Судья Беспалов О.В. дело № 33-821/2020
№ 2-212/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 03 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Андреевой А.В. и Гонеевой Б.П.
при секретаре Чимидовой Я.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия к Аршеевой Т<..> Н<..> о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья по апелляционной жалобе третьего лица - Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 28 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., выслушав объяснения ответчика Аршеевой Т.Н. и ее представителя Курноскиной Н.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
администрация Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя следующим. По результатам выездной внеплановой проверки Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия от 29 апреля 2020 г. выявлены нарушения целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию государственных программ, за 2018 г. и 1 полугодие 2019 г.
Проверкой установлено, что Аршеева Т.Н., участница федеральной целевой программы (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года», 18 января 2010 г. подала заявление на строительство жилья с составом семьи из <..>человек (<..> детей). Аршеева Т.Н. состояла на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании протокола комиссии по формированию списков – получателей социальной выплаты от 4 июня 2018 г. она включена в список получателей социальной выплаты, общая сумма выплаты составила <..> руб. (из федерального бюджета – <..> руб., из республиканского бюджета - <..> руб., из местного бюджета - <..>руб.). В соответствии с утвержденным главой Целинного РМО РК <..> сводным списком получателей субсидии 4 мая 2018 г. Министерством сельского хозяйства РК Аршеевой Т.Н. выдано свидетельство № <..> о предоставлении социальной выплаты в сумме <..> руб.
В силу пункта 25 Порядка «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности РК, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 декабря 2013 г. № 614 (далее по тексту - Порядок о предоставлении социальных выплат), на основании разрешения администрации ЦРМО РК на перечисление средств государственной поддержки счета для обслуживания государственных программ№3 указанная социальная выплата в соответствии с заключенным договором купли-продажи строительных материалов от 15 июня 2018 г. № 1 перечислена продавцу <…>.
Согласно пункту 3 Порядка о предоставлении социальных выплат существенным условием получения социальной выплаты является признание участника программы нуждающимся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется органами местного самоуправления. Между темрешением жилищно-бытовой комиссии от 26 февраля 2016 г. Аршеева Т.Н. по её заявлению была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с участием в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года».
В силу пункта 11 Порядка о предоставлении социальных выплат срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи свидетельства. Ввиду того, что администрацией не установлен срок сдачи строительства жилого дома, то срок ввода в эксплуатацию жилья считается по дате выдачи свидетельства и составляет 1 год, т.е. не позднее 4 мая 2019 г. Согласно акту приёмки в эксплуатацию, составленному Аршеевой Т.Н., жилой дом введен в эксплуатацию <…> г.
Ввиду несоблюдения условий предоставления социальной выплаты получателем социальной выплаты Аршеевой Т.Н., которая была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении в Троицком СМО РК с26 февраля 2016 г., бюджетные средства в сумме 603900 руб. были использованы не по целевому назначению.
В судебном заседании представитель истца Санджиева В.В. поддержала исковые требования.
Ответчик Аршеева Т.Н. и ее представитель Курноскина Н.С. просили отказать в удовлетворении исковых требований. Аршеева Т.Н. пояснила, что специалист администрации Троицкого СМО РК сказала ей написать заявление о снятии с учета нуждающейся в жилом помещении для одновременной постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года».
Представитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 28 сентября 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и.о. руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия Бембиева З.А. просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования. Указывает, что решением жилищно-бытовой комиссии от 26 февраля 2016 г. Аршеева Т.Н. по её заявлению была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с участием в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года». В силу пункта 16 Порядка о предоставлении социальных выплат Аршеева Т.Н. должна была представить в орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявление по форме согласно Приложению № 1 к настоящему Порядку с приложением документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с этим уполномоченный орган не имел оснований для включения Аршеевой Т.Н. в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года». Данный факт не был учтен при формировании списка участников программы, что повлекло за собой неправомерное включение ответчика в список граждан участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года», а также явилось основанием для получения ответчиком средств государственной поддержки.
В возражениях на жалобу ответчик Аршеева Т.Н. указывает на несостоятельность доводов жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 декабря 2013 г. № 614 утвержден Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Калмыкия, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В соответствии с пунктом 3 Порядка о предоставлении социальных выплат право на получение социальной выплаты имеют граждане Российской Федерации при соблюдении определенных условий, в том числе, признание нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Троицкого СМО РК от 22 августа 2007 г. Аршеева Т.Н. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно протоколу комиссии по формированию списков – получателей социальной выплаты от 4 июня 2018 г. она включена в список получателей социальной выплаты, общая сумма выплаты составила 603 900 руб. (из федерального бюджета – <..>руб., из республиканского бюджета - <..>руб., из местного бюджета - <..>руб.).
На основании утвержденного главой Целинного РМО РК <..>сводного списка получателей субсидии 4 мая 2018 г. Министерством сельского хозяйства РК Аршеевой Т.Н. выдано свидетельство № <..> о предоставлении социальной выплаты в сумме 603 900 руб.
В соответствии с заключенным договором купли-продажи строительных материалов от <..> г. № 1 средства государственной поддержки на общую сумму 603 900 руб. перечислены продавцу <..>.
По результатам выездной внеплановой проверки Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия от 29 апреля 2020 г. № 3 выявлены нарушения статей 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, пункта 21 «б», пункта 31 «б» Порядка о предоставлении социальных выплат. Ввиду того, что Аршеева Т.Н. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении в Троицком СМО РК с26 февраля 2016 г., бюджетные средства в сумме 603 900 руб. были использованы не по целевому назначению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации ЦРМО РК с иском в суд к Аршеевой Т.Н. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 26 февраля 2016 г. Аршеева Т.Н. подала заявление на имя главы Троицкого СМО РКо снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, но вместе с тем просила признать ее нуждающейся в жилом помещении для участия в программе ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года».
Решением жилищно-бытовой комиссии администрации Троицкого СМО РК № 4от26 февраля 2016 г.Аршеева Т.Н. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 4.2. этого же решения ответчик признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что Аршеева Т.Н. не утратила статус нуждающейся в жилом помещении.
Довод жалобы о незаконности получения ответчиком субсидии по причине снятия ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является необоснованным, поскольку орган местного самоуправления признал Аршееву Т.Н. соответствующей всем критериям и требованиям, предусмотренным федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в том числе по условиям нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 28 сентября 2020 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи А.В. Андреева
Б.П. Гонеева