КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чолий Л.Л. дело № 2- 213 / 2019
№ 33 – 1736 / 2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Яковлева Н.А., Ганцевича С.В.,
при секретаре Прокошиной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 06 ноября 2019 г., которым суд иск военного прокурора Балтийского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий Министерства обороны Российской Федерации и возложении обязанности по регистрации права собственности на объекты недвижимости – резервуары удовлетворил частично;
возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение четырех месяцев после вступления решения в законную силу произвести действия по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости <данные изъяты>, а именно на 5 резервуаров наземных, из которых <данные изъяты>- 2 шт., <данные изъяты>-3 штуки и 6 резервуаров углубленных, из которых <данные изъяты><данные изъяты> – 4 штуки и <данные изъяты> -2 шт.;
в остальной части иска военному прокурору Балтийского гарнизона отказал.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения представителя войсковой части 45752 ФИО8., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Балтийского гарнизона обратился с иском, в обоснование которого указал, что обособленный отдел хранения материальных и технических средств службы горючего войсковой части 45752-А (также - пункт перевалки горючего воинской части 45752-А) является структурным подразделением Балтийского флота Минобороны России и осуществляет прием и хранение дизельного топлива, бензина, масел и смазок, а также заправку кораблей и судов Балтийского флота дизельным топливом, заправку автотранспорта бензином. Объект <данные изъяты> отнесен к категории опасных производственных объектов. На территории войсковой части расположены 5 резервуаров наземных, в том числе <данные изъяты>. Эти резервуары, согласно имеющейся документации, являются объектами недвижимости.
В соответствии с действующим законодательством в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, деятельность конкретного вида опасного производственного объекта должна осуществляться на основании лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Ранее проведенной военной прокуратурой Балтийского гарнизона в обособленном отделе хранения (материальных и технических средств службы горючего) склада(по хранению материальных и технических средств службы горючего) войсковой части 45752-А проверкой выявлены нарушения, касаемые отсутствия соответствующей лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и 13.10.2017 г. в целях устранения выявленных нарушений закона, командиру войсковой части 45752 было внесено представление.
Однако до настоящего времени представление военного прокурора не исполнено и исходя из представленной ответчиком документации следует, что получению отделом хранения - войсковой частью 45752-А соответствующей лицензии от федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, препятствует отсутствие регистрации права особенности на 11 вышеуказанных резервуаров, которое обосновывается командованием войсковой части отсутствием финансирования на данные нужды.
Таким образом, бездействие должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации по регистрации права собственности на вышеуказанные резервуары влечет невозможность получения соответствующей лицензии, без которой войсковая часть 45752 –А не имеет право осуществлять деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, что, в конечном итоге, влияет на выполнение надлежащим образом должностными лицами войсковой части обязанностей по обеспечению безопасности эксплуатации объекта <данные изъяты>, в том числе по своевременному выполнению технического обслуживания и диагностирования резервуаров, проведения всех видов их ремонта, оборудования системами контроля и оповещения при возникновении аварийных ситуаций и т.п., и может привести к приостановлению деятельности отдела хранения - войсковой части 45752-А с прекращением снабжения воинских частей горюче-смазочными материалами и, как следствие, неспособности выполнения ими поставленных задач по обеспечению защиты и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Подпунктом 71 пункта 7 Указа президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и управление которым осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
В этой связи, регистрация права собственности на 11 резервуаров объекта <данные изъяты> относится к компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, указывая, что государственная регистрация права собственности не является обязательной и носит исключительно заявительный характер. Правомочий у военного прокурора на заявление подобного иска не имелось. Кроме того, они не являются надлежащим ответчиком.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в связи с изложенным с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено, обособленный отдел хранения материальных и технических средств службы горючего войсковой части 45752-А (<данные изъяты>) является структурным подразделением Балтийского флота Минобороны России и осуществляет прием и хранение дизельного топлива, бензина, масел и смазок, а также заправку кораблей и судов Балтийского флота дизельным топливом, заправку автотранспорта бензином.
<данные изъяты>
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Суд верно отметил, что вышеуказанные объекты, являются недвижимыми, что свидетельствует из акта осмотра от 21.03.2019, заключений экспертизы промышленной безопасности на техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, инвентарных карточек нефинансовых активов(т.1, л.д. 166,167, 195-246, т.2, л.д. 164-174).
Также установлено, что в 2018 году объект «площадка нефтебазы войсковой части 45752-А» был исключен 948 отделом государственного технического надзора из единого государственного реестра опасных производственных объектов.
Военный прокурор Балтийского гарнизона, не согласившись с этим, обратился в Балтийский городской суд Калининградской области с административным иском об отмене решения начальника 948 отделом государственного технического надзора об исключении из реестра опасных производственных объектов войсковой части 45752-А.
Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 27.05.2019 административный иск военного прокурора Балтийского гарнизона был оставлен без удовлетворения, однако, апелляционным определением Калининградского областного суда от 07.08.2019 по апелляционному представлению военного прокурора Балтийского гарнизона, вышеуказанное решение было отменено с принятием нового, которым иск военного прокурора Балтийского гарнизона был удовлетворен и признано незаконным решение начальника 948 отделом государственного технического надзора, которым «<данные изъяты>» исключена из реестра опасных производственных объектов войсковой части 45752-А с обязанием начальника 948 отдела государственного технического надзора восстановить в едином реестре опасных производственных объектов «<данные изъяты>».
Исходя из выписки, представленной военному прокурору начальником 948 государственного технического надзора, на настоящий момент «<данные изъяты>» восстановлена в едином реестре опасных производственных объектов с III классом опасности.
Также установлено, что военной прокуратурой Балтийского гарнизона с участием специалистов 948 отдела государственного технического надзора 05.10.2017 была проведена проверка войсковой части 45752-А, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов - отсутствие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности - по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (т. 2, л.д. 207).
Статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что деятельность конкретного вида опасного производственного объекта должна осуществляться на основании лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со ст. 12 Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Критерии отнесения опасных производственных объектов к I, II, III классам опасности установлены приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1996 N 1 16-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии со ст. 4 пунктом а "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности" (утверждено постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492), лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются, «наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строении и сооружений, на которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах».
Из представленных в суд военным прокурором документов следует, что поскольку «<данные изъяты>» числится в едином реестре опасных производственных объектов и отнесена к III классу опасности, то в соответствии с действующим законодательством ответчик должен разрешить вопрос о получении лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
В силу п.п. 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 4).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218), действующей с 1 января 2017 г., государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичная норма содержалась в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (здесь и далее - в редакции до 1 января 2017 г., далее - Закон N 122).
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Частью 2 ст. 69 Закона N 218, а также ч. 2 ст. 6 Закона N 122 права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Вместе с тем, удовлетворяя иск, суд верно указал, что бездействие ответчика по регистрации права собственности в соответствии с действующим законодательством недвижимых объектов - 5 резервуаров наземных, в том числе <данные изъяты>. влечет бездействие со стороны ответчика по получению лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, что, в свою очередь, может повлечь и фактически требует приостановление деятельности войсковой части, поскольку создает реальную угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на объекте, которые могут повлечь гибель и причинение вреда здоровью неопределенному кругу лиц граждан, а также нанести ущерб объектам государственной и муниципальной собственности. При этом приостановление деятельности войсковой части по вышеуказанным причинам, в свою очередь, создаст проблемы в виде неспособности выполнения поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации задач по обеспечению защиты и неприкосновенности территории Российской Федерации, то есть в данном случае военным прокурором правомерно заявлены требования и в интересах Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, имущества, которое составляет государственную казну РФ и управление которым осуществляется Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил РФ.
Согласно п.п. 45 п. 7 Положения, Минобороны России организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил.
В силу п.п. 48 и 48.1 Положения, Минобороны России осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных Сил РФ, а также осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, согласно п.п. 31 и 32 п. 10 и данного указа Министерство обороны Российской Федерации, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, а также организует контроль финансово- экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственными Министерству обороны РФ организациями, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества, а также контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, суд обоснованно указал в качестве надлежащего ответчика - Министерство обороны Российской Федерации.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Балтийского городского суда Калининградской области от 06 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи