федерального закона установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Статьей 33 Устава Шекснинского муниципального района, принятого решением Районного Собрания Шекснинского муниципального района от 01 августа 2005 года № 130, определены полномочия администрации района, к одному из которых относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях исполнения требований, определенных Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Устава Шекснинского муниципального района администрацией Шекснинского муниципального района ведется сводный реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 25 января 2007 года № 94 утвержден сводный реестр муниципальных автомобильных дорог, в который в границах муниципального образования сельское поселение Никольское включен «подъезд к д. Чагино», протяженностью 0,80 км.
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 15 августа 2012 года № 1443 постановление от 25 января 2007 года № 94 признано утратившим силу, утвержден новый сводный реестр муниципальных автомобильных дорог, в котором значится «подъезд к д. Чагино».
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 10 октября 2012 года № 1852 в постановление от 15 августа 2012 года № 1443 внесены изменения, в соответствии с которыми «подъезд к д. Чагино», протяженностью 0,600 кв.м, включен в сводный реестр муниципальных автомобильных дорог.
Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Шекснинского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 31 августа 2011 года № 88, установлено, что ведение реестра муниципального имущества, принятие решений о включении имущества в указанный реестр и исключении имущества из него относятся к полномочиям Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.
Правила ведения реестра муниципального имущества определены Положением об организации учета и ведения реестра муниципального имущества Шекснинского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 марта 2015 года № 34.
Перечисленные положения нормативных актов органов местного самоуправления Шекснинского муниципального района свидетельствуют о ведении двух самостоятельных реестров: реестра муниципального имущества казны района и сводного реестра автомобильных дорог, ведение которых осуществляется двумя разными органами местного самоуправления.
В реестр муниципального имущества казны района Управлением муниципальной собственности Шекснинского муниципального района включаются объекты, на которые имеются правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, техническая документация и документы, позволяющие идентифицировать такие объекты.
В сводный реестр автомобильных дорог администрацией Шекснинского муниципального района включаются все необходимые (независимо от формы собственности) автомобильные дороги и подъездные пути, требующие финансирования для обслуживания.
По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Шекснинского муниципального района, о чем составлен акт проверки <ДАТА>, установлена неправомерность исключения автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино» на основании постановления администрации Шекснинского муниципального района от 06 мая 2016 года № 375 «О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 20 ноября 2013 года № 2065» ввиду принятия решения неправомочным органом. По итогам проверки в адрес администрации Шекснинского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В возражениях на представление Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района Управление муниципальной собственности Шекснинского муниципального района указало, что автомобильная дорога «подъезд к д. Чагино» была включена в реестр муниципального имущества ошибочно; постановление администрации Шекснинского района от 10 октября 2012 года № 1852 не могло являться основанием для включения дороги в реестр муниципального имущества, поскольку данным постановлением изменения вносились в сводный реестр дорог общего пользования, а не в целях внесения объекта учета в реестр муниципального имущества; постановлением от 06 мая 2016 года № 375, которым дорога «подъезд к д. Чагино» исключена из реестра муниципальной собственности, изменения вносились в сводный реестр автомобильных дорог местного значения.
<ДАТА>, с учетом указанных возражений, Контрольно-счетной палатой Шекснинского муниципального района внесены изменения в акт проверки от <ДАТА>, установлено, что основания для включения указанного подъезда в реестр муниципального имущества отсутствовали, поскольку постановлением № 1852 изменения вносились в сводный реестр дорог общего пользования.
Решение об исключении указанной автомобильной дороги из реестра муниципального имущества по результатам проведенной инвентаризации объектов, входящих в состав казны района, и было обусловлено отсутствием оснований для ее первоначального включения в указанный реестр и документов о ее строительстве, включая разрешительную документацию.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительной записи об исключении автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино» из реестра муниципального имущества.
При этом судебная коллегия учитывает, что в отсутствие правовых оснований для изначального включения дороги в реестр муниципального имущества сам по себе факт принятия решения об исключении не уполномоченным на то органом местного самоуправления не свидетельствует о недействительности такой записи.
Кроме того, постановление от 6 мая 2016 года № 375 в установленном порядке не оспорено и не отменено, такие требования истцами не заявлены.
Материалами дела также подтверждено, колхоз «Шексна», правопреемником которого является АО Шексна», в рамках проведения работ по благоустройству животноводческого комплекса «Екимовское» в 1988 и 1990 года организовал два подъезда с покрытием из железобетонных плит по гравийному основанию.
Согласно инвентарным карточкам учета основных средств, указанные подъезды состоят на балансовом учете АО «Шексна».
Также представленными документами подтверждается, что подъезды следуют по землям сельскохозяйственного назначения, при этом подъезд 1988 года используется для проезда в деревню Чагино.
Земельный участок под подъездом в установленном порядке для строительства подъездной дороги не отводился, из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не переводился. Доказательства того, что подъезды организованы за счет бюджетных средств отсутствуют.
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 09 ноября 2018 года № 1341 (с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года № 1368) утверждена муниципальная программа «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы» (далее – муниципальная программа).
В соответствии с Законом Вологодской области о внесении изменений в закон области от 19 октября 2020 года № 4783-ОЗ «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований области и органами государственной власти области» сельское поселение Никольское Шекснинского муниципального района включено в перечень муниципальных образований области полномочия по подготовке и утверждению Генеральных планов по которым перейдут на уровень органов государственной власти области с 01 января 2022 года.
Из письма Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 сентября 2020 года следует, что для реализации муниципальной программы требуется принятие нового генерального плана на объединенное сельское поселение Никольское Шекснинского муниципального района и включение автомобильной дороги в генеральный план в качестве объекта местного значения.
Как установлено судом первой инстанции, в действующем Генеральном плане и правилах землепользования и застройки подъездная дорога к д. Чагино не значится.
В ответе на запрос суда апелляционной инстанции администрация Шекснинского муниципального района указала, что для строительства новой автомобильной дороги к деревне Чагино требуется разработка проекта межевания и планировки с последующей постановкой на кадастровый учет земельных участков, подготовка проектно-строительной документации по строительству дороги в рамках муниципальной программы. Результатом осуществления муниципальной программы будет являться постановка новой автомобильной дороги на государственный кадастровый учет и внесение ее в реестр муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.
Возможность беспрепятственного проезда к деревне Чагино подтверждена материалами дела, истцами при разрешении спора не оспаривалась.
Приведенные истцами доводы о том, что фактически существующая автомобильная дорога не обслуживается, опровергаются договорами на оказание услуг по обслуживанию дороги в д. Чагино, заключенными администрацией Шекснинского муниципального района и АО «Шексна», последний из которых подписан 01 июля 20921 года сроком на один год, а также ответами прокуратуры Шекснинского района и прокуратуры Вологодской области на обращения ФИО2
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 и ФИО2 исковых требований о возложении на администрацию Шекснинского муниципального района обязанностей провести межевание, изъять земельный участок, включить дорогу в реестр автомобильных дорог и генеральный план и поставить дорогу на баланс для ее дальнейшего обслуживания.
Вместе с тем доводы апелляционных жалоб ФИО1 и ФИО2, администрации сельского поселения Никольское о том, что при разрешении спора суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, заслуживают внимания.
Так, гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статьи 131, 151 ГПК РФ). В связи с этим предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Таким образом, право определения предмета иска и способа защиты гражданских прав принадлежит только истцу, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом фактически означают выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
Частично удовлетворяя требования истцов в части возложения обязанности обеспечить проезд к д. Чагино, суд первой инстанции фактически включил обеспечение указанного проезда в Муниципальную программу «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 09 ноября 2018 года № 1341, с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года № 1368.
На протяжении всего периода рассмотрения дела истцы в порядке, установленном статьями 39, 131, 132 ГПК РФ, заявленные исковые требования не изменяли и не предъявляли к ответчику требования о включении в муниципальную программу положений, предусматривающих обеспечение проезда.
В части 3 статьи 196 ГПК РФ отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем, таких оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований включения в муниципальную программу обеспечения проезда к д. Чагино у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В остальном апелляционные жалобы по существу выражают несогласие с произведенной судом по правилам статьи 67 ГПК РФ оценкой доказательств по делу в отсутствие поводов для их переоценки, а также не содержат сведений об имеющих юридическое значение фактах, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции или могли бы повлечь безусловную отмену обжалуемого судебного акта, поэтому удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в остальной части является законным и обоснованным, в связи с чем отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года отменить в части возложения на администрацию Шекснинского муниципального района Вологодской области обязанности обеспечить проезд к деревне Чагино Никольского сельского поселения Шекснинского муниципального района в срок, предусмотренный муниципальной программой «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 09 ноября 2018 года № 1341, с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года № 1368.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, и ФИО2 к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области отказать.
В остальной части решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1,, ФИО2, администрации сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2021 года.