Судья Кондратьева Л.М.
Дело № 2-213/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-7109/2020
30 июля 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Андрусенко И.Д.,
судей Плотниковой Л.В., Мокроусовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) на решение Миасского городского суда Челябинской области от 24 апреля 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения в части, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды учебы и службы, назначить досрочную пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО3, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган), с учетом уточнений, о признании незаконным решения УПФР от 29.11.2019 г. № в части невключения в его специальный стаж периодов обучения в СПТУ №49 г. Миасса с 25.09.1979г. по 17.07.1982г., службы в рядах Вооруженных Сил с 30.11.1982г. по 23.10.1984г. и отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить указанные периоды в специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.11.2019 г.
В обоснование заявленных требований указал, что указанным решением УПФР отказано во включении в его специальный стаж периодов обучения и службы, поскольку они подлежат включению, если за ними следовала работа, предусмотренная Списком №2 1956 г., тогда как у него после учебы и службы были периоды работы, не предусмотренные Списком №2 1956 г. Однако после окончания учебы и увольнения со службы он работал в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций в Миасском монтажном управлении специализированном треста «Востокметаллургмонтаж», эти периоды засчитаны в его специальный стаж по Списку №2. С учетом спорных периодов его специальный стаж составит 13 лет 03 месяца, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты достижения 55 лет.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО4, действующий на основании ордера, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в судебных заседаниях заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее возражал против заявленных требований.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение УПФР № от 29 ноября 2019 г. в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов обучения в СПТУ №49 г. Миасса с 25.09.1979 г. по 17.07.1982 г., службы в рядах Вооруженных Сил с 30.11.1982 г. по 23.10.1984 г. На УПФР возложены обязанности: включить в специальный стаж ФИО1, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указанные периоды обучения и службы; назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 12 ноября 2019 г.
В апелляционной жалобе ответчик УПФР просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, а также недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что периоды работы истца с 20.07.1982г. по 29.11.1982г., с 03.12.1984г. по 17.02.1993г. зачтены в специальный стаж истца в соответствии с позицией 2290000а-14612 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, поскольку для их зачета в соответствии с разделом XXIX Списка №2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №11736, необходимо подтвердить факт работы исключительно на новом строительстве зданий и сооружений, что опровергается справкой от 25.08.1986 г. об иных видах строительно – монтажных работ и выпиской из Устава АО «Металлургмонтаж» от 21.10.1992 г. о выполнении, в том числе ремонтных работ. Указывает на наличие противоречий в показаниях свидетеля <данные изъяты> и объяснениях истца, на отсутствие доказательств того, что в указанный период истец был занят на работах по монтажу стальных и железобетонных конструкций исключительно на новом строительстве, что исключает возможность зачета спорных периодов в специальный стаж по Списку №2. Без учета спорных периодов специальный стаж истца на 12.11.2019г. - дату достижения возраста 55 лет составляет 08 лет 06 месяцев 13 дней, что недостаточно для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к исключительной компетенции законодателя (статья 7, часть 1; статья 39, части 1 и 2).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в редакции, действовавшей на момент обращения за пенсией, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 (далее – Постановление Правительства РФ №665) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список № 2 1991);
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список № 2 1956), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2 1956, разделом XXIХ "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрены монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Списком N 2 1991, разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" позицией 2290000а-14612 предусмотрены монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 14 октября 2019 г. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (л.д.31-35 т.1).
Решением пенсионного органа от 29.11.2019 года № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа, поскольку на дату обращения за назначением досрочной пенсии специальный стаж по Списку № 2 составил 8 лет 6 месяцев 13 дней, страховой стаж истца - 36 лет 00 месяцев 13 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 85,504 (л.д.13-16 т.1).
В специальный стаж истца по Списку№2 включены отраженные в трудовой книжке периоды работы <данные изъяты> в Миасском Монтажном управлении специализированного треста «Востокметаллургмонтаж» с 20.07.1982 г. по 29.11.1982 г. и с 03.12.1984 г. по 17.02.1993 г. (л.д.7-12 т.1).
Поскольку в решении УПФР не указано, какой Список №2 применил пенсионный орган при включении периодов работы истца с 20.07.1982 г. по 29.11.1982 г. и с 03.12.1984 г. по 17.02.1993 г., суд первой инстанции посчитал, что ответчик применил оба Списка №2 - от 1956 г. и от 1991 г.
В специальный стаж истца не включены: период обучения в СПТУ №49 г. Миасса с 25.09.1979 г. по 17.07.1982 г., которое подтверждено справкой ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» от 05.12.2019 г. (л.д.50,51), период службы в рядах Вооруженных Сил с 30.11.1982 г. по 23.10.1984 г., подтвержденный военным билетом (л.д.52-54).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении периода обучения и периода службы в рядах Вооруженных сил СССР в специальный стаж истца, возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 12 ноября 2019 г., суд первой инстанции руководствовался положениями п.п. «а» п.3 Постановления Правительства РФ №665, п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590, учел факт занятости ФИО1 в должности, предусмотренной Списками №2 1956 и 1991, в организации, деятельность которой была связана с новым строительством, занятость истца на соответствующей работе, которая следовала непосредственно после обучения, предшествовала службе в армии за ней.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку он правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустил нарушений норм процессуального права.
Как следует из архивной справки о переименовании ОАО «Металлургмонтаж», Миасское монтажное управление специализированное передано в 1980 г. из состава треста «Уралметаллургмонтаж» в состав треста «Востокметаллургмонтаж» и стало называться Миасское монтажное управление специализированное треста «Востокметаллургмонтаж». С 09 августа 1990 г. оно перерегистрировалось в Миасское монтажное управление специализированное, с 02 ноября 1992 г. – преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Металлургмонтаж», в 1996 г. – перерегистрировано в Открытое акционерное общество «Металлургмонтаж» (л.д.69 т.1).
В соответствии со справкой Миасского монтажного управления специализированного треста «Востокметаллургмонтаж» от 15 августа 1986 г. данное управление ведет следующие виды строительно – монтажных работ: выполняет монтаж железобетонных конструкций на промышленных площадках, на сооружениях зданий, производит капитальный ремонт в действующих цехах и в цехах с вредными условиями труда (Уральский автомобильный завод, Карабашский медеплавильный комбинат, цех рафилирования меди Кыштымского медеэлектролитного завода, Уфалейский никелевый комбинат, Вишневогорское рудоуправление); выполняет работы на Коркинском угольном разрезе и шахтах – строительство и ремонт надшахтных зданий и сооружений. На указанных видах работ заняты профессии и должности, связанные с высотой и вредными условиями труда, в том числе монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (л.д.202 т.1).
В Извлечениях из Списков №1 и 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях по Миасскому монтажному управлению специализированному треста «Востокметаллургмонтаж», согласованному с заведующим городским отделом социального обеспечения (далее – горсо), предусмотрены монтажные, строительный участок, Коркинский, Уфалейский горные участки (л.д.203,204 т.1).
На монтажных участках в данные Извлечения включены <данные изъяты> по Списку №2, 1956, раздел <данные изъяты>
Данные Извлечения не содержат дату их составления и согласования, но с учетом того, что Миасское монтажное управление специализированное треста «Востокметаллургмонтаж» перерегистрировалось в Миасское монтажное управление специализированное с 09 августа 1990 г., судебная коллегия приходит к выводу, что их составление и утверждение относится к периоду до 09 августа 1990 г.
Штатным расписанием на руководителей, специалистов Миасского монтажного управления на 1991 г. предусмотрены следующие структурные подразделения: группа капстроительства и содержания зданий и сооружений; производственные участки подразделения (линейный персонал) – Чебаркульский монтажный участок №2, Миасский строительный участок №3, Миасский монтажный участок №5, Миасский монтажный участок №7, Верхне - Уфалейский монтажный участок №, Миасский монтажный участок № и прочие (л.д.222-227 т.1).
Выпиской из Устава АО «Металлургмонтаж», утвержденного 21.10.1992 г., предусмотрено, что целями и предметом деятельности Общества являются проектирование, производство, ремонт и реализация конструкций, изделий производственно – технического назначения из металла и иных материалов для предприятий, организаций и граждан; ремонт строительной и иных видов техники, подготовка и производство строительных, монтажных работ для любых юридических и физических лиц; монтаж стальных и железобетонных конструкций, монтаж технологического оборудования и трубопроводов; монтаж и ремонт подъемных сооружений, подъемно – транспортных устройств и др. В структуру управления входит пять монтажных участков в г. Миассе, Чебаркуле, Уфалее, участок механизации и транспорта, заводское производство (л.д.85,86 т.1).
К строительным работам в силу п. 4.2. Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной ЦСУ СССР от 29 декабря 1975 г. N 6-8, относятся работы по возведению, расширению, переустройству и восстановлению постоянных зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, входящих в состав зданий и сооружений; работы по устройству и разборке подкрановых путей для башенных и других кранов.
Согласно главе 2 СНиП I-2 «Строительная терминология», утвержденные приказом Госстроя СССР от 01.07.1980 г., строительство – это отрасль материального производства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения; процесс возведения зданий и сооружений, включающий комплекс собственно строительных работ, работ по монтажу оборудования, вспомогательных, транспортных и других работ. К строительству относятся также работы по ремонту зданий и сооружений.
Принимая во внимание изложенное в совокупности с тем, что в период с 20.07.1982 г. по 29.11.1982 г. ФИО1 работал <данные изъяты>, с 03.12.1984 г. по 17.02.1993 г. – на участке №, которые являлись отдельными структурными подразделениями, <данные изъяты>, судебная коллегия приходит к выводу, что выполняемая ФИО1 в периоды с 20.07.1982 г. по 29.11.1982 г. и с 03.12.1984 г. по 17.02.1993 г. работа подлежала зачету в специальный стаж истца в соответствии со Списком №2, 1956 г.
Доводы апелляционной жалобы УПФР об отсутствии доказательств занятости истца на работах по монтажу стальных и железобетонных конструкций на новом строительстве опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ №665 при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 данного Постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее – Положение 1972 года).
В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года пунктом 109 Положения 1972 года было определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт «к»).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом ранее действовавшее законодательство содержит одно ограничение - продолжительность приравненной деятельности не должна превышать продолжительность работы в особых условиях труда.
Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды учебы в указанных учебных заведениях и период прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая, что за учебой истца непосредственно следовала, а службе в Вооруженных Силах предшествовала и непосредственно следовала за ней работа, предусмотренная Списком №2 1956; что общая продолжительность учебы и службы составила 04 года 08 месяцев 15 дней, которая не превышает продолжительность специального стажа по Списку №2 1956 г. по состоянию на 01.01.1992 г. (07 лет 05 месяцев 09 дней); что с учетом спорных периодов учебы и службы специальный стаж истца превысит 12 лет 06 месяцев, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность включить спорные периоды учебы и службы в специальный стаж истца, дающий право на назначение пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12 ноября 2019 г. – даты достижения истцом возраста 55 лет.
Доводы жалобы о наличии противоречий в показаниях свидетеля <данные изъяты> и объяснениях истца относительно <данные изъяты> не влекут отмены решения суда первой инстанции, поскольку и истец, и свидетель <данные изъяты> утверждали о <данные изъяты>, при этом расхождения по конкретным <данные изъяты> обусловлены значительным временным промежутком, истекшим с 1984 г. до настоящего времени.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств, не исследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которых не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 24 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи