Дело № 33а-6771/2021
(в суде первой инстанции дело № 2-2120/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.,
судей Карбовского С.Р., Федоренко Н.В.,
при секретаре Джиба С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 06 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Хабаровска об обязании провести оценку состояния и инвентаризацию городских зеленых насаждений общего пользования в полном объеме,
по апелляционному представлению прокурора г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Федоренко Н.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска об обязании провести инвентаризацию городских зеленых насаждений общего пользования в полном объеме.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что по информации администрации г. Хабаровска от 14.12.2020 № 1.1.43-16692 в ответе на представление и.о. прокурора города от 19.11.2020 № 2-37/2020 указано, что в период с 2002 - по 2018 гг. органом местного самоуправления проведена инвентаризация зеленых насаждений общего пользования на 69 улицах города, в т.ч. ул. Шеронова, Волочаевской, Суворова, П.Л. Морозова, Дзержинского, Комарова, Гайдара, Тихоокеанской, Карла Маркса; Уссурийском и Амурском бульваре, Нагишкина, Пушкина, Промышленной, Стрельникова, Даниловского, Трехгорной, Выборгской, Руднева и других на особо охраняемых природных территориях местного значения «Парк Динамо» включая городские пруды, «Зеленая роща у Топографического техникума». В 2021 году администрацией г. Хабаровска будет выполнена инвентаризация скверов по ул. Серышева, Блюхера, Мате Залки, в 2022-2025 гг. инвентаризация парков ДОФ, им. Гагарина, «Северный», Гайдара. Проведенной проверкой установлено, что, всех мер, к устранению выявленных нарушений законодательства, администрацией г. Хабаровска не принято, поскольку при имеющихся 1698 улицах города Хабаровска инвентаризация городских зеленых насаждений проведена на 69, при имеющихся 24 особо охраняемых природных территориях местного значения инвентаризация городских зеленых насаждений проведена в двух. Зеленый фонд городского округа «Город Хабаровск» представляет совокупность территории на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Отсутствие инвентаризации зеленого фонда города приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния. С учетом уточненных требований просил суд обязать администрацию г. Хабаровска в срок до 31.12.2022 провести оценку состояния и инвентаризацию городских зеленых насаждений общего пользования в полном объеме в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, Правилами благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 года № 677.
Определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 14.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено МБУ «Горзеленстрой».
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.06.2021 в удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Хабаровска отказано.
В апелляционном представлении прокурор г. Хабаровска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование апелляционного представления указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что прокурор г. Хабаровска не предусмотрел финансовую составляющую по инвентаризации городских зеленых насаждений общего пользования, необоснован, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает администрацию города от своевременного и надлежащего исполнения возложенных законодательством обязанностей. Отсутствие инвентаризации зеленого фонда не позволяет оценить количество и состояние зеленых насаждений, проводить компенсационное озеленение территорий общего пользования и прогноз состояния с учетом реальной экологической обстановки.
В письменных возражениях на апелляционное представление администрация г. Хабаровска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения. Полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела, судом правильно применены нормы материального и процессуального права. При рассмотрении дела судом учтено, что полномочия по инвентаризации зеленых насаждений общего пользования администрацией города выполняются надлежащим образом, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 06.09.2021 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцова Е.Г. доводы представления поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Хабаровска Даниленко Е.С. письменные возражения на апелляционное представление поддержала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, доводы апелляционного представления, письменных возражений на него, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой г. Хабаровска проводилась проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой сделан вывод, что в нарушение действующего законодательства администрацией г. Хабаровска не проводится оценка состояния и инвентаризация городских зеленых насаждений, поскольку при имеющихся 1698 улицах г. Хабаровска инвентаризация городских зеленых насаждений проведена на 69, при имеющихся 24 особо охраняемых природных территориях местного значения инвентаризация городских зеленых насаждений проведена в двух.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что незаконного бездействия администрации г. Хабаровска, нарушающего права неопределенного круга лиц, не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2), а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты «а», «б» и «в» пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 этой же части, - на административного ответчика (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 4.4.4. Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677, инвентаризация зеленых насаждений общего пользования проводится администрацией города Хабаровска в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997 г.).
Инвентаризация зеленых насаждений проводится для получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений общего пользования, их состоянию, установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа зеленых насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), площадей газонов и цветников, своевременной регистрации происшедших изменений.
Согласно пункту 5.1 Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Пунктом 5.2 названных Правил предусмотрено, что основные составляющие системы оценки озелененных территорий: оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства; выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства; прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).
Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами (пункт 5.3 названных Правил).
В соответствии с пунктом 5.4. названных Правил оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
Пунктом 5.5. названных Правил предусмотрено, что долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997).
Согласно пункту 6.2. названных Правил все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 5.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с мероприятиями по озеленению г. Хабаровска, защите и воспроизводству зеленых насаждений, городских лесов, предусмотренных программой по улучшению экологического состояния г. Хабаровска на 2001-2005 годы, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 24.04.2001 № 55, программой по улучшению экологического состояния г. Хабаровска на 2006-2010 годы, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 23.05.2006 № 258, долгосрочной целевой программой «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением администрации г. Хабаровска от 21.10.2010 № 3379, муниципальной программой «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации г. Хабаровска от 01.11.2013 № 4440, в период с 2002 - по 2018 годы органом местного самоуправления проведена инвентаризация зеленых насаждений общего пользования на 69 улицах города, в том числе ул. Шеронова, Волочаевской, Суворова, П.Л. Морозова, Дзержинского, Комарова, Гайдара, Тихоокеанской, Карла Маркса; Уссурийском и Амурском бульваре, Нагишкина, Пушкина, Промышленной, Стрельникова, Даниловского, Трехгорной, Выборгской, Руднева и других на особо охраняемых природных территориях местного значения «Парк Динамо» включая городские пруды, «Зеленая роща у Топографического техникума»; выполнена оценка (определение площадей) зеленых насаждений городского округа «Город Хабаровск» с использованием материалов космической съемки города; разработаны методика «Оценка стоимости зеленых насаждений и исчисление ущерба, вызванного повреждением и (или) уничтожением их на территории города», и концепция озеленения Хабаровска.
Согласно ответу администрации г. Хабаровска от 22.01.2021 в 2021 году администрацией г. Хабаровска будет выполнена инвентаризация скверов по ул. Серышева, Блюхера, Мате Залки, в 2022-2025 годах - инвентаризация парков ДОФ, им. Гагарина, «Северный», Гайдара.
ОАО «Российские космические системы» составлен аналитический отчет от 15.12.2012, согласно которому в рамках работ по оценке зеленых насаждений г. Хабаровска выполнены: сравнительный (за период 2006-2011 годы) анализ территории города по определению площадей и обеспеченности зелеными насаждениями; анализ обеспеченности земельными насаждениями населения микрорайонов города; оценка ООПТ города.
ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» в 2017 году был подготовлен проект внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Хабаровск», в котором был отражен перечень зеленых насаждений общего пользования городского округа «Города Хабаровск» на 01.01.2016 (таблица 4). Для сохранения зеленого фонда города были разработаны концептуальные документы (таблица 5), направленные на сохранение и воспроизводство зеленого фонда г. Хабаровска и совершенствование зеленого строительства.
Таким образом, приведенные выше мероприятия подтверждают факт осуществления администрацией г. Хабаровска последовательных действий по оценке состояния и инвентаризации зеленых насаждений в рамках выделяемого финансирования.
Доказательств, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, по ненадлежащему содержанию зеленых насаждений и озелененных территорий г. Хабаровска, повлекшее нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, суду не представлено. Также как нет доказательств, что отсутствие долгосрочной, оперативной и ежегодной (плановой) оценки состояния озелененных территорий и инвентаризации зеленых насаждений свидетельствует о ненадлежащем содержании зеленых насаждений. Доводы прокурора о том, что отсутствие инвентаризации зеленых насаждений свидетельствует о бездействии административного ответчика и неосуществлении им мер по охране зеленого фонда муниципального образования необоснованны. У административного ответчика есть право самому определять порядок и способы охраны зеленых насаждений.
При этом, судебная коллегия отмечает, что Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные Приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, в соответствии с которыми административный истец просил суд обязать административного ответчика провести оценку состояния и инвентаризацию городских зеленых насаждений, являются рекомендательным документом и предназначены для предприятий, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Данные Правила не содержит норм обязывающих органы местного самоуправления в обязательном порядке производить долгосрочную, оперативную и ежегодную (плановую) оценку состояния озеленения территорий и инвентаризацию зеленых насаждений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно не нашел правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора.
Доводы апелляционного представления не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения; не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи