ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2124/2021 от 19.05.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 2-2124/2021

УИД 03RS0004-01-2021-001719-70

Судья Ленинского районного суда г. Уфы РБ Кочкина И.В.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

33-6840/2022

г. Уфа 19 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Иванова В.В.,

судей Валиуллина И.И. и Якуповой Н.Н.,

при секретаре Кадыровой К.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфа РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Иванова В.В., выслушав представителя истца, представителей ответчиков, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ обратилось в суд с исковым заявлением к Чуйкину С. В., Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфа РБ, ООО ИСК «Эрмитаж», Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В обоснование исковых требований указано, что по адресу: адрес расположен памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»» (далее - Объект). Объект поставлен на государственную охрану распоряжением Совета Министров БАССР от 04 декабря 1987 г. № 393р.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от дата№...-р памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер №...).

Объект зарегистрирован в ФГИС Едином государственном реестре недвижимости под кадастровым номером №... (выписка №... от дата).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:

нежилое помещение, зарегистрированное под кадастровым номером №... находится в собственности муниципального образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП «СЗ и ТН» г. Уфа);

жилое помещение, зарегистрированное под кадастровым номером №... находится в собственности Общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания «Эрмитаж»;

жилое помещение, зарегистрированное под кадастровым номером №... находится в собственности Голубничего С.Н., ФИО2, ФИО3.

На объект культурного наследия в порядке, установленным статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство) от 18 мая 2018 г. № 130.

По адресу адрес расположен памятник архитектуры конца XIX - начала XX века постройки, объект культурного наследия регионального значения «Дом Веденеева». Объект поставлен на государственную охрану распоряжением ФИО4 ССР от дата№...р, Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от дата№... в.

На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от дата№...-р памятник зарегистрирован в реестре (регистрационный номер №...).

Объект зарегистрирован в ФГИС Едином государственном реестре недвижимости под кадастровым номером №... (выписка №... от дата)

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:

нежилые помещения, зарегистрированные под кадастровым номером №... находятся в собственности муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и переданы в хозяйственное ведение МУП «СЗ и ТН».

жилые помещения, зарегистрированные под кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... находятся в собственности общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания «Эрмитаж».

нежилое помещение, зарегистрированное под кадастровым номером №... находится в собственности физического лица - Чуйкина С.В., дата рождения: дата, место рождения: адрес, гражданство: Российская Федерация, СНИЛС: №....

На объект культурного наследия в порядке, установленным статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, оформлено охранное обязательство от 18 мая 2018 г. № 129.

Вступившим в законную силу постановлением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата по делу №... МУП «СЗ и ТН» привлечено к административной ответственности по факту неудовлетворительного состояния объекта культурного наследия «Дом Веденеева».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: адрес, нежилые помещения, площадью 711,8 кв.м, находятся в собственности муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и переданы в хозяйственное ведение МУП «СЗ и ТН» г. Уфа.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: адрес: нежилые помещения, площадью 3725,3 кв.м, находятся в собственности муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и переданы в хозяйственное ведение МУП «СЗ и ТН»

дата Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - Управление) в адрес главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направлено письмо №... о принятии мер по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева».

Из ответа УЗИО г. Уфы от дата№... следует, что рассматриваемые здания освобождены от арендаторов и пользователей в 2006 году в связи с их аварийным состоянием.

дата произошло возгорание на втором этаже объекта культурного наследия «Дом Веденеева». Согласно заключению отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главногоуправления МЧС России по Республике Башкортостан от дата наиболее вероятной причиной возникновения пожара могло послужить возгорание горючих материалов под воздействием источника зажигания, связанного с действием человека; очаг пожара (место первоначального возникновения горения) находится в нежилом строении на уровне третьего этажа в месте расположения оконных проемов второго и третьего с юга на север.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от дата отдела полиции №... Управления МВД России по городу Уфе следует, что здание объекта культурного наследия заброшено, территория здания не охраняемая, доступ свободный, в здание проникают лица без определенного места жительства.

дата Управлением в адрес главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направлено письмо №... о принятии неотложных противоаварийных мер с целью сохранения объекта культурного наследия «Дом Веденеева»от разрушения.

Из ответа Администрации от дата№... следует, что получено заключение об оценке технического состояния строительных конструкций здания. Для приведения конструкций в работоспособное состояние и обеспечения нормальной эксплуатации необходимо разработать проект усиления конструкций и реконструкции всего здания.

По состоянию на дата и в настоящее время какие-либо меры по сохранению объектов культурного наследия «Дом Веденеева» и «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»» собственниками (пользователями) объектов культурного наследия не приняты.

Из актов осмотра объектов культурного наследия «Дом Веденеева» и «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»» от дата, проведенного в рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия следует, что здания находятся в неудовлетворительном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, имеется угроза обрушения отдельных частей сохранившихся конструкций зданий; требуется проведение реставрационных работ.

На основании изложенного, истец с учетом последующих дополнений и изменений исковых требований просил суд:

1. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительную компанию «Эрмитаж»:

в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес;

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес;

в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес;

2. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания «Эрмитаж» и Чуйкина С.В.:

в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес;

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес;

в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес.

Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года постановлено:

«исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ к Чуйкину С.В., Муниципальному унитарному предприятию «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфа РБ, ООО ИСК «Эрмитаж», Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес;

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес;

в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес;

Обязать общество с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания «Эрмитаж»:

в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес;

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга», расположенного по адресу: адрес;

в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»», расположенного по адресу: адрес.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора», Чуйкина С.В.:

в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес;

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес;

в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес.

Обязать общество с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания «Эрмитаж»:

в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес;

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес;

в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева», расположенного по адресу: адрес.

В остальной части исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ к ООО ИСК «Эрмитаж» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре оставить без удовлетворения.

Исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО ИСК «Эрмитаж» в доход бюджета городского округа город Уфа государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Взыскать с Чуйкина С.В. в доход бюджета городского округа город Уфа государственную пошлину в размере 300 руб.».

Определением Ленинского районного суда г.Уфы от 09 февраля 2022 года произведена замена ответчика Чуйкина С.В. его правопреемником – Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В апелляционной жалобе Муниципальное унитарное предприятие «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфа РБ ставит вопрос об отмене решении суда, принятии нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указав в обоснование, что на основании договора развития территории у застройщика возникло обязательство по реконструкции объекта культурного наследия, имеющее приоритет в исполнении по сравнению с обязанностями, вытекающими из вещных прав ответчиков. дата между предприятием «СЗ и ТН» и ООО «Специализированный застройщик» было заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору развития территории. Следовательно, обязанность по реконструкции объекта культурного наследия по адресу: адрес установленная договором развития территории, перешла к обществу «СЗ «Пушкин». Кроме того, охранное обязательство собственников и унитарного предприятия, владеющего жилыми помещениями на праве хозяйственного ведения, носит долевой характер. Из решения суда первой инстанции неясно, какой характер носит обязательность и каким образом ответчики должны исполнять присужденные действия в натуре.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Представитель МУП «СЗ и ТН» г. Уфа Гареева Е.Р. в судебном заседании доводы, приведенные в апелляционной жалобе, поддержала.

Представитель Управления по государственной охране объектов наследия Республики Башкортостан – Ширгазина Э.Р. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ООО ИСК «Эрмитаж» Брюханова Л.Н. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Администрации ГО г. Уфа РБ, УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ Калмацкая Е.В. в судебном заседании поддержала позицию МУП «СЗ и ТН» г. Уфа.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

Не явившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что по адресу: адрес расположен памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения «Дом, в котором помещалась типография газеты «Алга»». Объект поставлен на государственную охрану распоряжением Совета Министров БАССР от 04 декабря 1987 г. № 393р.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от дата№...-р памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) (регистрационный номер №...).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: РБ, адрес, нежилые помещения, площадью 711,8 кв.м, находятся в собственности муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан (запись о регистрации №... от дата), переданы в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика и технического надзора» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП «СЗ и ТН» г. Уфа) (запись о регистрации №... от дата).

На объект культурного наследия в порядке, установленным статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство) от 14 января 2015 г. № 8/461.

По адресу: адрес расположен памятник архитектуры конца XIX – начала XX века постройки, объект культурного наследия регионального значения «Дом Веденеева». Объект поставлен на государственную охрану распоряжением Совета Министров Башкирской ССР от 03 марта 1992 г. № 158р, Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от дата№...в.

На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 24 августа 2016 г. № 38707-р памятник зарегистрирован в реестре (регистрационный номер 021610456270005).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: РБ, адрес, общей площадью 4864,1 кв.м:

нежилые помещения, площадью 3725,3 кв.м, находятся в собственности муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан (запись о регистрации №... от дата), переданы в хозяйственное ведение МУП «СЗ и ТН» (запись о регистрации №... от дата);

жилые помещения, площадью 18,2 кв.м, 28,6 кв.м, 27,5 кв.м, 17,6 кв.м, находятся в собственности общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания «Эрмитаж» (далее – ООО ИСК «Эрмитаж») (запись о регистрации №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата);

нежилое помещение, площадью 68,3 кв.м, находится в собственности физического лица – Чуйкина С.В., дата рождения: дата, место рождения: адрес, гражданство: Российская Федерация, СНИЛС: №... (запись о регистрации №... от дата).

дата Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в адрес главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направлено письмо №... о принятии мер по сохранению объекта культурного наследия «Дом Веденеева».

Из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата№... следует, что рассматриваемые здания освобождены от арендаторов и пользователей в 2006 году в связи с их аварийным состоянием.

дата произошло возгорание на втором этаже объекта культурного наследия «Дом Веденеева». Согласно заключению отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по адрес от дата наиболее вероятной причиной возникновения пожара могло послужить возгорание горючих материалов под воздействием источника зажигания, связанного с действием человека; очаг пожара (место первоначального возникновения горения) находится в нежилом строении на уровне третьего этажа в месте расположения оконных проемов второго и третьего с юга на север.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от дата отдела полиции №... Управления МВД России по городу Уфе следует, что здание объекта культурного наследия заброшено, территория здания не охраняемая, доступ свободный, в здание проникают лица без определенного места жительства.

дата Управлением в адрес главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан направлено письмо №... о принятии неотложных противоаварийных мер с целью сохранения объекта культурного наследия «Дом Веденеева» от разрушения.

Из ответа Администрации от дата№... следует, что получено заключение об оценке технического состояния строительных конструкций здания. Для приведения конструкций в работоспособное состояние и обеспечения нормальной эксплуатации необходимо разработать проект усиления конструкций и реконструкции всего здания.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п. 5 ст. 16.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении их в указанный реестр подлежат государственной охране в соответствии с требованиями данного закона.

Согласно ст. 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны:

осуществлять расходы на содержание выявленного объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия;

обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Разрешая заявленные требования, анализируя в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ представленные доказательства с учетом действующего законодательства, суд правомерно пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части, поскольку факт нарушения ответчиками Чуйкиным С.В., МУП «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфа РБ, ООО ИСК «Эрмитаж» действующего законодательства в области сохранения объекта культурного наследия нашел свое подтверждение.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по реконструкции объекта культурного наследия по адресу адрес установленная договором развития территории перешла к обществу «СЗ «Пушкина» судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац 1).

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ).

Таким образом, из положений вышеприведенных норм специального Закона N 73-ФЗ, регулирующего вопросы сохранения, использования, популяризацию и государственной охраны памятников истории и культуры, по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия - спорных памятников, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена в силу императивной нормы закона (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ) в том числе на МУП «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфа РБ, как учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве хозяйственного ведения.

Довод апелляционной жалобы о том, что охранное обязательство собственников и унитарного предприятия, владеющего помещениями на праве хозяйственного ведения носит долевой характер судебной коллегией отклоняются.

В соответствии со ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

В рассматриваемом случае имеет место неделимость предмета обязательства, т.к. обязательство по сохранению объекта культурного наследия является неделимым и подлежит выполнению каждым из собственников (владельцев), которым принадлежит объект культурного наследия.

Взыскание (распределение) расходов по проведению мероприятий по сохранению объектов культурного наследия предметом рассмотрения не являлись, собственникам и владельцам объектов культурного наследия данное решение суда не препятствует распределить их соразмерно долям в праве собственности на указанные объекты в соответствии со ст.249 ГК РФ.

Признание постановлениями Администрации городского округа г.Уфа от 29 апреля 2022 года указанных объектов аварийными и подлежащими реконструкции на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Также не может быть принято во внимание и получение ООО ИСК «Эрмитаж» заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, т.к. не влияет на выводы суда первой инстанции.

Исполнение одним из солидарных должников требования прекращает его. Указанное, лишь свидетельствует об исполнении решения суда первой инстанции в части требований о получении задания одни из солидарных должников.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и применении норм материального права, фактически выражают субъективную точку зрения апеллянта о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по нему доказательства в их совокупности, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Ссылки представителя Администрации городского округа город Уфа РБ и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа о том, что в решении суда площадь помещений указана 3885,5 кв.м, а по выписке из ЕГРН на объект, расположенный по адресу: РБ, адрес, общая площадь здания составляет 4864,1 кв.м и часть площадей повисла в воздухе не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции.

Действительно согласно выписке из ЕГРН следует, что общая площадь здания, расположенного по адресу: РБ, адрес, составляет 4864,1 кв.м, а площадь помещений в нем, принадлежащих ответчикам 3885,5 кв.м.

Однако, учитывая, что обязанность по сохранению объектов культурного наследия должна исполняться каждым собственником, в том, числе и учреждением, владеющим частью объекта на праве хозяйственного ведения, и судом рассмотрены требования и возложены обязанности относительно объектов в целом, указанные доводы основанием для отмены или изменения решения суда послужить не могут.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы и возражения по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Служба заказчика и технического надзора» ГО г. Уфа РБ без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2022 года.