ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2165/2021 от 08.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Воробьев В.А. Дело № 33-3-5226/2021

№ 2 – 2165/2021

УИД 26RS0017-01-2019-010945-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 08 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Переверзевой В.А.

судей Мясникова А.А., Гукосьянца Г.А.

при секретаре судебного заседания Пилипенко И.Г.

с участием прокурора Протасовой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министра министерства экономического развития СК – ФИО1,

на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 29 мая 2020 года,

по гражданскому делу по иску ФИО2 к министерству экономического развития Ставропольского края о восстановлении на государственной гражданской службе Ставропольского края,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к министерству экономического развития Ставропольского края о восстановлении на государственной гражданской службе Ставропольского края.

Свои требования мотивировал тем, что 10.09.2018 между представителем нанимателя, в лице министра экономического развития Ставропольского края ФИО3, действующем на основании Положения о министерстве экономического развития Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.07.2008 № 541 и истцом заключен служебный контракт № 55 о прохождении государственной гражданской службы Ставропольского края и замещении должности государственной гражданской службы Ставропольского края. В соответствии с п. 2 служебного контракта истец обязался исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг министерства с 10.09.2018. 22.10.2018 министром утвержден должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг министерства. С должностным регламентом истец ознакомлен 22.10.2018. 10.07.2019 министром ФИО1 подписан приказ министерства № 255/од «Об определении ответственного должностного лица». В соответствии с этим приказом, истец определен ответственным должностным лицом за организацию защиты информации в министерстве. С приказом истец был ознакомлен 10.07.2019, с указанием того, что исполнять обязанности по защите информации не представляется возможным, в связи с отсутствием квалификации и необходимого образования. О том, что у него будут изменены существенные условия служебного контракта, его перед изданием приказа никто надлежащим образом не уведомил. 12.07.2019 консультант сектора мобилизационной работы министерства ФИО4 в кабинете 414 министерства попытался получить от него подпись под документом (или документами), с неизвестным содержанием. Истец устно отказался каким-либо образом знакомиться с содержанием документов и подписывать какие-либо документы. 15.07.2019 первый заместитель министра ФИО5 подписал приказ министерства от 15.07.2019 № 136-0 «О предоставлении отпуска работнику», в соответствии с которым истцу предоставляется ежегодный очередной оплачиваемый трудовой отпуск за 2019 год на период с 01.08.2019 по 30.08.2019 с положенными выплатами за 2019 год на основании заявления на отпуск. 17.07.2019 в отношении него был составлен акт об отказе на оформление допуска к государственной тайне. В кабинете 407 министерства начальник отдела кадрового и документационного обеспечения министерства ФИО6, в присутствии начальника отдела правового обеспечения и оценки регулирующего воздействия министерства ФИО7 и консультанта сектора мобилизационной работы министерства ФИО4, вручила ему акт. Согласно информации в этом акте, он якобы 12.07.2019 отказался от оформления на допуск к государственной тайне, от заполнения каких-либо документов и росписи в них. На основании приказа министерства от 18.07.2019 № 54-лс прекращено действие служебного контракта от 10.09.2018, истец освобожден от должности главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг, и уволен с гражданской службы Ставропольского края на основании п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пп. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при отказе от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений). 18.07.2019 министром ФИО1 подписывается приказ министерства от 18.07.2019 № 138-0 «Об отмене отпуска ФИО2». Этот приказ отменяет приказ министерства от 15.07.2019 № 136-0 «О предоставлении отпуска работнику», на основании которого истцу предоставлялся очередной ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск. Считает, что приказ министерства от 10.07.2019 № 255/од «Об определении ответственного должностного лица» и приказ министерства от 18.07.2019 № 54-лс «О прекращении (расторжении) служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы» незаконными из-за нарушений норм Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона Российской Федерации № 5485-1 «О государственной тайне», постановления Правительства Российской Федерации № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», служебного контракта от 10.09.2018 № 55 и должностного регламента государственного служащего, утвержденного 22.10.2018. Также считает незаконным акт об отказе на оформление допуска к государственной тайне от 17.07.2019, из-за его содержания и процедуры вручения ненадлежащим способом.

Просит суд признать увольнение министерством экономического развития Ставропольского края истца ФИО2 с гражданской службы по приказу от 18.07.2019 № 54-лс в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пп. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») - незаконным; восстановить ФИО2 на государственной гражданской службе Ставропольского края в министерстве экономического развития Ставропольского края в должности главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг министерства экономического развития Ставропольского края, с предоставлением ежегодного основного оплачиваемого отпуска с положенными выплатами за 2019 год; признать приказ ответчика министерства экономического развития Ставропольского края от 10.07.2019 № 255/од «Об определении ответственного должностного лица» незаконным; признать приказ ответчика министерства экономического развития Ставропольского края от 18.07.2019 № 138-0 «Об отмене отпуска ФИО2» незаконным; взыскать с ответчика министерства экономического развития Ставропольского края в пользу ФИО2 за время вынужденного прогула в результате виновных действий ответчика денежные средства, учитывая, что за период с 19.07.2019 по 30.09.2019 среднемесячный заработок истца составлял 28 802,31 рублей в месяц, а за период с 01.10.2019 по день восстановления в должности средний заработок составляет 34 500 рублей в месяц; взыскать с министерства экономического развития Ставропольского края в пользу истца ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 29 мая 2020 года исковые требования ФИО2 к министерству экономического развития Ставропольского края о восстановлении на государственной гражданской службе Ставропольского края удовлетворены частично.

Суд признал увольнение министерством экономического развития Ставропольского края истца ФИО2 с гражданской службы по приказу от 18.07.2019 № 54-лс в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пп. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») незаконным.

Суд восстановил ФИО2 на государственной гражданской службе Ставропольского края в министерстве экономического развития Ставропольского края в должности главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг министерства экономического развития Ставропольского края, с предоставлением ежегодного основного оплачиваемого отпуска с положенными выплатами за 2019 год.

Суд признал приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 10.07.2019 № 225/од «Об определении ответственного должностного лица» незаконным.

Суд признал приказ ответчика министерства экономического развития Ставропольского края от 18.07.2019 № 138-0 «Об отмене отпуска ФИО2» незаконным.

Суд взыскал с министерства экономического развития Ставропольского края в пользу ФИО2 за время вынужденного прогула денежные средства, исходя из расчета среднемесячного заработка истца, учитывая, что за период с 19.07.2019 по 30.09.2019 среднемесячный заработок истца составлял 28 802,31 рублей в месяц, за период с 01.10.2019 по день восстановления в должности - 34 500 рублей в месяц.

Суд взыскал с министерства экономического развития Ставропольского края в пользу истца ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

В удовлетворении требований ФИО2 к министерству экономического развития Ставропольского края о взыскании компенсации морального вреда в размере 19 000 рублей отказано.

Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 сентября 2020 года внесены исправления в установочную, мотивировочную и резолютивную части решения Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 29 мая 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к министерству экономического развития Ставропольского края о восстановлении на государственной гражданской службе Ставропольского края: указан номер обжалуемого истцом приказа от 10.07.2019 № 255/од «Об определении ответственного должностного лица».

В апелляционной жалобе министр экономического развития Ставропольского края ФИО1, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Истцом ФИО2, а также заместителем прокурора Промышленного района г. Ставрополя Вовк В.Е. представлены письменные возражения о необоснованности апелляционной жалобы.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 03 ноября 2021 года решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 29 мая 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с вышеуказанными решением Промышленного районного суда от 29 мая 2021 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 03 ноября 2021 года министром экономического развития Ставропольского края ФИО1 по дана кассационная жалоба, в которой он просит отменить решение районного суда и апелляционное определение.

Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 03 ноября 2020 года в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии с п. 4 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.09.2018 между представителем нанимателя, в лице министра экономического развития Ставропольского края ФИО3, действующем на основании Положения о министерстве экономического развития Ставропольского края (утв. постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.07.2008 № 541) и ФИО2 заключен служебный контракт № 55 о прохождении государственной гражданской службы Ставропольского края и замещении должности государственной гражданской службы Ставропольского края.

В соответствии с п. 2 служебного контракта истец обязался исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг министерства с 10.09.2018.

22.10.2018 министром утвержден должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг министерства, с которым ФИО2 ознакомлен в этот же день.

В соответствии с приказом министра ФИО1 от 10.07.2019 № 255/од «Об определении ответственного должностного лица» ФИО2 определен ответственным должностным лицом за организацию защиты информации в министерстве. С приказом ФИО2 ознакомлен 10.07.2019, с указанием, что исполнять обязанности по защите информации не представляется возможным, в связи с отсутствием квалификации и необходимого образования.

Приказом от 15.07.2019 № 136-0 «О предоставлении отпуска работнику» за подписью первого заместителя министра ФИО5, ФИО2 предоставлен ежегодный очередной оплачиваемый трудовой отпуск за 2019 год на период с 01.08.2019 по 30.08.2019 с положенными выплатами за 2019 год на основании заявления на отпуск от 10.07.2019.

17.07.2019 в отношении ФИО2 составлен акт об отказе на оформление допуска к государственной тайне. Согласно акту, 12.07.2019 ФИО2 отказался от оформления на допуск к государственной тайне, от заполнения каких-либо документов и росписи в них.

На основании приказа министерства от 18.07.2019 № 54-лс прекращено действие служебного контракта от 10.09.2018, ФИО2 освобожден от должности главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг, и уволен с гражданской службы Ставропольского края на основании п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пп. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при отказе от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений).

Приказом министерства от 18.07.2019 № 138-о «Об отмене отпуска ФИО2», за подписью министра ФИО1, отменен приказ министерства от 15.07.2019 № 136-0 «О предоставлении отпуска работнику», на основании которого ФИО2 предоставлялся очередной ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск.

Не согласившись с увольнением, ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования о признании приказа министерства экономического развития Ставропольского края от 10.07.2019 № 255/од «Об определении ответственного должностного лица» незаконным, которым ФИО2 определен ответственным должностным лицом за организацию защиты информации в министерстве, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при назначении истца ответственным должностным лицом за организацию защиты информации в министерстве экономического развития Ставропольского края, работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ, допускающей изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

Проанализировав представленные в материалы дела должностные регламенты, суд пришел к выводу об изменении должностных обязанностей ФИО2 в министерстве. При этом, суд принял во внимание, что в возражениях на иск представителем ответчика указано о повышении заработной платы ФИО2 при его назначении ответственным лицом за организацию защиты информации в министерстве, то есть изменение его трудовых функций. Оценив в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд признал приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 10.07.2019 № 255/од «Об определении ответственного должностного лица» незаконным.

Поскольку приказы министерства от 18.07.2019 № 138-0 «Об отмене отпуска ФИО2» и об увольнении ФИО2 были следствием отказа ФИО2 от подписания согласия на допуск гос.тайне и акта об отказе на оформление допуска к государственной тайне от 17.07.2019, а также исполнения приказа от 10.07.2019 № 255/од, который судом признан незаконным, суд признал приказ от 18.07.2019 № 138-0 и увольнение ФИО2 по основаниям п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ незаконными, в связи с чем, восстановил ФИО2 на работе в должности главного специалиста отдела снижения административных барьеров, повышения доступности и качества государственных услуг министерства экономического развития Ставропольского края.

Определяя размер заработной платы за время вынужденного прогула, суд первой инстанции исходил из сведений, представленных работодателем и пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула с 18.07.2019 по день восстановления в должности, исходя из расчета среднемесячного заработка истца, учитывая, что за период с 19.07.2019 по 30.092019 среднемесячный заработок истца составлял 28 802,31 рублей в месяц, за период с 01.102019 по день восстановления в должности - 34 500 рублей в месяц.

Определяя размер среднего заработка за время вынужденного прогула, подлежащего взысканию в пользу истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Средний заработок для оплаты вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ, а также с учетом порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, исходя из фактически начисленной работнику заработной платы за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

В соответствии со статьей 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (абз. 2 ст. 139 ТК РФ).

В настоящее судебное заседание представителем ответчика представлен расчет, произведенный с учетом позиции изложенной в определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года.

В связи с чем, с министерства экономического развития Ставропольского края в пользу ФИО2 за время вынужденного прогула подлежат взысканию денежные средства, за период с 19.07.2019 исходя из расчета среднемесячного заработка 28 802,31 рублей в месяц по день восстановления в должности в размере 317791, 41 рублей.

Судебной коллегией данный расчет проверен и признан правильным.

В связи с чем, решение районного суда в вышеуказанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 20 мая 2020 года в части взыскания с министерства экономического развития Ставропольского края в пользу ФИО2 за время вынужденного прогула денежных средств, исходя из расчета среднемесячного заработка истца, учитывая, что за период с 19.07.2019 по 30.09.2019 среднемесячный заработок истца составлял 28 802,31 рублей в месяц, за период с 01.10.2019 по день восстановления в должности - 34 500 рублей в месяц отменить.

В отмененной части принять новое решение.

Исковые требования ФИО2 к министерству экономического развития Ставропольского края о взыскании за время вынужденного прогула денежные средства удовлетворить частично.

Взыскать с министерства экономического развития Ставропольского края в пользу ФИО2 за время вынужденного прогула денежные средства, за период с 19.07.2019 исходя из расчета среднемесячного заработка 28 802,31 рублей в месяц по день восстановления в должности в размере 317791, 41 рублей.

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: