ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-216/19 от 30.06.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-216/2019 Председательствующий Зайцев С.Я.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-1817/2020

г. Брянск 30 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

Петраковой Н.П.,

судей

Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,

при секретаре

Ласой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Жулькова Д.Ю. на решение Суражского районного суда Брянской области от 5 апреля 2019 года по исковому заявлению заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., выслушав объяснения помощника военного прокурора Брянского гарнизона Марьина И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что по результатам проведенной прокуратурой Брянского гарнизона проверки исполнения законодательства о защите государственной собственности установлено, что военный комиссариат Суражского района Брянской области занимает и использует для своей деятельности следующие объекты: призывной пункт, призывной пункт, площадью <данные изъяты> гараж, площадью <данные изъяты> пункт управления, площадью <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>,
<адрес>. Указанные объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, в нарушение положений пункта 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне», ст. ст. 210, 309, 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права собственности в отношении указанных объектов недвижимости, состоящих на балансе учреждения, не осуществлена.

Истец просил суд обязать ответчиков в срок до 30 декабря 2019 года зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество: призывной пункт, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , гараж, площадью <данные изъяты>., кадастровый , пункт управления, площадью <данные изъяты> кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>.

Решением Суражского районного суда Брянской области от 5 апреля 2019 года исковые требования заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации удовлетворены.

Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в срок до 30 декабря
2019 года зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество: призывной пункт, площадью <данные изъяты> кадастровый , гараж, площадью <данные изъяты> кадастровый , пункт управления, площадью <данные изъяты>., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Жульков Д.Ю. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что судом не установлен факт нарушения либо угрозы нарушения интересов Российской Федерации со стороны ответчиков. Государственная регистрация права собственности в силу не является обязательной и носит исключительно заявительный характер. Считает, что прокурор не правомочен на подачу данного иска, поскольку такие полномочия принадлежат собственнику имущества - Министерству обороны Российской Федерации. Прокурор и суд соединили в одном лице материального истца и ответчика – орган исполнительной власти Министерство обороны Российской Федерации. Считает, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку реализацию полномочий по управлению имуществом осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России через свои территориальные управления. Кроме того, в настоящее время проводятся мероприятия по регистрации права, в связи с чем, выводы суда об уклонении ответчика от такой регистрации несостоятельны.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Брянского гарнизона Колесников А.Ю. просит суд оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора Брянского гарнизона, действующий на основании доверенности, Марьин И.Г. заявил об отказе от исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество. Просил производство по делу в указанной части иска прекратить. В остальной части решение Суражского районного суда Брянской области от 5 апреля 2019 года считал законным и не подлежащим отмене.

От представителя Министерства обороны Российской Федерации Костырко И.И. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства обороны Российской Федерации. В ходатайстве выражена просьба об отмене решения суда и принятии нового об отказе в иске к Министерству обороны Российской Федерации.

Управление Росреестра по Брянской области также ходатайствует о рассмотрении дела без участия его представителя.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель ответчика Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц военного комиссариата Брянской области. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности в части принятия мер для оформления правоустанавливающих документов на призывной пункт, площадью <данные изъяты> кадастровый ; гараж, площадью <данные изъяты>., кадастровый ; пункт управления, площадью <данные изъяты> кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие Российской Федерации и используемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 октября 2017 года № 2866 указанные объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России.

Право собственности на указанные объекты недвижимости в ЕГРН не зарегистрировано.

Удовлетворяя исковые требования заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие мер по оформлению права собственности на спорные объекты недвижимости является грубым нарушением действующего законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку каждый объект недвижимости, используемый в интересах Российской Федерации подлежит государственной регистрации.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из содержания искового заявления, обращение с настоящим иском в суд вызвано тем, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, в нарушение действующего законодательства не производит государственную регистрацию прав собственности в едином государственном реестре на здания, используемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая
1996 года № 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно требованиям Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
«О совершенствовании учета федерального имущества» от 16 июля 2007 года № 447, объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации недвижимое федеральное имущество (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

В то же время, в ходе проверки военной прокуратуры Брянского гарнизона установлено, что призывной пункт, площадью <данные изъяты> гараж, площадью <данные изъяты> пункт управления, площадью <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>,
<адрес>, принадлежащие Российской Федерации и используемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Брянской области и ее архиве не значится, сведения о регистрации прав в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» от 29 декабря 2008 года
№ 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации, согласно законодательству, является представителем собственника, а в настоящем дела – материальным истцом.

В суде апелляционной инстанции помощник военного прокурора Брянского гарнизона, действующий на основании доверенности Марьин И.Г. заявил об отказе от исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 1 ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 указанного Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (часть 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Письменное заявление помощника военного прокурора Брянского гарнизона Марьина И.Г. об отказе от исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации поступило в суд апелляционной инстанции своевременно, до вынесения апелляционного определения, в пределах предоставленных ему полномочий.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от заявленных исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

В связи с отказом военного прокурора Брянского гарнизона от иска к Министерству обороны Российской Федерации решение суда первой инстанции в части требований к указанному ответчику подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

В то же время Министерство обороны Российской Федерации управляет имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации через подведомственные ему органы, в том числе Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Департамент имущественных отношений Минобороны России и соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 110, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России.

В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных отношений Минобороны России заложено обеспечение качественного учета и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнении задач Министерством обороны Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:

- передача в оперативное управлении государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;

- передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;

- передача объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.

Как следует из приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 октября 2017 года № 2866 недвижимое имущество: призывной пункт, площадью <данные изъяты> гараж, площадью
<данные изъяты> пункт управления, площадью <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>, закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Министром обороны Российской Федерации утвержден Устав ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России. Согласно п. 19, 20 Устава целями и задачами ЦТУИО являются, в том числе, осуществление действий по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущества Вооруженных Сил РФ, получение кадастровых паспортов и иных документов, осуществление действий по внесению в реестр федерального имущества движимого и недвижимого имущества закрепленного собственником за Учреждением.

Имущество ЦТУИО формируется за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или предоставления ему в безвозмездное пользование собственником имущества, объектов недвижимости, предоставленных Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и т.д.

В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Названным выше приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 октября 2017 года № 2866 начальнику ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» приказано обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления имущества согласно Приложению, в котором указаны спорные объекты.

В нарушение указанных выше требований закона ответственными должностными лицами ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» должные меры к регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на федеральное имущество, закрепленное за военным комиссариатом, не приняты, сведения в реестр федерального имущества не внесены. В результате бездействия должностных лиц созданы предпосылки к незаконному отчуждению и утрате федерального имущества.

Налицо нарушение интересов собственника - Российской Федерации получившей объекты недвижимости для нужд обороны и безопасности.

Изложенное свидетельствуют о необходимости создания надежных барьеров, которые, с одной стороны, серьезно затрудняли бы нецелевое и необоснованное завладение федеральным имуществом, а с другой - предоставляли бы соответствующим органам военного управления возможность своевременной, полной и быстрой процедуры регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на федеральное имущество.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о возложении на ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст. 326.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ представителя военного прокурора Брянского гарнизона от иска к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Решение Суражского районного суда Брянской области от 05 апреля 2019 года в части исковых требований заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество отменить, производство по делу в данной части прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение Суражского районного суда Брянской области от 05 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Жулькова Д.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Петракова

Судьи областного суда О.Н. Денисюк

С.В. Катасонова