Судья Ак-кыс А.В. Дело № 2-215/2019 (33-591/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 16 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,,
судей Баутдинова М.Т., Соскал О.М.,
при секретаре Дарган Ч.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации ** района Республики Тыва, ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления о предоставлении земельного участка в аренду, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки путем возложения обязанности возвратить земельный участок, аннулировании записи о регистрации права аренды, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка по апелляционным жалобам администрации ** района Республики Тыва и ФИО2 на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 17 декабря 2019 года, по апелляционной жалобе администрации ** района Республики Тыва на дополнительное решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 11 февраля 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к администрации муниципального района «** кожуун» Республики Тыва (далее – администрация района), ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления о предоставлении земельного участка в аренду, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки путем возложения обязанности возвратить земельный участок, аннулировании записи о регистрации права аренды, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, указывая на то, что она, будучи главой крестьянского (фермерского) хозяйства, 6 июля 2017 г. обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в м. **, для осуществления крестьянской (фермерской) деятельности сроком на 49 лет.
8 августа 2017 г. администрация района опубликовала на официальном сайте http/torgi.gov.ru извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских фермерских хозяйств о намерении участвовать в аукционе № на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером **, площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **.
16 сентября 2017 г. в газете «Шын» № (18994) вновь опубликовано извещение администрации района о предоставлении вышеуказанного земельного участка, с указанием, что заинтересованные граждане вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды в течение 30 календарных дней с даты опубликования.
1 февраля 2018 г. она повторно обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду (с аналогичными заявлениями обращалась также 22 марта, 6 апреля и 3 сентября 2018 г.).
6 февраля 2018 г. администрацией района внесены изменения в извещение, а именно - в сроки приема заявлений о намерении участвовать в аукционе (с 6 февраля 2018 г. по 6 марта 2018 г.).
18 июля 2018 г. администрацией района принято постановление № о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду ФИО2 В дальнейшем между администрацией и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка, право аренды зарегистрировано в ЕГРН.
Считает постановление администрации района от 18 июля 2018 г. № незаконным, договор аренды недействительным в связи с нарушением установленного законом порядка предоставления земельного участка в аренду. Администрацией был нарушен срок внесения изменений в извещение, тем самым нарушен порядок, предусмотренный п. 2 ч. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. К участию в аукционе не допущены крестьянские (фермерские) хозяйства. Извещение не было размещено на официальном сайте администрации в сети «Интернет».
Просила признать незаконным и отменить постановление администрации района от 18 июля 2019 г. № «О предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду ФИО2»; признать недействительным (ничтожным) договор аренды № от 19 июля 2018 г., заключенный между администрацией района и Б.А.ВБ.; аннулировать запись о регистрации права аренды за ФИО2; применить последствия недействительности сделки путем возложения на ФИО2 обязанности возвратить земельный участок; возложить на администрацию района обязанность рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка от 6 июля 2017 г. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 17 декабря 2019 г. иск ФИО1 удовлетворен частично. Судом (с учетом исправления описки определением суда от 3 февраля 2020 г.) постановлено:
признать незаконным постановление администрации ** района от 18 июля 2018 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения» о предоставлении ФИО2 земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для скотоводства, расположенного по адресу: **, в аренду сроком на 3 года;
признать недействительным договор аренды № от 19 июля 2018 г., заключенный между муниципальным районом «** кожуун Республики Тыва» в лице и.о. председателя администрации ** района Республики Тыва С. и ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для скотоводства, расположенного по адресу: **;
исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № от 22 августа 2018 г. о регистрации права аренды ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для скотоводства, расположенный по адресу: **;
обязать ФИО2 возвратить администрации ** района земельный участок с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для скотоводства, расположенный по адресу: **;
в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Дополнительным решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 11 февраля 2020 г. постановление администрации ** района от 18 июля 2018 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения» отменено, с администрации ** района в пользу ФИО1 взыскано 300 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
И.о. председателя администрации ** района О. с решением суда от 17 декабря 2019 г. и дополнительным решением суда от 11 февраля 2020 г. не согласился, подал апелляционные жалобы, в которых просит решения суда отменить, ссылаясь на то, что истцом не доказан факт получения органом местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка от 6 июля 2017 г., поскольку в заявлении не имеется штампа входящей корреспонденции. Кроме того, в заявлении не указан конкретный земельный участок, на который истец претендует. Суд, принимая решение об отмене постановления администрации района от 18 июля 2018 г. №, вышел за пределы своих полномочий. Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Ответчик ФИО2 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что истец обращалась с аналогичными требованиями в Арбитражный суд Республики Тыва и решением арбитражного суда от 20 февраля 2019 г. ей было отказано в удовлетворении исковых требований. Срок исковой давности истек. Процедура заключения договора аренды сторонами была соблюдена.
Истцом ФИО1, поданы возражения относительно апелляционных жалоб администрации района и ФИО2, в которых истец просит в связи с необоснованностью доводов жалоб решения суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации ** района Р. и представитель ответчика ФИО2 апелляционные жалобы по изложенным к них доводам поддержали.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайства об отложении заседания от них не поступало. Ответчик ФИО2 заявлением от 15 июля 2020 г. просила рассмотреть дело без ее участия.
Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя администрации ** района Р. и представителя ответчика ФИО2, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (п. 1). В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (абзац второй п. 8).
Ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, в частности, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 1).
В извещении в том числе указываются: информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; адрес или иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать (п. 2).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган, в частности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (п. 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 7).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации ** района от 26 февраля 2001 г. № ФИО3 в пожизненное наследуемое владение были предоставлены земельные участки общей площадью ** га, в том числе пашни ** га, сенокосы - ** га, пастбища - ** га в **; главой хозяйства утвержден У., членом - Ч.
15 июня 2017 г. ФИО2 обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью ** кв. м, расположенного в **, категории земель сельскохозяйственного назначения, для скотоводства.
Истец ФИО1, является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного 3 апреля 2014 г. (т. 1, л.д. 11).
6 июля 2017 г. ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: **, общей площадью ** га, для осуществления крестьянской (фермерской) деятельности.
Постановлением администрации района от 14 июля 2017 г. № предварительно согласовано предоставление ФИО2 земельного участка, расположенного по адресу: **, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка; утверждена схема расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельных участков в кадастровом квартале **, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью ** кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу, с разрешенным использованием – для скотоводства.
Постановлением администрации района от 16 октября 2017 г. № отменено постановление администрации района от 26 февраля 2010 г. № о предоставлении У. земельных участков в пожизненное наследуемое владение.
8 сентября 2017 г. администрация района разместила на сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе № на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв. м., расположенного по адресу: **.
16 сентября 2017 г. в газете «Шын» № (18994) также опубликовано извещение администрации района о предоставлении вышеуказанного земельного участка с разрешенным использованием - скотоводство, с указанием, что заинтересованные граждане вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды в течение 30 календарных дней с даты опубликования данного извещения.
6 февраля 2018 г. администрацией района внесены изменения в извещение, размещенное на сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет», а именно - в сроки приема заявлений о намерении участвовать в аукционе (с 6 февраля 2018 г. по 6 марта 2018 г.).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 обращалась в администрацию района с заявлениями о предоставлении в аренду спорного земельного участка для осуществления крестьянской (фермерской) деятельности также 1 февраля 2018 г., 22 марта 2018 г., 6 апреля 2018 г. и 3 сентября 2018 г.
Письмом от 29 марта 2018 г. за исх. № администрация района отказала ФИО1 в заключении договора аренды спорного земельного участка, сославшись на то, что постановление администрации от 14 июля 2017 г. № об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории подлежит отмене, поскольку в журнале приема заявлений граждан для выделения земельного участка за период с 10 января 2017 г. по 31 июля 2017 г. отсутствуют записи об утверждении схемы расположения земельного участка. Кроме того, имеются разногласия в обозначении кадастрового квартала; нарушен порядок подачи извещения, размещенного на сайте www.torgi.gov.ru.
Постановлением администрация района от 29 июня 2018 г. № отменено постановление администрации от 14 июля 2017 г.№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
С намерением заключить договор аренды спорного земельного участка в администрацию района в 2018 г. обращались с заявлениями также граждане ФИО2, Ю., Б.
Из протокола совещания от 2 августа 2018 г. следует, что комиссией в составе главы Хурала представителей ** кожууна К., и.о. председателя администрации района С., начальника отдела по управлению имуществом, земельным ресурсам, строительству и контроля А., главного специалиста по земельным ресурсам Н. по результатам рассмотрения жалобы ФИО4 и заявлений ФИО2, Ю., Б.. решено заключить договор аренды земельного участка с ФИО2 и отказать в предоставлении земельного участка ФИО1 и Б. ввиду позднего их обращения.
Постановлением администрации района от 18 июля 2018 г. № «О предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения» спорный земельный участок предоставлен в аренду ФИО2 сроком на 3 года.
19 июля 2018 г. между муниципальным районом «** кожуун Республики Тыва» и ФИО2 заключен договор аренды спорного земельного участка на 3 года (с 19 июля 2018 г. по 19 июля 2021 г.). Земельный участок передан ФИО2 по акту приема-передачи от 19 июля 2018 г.
Договор аренды спорного земельного участка № от 19 июля 2018 г. зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва 22 августа 2018 г.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией района допущены нарушения земельного законодательства; администрация района, заключив договор аренды спорного земельного участка с ФИО2 без проведения торгов, нарушила права и законные интересы истца, ее право на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Исходя из содержания абзаца второго п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и положений ст. 38.18 Земельного кодекса Российской Федерации, возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Между тем, на момент опубликования на сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» и в газете «Шын» извещения о праве заинтересованных лиц подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка в администрации района находились два заявления – ФИО2 и ФИО1 о предоставлении в аренду одного и того же земельного участка.
6 февраля 2018 г., то есть по истечении указанного в извещении, размещенном на сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет», срока подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе (в течение тридцати дней со дня размещения извещения, то есть до 8 октября 2017 г.), администрация района в нарушение подп. 2 п. 2 ст. 38.18 Земельного кодекса Российской Федерации внесла изменения в указанное извещение, изменив срок подачи заявлений - с 6 февраля 2018 г. по 6 марта 2018 г.
Более того, в пределах срока, указанного в извещении, размещенном на сайте www.torgi.gov.ru, а именно – 2 марта 2018 г. ФИО1 также подала в администрации района заявление о намерении участвовать в аукционе № на право заключения договора аренды спорного земельного участка (т. 2, л.д. 5).
Однако, администрация района приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду ФИО2, тогда как спорный земельный участок должен был быть предоставлен в аренду по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, администрацией района нарушен установленный ст. 38.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления в аренду земельного участка. Спорный земельный участок предоставлен администрацией района ФИО2 в аренду с нарушением положений ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы администрации района о том, что истцом не доказан факт получения органом местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка от 6 июля 2017 г., является необоснованным, так как данное заявление было подано истцом в администрацию района одновременно с отзывом на возражение администрации относительно исковых требований ФИО1 по другому гражданскому делу (в качестве приложения к отзыву под №), на отзыве стоит штамп входящей корреспонденции администрации района – входящий № от 6 июля 2017 г. (том 1, л.д. 54-55).
В заявлении о предоставлении земельного участка от 6 июля 2017 г. ФИО1 указала, что просит предоставить в аренду земельный участок, расположенный в **, площадью ** га, категории земель сельскохозяйственного назначения, для осуществления крестьянской (фермерской) деятельности.
Таким образом, из содержания заявления видно, что истец претендует на спорный земельный участок.
Довод апелляционной жалобы ФИО2 о том, что истец обращалась с аналогичными требованиями в Арбитражный суд Республики Тыва и решением арбитражного суда от 20 февраля 2019 г. ей было отказано в удовлетворении исковых требований, является необоснованным, так как решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 февраля 2019 г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации района о признании незаконными действий при организации и проведении торгов, признании торгов недействительными, обязании заключить договор аренды земельного участка, в связи с тем, что ею избран ненадлежащий способ защиты права – извещение о предоставлении земельного участка не является торгами. При этом решением арбитражного суда установлено, что администрация района при предоставлении спорного земельного участка в аренду допустила нарушение порядка, установленного ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, правильно указал в решении, что в силу ч. 3 ст. 61 ГПК РФ указанное решение арбитражного суда имеет преюдициальное значение для данного дела.
Довод апелляционной жалобы ФИО2 об истечении срока исковой давности также является необоснованным.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Оспариваемые постановление администрации района о предоставлении спорного земельного участка в аренду ФИО2 принято 18 июля 2018 г., а договор аренды этого земельного участка заключен с ФИО2 19 июля 2018 г.
Иск о признании недействительными указанных постановления и договора аренды подан в суд 21 января 2019 г. (том 1, л.д. 26), таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен.
Возможность отмены судом муниципальных правовых актов предусмотрена ч. 1 ст. 48 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы администрации района о том, что органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, является обоснованным.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Суд же дополнительным решением от 11 февраля 2020 г. взыскал с администрации района в пользу истца 300 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, что является неправильным.
При таких обстоятельствах дополнительное решение суда подлежит изменению путем исключения из него указания на взыскание с администрации района в пользу истца 300 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части решение суда от 17 декабря 2020 г. и дополнительное решение суда от 11 февраля 2020 г. являются законными и обоснованными.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решениях, и не могут служить основанием для отмены постановленных решений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 17 декабря 2019 года оставить без изменения.
Дополнительное решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 11 февраля 2020 года изменить, исключив из него указание на взыскание с администрации ** района Республики Тыва в пользу ФИО1 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части дополнительное решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июля 2020 года.
Председательствующий
Судьи