ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2176/20 от 21.12.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Дианкина А.В. УИД: 16RS0040-01-2020-005292-03

Дело №2-2176/2020

Дело № 33-17213/2020

Учет № 045г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,

при секретаре Галиевой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Яковлевой Э.Р., Яковлева А.В., Шарафутдинова Р.Р. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении иска Яковлевой Эльверы Ринатовны, Яковлева Алексея Владимировича, Шарафутдинова Рифата Ринатовича к Государственному бюджетному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом», Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании расчета отпускных неправильным, возложении обязанности включить суммы выплат по Указу Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года в расчет среднего заработка для выплаты отпускных, установить каким структурным подразделением выплаты по Указу Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года признаны разовыми и не подлежащими включению в расчет отпускных.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истцов Яковлевой Э.Р., Яковлева А.В., Шарафутдинова Р.Р. в поддержку жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Яковлева Э.Р., Яковлев А.В., Шарафутдинов Р.Р. обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом», Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании расчета отпускных неправильным, возложении обязанности включить суммы выплат по Указу Президента № 597 от 7 мая 2012 года в сумме 70081 руб. 47 коп. в расчет отпускных за 2020 год, сделать перерасчет отпускных, установить каким структурным подразделением выплаты по Указу Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года признаны разовыми и не подлежащими включению в расчет отпускных.

В обоснование иска указано, что истцы работают педагогами в Государственном бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом». В 2018 году им были сделаны первые выплаты по Указу Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года, которые вошли в начисление отпускных 2019 года. Позже выяснилось, что эти денежные средства необходимо вернуть в фонд заработной платы. Для разъяснения сложившейся ситуации 23 октября 2019 года Яковлева Э.Р. обратилась к работодателю Рахматуллину Д.К., после чего администрацией сделан запрос в Министерство образования и науки РТ. Затем последовало обращение в Территориальную профсоюзную организацию работников образования Зеленодольского муниципального района РТ и Прокуратуру РТ. Исходя из ответа Министерства образования и науки РТ, единовременные премиальные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда работников образовательных организаций. С такой позицией Министерства образования и науки РТ истцы не согласны, полагают, что при расчёте размера среднего заработка должны учитываться выплаты по Указу Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года, которым предусмотрено увеличение реальной заработной платы до средней по региону и повышение в системе оплаты труда. В связи с чем, полагают, что сумма отпускных подлежит перерасчету с учетом включения в средний заработок премий по Указу Президента № 597 от 7 мая 2012 года.

В судебном заседании истец Яковлева Э.Р., которая также представляет интересы истцов Яковлева А.В. и Шарафутдинова Р.Р. на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в иске.

Представители ответчика Государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» - Рахматуллин Д.К. и Бурганова Г.Д., решение по делу оставили на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства образования и науки РТ в суд не явился, представил отзыв, в котором просил признать Министерство образования и науки РТ ненадлежащим ответчиком по делу и рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе истцы Яковлева Э.Р., Яковлев А.В., Шарафутдинов Р.Р. просят отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении иска, указывая, что во исполнение Указа Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года Правительством РФ была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р. В приложении № 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ. «Дорожная карта» - это план мероприятий для поэтапного повышения системы оплаты труда во исполнении Указа Президента, который должен был быть выполнен к 2018 году. В связи с вышеизложенным не включение до сегодняшнего дня этих выплат в систему оплаты труда в расчёт среднего заработка, не внесение изменений в трудовые договоры в части оплаты являются грубым нарушением конституционных прав истцов и умышленным занижением их прямого дохода. Кроме заработной платы, других доходов в этой организации у истцов нет.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Яковлева Э.Р., Яковлев А.В. и Шарафутдинов Р.Р. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика Министерства образования и науки РТ в суд апелляционной инстанции не явился, представил отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что решение суда является законным и обоснованным.

Представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» в суд апелляционной инстанции не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 139 ТК РФ и пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, при исчислении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат, в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения от 24 декабря 2007).

Согласно пункту 1.4 Положения, заработная плата (оплата труда) работников профессиональных квалификационных групп должностей работников государственных образовательных организаций Республики Татарстан (далее - работников образования) определяется исходя из: окладов (должностных окладов), ставок заработной платы; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера включают в себя: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж работы по профилю; выплаты за квалификационную категорию; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные и иные поощрительные выплаты. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы подразделяются на: выплаты за специфику образовательной программы; выплаты за управление структурным подразделением; выплаты за наличие почетных званий, государственных наград; выплаты за сложность и напряженность работы.

К выплатам компенсационного характера в организациях относятся: выплаты специалистам за работу в сельской местности; выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

Согласно Уставу Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» является некоммерческой организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создается Республикой Татарстан для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Татарстан по содержанию, воспитанию, образованию, защите и представительству прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных (устроенных) в детский дом под надзор на основании соответствующего акта органа опеки и попечительства.

Главой 6 Устава предусмотрено, что работникам детского дома устанавливаются ставки заработной платы (должностные оклады) в соответствии с нормативными и инструктивными документами по оплате труда работников образования.

Кроме того, каждый работник имеет право на получение установленных (в пределах средств, предусмотренных на оплату труда) в детском доме надбавок, а также выплат стимулирующего характера согласно Положению об оплате труда в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Согласно Положению об условиях оплаты труда, действующему в Государственном бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом», премиальные и иные поощрительные выплаты устанавливаются работникам профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и общеотраслевых должностей руководителей, специалистов, служащих и работников, относимых к основному персоналу единовременно или ежеквартально. Размеры, порядок и условия премирования устанавливаются Положением учреждения образования. Размер фонда оплаты труда, предусмотренного на премиальные выплаты работникам профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих и работников, относимых к основному персоналу, составляет не менее 2 процентов от фонда оплаты труда, предусмотренного на выплату окладов (ставок заработной платы, должностных окладов) и иных выплат стимулирующего характера.

Из материалов дела следует, что <дата> года между Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» и Яковлевой Э.Р. заключен трудовой договор, по условиям которого Яковлева Э.Р. была принята на работу социальным (работником) педагогом (Т. 1 л.д.63-66).

<дата> года между Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» и Яковлевой Э.Р. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого Яковлевой Э.Р. установлен должностной оклад в размере 11 447 руб., выплаты компенсационного характера (за работу в детских домах 42 %, сельские НСОТ 25 %, аттестация рабочих мест 4 %), выплаты стимулирующего характера (за осуществление деятельности на должности логопеда-учителя 39 %, за стаж работы 6,5 %, за наличие высшей квалификационной категории 10 %, премиальные выплаты 2 % (Т. 1 л.д.210-211).

<дата> года между Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» и Яковлевым А.В. заключен трудовой договор, по условиям которого Яковлев А.В. принят на работу педагогом дополнительного образования (Т. 1 л.д.69-72).

<дата> года между Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нурлатский детский дом» и Яковлевым А.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому Яковлеву А.В. установлен должностной оклад в размере 17 120 руб., выплаты компенсационного характера (за работу в детских домах 42 %, сельские НСОТ 25 %, аттестация рабочих мест 4 %), выплаты стимулирующего характера (за осуществление деятельности в должности педагога дополнительного образования в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 39 %, за стаж работы 6,5 %, за наличие высшей квалификационной категории 10 %, премиальные выплаты в размере 2%) (Т. 1 л.д.135-136).

<дата> года между Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» и Шарафутдиновым Р.Р. заключен трудовой договор, по условиям которого Шарафутдинов Р.Р. принят на работу педагогом дополнительного образования (Т. 1 л.д.76-79).

<дата> года между Государственным бюджетным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом» и Шарафутдиновым Р.Р. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому Шарафутдинову Р.Р. установлен должностной оклад в размере 9 404 руб., выплаты компенсационного характера (за работу в детских домах 42 %, сельские НСОТ 25 %, аттестация рабочих мест 4 %), выплаты стимулирующего характера (за осуществление деятельности в должности педагога дополнительного образования в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 39 %, за стаж работы 6,5 %, премиальные выплаты 2 %) (Т. 1 л.д.208-209).

В декабре 2018 года помимо стимулирующих выплат, указанных в дополнительных соглашениях к трудовым договорам, каждому из истцов производилась выплата, поименованная в расчетных карточках как суммовая доплата, предусмотренная Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 (Т. 1 л.д. 104, 110).

Указывая, что вышеуказанная выплата должна учитываться при расчете средней заработной платы для начисления отпускных, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия соглашается с выводом городского суда, как соответствующим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что не включение этих выплат в систему оплаты груда в расчёт среднего заработка, не внесение изменений в трудовые договора в части оплаты являются грубым нарушением прав истцов, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации постановлено обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе (пп. «а» п.1).

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 Правительством РФ была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 3 2190-р. В приложении № 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в «дорожных картах» по мере реализации Программы.

Положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Соответственно, «дорожная карта» представляет собой план мероприятий, направленных на улучшение эффективности профессиональной деятельности, который предусматривает утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников. Осуществляемые во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 выплаты, не являются частью ежемесячной заработной платы, не предусмотрены положением об оплате труда ответчика и не могут выплачиваться ежемесячно в одинаковом размере и в обязательном порядке. Сами истцы подтвердили, что эти выплаты производились два раза в 2018 году.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выплаты, произведенные истцам в 2018 году, не входят в систему денежного содержания, применяемую в Государственном бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нурлатский детский дом», в связи с чем, не подлежат включению в расчет среднего месячного заработка для исчисления отпускных.

Также обоснованно отказано в удовлетворении иска в части установления структурного подразделения, которым указанные выплаты признаны разовыми и не подлежащими учету при расчете отпускных.

Мотивы, по которым суд пришел к постановленным выводам, изложены в решении суда в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ и в дополнительной правовой аргументации не нуждаются.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, в жалобе истцы выражают несогласие с оценкой суда обстоятельств по делу и представленных по делу доказательств, судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке доказательств по доводам жалобы, в связи с чем, изложенные доводы не могут быть положены в основу отмены правильного судебного постановления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства, оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 сентября 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой Э.Р., Яковлева А.В., Шарафутдинова Р.Р. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи