Дело № 2-214/2021 Председательствующий судья Румянцева Н.А.
RS0008-01-2020-002408-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2574/2021
г. Брянск 30 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей областного суда | Ильюхиной О.Г., ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы генерального директора АО «Чистая планета» ФИО4, истца ФИО5, его представителя ФИО6 на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 14 мая 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО5 <данные изъяты>, ФИО7 <данные изъяты> к акционерному обществу «Чистая планета», обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Град» о признании недействительным договоров в части, возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5, являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также ФИО8, являясь собственником жилого дома по адресу: <адрес>, обратились с иском к АО «Чистая планета», ООО «Сервис-Град» о признании недействительным договоров в части, возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с договорами от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенными между АО «Чистая планета» (региональный оператор) и ООО «Сервис-Град» (исполнитель), исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг транспортировки твердых коммунальных отходов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Пунктами 14, 16 приложения № к вышеуказанным договорам установлена периодичность вывоза твердых коммунальных отходов по <адрес> - второй и четвертый вторник месяца; по <адрес> - каждый понедельник месяца.
Указывая, что определенная договорами периодичность вывоза твердых коммунальных отходов не соответствует установленным требованиям нормативно-правовых актов, истцы просили суд признать пункты 14, 16 приложения № договоров от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенных между АО «Чистая планета» и ООО «Сервис Град», недействительными в силу ничтожности.
ФИО5 также просил суд обязать АО «Чистая планета» произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 17 раздела 7 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 14.05.2021 исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал АО «Чистая планета» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную ФИО5, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия решения суда, в соответствии с требованиями пункта 17 приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№. В удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО8 к АО «Чистая планета», ООО «Сервис-Град» о признании недействительными договоров в части отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО5 - ФИО6 просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права. Ссылается, что судом необоснованно не принято во внимание, что обжалуемые пункты договоров посягают на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы, в том числе его доверителя и ФИО9, так как нарушают требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Указывает, что, заключая соответствующие договоры, ответчики действовали недобросовестно, сознательно нарушая периодичность вывоза твердых коммунальных отходов.
В апелляционной жалобе генеральный директор АО «Чистая планета» ФИО4 просит отменить решение суда в части перерасчета размера оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО, указывая на необоснованный вывод суда о применении п. 17 приложения № к Правилам оказания коммунальных услуг ко всем способам складирования ТКО. Ссылается, что истцами не представлено доказательств несвоевременного вывоза ТКО, а также фактов нарушения качества оказываемой коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО5 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.
ФИО8 на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>.
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с Департаментом природных ресурсов и экологии <адрес>, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является АО «Чистая планета».
Согласно п. 1 указанного соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории <адрес> в пределах зоны деятельности, определенной настоящим соглашением, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 соглашения зоной деятельности регионального оператора является муниципальное образование «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Чистая планета» в газете «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», а также на официальном сайте в сети Интернет опубликован проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
ФИО5, ФИО8 в установленный законом срок не направили региональному оператору заявку на заключение договора и документы, в связи с чем договор на оказание услуг с АО «Чистая планета» считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после его публикации.
На основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенных между АО «Чистая планета» (региональный оператор) и ООО «Сервис-Град» (исполнитель), исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг транспортирования твердых коммунальных отходов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Пунктами 14, 16 приложения № к вышеуказанным договорам определена периодичность вывоза исполнителем твердых коммунальных отходов по <адрес> - второй и четвертый вторник месяца, по <адрес> - каждый понедельник месяца; установлен бестарный способ накопления отходов.
Фактически периодичность вывоза ТКО из мест (площадок) накопления с территории <адрес> при бестарном способе сбора отходов соответствует графику, установленному договором, заключенным между региональным оператором и ООО «Сервис Град», оказывающим услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, - один раз в неделю (каждый понедельник).
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований ФИО5, суд исходил из того, что с учетом данных о среднесуточной температуре воздуха в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размещенных на сайте https://www.gismeteo.ru, коммунальная услуга по вывозу твердых коммунальных отходов предоставлялась потребителю ненадлежащего качества - с нарушением периодичности, установленной пунктом 17 Приложения № к Правилам № 354.
Суд не нашел оснований для признания пунктов 14, 16 приложения № к договорам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительными, указав, что определенная АО «Чистая планета» и ООО «Сервис Град» периодичность оказания услуг по транспортированию отходов не исключает возможности оказания региональным оператором услуги потребителям в рамках заключенных между ними договоров в соответствии с требованиями п. 17 приложения № к Правилам № 354 как полностью так и частично своими силами, а также с привлечением иных операторов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введенной Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.6 указанного закона).
Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Правила, Правила №).
В силу пп. «ж» п. 4 Правил потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 148 (22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги, производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
На основании пункта 17 Приложения № Правил требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.
Согласно пп. «д», «ж» п. 148 (24) Правил потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков.
В соответствии с п. 148 (45) Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 9 Правил № потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Отказ от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенном в схему, Правилами № не предусмотрен.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу положений ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Установив, что коммунальная услуга по вывозу твердых коммунальных отходов предоставлялась ФИО5 ненадлежащего качества - с нарушением периодичности, установленной пунктом 17 Приложения № к Правилам №, принимая во внимания, что доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный истцом период времени потребителю с соблюдением установленной Правилами № периодичности ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований ФИО5 в части перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку участниками сделок между ответчиками АО «Чистая планета» и ООО «Сервис Град» потребители не являются, их права и интересы, с учетом наличия самостоятельных договорных отношений между ними и региональным оператором, договорами на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенными региональным оператором с транспортирующей организацией, не затронуты, суд пришел к правильному выводу, что требования ФИО5, ФИО8 в части признания пунктов договора недействительными удовлетворению не подлежат.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, ФИО5 и ФИО8, как потребители, выступают стороной в правоотношениях с региональным оператором – АО «Чистая планета», в рамках которых в случае некачественно оказанной услуги, в том числе в части нарушения периодичности вывоза ТКО, их права подлежат восстановлению.
Таким образом, правовое значение для истцов имеет факт соответствия требованиям постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 договора на оказание услуг на обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенного между потребителем и региональным оператором.
При этом права ФИО5 при рассмотрении настоящего дела восстановлены признанием права на перерасчет платы в связи с нарушением региональным оператором периодичности вывоза ТКО.
Апелляционным определением Дятьковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, по делу по иску АО «Чистая планета» к ФИО8 о взыскании задолженности по уплате коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами и встречному иску ФИО8 к АО «Чистая планета» о перерасчете задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами встречный иск ФИО8 удовлетворен частично – исключена задолженность по коммунальной услуге по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2019 в размере 2 187 руб. 69 коп., неустойка – 53 руб. 65 коп.
Ссылка жалобы АО «Чистая планета» на то, что к вывозу ТКО бестарным способом не применяются Правила №, подлежат отклонению как не соответствующие нормам действующего законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 °C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 °C) не более одних суток (ежедневный вывоз). Одним из способов накопления собственниками ТКО является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» заключать договор с каждым собственником ТКО, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с ТКО, места размещения пакетов и других емкостей для сбора ТКО следует признать местами накопления ТКО.
График вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148 (22) Правил № в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не должен нарушаться режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения № к Правилам №.
Таким образом, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № к Правилам №, касающиеся периодичности вывоза ТКО при предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность решения суда не влияют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по правилам ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дятьковского городского суда Брянской области от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы генерального директора АО «Чистая планета» ФИО4, истца ФИО5, его представителя ФИО6 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Дятьковский городской суд Брянской области в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 декабря 2021 года.
Председательствующий: | ФИО1 |
Судьи: | О.Г. Ильюхина ФИО2 |