ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2143/2023 от 24.10.2023 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Ахметова Э.В. 86RS0007-01-2022-001483-15

Дело № 33-7134/2023

(1 инст. № 2-2143/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Ковалёва А.А., Максименко И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к муниципальному предприятию (ФИО)11 о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Нефтеюганского районного суда от (дата),

заслушав доклад судьи Ковалёва А.А.,

установила:

(ФИО)1 обратился в суд с иском к муниципальному предприятию (ФИО)10 (далее - Торгово-транспортное предприятие) о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что с 23 октября 2018 года он работает водителем в Торгово-транспортном предприятии. Полагал, что с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года ему не в полном объеме была выплачена заработная плата, поскольку размер выплачиваемой заработной платы не соответствовал требованиям пункта 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы. Считал, что размер минимальных гарантий по заработной плате исходя из часовой тарифной ставки 124,55 рублей 55 копеек и среднемесячной норме часов 164,33 составляет 20 467 рублей, что меньше сумм, установленных в Отраслевом соглашении.

В связи с изложенным просил суд произвести перерасчет заработной платы с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному автомобильному транспорту на 2020-2022 годы, выплатить недополученную заработную плату в размере 131 019 рублей 37 копеек, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, почтовые расходы, связанные с подачей искового заявления.

Решением Нефтеюганского районного суда от (дата), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) иск удовлетворен частично, с Торгово-транспортного предприятия в пользу (ФИО)1 взыскана недоплаченная заработная плата за период с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 152 348 рублей 10 копеек (без учета НДФЛ 13% и профсоюзного взноса 1 %), компенсация морального вреда в размере 5000 рублей и 193 рубля в счет возмещения почтовых расходов.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от (дата) решение Нефтеюганского районного суда от (дата) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Нефтеюганский районный суд.

Решением Нефтеюганского районного суда от (дата) исковые требования (ФИО)1 оставлены без удовлетворения.

С указанным решением не согласился истец. В апелляционной жалобе указывает, что ответчиком в целях исполнения пункта 3.2. Отраслевого соглашения не рассчитаны тарифные ставки трем основным категориям работников. Данные тарифные ставки установлены на одном уровне с остальными категориями работников в соответствии с пунктом 3.1 отраслевого соглашения. Полагает неверным вывод суда о том, что при расчете на минимальные гарантии не должны начисляться северная надбавка и районный коэффициент по причине их учета путем дифференциации прожиточного минимума субъекта Российской Федерации. При расчете минимальных гарантий работников в соответствии с п. 3.2 Отраслевого соглашения северная набавка и районный коэффициент должны начисляться как на значения, рассчитанные по таблице 1 п. 3.2 Отраслевого соглашения, так и на другие компенсационные выплаты, в связи с чем, принятая судом для расчета минимальной гарантированной заработной платы истца формула правильная. На основании изложенного просил решение Нефтеюганского районного суда от (дата) отменить.

Ответчик в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа в сети «Интернет», о причине неявки не сообщили, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец (ФИО)1 на основании трудового договора от 23 октября 2018 года работает в Торгово-транспортном предприятии в должности водителя различного типа грузоподъемности и вместимости.

За выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором (ФИО)1 на основании локальных актов Торгово-транспортного предприятия (Положения об оплате труда, утвержденным (дата) и Коллективного договора на 2021-2023 годы, утвержденного (дата), приказом от (дата)(номер)) были установлены: часовая тарифная ставка на автобусах до 7 метров – 124,55 руб., на автобусах от 7 до 12 метров в размере 140 руб. 12 коп., процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего севера 50%, районный коэффициент к заработной плате 70%, доплата за вредные условия труда в размере 4% от часовой тарифной ставки, надбавка за работу по графику с разделением смены на части в размере 30% от часовой тарифной ставки, доплата за работу в ночное время в размере 40% от часовой тарифной ставки, оплата сверхурочной работы и за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере часовой тарифной ставки.

Также (ФИО)1 были установлены 40 часовая рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику и суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 месяц.

Обращаясь с иском в суд, (ФИО)1 указывал, что за период с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года в результате неприменения работодателем условий пункта 3.2 Федерального отраслевого соглашения о размере минимальных гарантий по заработной плате водителя автобусов образовалась задолженность по заработной плате, размер которой после удержания НДФЛ и профсоюзного взноса составляет 131 019 рублей 37 копеек.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 45, 129, 133,133.1, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 3.1, 3.2 Отраслевого соглашения, Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года N 29-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год», проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу о соответствии выплачиваемой истцу заработной платы условиям пункта 3.2 Федерального отраслевого соглашения, в связи с чем, в удовлетворении иска отказал в полном объеме.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно исходил из соответствия начисленной заработной платы истца в спорный период положениям Отраслевого соглашения.

В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года, о размере минимальных гарантий по заработной плате водителя (далее Отраслевое соглашение) базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.

Пунктом 3.6 Отраслевого соглашения предусмотрены минимальные размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплата за работу по графику с разделением смены, за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу во вредных условиях и т.п.), которые подлежат исчислению от установленной работнику тарифной ставки.

В соответствии пунктом 3.2 Отраслевого соглашения (в редакции от 19.11.2019) среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.

В соответствии с таблицей № 1 Отраслевого соглашения для водителей автобусов особо малого класса установлен коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации 2,33, для водителей автобусов малого класса – 2,44, для водителей автобусов среднего класса – 3,26, для водителей автобусов большого класса – 3,83, для водителей автобусов особо большого класса – 4,07.

Согласно примечанию к таблице № 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского округа - Югры от 05.02.2021 № 29-П установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2021 год в размере 17 500 рублей.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2 с учетом таблицы № 1 Отраслевого соглашения минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя с учетом класса автобуса установлен от 40 775 рублей (17 500 рублей х 2,33) до 71 225 рублей (17 500 рублей х 4,07).

Согласно положению об оплате труда Торгово-транспортного предприятия, утвержденного 30 октября 2020 года, в предприятии устанавливается система оплаты труда с применением тарифных ставок и окладов (должностных окладов), с учетным периодом один календарный месяц, для работников с суммированным учетом рабочего времени - часовые тарифные ставки (раздел 2).

Размеры должностных окладов и часовых тарифных ставок устанавливаются в индивидуальном трудовом договоре с работником в соответствии с: часовыми тарифными ставками основных и вспомогательных рабочих Торгово-транспортного предприятия.

Часовые тарифные ставки рассчитываются, исходя из базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, установленной в размере минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации согласно среднемесячной норме рабочего времени (согласно п. 3.1. Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы).

Работникам Торгово-транспортного предприятия осуществляются выплаты районного коэффициента равного 1.7, предусмотренного районным регулированием оплаты труда, а также процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Заработная плата работникам Торгово-транспортного предприятия начисляется по утвержденным часовым тарифным ставкам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, размер выплаченной истцу заработной платы в период с сентября по декабрь 2021 года превышал размер минимально гарантированной месячной заработной платы в указанный период, рассчитанной в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения.

Расчет размера заработной платы истца в спорный период, предоставленный ответчиком, судебная коллегия полагает верным, поскольку он соответствует требованиям Отраслевого соглашения и положения об оплате труда Торгово-транспортного предприятия, учитывает размер минимальной часовой тарифной ставки водителя в зависимости от класса автобуса, коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте РФ, фактически отработанное истцом время, северную надбавку и районный коэффициент.

При этом судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что тарифные ставки трем основным категориям работников установлены пунктом 3.2. Отраслевого соглашения, поскольку в соответствии с данным пунктом устанавливается минимальная гарантированная заработная плата работника, которая не должна быть ниже размера прожиточного минимума с учетом установленных Таблицей 1 коэффициентов.

Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что установленные Торгово-транспортным предприятием для истца размеры часовых тарифных ставок 124,55 рублей (на автобусах до 7 метров) и 140 рублей 12 копеек (на автобусах от 7 до 12 метров) обеспечивают получение работником минимально гарантированного размера месячный заработной платы в соответствии с пунктом 3.2. Отраслевого соглашения, исходя из фактически отработанного количества времени.

Довод апеллянта о необходимости начисления на размер минимально гарантированной заработной платы, рассчитанной в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, северной надбавки и районного коэффициента, основан на неверном толковании норм права, противоречит положениям Отраслевого соглашения, в связи с чем, подлежит отклонению.

Как указано выше пунктом 3.2 Отраслевого соглашения размер минимально гарантированной заработной платы исчисляется исходя из прожиточного минимума для трудоспособного населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.

Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 89-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

При этом Отраслевым соглашением, устанавливающим дополнительные гарантии для работников автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не предусмотрена возможность учета районного коэффициента и северной надбавки, подлежащих начислению на минимальный размер оплаты труда, при исчислении минимально гарантированного размера месячной заработной платы работника, предусмотренного пунктом 3.2. Отраслевого соглашения.

В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания к их переоценке.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено (дата).

Председательствующий Ишимов А.А.

Судьи Ковалёв А.А.

Максименко И.В.