ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2156/16 от 06.09.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-2156/16 Председательствующий судья Позинская С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3466/2016

город Брянск 06 сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Горбачевской Ю.В.,

судей областного суда Алейниковой С.А., Сидоренковой Е.В.,

при секретаре Галкин А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Вавилина Н.Н., Зиненкова А.С., Золотарева Н.Н., Четверикова Ф.П. на решение Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Вавилина Н.Н., Зиненкова А.С., Золотарева Н.Н., Четверикова Ф.П. к МУП «Жилспецсервис» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации и понуждении к иному порядку оплаты труда.

Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., объяснения представителя МУП «Жилспецсервис» г. Брянска - Баранюка И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зиненков А.С., Вавилин Н.Н., Золотарев Н.Н., Четвериков Ф.П. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что являются работниками МУП «Жилспецсервис». По мнению истцов, на ответчика, как на работодателя, распространяется Отраслевое тарифное соглашение в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, которым установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере 7 056 руб. Поскольку работодатель определил истцам должностные оклады в меньшем размере, чем предусмотрено положениями отраслевого тарифного соглашения, истцы просили суд взыскать с ответчика: в пользу Вавилина Н.Н. недополученную заработную плату за 2014-2015 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и компенсацию в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в пользу Зиненкова А.С. недополученную заработную плату за 2014-2015 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и компенсацию в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в пользу Золотарева Н.Н. недополученную заработную плату за 2014-2015 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и компенсацию в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в пользу Четверикова Ф.П. недополученную заработную плату за 2014-2015 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и компенсацию в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; обязать МУП «Жилспецсервис» производить Зиненкову А.С., Вавилину Н.Н., Золотареву Н.Н., Четверикову Ф.П. в дальнейшем расчет и выплату заработной платы с учетом размера минимальной месячной тарифной ставки первого разряда в размере <данные изъяты> руб., установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 год и квалификации разрядов по действующему Единому тарифноквалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифноквалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно- коммунальном хозяйстве.

18 мая 2016 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований Вавилина Н.Н., Зиненкова А.С., Золотарева Н.Н., Четверикова Ф.П.

В апелляционной жалобе Вавилин Н.Н., Зиненков А.С., Золотарев Н.Н., Четвериков Ф.П. просят отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2016 года и принять по делу новое решение, которым их исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, устанавливается, в том числе, коллективными договорами. В коллективном договоре МУП «Жилспецсервис» указано, что он заключен в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ. Истцы ссылаются на п. 1.4.3 коллективного договора, согласно которому работодатель обязан соблюдать отраслевое соглашение, действующее в определенный период времени. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014-2015 годы является обязательным к применению при заключении коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров для организаций, перечень которых установлен в приложении № 1 Отраслевого соглашения. Из анализа устава МУП «Жилспецсервис» следует, что оно относится к организациям жилищно-коммунального хозяйства, указанным в приложении №1. Кроме того, истцы считают, что судом не учтено, что на предприятии создана профсоюзная организация, которая входит в Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, который принимал участие в подписании отраслевого тарифного соглашения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель МУП «Жилспецсервис» г. Брянска - Баранюк И.Б. просит решение Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2016 года оставить без изменения.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда представитель МУП «Жилспецсервис» г. Брянска - Баранюк И.Б. возражал против доводов жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Зиненков А.С., Вавилин Н.Н., Золотарев Н.Н., Четвериков Ф.П., их представитель – Ухарева Е.А. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявили ходатайства об отложении судебного заседания в связи с занятостью адвоката Ухаревой Е.А. в другом судебном разбирательстве.

Судебная коллегия, посчитав, что причина неявки адвоката в судебное заседание не может быть отнесена к уважительным причинам, являющимся основанием для отложения разбирательства дела, определила в удовлетворении ходатайства отказать.

Представитель третьего лица- Брянской городской администрации о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя МУП «Жилспецсервис» - Баранюк И.Б., обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, Вавилин Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность <данные изъяты> МУП «Жилспецсервис», в соответствии п. 1.6 трудового договора и приказом о приеме на работу Вавилину Н.Н. установлен должностной оклад (тарифная ставка) <данные изъяты> руб.

Зиненков А.С. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МУП «Жилспецсервис» на должность <данные изъяты>, в соответствии с п. 1.6 трудового договора, а также на основании приказа о приеме на работу, Зиненкову А.С. установлена тарифная ставка в размере <данные изъяты> руб., которая впоследствии была увеличена до <данные изъяты> руб.

Золотарев Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность <данные изъяты>, и в соответствии с п. 1.6 трудового договора и приказом Золотареву Н.Н. установлен должностной оклад (тарифная ставка) <данные изъяты> руб.

Четвериков Ф.П. ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность <данные изъяты>, в соответствии п. 1.6 трудового договора и приказом Четверикову Ф.П. установлен должностной оклад (тарифная ставка) <данные изъяты> руб.

Истцы ссылались на неприменение ответчиком при расчете оплаты труда Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014-2010 годы.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ответчика, как на работодателя, не распространяется Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, заработная плата начислялась ответчикам в соответствии с нормами действующего законодательства и локальными нормативными актами работодателя, положениями коллективного договора, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.

Статьей 135 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) могут устанавливаться в отраслевом соглашении, заключаемом на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ст. 45 ТК РФ).

В соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Между Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Министерством регионального развития Российской Федерации заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее – Отраслевое тарифное соглашение), которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный № 230/14-16 от 01.10.2013 года.

Пунктом 1.3 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие соглашения, в случае их присоединения к соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством, прилагается к настоящему соглашению (Приложение № 1).

В силу п. 10.3 организации, на которые не распространяются нормы настоящего соглашения, вправе присоединиться к нему.

Из пункта 1.7 отраслевого тарифного соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется.

Доказательств того, что МУП «Жилспецсервис» г. Брянска либо Брянская городская администрация являются членами объединения работодателей, заключившего Отраслевое тарифное соглашение на 2014- 2016 годы, то есть Союза коммунальных предприятий, либо делегировали свое право на заключение такого соглашения либо присоединения к такому соглашению, сторонами представлено не было.

Кроме того, согласно писем Президента ОООР «СКП» от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Жилспецсервис» г. Брянска в члены общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», которое является подписантом отраслевого тарифного соглашения на 2014-2016 г.г. не входило; официального опубликования Федеральным органом предложения работодателям присоединиться к отраслевому тарифному соглашению на 2014-2016 годы не было; согласия (несогласия) на присоединение к указанному соглашению МУП «Жилспецсервис» г. Брянска не имеется. Из указанных ответов также следует, что на работников МУП «Жилспецсервис» действие Отраслевого тарифного соглашения на 2014-2016 годы не распространяется.

Таким образом, с учетом положений статей 45, 46, 48 ТК РФ, регламентирующих порядок распространения отраслевого соглашения на работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, учитывая, что МУП «Жилспецсервис» г. Брянска не участвовало в заключении Отраслевого тарифного соглашения, при этом предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о присоединении к Отраслевому тарифному соглашению на 2014 - 2016 годы официально не опубликовывалось, то есть со стороны Минздравсоцразвития России не соблюдена установленная законом процедура о предложении присоединиться к данному соглашению, вывод суда о том, что действие отраслевого тарифного соглашения на 2014 - 2016 годы не распространяется на МУП «Жилспецсервис» г. Брянска, в том числе по установлению размера заработной платы, судебная коллегия находит правильным, основанным на установленных судом обстоятельствах.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком не представлено доказательств мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению, как указано в п. 10 отраслевого тарифного соглашении, судебной коллегией отклоняется, поскольку предложения присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, адресованного работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, со стороны руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, как то предусмотрено ст. 48 ТК РФ, не поступало, в связи с чем, отсутствуют основания для признания ответчика присоединившимся к отраслевому тарифному соглашению.

При изложенных обстоятельствах, на работодателя не может быть возложена обязанность применять условия Отраслевого тарифного соглашения, в том числе производить расчет заработной платы исходя из тарифной ставки, установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы.

С учетом изложенного, ссылка истцов в апелляционной жалобе на положения коллективного договора, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым работодатель обязан соблюдать отраслевое соглашение, не является основанием к отмене принятого судом решения.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что на предприятии создана профсоюзная организация, которая входит в Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, который принимал участие в подписании Отраслевого тарифного соглашения, является несостоятельным.

Как верно указал суд первой инстанции, факт создания в МУП «Жилспецсервис» первичной профсоюзной организации Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения не подтверждает присоединение к Отраслевому тарифному соглашению.

В силу положений п. 10.3 отраслевого тарифного соглашения, организации, на которые не распространяются нормы настоящего соглашения, вправе присоединиться к нему. Для этого профсоюзные организации и работодатели направляют в адрес региональных организаций Профсоюза жизнеобеспечения и Союза коммунальных предприятий письма о присоединении к настоящему Соглашению с указанием необходимых реквизитов организации. На основании совместного решения последних по письму о присоединении к Соглашению в течение одного месяца вносятся соответствующие дополнения в региональный реестр участников Соглашения, который формируется и утверждается в региональных организациях Профсоюза жизнеобеспечения и Союза коммунальных предприятий.

Судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 18 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Вавилина Н.Н., Зиненкова А.С., Золотарева Н.Н., Четверикова Ф.П. к МУП «Жилспецсервис» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации и понуждении к иному порядку оплаты труда – оставить без изменения, апелляционную жалобу Вавилина Н.Н., Зиненкова А.С., Золотарева Н.Н., Четверикова Ф.П. – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ

Судьи областного суда С.А. АЛЕЙНИКОВА

Е.В. СИДОРЕНКОВА