ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2141/2021 от 12.08.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Воробьев В.А. Дело № 33-3-6920/2021

№2-2141/2021

УИД 26RS0001-01-2021-001190-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 12 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе председательствующего Луневой С.П.

судей Калединой Е.Г. и Тепловой Т.В.

при секретаре Гиляховой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2021 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца И.С.Б. по доверенности Н.Н.Е.

на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 22 апреля 2021 года по исковому заявлению И.С.Б. к Управлению МВД России по Тюменской области о признании права на пенсию по выслуге лет сотрудника ОВД,

заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.

УСТАНОВИЛА:

Имшенецкий С.Б. обратился в суд с иском к Управлению МВД России по Тюменской области о признании права на пенсию по выслуге лет сотрудника ОВД.

В обоснование иска указано, что 03.11.2017 на основании приказа № 467 л/с от 29.09.2017 с И.С.Б. был расторгнут контракт, и он уволен со службы в органах внутренних дел (далее ОВД) на основании п. 2 ч. 2 ст. 82 (по инициативе сотрудника) Федерального закона от 30.11.2011 № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно сведениям отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Тюменской области пенсия Имшенецкому С.Б. не назначалась и не выплачивалась. Согласно ответу УМВД России по Тюменской области № 3/206609416970 от 29.12.2020, на дату увольнения Имшенецкого С.Б. (03.11.2017) выслуга лет составила 18 лет 10 месяца 28 дней, из которых: срочная военная служба - 2 года 0 месяцев 01 день (с 23.11.1995 по 23.11.1997); служба в Управлении Федеральной службы налоговой полиции - 2 года 07 месяцев 21 день (с 10.11.2000 по 30.06.2003); служба в органах внутренних дел - 14 лет 03 месяца 06 дней (с 28.07.2003 по 03.11.2017). Период обучения И.С.Б. в Академическом колледже электроники, экономики и бизнеса (с 01.09.1992 по 19.05.1995) в выслугу лет для назначения пенсии включен не был. В обоснование такого отказа в ответе на обращение указано, что полученный им в 1995 году диплом об окончании названного учебного заведения не является документом об образовании и о квалификации установленного образца, подтверждающим наличие высшего или среднего профессионального (специального) образования. Считает, что на момент увольнения его выслуга лет составляла 20 лет 3 месяца 22 дня и в нее подлежат включению следующие периоды: в календарном исчислении: период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней), период действительной срочной военной службы в ВО СССР с 23.11.1995 по 23.11.1997 (2 года 0 месяцев 01 день), период службы в Управлении ФСНП России по Ставропольскому краю с 10.11.2000 по 30.06.2003 (2 года 07 месяцев 21 день), период службы в органах внутренних дел (ГУ МВД России по Ставропольскому краю и УМВД России по Тюменской области) с 28.07.2003 по 03.11.2017 (14 лет 3 месяца 6 дней); в льготном исчислении: период служебной командировки в Чечено-Ингушской Республике в период прохождения службы органах внутренних дел с 01.11.2010 по 30.11.2010 - 1 месяц службы за 1,5 месяца. Поскольку выслуга лет службы в органах внутренних дел И.С.Б. в календарном исчислении составляет более 20 лет, то ему положена выплата единовременного пособия в размере семи окладов.

Истец просил суд: признать незаконным (необоснованным) отказ УМБД России по Тюменской области № 3/206609416970 от 29.12.2020 в назначении И.С.Б. пенсии по выслуге лет; обязать УМВД России по Тюменской области произвести перерасчет выслуги лет прохождения службы И.С.Б. в органах внутренних дел в календарном и льготном исчислении, включив в календарном исчислении: период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней), период действительной срочной военной службы в ВО СССР с 23.11.1995 по 23.11.1997 (2 года 0 месяцев 01 день), период службы в Управлении ФСНП России по Ставропольскому краю с 10.11.2000 по 30.06.2003 (2 года 07 месяцев 21 день), период службы в органах внутренних дел (ГУ МВД России по Ставропольскому краю и УМВД России по Тюменской области) с 28.07.2003 по 03.11.2017 (14 лет 3 месяца 6 дней); в льготном исчислении: период служебной командировки в Чечено-Ингушской Республике в период прохождения службы органах внутренних дел с 01.11.2010 по 30.11.2010 - 1 месяц службы за 1,5 месяца; признать за И.С.Б. право на пенсию по линии МВД РФ как лицу, имеющему на день увольнения, выслугу в календарном и льготном исчислении более 20 лет и обязать УМВД России по Тюменской области назначить и выплачивать ему пенсию по выслуге лет в установленном законом порядке с даты увольнения со службы в органах внутренних дел - с 03.11.2017, право на выплату единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов и выплатить единовременное пособие в размере пяти окладов денежного содержания.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 22 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований И.С.Б. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель истца И.С.Б. по доверенности Н.Н.Е. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что судом неправильно истолкованы нормы Федерального Закона №273-ФЗ, поскольку период обучения И.С.Б. в Академическом колледже электроники, экономики и бизнеса (с 01.09.1992 по 19.05.1995) подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, так как соблюдены требования к виду образовательного учреждения (учреждение среднего профессионального образования), к виду образовательных программ (начальное профессиональное образование, которое приравнено к среднему профессиональному образованию), к форме обучения (очная форма обучения), образовательная программа была завершена, пройдена итоговая государственная аттестация и получен диплом о начальном профессиональном образовании. Кроме того, не включен в стаж период прохождения службы в Чеченской республике, то есть 1,5 месяцев. По сути, доводы жалобы повторяют позицию, изложенную в исковом заявлении И.С.Б.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления МВД РФ по Тюменской области по доверенности Ш.А.Г. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав представителя истца И.С.Б. по доверенности Н.Н.Е., поддержавшую доводы жалобы и просившую об отмене решения, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает в части.

Как следует из материалов дела и установлено судом, И.С.Б. проходил службу в органах внутренних дел с 28.07.2003 по 03.11.2017.

На основании приказа УМВД России по Тюменской области от 29.09.2017 № 467 л/с с И.С.Б. был расторгнут контракт и он был уволен из органов внутренних дел с 03.11.2017 по п. 2 ч. 2 ст. 82 Закона № 342-Ф3 от 30.11.2011.

Выслуга лет И.С.Б., подлежащая зачету на льготных условиях составила на день увольнения 18 лет 10 месяцев 28 дней ( срочная военная служба – 2 года 0 месяцев 1 день, служба в управлении налоговой полиции – 2 года 7 месяцев 21 день, служба в органах внутренних дел - 14 лет 3 месяца 6 дней).

В льготный период не зачтены: период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней) и период служебной командировки в Чечено-Ингушской Республике в период прохождения службы органах внутренних дел с 01.11.2010 по 30.11.2010 - 1 месяц службы за 1,5 месяца.

Отказав в удовлетворении иска полностью, суд первой инстанции сослался на то, что окончание истцом полного курса «Ставропольского регионального колледжа вычислительной техники и электроники» по указанной в дипломе А № 339277 специальности «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» по квалификации «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов второго разряда» не может быть отнесено к обучению по профессиональной образовательной организации (по основным образовательным программам среднего профессионального образования).

Требование И.С.Б. о включении в календарном исчислении период действительной срочной военной службы в ВО СССР с 23.11.1995 по 23.11.1997 (2 года 0 месяцев 01 день), период службы в Управлении ФСНП России по Ставропольскому краю с 10.11.2000 по 30.06.2003 (2 года 07 месяцев 21 день), период службы в органах внутренних дел (ГУ МВД России по Ставропольскому краю и УМВД России по Тюменской области) с 28.07.2003 по 03.11.2017 (14 лет 3 месяца 6 дней), период служебной командировки в Чечено- Ингушской Республике в период прохождения службы органах внутренних дел с 01.11.2010 по 30.11.2010 - 1 месяц службы за 1,5 месяца, суд оставил без удовлетворения, сославшись на то, что данные периоды ответчиком не оспариваются и включены в стаж истца до обращения Имшенецкого С.Б. в суд с настоящим иском.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что период действительной срочной военной службы в ВО СССР с 23.11.1995 по 23.11.1997 (2 года 0 месяцев 01 день), период службы в Управлении ФСНП России по Ставропольскому краю с 10.11.2000 по 30.06.2003 (2 года 07 месяцев 21 день), период службы в органах внутренних дел (ГУ МВД России по Ставропольскому краю и УМВД России по Тюменской области) с 28.07.2003 по 03.11.2017 (14 лет 3 месяца 6 дней) уже зачтены ответчиком в стаж истца, спора по указанным периодам не возникло, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.

Период служебной командировки в Чечено- Ингушской Республике в период прохождения службы органах внутренних дел с 01.11.2010 по 30.11.2010 - 1 месяц службы за 1,5 месяца также обоснованно не включены судом в льготный стаж, поскольку в с учетом требований, изложенных в п. 4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", а также Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона "О противодействии терроризму", в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.

Однако в материалы дела истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о непосредственном его участии в контртеррористических операциях в виде приказов, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в указанный им период.

Судом первой инстанции также отказано в удовлетворении иска о включении в льготный период, период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней).

В этой части судебная коллегия с выводами суда не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном токовании и применении закона.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также связанные с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, исчисления стажа службы в органах внутренних дел, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).

В силу абзаца 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" данной статьи, и их семей).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу) (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

На основании абзаца 4 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года.

Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы) предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Частью 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования указанных уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования, в частности, среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании.

Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяет увеличивать выслугу лет для назначения пенсии и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, до поступления на службу в органы внутренних дел, в период с 01.09.1992 (приказ № 27-к от 01.09.1992) по 19.05.1995 (приказ № 32-к от 19.05.1995) И.С.Б. проходил обучение по очной форме в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (в период обучения И.С.Б. - Ставропольское среднее профессионально-техническое училище № 54, ГОУ «Ставропольский академический колледж электроники, экономики и бизнеса») по окончании которого получил диплом о начальном профессиональном образовании серия А № 339277 с присвоением квалификации «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 2 разряда» по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов».

Согласно ответа от 22.06.2020 «Ставропольского регионального колледжа вычислительной техники и электроники» за подписью директора А.Г.Г., И.С.Б. в период с 01.09.1992 (пр. № 27-к от 01.09.1992) по 19.05.1995 г (пр. № 32-к от 19.05.1995) обучался по очной форме в данном образовательном учреждении и получил диплом о начальном профессиональном образовании А № 339277 с присвоением квалификации «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 2 разряда» по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов».

Как указано выше, абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г

Аналогичная норма содержалась и в ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, где И.С.Б. проходил службу до поступления на службу в органы внутренних дел.

Таким образом, для сотрудников, поступивших на службу в органы внутренних дел до 01.01.2012, условием включения в выслугу лет для назначения пенсии являлось время обучения в профессиональных образовательных организациях.

Вид образовательной программы (начальное, среднее или высшее образование) в императивной форме нормативными актами не устанавливался.

Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к основным профессиональным программах (образовательным уровням) относились, в том числе, начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование (ст. 5). Начальное профессиональное образование могло быть получено как в образовательных учреждениях начального, так и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 22).

Согласно пункта 3, 4 части 2 статьи 23 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), профессиональной образовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.

И.С.Б. в период с 01.09.1992 по 19.05.1995 проходил обучение по очной форме в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (в период обучения И.С.Б. - Ставропольское среднее профессионально-техническое училище № 54, ГОУ «Ставропольский академический колледж электроники, экономики и бизнеса») по окончании которого получил диплом о начальном профессиональном образовании.

ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» на дату поступления И.С.Б. и до 15.11.1993 именовался Ставропольское среднее профессионально-техническое училище №54.

С 15.11.1993 училище было реорганизовано в государственное образовательное учреждение «Ставропольский академический колледж электроники, экономики и бизнеса».

В соответствии с п. 2 постановления Совмина СССР от 22.02.1985 № 177 «Об утверждении Положения о среднем профессионально-техническом училище» одной из главных задач среднего профессионально-технического училища является осуществление профессионального общего среднего образования молодежи.

Согласно разделу 1, п.п. 2.2-2.4 Устава ГОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники», данное учебное заведение относится к учреждениям среднего профессионального образования, учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Таким образом, И.С.Б. поступил и окончил образовательное учреждение среднего профессионального образования, тем самым установленное законодателем условие об обучении в профессиональной образовательной организации, им было соблюдено.

В соответствии с п.п. а п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ к основным профессиональным образовательным программам относятся образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.

Согласно ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ, среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Следовательно, среднее профессиональное образование в соответствии с законодательством, действовавшим на момент увольнения И.С.Б., есть подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном образовании квалификации давали право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу (ч. 4 ст. 27 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

Полученная истцом в результате обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (в период обучения И.С.Б. - Ставропольское среднее профессионально-техническое училище № 54, ГОУ «Ставропольский академический колледж электроники, экономики и бизнеса») квалификация «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 2 разряда» по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» указана в Классификаторе специальностей среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Госкомвуза РФ от 25.05.1994 № 4 (действовал в период обучения Имшенецкого С.Б.) - «2014 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), 1910 Радиоэлектронные приборные устройства, 2000 Электронная техника, радиотехника и связь»; а также в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 №1199 (действовавшим на момент увольнения Имшенецкого С.Б.) - «11.01.01. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов».

Таким образом, полученная И.С.Б. квалификация по профессии относится к профессиям среднего профессионального образования.

Материалами дела установлено, что И.С.Б. проходил обучение в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (в период обучения И.С.Б. - Ставропольское среднее профессионально-техническое училище № 54, ГОУ «Ставропольский академический колледж электроники, экономики и бизнеса») по очной форме, окончил обучение и получил диплом о начальном профессиональном образовании.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Для включения периода обучения И.С.Б. в выслугу лет для назначения пенсии соблюдены требования к виду (типу) образовательного учреждения (учреждение среднего профессионального образования), к виду образовательной программы (начальное профессиональное образование, которое в соответствии со ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ приравнено к среднему профессиональному образованию), к форме обучения (очная форма обучения), образовательная программа была завершена, пройдена итоговая государственная аттестация и получен диплом о начальном профессиональном образовании.

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение - это вид образования, который реализуется посредством основных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и которое не изменяет уровня образования лица ( ч. 1 ст. 73).

По окончании обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (в период обучения И.С.Б. - Ставропольское среднее профессионально-техническое училище № 54, ГОУ «Ставропольский академический колледж электроники, экономики и бизнеса») И.С.Б. получил диплом о начальном профессиональном обучении, тем самым уровень его образования изменился с основного общего образования на начальное профессиональное образование.

Таким образом, осуществляя обучение в указанном учебном заведении И.С.Б. проходил не профессиональное обучение, а получил начальное профессиональное образование.

Из изложенного следует, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы Федерального закона № 273-ФЗ, в связи с чем, необоснованно отказано во включении в льготный период, период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней).

На момент увольнения истца выслуга лет подлежащая зачету на льготных условиях составила 18 лет 10 месяцев 28 дней.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, в его стаж подлежит включению период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней), то выслуга лет, подлежащая зачету на льготных условиях, составила 20 лет 3 месяца и 7 дней.

При указанных обстоятельствах, подлежат удовлетворению исковые требования Имшенецкого С.Б.: о признании незаконным (необоснованным) отказ УМВД России по Тюменской области № 3/206609416970 от 29.12.2020 в назначении Имшенецкому С.Б. пенсии по выслуге лет; обязать УМВД России по Тюменской области произвести перерасчет выслуги лет прохождения службы И.С.Б. в органах внутренних дел, включив в календарном исчислении период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней), признать за И.С.Б. право на пенсию по линии Министерства внутренних дел РФ как лицу, имеющему на день увольнения, выслугу в календарном и льготном исчислении более 20 лет и обязать УМВД России по Тюменской области назначить и выплачивать пенсию по выслуге лет в установленном законом порядке с даты увольнения со службы в органах внутренних дел - с 03.11.2017.

Также подлежат удовлетворению требования о признании за И.С.Б. право на выплату единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов и о выплате единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

При увольнении со службы в органах внутренних дел истцу было выплачено два оклада денежного содержания.

Поскольку судебная коллегия установила, что выслуга лет И.С.Б. на момент увольнения составляет 20 лет 3 месяца и 7 дней, то ему подлежала выплата при увольнении со службы в органах внутренних дел в качестве единовременного пособия - семь окладов денежного содержания.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 22 апреля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований И.С.Б. о признании незаконным (необоснованным) отказ УМВД России по Тюменской области № 3/206609416970 от 29.12.2020 в назначении И.С.Б. пенсии по выслуге лет; обязать УМВД России по Тюменской области произвести перерасчет выслуги лет прохождения службы И.С.Б. в органах внутренних дел, включив в календарном исчислении период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней), признать за И.С.Б. право на пенсию по линии Министерства внутренних дел РФ как лицу, имеющему на день увольнения выслугу в календарном и льготном исчислении более 20 лет и обязать УМВД России по Тюменской области назначить и выплачивать пенсию по выслуге лет в установленном законом порядке с даты увольнения со службы в органах внутренних дел - с 03.11.2017, о признании за И.С.Б. право на выплату единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов и о выплате единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания.

В отмененной части принять новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным (необоснованным) отказ УМВД России по Тюменской области № 3/206609416970 от 29.12.2020 г. в назначении И.С.Б. пенсии по выслуге лет;

обязать УМВД России по Тюменской области произвести перерасчет выслуги лет прохождения службы И.С.Б. в органах внутренних дел, включив в календарном исчислении период обучения в ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» с 01.09.1992 по 19.05.1995 (1 год 4 месяца 9 дней);

признать за И.С.Б. право на пенсию по линии Министерства внутренних дел РФ как лицу, имеющему на день увольнения выслугу в календарном и льготном исчислении более 20 лет и обязать УМВД России по Тюменской области назначить и выплачивать пенсию по выслуге лет в установленном законом порядке с даты увольнения со службы в органах внутренних дел - с 03.11.2017 г..

Признать за И.С.Б. право на выплату единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов и выплатить ему единовременное пособие в размере пяти окладов денежного содержания.

Это же решение в остальной части оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя истца И.С.Б. по доверенности Н.Н.Е. – удовлетворить в части.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.08.2021 года.

Председательствующий

Судьи