Судья: Комиссарова Г.С. | дело № 33-6005/202450RS0034-01-2023-002501-35 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 14 февраля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2126/2023 по иску ФИО к ОМВД России «Павлово-Посадский», ГУ МВД России по Московской области о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за три месяца службы и перерасчете выслуги лет,
по апелляционной жалобе ОМВД России «Павлово-Посадский» на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 27 ноября 2023 года,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчиков,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском ОМВД России «Павлово-Посадский», ГУ МВД России по Московской области о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за три месяца службы период службы с 21.05.2007г. по 31.05.2008г. и перерасчете выслуги лет.
В обоснование иска указал, что с сентября 2012 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. 30 мая 2023 г. истец подал рапорт на увольнение, однако ФИО было отказано в исчислении стажа с зачетом льготного периода в связи отсутствием необходимой выслуги с учетом льготного исчисления. Как указывает истец, он принимал участие в выполнении задач по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне Грузино-Осетинского конфликта в период с 21 мая 2007 г. по 31 мая 2008 г., таким образом указанный период службы должен быть зачислен в льготном исчислении 1 месяц службы за 3 месяца службы.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 27 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ОМВД России «Павлово-Посадский» обратились с апелляционной жалобой, просили его отменить, в удовлетворении иска отказать.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истца, представителя ответчиков, находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда в указанной части требованиям закона не соответствует.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон № 4468-1).
Лица, указанные в ст. 1 Закона № 4468-1 приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную Законом № 4468-1 выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 Закона 4468-1, имеющие на день увольнения выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более
В силу ст. 18 Закона 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона 4468-1, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения, выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу и их семьям, регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 г. (с учетом изменений) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий, лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 941).
Для исчисления пенсии учитываются оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Пунктом 3 постановления Правительства № 941 установлены основания для исчисления выслуги лет на льготных основаниях.
Как установлено судом первой инстанции, с сентября 2012 г. ФИО проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
30.05.2023 г. истец подал рапорт на увольнение из органов внутренних дел на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
ОМВД России « Павлово-Посадский» в своем письме отказало во включении в льготном исчислении период прохождения военной службы ФИО в должности старшего стрелка 64201 сухопутных войск Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны Российской Федерации с 21.05.2007г. по 31.05.2008г. в связи отсутствием необходимой выслуги с учетом льготного исчисления.
Согласно предоставленным Министерством обороны РФ выписок в отношении ФИО следует: в приказе командира войсковой части 64201 от 6 декабря 2006 г. № 268 (г. Прохладный) значится:«§8. Нижепоименованных военнослужащих, прибывших из других воинских частей для дальнейшего прохождения службы, с 6 декабря 2006 г. зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения, назначить на должности в подразделения, полагать заключившими первый контракт сроком на 3 (три) года с учетом военной службы по призыву согласно п.п. «а» п. 4 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», с испытательным сроком три месяца и вступившими в исполнение должности. Выплачивать ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 105%. Выплачивать пособие по заключению контракта в размере одного оклада по окончании испытательного срока: из войсковой части 66431 г. Владикавказа:...мл. сержанта к/с ФИО - снайпером 2 мер 1 МСБ, ВУС-100672, контракт с 22.05.06 г. по 22.05.09 г. Оклад установить по 2 тарифному разряду, в сумме 1404 руб. 15 коп.». Сокращения - так в документе. Основание: филиал ЦА МО (г. Пугачев, Саратовская область), фонд 40570, опись 24955, дело 24, лист 190. В приказе командира войсковой части 64201 от 18 мая 2007 г. № 101 (г. Прохладный) значится: «§7. Полагать убывшими:...284. Мл.сержанта к/с ФИО, ст. стрелка 9 мер 3 МСБ. В командировку в/чпп 64787 г. Цхинвали с 20.05.07 г. для выполнения миротворческой миссии, исключить с котлового довольствия ПХД «Серноводское» с 20.05.07 г., выдать продаттестаты, сухой паек на 2 суток». Инициалы не раскрыты, сокращения - так в документе. Основание: филиал ЦА МО (г. Пугачев, Саратовская область), фонд 40570, опись 24955, дело 29, лист 165.В приказе командира войсковой части 64201 от 30 мая 2008 г. № 113 (г. Прохладный) значится:«§6. Полагать прибывшими и приступившими к исполнению служебных обязанностей:.. .235. Мл. сержанта к/с ФИО, ст. стрелка 9 мер 3 МСБ. Из командировки в/ч пп 64787 г. Цхинвали 31.05.08 г. по окончании выполнения миротворческой миссии». Инициалы не раскрыты, сокращения - так в документе. Основание: филиал ЦА МО (г. Пугачев, Саратовская область), фонд 40570, опись 24955, дело 40, лист 187. В приказе командира войсковой части 64201 от 1 декабря 2008 г. № 255 (г. Прохладный) значится: «§4. Нижепоименованных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, досрочно уволить с военной службы с зачислением в запас по собственному желанию по заключении аттестационной комиссии (п. 6 ст. 51 ФЗ) с учетом предоставленного основного отпуска за 2008 г., исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направить для постановки на воинский учет в РВК: Мл.сержанта к/с ФИО, гранатометчика 8 мер 3 МСБ - отпуск за 2008 г. 28 суток с 1.12.08 г. по 30.12.08 г., исключить с 30 декабря 2008 г., направить в ОВК г. Павловский Посад Московской области». Сведения о льготном исчислении выслуги лет не отражены. Сокращения - так в документе. Основание: филиал ЦА МО (г. Пугачев, Саратовская область), фонд 40570, опись 24955, дело 46, лист 160.В деле фонда войсковой части 64201 имеется справка о том, что на базе войсковой части 64201 в 1999 году был сформирован мотострелковый батальон с условным наименованием «войсковая часть полевая почта 64787». Мотострелковый батальон (войсковая часть полевая почта 64787) после сформирования был передан под командование Штаба смешанных сил по поддержанию мира в зоне Грузино-Юго-Осетинского конфликта с непосредственным подчинением Главному штабу сухопутных войск и местом дислокации г. Цхинвали Республика Грузия. Личный состав войсковой части полевая почта 64787 выполнял задачи по поддержанию мира в зоне Грузино-Югоосетинского конфликта в составе смешанных сил. Личный состав войсковой части полевая почта 64787 денежным довольствием обеспечивался через финансовую службу войсковой части 64201.Секретное и несекретное делопроизводство войсковой частью полевая почта 64787 велось самостоятельно. Документы с длительными сроками хранения и подлежащие сдачи в архив, в штаб войсковой части 64201 командованием войсковой части полевая почта 64787 не сдавались. Местонахождение их не известно. Основание: филиал ЦА МО (г. Пугачев, Саратовская область), фонд 40570, дело фонда, лист 7.»
Из представленных Министерством обороны РФ архивных выписок из документов следует, что на базе войсковой части 64201, где нес службу ФИО в должности старшего стрелка с 21.05.2007г. по 31.05.2008г., в 1999 году был сформирован мотострелковый батальон с условным наименованием «войсковая часть полевая почта 64787». Мотострелковый батальон (войсковая часть полевая почта 64787) после сформирования был передан под командование Штаба смешанных сил по поддержанию мира в зоне Грузино-Юго-Осетинского конфликта с непосредственным подчинением Главному штабу сухопутных войск и местом дислокации г. Цхинвали Республика Грузия.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что абз. 10 п. п. "б" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 предусмотрено засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, с учетом того, то Постановление Правительства РФ от 25.02.2009 года №169, внесшее изменения в Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, которым слова «в зоне грузино-осетинского конфликта» были исключены, - распространяется только на правоотношения, возникшие с 26.08.2008 года, в связи с чем, поскольку истец проходил службу с 21.05.2007г. по 31.05.2008г., то указанный период может быть включен в выслугу лет в льготном исчислении, как 1 год и 3 месяца.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно истолкованы и применены нормы материального права.
Согласно абз. 10 п. п. "б" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии" также было предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии 1 месяц военной службы за 3 месяца военнослужащим, участвующим в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии (п.1 и 2 утратили силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2009 года №169).
Следовательно, период службы подлежит зачету на льготных условиях только в том случае, если такой период проходил в условиях вооруженного конфликта.
Основанием для принятия Постановления N 587 послужили развернувшиеся в ночь на 8 августа 2008 года на территории Республики Южная Осетия, входившей в состав Республики Грузия, события.
Из этого следует, что Правительство Российской Федерации установило правоотношения, определяющие объем прав и обязанностей военнослужащих на период конкретного вооруженного конфликта. Суть этих правоотношений заключается в возложении на военнослужащих задач при вооруженном конфликте на территориях Южной Осетии и Абхазии, выполнение которых дает им право на дополнительные гарантии и компенсации.
Правомочность Правительства Российской Федерации устанавливать указанные правоотношения была закреплена в ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации", утратившего силу в связи с изданием Федерального конституционного закона от 06.11.2020 года №4-ФКЗ (действовавшего в спорный период) и в статье 7 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", согласно которым Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих, что также предполагает возможность введения дополнительных социальных гарантий для военнослужащих в зависимости от условий прохождения службы, а также изменение и отмену устанавливающих их правовых норм.
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2009 года N 169 признан утратившим силу с 26 августа 2008 года пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии", поскольку возникли иные правоотношения, не связанные с выполнением военнослужащими задач при вооруженном конфликте.
В Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", закрепляющем Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указано, что выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, осуществлялось с 8 по 22 августа 2008 года (раздел N 3 Перечня).
Период нахождения истца в зоне Грузино-Осетинского конфликта не попадал на период ведения боевых задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия (период нахождения истца в зоне Грузино-Осетинского конфликта с 31.05.2007 г. по 31.05.2008г.).
Судом первой инстанции не было принято во внимание, что согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения военной службы на территории, где объявлено чрезвычайное положение, или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач.
Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако, доказательств времени фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта предоставлено не было.
Согласно архивной справки Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 30.10.2023 г., предоставленной по запросу суда, исходя из приказа командира войсковой части 64201 от 18.05.2007 г. № 1011 (г. 11рохладный) и приказа командира войсковой части 64201 от 30.05.2008 г. № 113 (г. Прохладный) ФИО направлялся в командировку в г. Цхинвал для выполнение миротворческой миссии.
В архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства Обороны РФ от 30.10.2023 года, предоставленной по запросу суда, указано, что в приказе командира войсковой части 64201 от 01.12.2007 года №255, сведений о льготном исчислении выслуги лет не отражены.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что подлежит удовлетворению требование о зачете спорного периода военной службы в выслугу лет в льготном исчислении и перерасчете выслуги лет является неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 27 ноября 2023 года подлежит отмене, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО к ОМВД России «Павлово-Посадский», ГУ МВД России по Московской области о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за три месяца службы период службы с 21.05.2007г. по 31.05.2008г. и произвести перерасчет выслуги лет.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 27 ноября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО к ОМВД России «Павлово-Посадский», ГУ МВД России по Московской области о возложении обязанности включить в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за три месяца службы период службы с 21.05.2007г. по 31.05.2008г., произвести перерасчет выслуги лет отказать.
Апелляционную жалобу ОМВД России «Павлово-Посадский» удовлетворить.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16.02.2024 года.
Председательствующий
Судьи