ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2159/2021 от 15.06.2021 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело № 2-2159/2021 Председательствующий – Цечоева Л.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-655/2021

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Аушевой Ф.К.,

судей Горокаевой Х.А. и Цурова Х.М.,

при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Кариевой Х.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта)

по апелляционной жалобе представителя истца на решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 26 января 2021 г., которым в удовлетворении искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Цурова Х.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Минсельхоз РИ обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта).

В обоснование искового заявления указано, что Минсельхозом РИ в 2017 г. был предоставлен ФИО1 грант на развитие семейных животноводческих ферм в размере 2 105 263 руб. Согласно пункту 2 Положения о порядке предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы о порядке предоставления субсидий на развитие семейной животноводческой фермы за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия на содействие достижению целевых показателей государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14.04.2017 г. № 63, гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, зарегистрированным на сельской территории Республики Ингушетия, основанным на личном участии главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее 2, включая главу) и совместно осуществляющих деятельность по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных и птицы, продолжительность деятельности которых превышает 24 месяца с даты регистрации. Однако ИП КФХ ФИО1 зарегистрировано в городе (<...>), а не в сельской местности. Несмотря на это конкурсной комиссией был предоставлен ФИО1 грант на развитие семейной животноводческой фермы. Заявители представляют в Министерство письменное обязательство главы КФХ на осуществление его деятельности не менее пяти лет после получения гранта. Данное обязательство было представлено ФИО1 Однако, ответчиком нарушено данное обязательство и его крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность 12.12.2019г.

В соответствии с действующим законодательством в случае несоблюдения получателем гранта условий, установленных при их предоставлении, средства гранта подлежат возврату в республиканский бюджет.

В связи с этим, Минсельхозом РИ ответчику было направлено требование о возврате полученных им в 2017 г. бюджетных средств (гранта) на поддержку начинающих фермеров в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения требовании. Однако в установленный срок денежные средства не были возвращены.

В связи с изложенным представитель истца просит взыскать с ответчика в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия денежные средства, полученные в 2017 году в виде субсидий (гранта), в размере 2 105 263 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал исковое заявление и дополнение к иску, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Решением Малгобекского городского суда от 26 января 2021г. в удовлетворении искового заявления отказано.

На указанное решение представителем истца подана апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене судебного постановления и принятии нового решения об удовлетворении искового заявления в полном объеме.

Ответчик ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФИО3, просившего оставить решение суда без изменения по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, определенном Правительством РФ (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Частью 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 4 июля 2014 г. № 126 утверждена Государственная программа Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», ответственным исполнителем программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.

В развитие данной программы постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14 апреля 2017 г. № 63 было утверждено и действовало до 30 апреля 2020 г. Положение о порядке предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия на содействие достижению целевых показателей государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», (далее Положение).

В пунктах 2 и 3 Положения предусмотрено, что гранты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Республики Ингушетия о республиканском бюджете по данному направлению. Главным распорядителем средств по данному направлению является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия. Гранты предоставляются гражданам РФ, зарегистрированным в порядке, предусмотренном для государственной регистрации физических лиц в качестве глав крестьянского (фермерского) хозяйства.

Положением о порядке предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия устанавливается порядок и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Ингушетия.

Гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ), зарегистрированным на сельской территории Республики Ингушетия, основанным на личном участии главы и членов хозяйства, состоящих в родстве (не менее 2, включая главу) и совместно осуществляющих деятельность по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных и птицы, продолжительность деятельности которых превышает 24 месяца с даты регистрации.

Согласно п.4 Положения грант предоставляется на развитие или создание на базе крестьянского (фермерского) хозяйства не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства.

Как усматривается из материалов дела, Минсельхоз Республики Ингушетия и ФИО1 заключили соглашение на предоставление гранта на поддержку сельскохозяйственного производства 0000000008217А030002 № 014 от 31 июля 2017 г.

29 марта 2019 г. Министерство направило в адрес ФИО1 письменное требование о возврате бюджетных средств в связи с несоблюдением условий его предоставления. При этом в качестве основания указано, что КФХ зарегистрировано в городе, а именно по адресу: РИ, <...>, а не в сельской местности в нарушение п. 2 Положения. Требование о возврате средств гранта ответчиком не выполнено, что послужило основанием для обращения министерства в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, установив, что семейная ферма ответчика ФИО1 расположена за границами населенного пункта г. Малгобек, обоснованно отказал в удовлетворении требований Министерства о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта по названным основаниям, со ссылкой на положения ч.1 ст. 77 Земельного кодекса РФ, согласно которым землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

Кроме того, согласно п.5 Положения гранты на развитие семейной животноводческой фермы предоставляются на конкурсной основе. Конкурсный отбор осуществляется Межведомственной комиссией Республики Ингушетия по конкурсному отбору заявок начинающих предпринимателей, семейных животноводческих ферм и крестьянских (фермерских) хозяйств, претендующих на получение государственной поддержки в виде субсидий (грантов), образованной Указом Главы Республики Ингушетия. (п.6 Положения).

Организатором конкурса по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, и согласно п. 11 Положения одним из документов, который должны представить заявители для участия в конкурсе, является паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Ингушетия. При этом КФХ ФИО1 зарегистрировано в <...> по месту его регистрации, указанной в паспорте.

Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявке и документах, несет заявитель (п.15 Положения), однако ответчиком не представлялось каких-либо недостоверных сведений.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, предоставляя ФИО1 в 2017 г. денежные средства и заключая с последним Соглашение о предоставлении гранта, было осведомлено о месте регистрации ФИО1, но, тем не менее, как усматривается из материалов дела, подошло к разрешению указанного вопроса без излишнего формализма. В частности, учитывая фактические обстоятельства нахождения земель КФХ ФИО1 за пределами населенного пункта, наличие условий производства сельскохозяйственной продукции и другие данные, свидетельствующие о соответствии предъявляемым требованиям, конкурсная комиссия приняла положительное решение о предоставлении гранта.

По результатам проведенной Минсельхозом России в период с 01.10.2018 г. по 01.12.2018 г. плановой камеральной проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных в 2017 г. бюджету Республики Ингушетия, в частности в отношении ИП КФХ ФИО1 было установлено единственное нарушение, а именно, что КФХ зарегистрировано не на сельской местности, и в силу приведенных выше выводов суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что это обстоятельство не может служить безусловным основанием для возврата в установленном порядке полученного и использованного получателем по назначению гранта.

После установления Арбитражным судом Республики Ингушетия, что КФХ 30.12.2019 г. прекратило свою деятельность, Минсельхозом Республики Ингушетия в ходе рассмотрения дела в суде общей юрисдикции, уточнены исковые требования и заявлено о нарушении ответчиком обязательства об осуществлении фермерской деятельности в срок не менее 5 лет после получения гранта. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о размере подлежащего возврату денежных средств гранта (акт проверки), то есть фактически отсутствуют основания иска.

Так, из материалов дела усматривается, что с момента получения гранта и до 30.12.2019 г. Атаевым осуществлялась деятельность в рамках КФХ с использованием по назначению средств гранта. Однако Минсельхозом Республики Ингушетия, а также органом государственного финансового контроля проверка условий, целей порядка предоставления и расходования гранта не проводилась.

Между тем, условия о предоставлении отчетности либо осуществление деятельности КФХ в срок не менее пяти лет не является условием, установленным для предоставления субсидии, а является условием непосредственно связанным с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств.

Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенной отчетности и деятельности не менее 5 лет преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств.

Неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не является основанием для возврата всего полученного гранта.

В соответствии с действующим законодательством в случае несоблюдения получателем гранта условий, установленных при их предоставлении, средства гранта подлежат возврату в республиканский бюджет.

Такое регулирование осуществлялось Положением о порядке предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия на содействие достижению целевых показателей государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14.04.2017 г. № 63 «Об утверждении порядков предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей государственной программы Республики Ингушетия «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23.04.2020 г. № 50 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Ингушетия грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Пунктом 2 данного Постановления признано утратившим силу вышеприведенное Положение о порядке предоставления грантов на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14.04.2017 г. № 63.

В свою очередь Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Ингушетия грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, утвержденный постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23.04.2020 г. № 50 регламентирует механизм возврата средств гранта частично или в полном объеме.

Так, согласно п. 50 постановления Правительства Республики Ингушетия от 23.04.2020 г. № 50 средства гранта подлежат возврату в доход бюджета Республики Ингушетия частично либо в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующем порядке:

а) Министерство в течение 10 календарных дней со дня подписания акта проверки, предписания, представления или иного документа, отражающего результаты проверки, направляет получателю гранта требование о возврате средств.

б) размер подлежащих возврату средств гранта устанавливается на основании акта проверки или в соответствии с пунктом 48 настоящего Порядка;

в) получатель гранта производит возврат средств гранта в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате средств гранта.

Таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что основанием для предъявления требования о возврате средств гранта является акт проверки, составленный Минсельхозом Республики Ингушетии либо Минфином Республики Ингушетия по результатам проведённой проверки, и в котором отражены нарушения условий предоставления гранта, а также невыполнение требований, предъявляемых к заявителю в ходе реализации программы (п.32 и 34 Положения).

В нарушение названных норм Положения, и Порядка, который содержит аналогичные требования к механизму возврата гранта, а также неиспользованной его части, уполномоченными контролирующими органами не выявлены нарушения и не составлены акты проверки, которые в свою очередь и являются основанием для направления получателю гранта требования о возврате гранта.

Как усматривается из материалов дела, средства гранта ФИО1 были израсходованы на развитие семейного фермерского хозяйства, в установленный Соглашением срок, до августа 2019 г., однако указанное обстоятельство истцом в нарушение условий не принято во внимание.

Так, Малгобекской городской прокуратурой в феврале месяце 2019 г. по заданию прокуратуры Республики Ингушетия с выездом на место проведена проверка целевого использования фермерами субсидий, предоставленных в ходе реализации программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в ходе которой было установлено, что на ферме ФИО1 содержится 84 голов КРС, 20 овец, около 8 тысяч пачек сена, 90 тонн зерна, трактора, комбайн, пресс подборка, построен навес и стойло для содержания около 100 голов КРС.

Как правильно указано судом первой инстанции, при отсутствии акта проверки не представляется возможным определить размер неиспользованных в установленный срок средств гранта, а также отсутствуют сведения о нецелевом использовании указанных средств.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствующими обстоятельствам дела, и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, представленные сторонами доказательства судом всесторонне и полно исследованы и им в решении дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения судебного решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 26 января 2021 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта) оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Определение07.07.2021