ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-217/19 от 24.10.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-217/2019 (33-3912/2019) Судья Ракитский Н.В.2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,

судей Гудковой М.В., Голубевой О.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Лыбиной И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

24 октября 2019 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционному представлению Осташковского межрайонного прокурора

на решение Осташковского городского суда Тверской области

от 19 июня 2019 года, которым, с учетом определения об исправлении описки от 16 июля 2019 года, постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Осташковского межрайонного прокурора к ГБПОУ «Осташковский колледж» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму отказать».

и на дополнительное решение Осташковского городского суда Тверской области от 16 июля 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Осташковского межрайонного прокурора к ГБПОУ «Осташковский колледж», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерству образования Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму отказать».

Судебная коллегия

установила:

Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском о возложении обязанности на ГБПОУ «Осташковский колледж» оборудовать каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» здания учреждения, расположенные по адресу: <адрес>,
<адрес>.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Осташковский колледж» Осташковской межрайонной прокуратурой установлено, что в зданиях учреждения, расположенных по адресу:
<адрес> отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». В то же время между Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Осташковский колледж» и ООО <данные изъяты> заключен контракт на оказание охранных услуг при помощи технических средств экипажами мобильных групп.

Предпринятые ответчиком меры наличие договорных отношений с ООО <данные изъяты> оказание услуг по охране объектов, направленные на достижение безопасности и антитеррористической защищенности учреждения, не влекут освобождения ответчика от выполнения иных требований к безопасности образовательного учреждения. Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ
от 29 декабря 2011 года №635/10, предусматривается, что канал передачи сообщений должен устанавливаться с подразделениями вневедомственной охраны полиции или с центром «Службы 112», тогда как принятые меры безопасности в учреждении обеспечиваются частной охранной организацией. Отсутствие канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников учреждения и других лиц. Оборудование зданий образовательного учреждения каналом передачи сообщений в подразделение вневедомственной охраны или в центр «Службы 112» не обязывает ответчика заключить договор на охрану с вневедомственной охраной полиции. Установление канала передачи тревожных сообщений во вневедомственную охрану не предполагает обязательного заключения комплексного договора на охрану учреждения и не является основанием для расторжения договора на охрану с частным охранным предприятием.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес руководителя внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, в удовлетворении которого отказано.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерство образования Тверской области.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Тверской области ФИО1 исковы требования поддержал по обстоятельствам, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика ГБПОУ «Осташковский колледж»
Пушкина Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что прокурор ссылается на представление об устранении нарушения, вынесенное в адрес колледжа ДД.ММ.ГГГГ. Однако, «система 112» в Осташковском городском округе в то время еще не существовала, а введена в эксплуатацию только ДД.ММ.ГГГГ. Образовательные учреждения не входят в перечень экстренных оперативных служб, с которыми «Система 112» обеспечивает информационное взаимодействие по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в ГБПОУ «Осташковский колледж» реализуются различные мероприятия и используются разнообразные средства, направленные на противодействие терроризму и обеспечение безопасных условий в ходе осуществления образовательного процесса.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) помещения ГБПОУ «Осташковский колледж» оборудованы круглосуточным постом пропускного режима. Объекты оборудованы тревожной кнопкой и оснащены устойчивой и бесперебойной связью; колледж взаимодействует по вопросам противодействия терроризму и экстремизму с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Тверским управлением ФСБ, что отражено в Паспорте безопасности колледжа, согласованного с руководителями всех вышеуказанных силовых структур. Для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности между ГБПОУ «Осташковский колледж» и <данные изъяты> заключен контракт на техническое обслуживание систем тревожной сигнализации
от ДД.ММ.ГГГГ. В случае происшествий, в соответствии с договором на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по вызову выезжает тревожная группа <данные изъяты> имеющего лицензию на осуществление частной охранной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного, колледж просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве исковые требования не признал, пояснил, что истец должен обозначить круг лиц, которые, по его мнению, нарушают либо оспаривают его права, и предоставить доказательства и обоснования нарушения либо оспаривания его прав указанными лицами. Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Представитель ответчика Министерство образования Тверской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве исковые требования не признал, пояснил, что считает Министерство образования Тверской области ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку колледж является государственным бюджетным учреждением, которое в соответствии с законодательством отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Кроме того, исковые требования не связанны с возмещением вреда, причиненного физическому или юридическому лицу.

Судом постановлено указанное выше решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора к ГБПОУ «Осташковский колледж».

ДД.ММ.ГГГГ судом постановлено на дополнительное решение, которым прокурору отказано в иске ГБПОУ «Осташковский колледж», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерству образования Тверской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исправлены описки в решении суда.

В апелляционном представлении Осташковский межрайонный прокурор просит решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование требований указано, что то обстоятельство, что ответчиком заключен договор на обслуживание систем тревожной сигнализации с <данные изъяты>», не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку указанная организация не имеет вывода канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или в ситуационные центры «Службы 112».

Суд по своей инициативе в качестве соответчиков по делу привлек Министерство имущественных отношений Тверской области и Министерство образования Тверской области. При этом исковые требования прокурора не затрагивают права и обязанности привлеченных в качестве соответчиков лиц.

Суд необоснованно ссылается на перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года
№ 328-р.

Обязанность образовательного учреждения установить канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» вытекает из действующего законодательства.

Из пункту 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, в указанный Перечень включен Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», в том числе раздел 6 (включая п. 6.48). Выполнение требований п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 является для ответчиков обязательным.

В исковом заявлении не ставится вопрос о переустройстве либо перепланировке самих зданий учреждения. В силу требований закона учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

С учетом того, что ответчиками заключены и фактически исполняются договоры на оказание охранных услуг, предусматривающие использование тревожных кнопок с выводом сигнала на средства связи охранной организации, у ответчиков имеется техническая возможность для выполнения требований п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 без проведения реконструкции или капитального ремонта зданий соответствующих образовательных учреждений.

Ответчиком не приняты необходимые меры, направленные на противодействие терроризму и обеспечение безопасных условий, взаимодействие с уполномоченными органами.

Принятие учреждением комплекса иных мер, направленных на противодействие проявлениям терроризма и минимизации их последствий, не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению зданий профессионального учреждения каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», поскольку такая обязанность прямо возложена на образовательное учреждение вышеуказанными требованиями закона.

Наличие договорных отношений с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по охране объектов, направленных на достижение безопасности и антитеррористической защищенности учреждения, не влекут освобождения ответчика от выполнения иных требований к безопасности образовательного учреждения. Отсутствие канала передачи тревожных сообщений в подразделения Росгвардии отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников учреждения и других лиц.

На территории города Осташкова по месту нахождения образовательного учреждения имеется пульт централизованного наблюдения, предназначенный для получения тревожных сообщений, а так же дислоцируются группы задержания ОВО по Осташковскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области». Сведения о месте нахождения территориального органа содержатся в информации ОВО по Осташковскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области» от ДД.ММ.ГГГГ. Данная информация приобщена прокурором к материалам дела.

В дополнении к апелляционному представлению Осташковский межрайонный прокурор указывает, что в настоящее время законодателем прямо предусмотрена обязанность образовательного учреждения любой категории опасности по оснащению объектов системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

От ответчиков ГБПОУ «Осташковский колледж», Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства образования Тверской области поступили возражения на апелляционное представление и дополнение к апелляционному представлению, в которых критикуются доводы представления и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, представления – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, уведомленные в соответствии с требованиями статей 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив дело, исследовав дополнительно поступившие документы, принятые судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств, в связи с неустановлением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежим отмене в части отказа в удовлетворении требований, предъявленных прокурором к ГБПОУ «Осташковский колледж» с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении исковых требований.

Исходя из принципа диспозитивности, при рассмотрении дела по существу, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении
(часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями Федеральных законов
от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и исходил из того, что образовательные учреждения не входят в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, требования прокурора являются неисполнимыми, поскольку система 112 в отношении образовательных учреждений не функционирует, ответчиком ГБПОУ «Осташковский колледж» приняты необходимые меры антитеррористической защищенности, прокурором не представлено доказательств недостаточности мер антитеррористической защищенности учреждений.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, послужившими основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора к ГБПОУ «Осташковский колледж».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Осташковский колледж» Осташковской межрайонной прокуратурой установлено, что в зданиях учреждения, расположенных по адресу: <адрес> отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В здании Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Осташковский колледж» предусмотрены кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт <данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ между ГБПОУ «Осташковский колледж» и <данные изъяты>» заключен контракт на техническое обслуживание систем тревожной сигнализации от ДД.ММ.ГГГГ.

В случае происшествий, в соответствии с договором на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по вызову в колледж выезжает тревожная группа <данные изъяты> имеющего лицензию на осуществление частной охранной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>» обеспечивает охрану объекта, эксплуатационное обслуживание смонтированных на объекте технических средств охраны, с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию - выезд группы оперативного реагирования, организует и обеспечивает охрану жизни, здоровья обучающихся и сотрудников, охрану объектов и имущества с помощью охранной сигнализации экипажами мобильной группы, экипированной спецсредствами, а также обслуживание технических средств охраны объектов образования.

Установив, что в колледже отсутствуют каналы тревожный сообщений, прокурор внес представление, которое оставлено без удовлетворения, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском, в ходе рассмотрения которого установлено, что как момент проведения прокурором проверки, так и на момент рассмотрения дела судом в ГБПОУ «Осташковский колледж» отсутствуют каналы передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

<данные изъяты>», с которой заключен договор на обслуживание систем тревожной сигнализации, согласно информации ОВО по Осташковскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области» от ДД.ММ.ГГГГ вывода канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или в ситуационные центры «Службы 112» не имеет.

Установив указанные обстоятельства, суд, тем не менее, отказал в удовлетворении требований прокурора, признав, что ГБПОУ «Осташковский колледж» предприняты необходимые меры, направленные на противодействие терроризму и обеспечение безопасных условий, а именно помещения ГБПОУ «Осташковский колледж» оборудованы круглосуточным постом пропускного режима, объекты оборудованы тревожной кнопкой и оснащены устойчивой и бесперебойной связью; колледж взаимодействует по вопросам противодействия терроризму и экстремизму с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Тверским управлением ФСБ, что отражено в Паспорте безопасности колледжа, согласованного с руководителями вышеуказанных ведомств, заключен контракт между ГБПОУ «Осташковский колледж» и <данные изъяты>» на техническое обслуживание систем тревожной сигнализации, в связи с чем установка в зданиях ГБПОУ «Осташковский колледж» каналов передачи тревожных сообщений в условиях невозможности оперативного реагирования на данные сообщения оперативных групп компетентных органов не отвечает целям создания более безопасных условий для обучающихся, чем принятые в данных образовательных учреждениях меры по созданию безопасных условий.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции не учел, что принятие мер по противодействию терроризму, которые прокурор просил обязать совершить ответчика, является обязательным и применением этих мер обеспечивается противодействие терроризму.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, сред прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от
06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и статьей 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона
от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации: 1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; 4) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса); 5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.

Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В статье 13 указанной Концепции предусмотрено, что предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: а) создание системы противодействия идеологии терроризма; б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

В силу пункта «з» статьи 15 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение задач разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно статье 20 Концепции при осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.

В числе основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма статья 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу положений пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья, благополучия обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанных Требований, действовавших на момент принятия судом решения, настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).

В пункте 2 Требований предусмотрено, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 указанных Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Подпунктами «д» и «и» пункта 22 указанных Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); и) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В пункте 26 Требований установлено, что инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно статьям 6, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона. В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с пунктом 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция
СНиП 31-09-2009, утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Из указанных норм права следует безусловная обязанность образовательных учреждений в целях антитеррористической защищенности лиц, находящихся в учреждении, обеспечить в образовательных учреждениях наличие канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Отсутствие такого канала передачи может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, а также ущерб имуществу.

Доводы ответчика о том, что положения Свода правил
СП 118.13330.2012 носят рекомендательный характер, распространяются лишь на вновь строящиеся здания и реконструируемые здания, а действующее законодательство не предусматривает обязанности оборудовать учреждение каналом передачи тревожных сообщений управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России или в ситуационные центры «Службы 112», основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, пункт 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 6) прямо предусматривает, что национальные стандарты и своды правил, подлежащие применению на обязательной основе, должны содержать минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и процессов их проектирования, строительства, монтажа, наладки и эксплуатации.

Пункт 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 находится в
разделе 6 «Обеспечение надежности и безопасности зданий» (подраздел «Мероприятия по защите зданий и посетителей») этого нормативного документа и устанавливает (по существу содержащихся в нем положений) требования к эксплуатации зданий образовательных учреждений, выполнение которых не связано со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом таких зданий. Следовательно, несмотря на то, что основной областью применения упомянутого Свода правил является проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, эксплуатационные требования этого Свода правил, признанные обязательными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, должны выполняться в силу прямого указания статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и в отношении построенных, введенных в эксплуатацию и эксплуатируемых, зданий.

Создание зданий, в которых функционирует образовательной учреждение, до принятия указанных нормативных актов, не может являться основанием к освобождения ответчика от выполнения законодательно установленных требований к антитеррористической защищенности объекта, в котором располагается образовательное учреждение.

Из приведенных выше норм следует, что они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

Поэтому выполнение требований п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 для ГБПОУ «Осташковский колледж» является обязательным.

Отсутствие реконструкции или капитального ремонта здания образовательного учреждения не свидетельствует об отсутствии необходимости приведения здания данного учреждения в соответствие с указанными императивными предписаниями.

Произведенные образовательным учреждением мероприятия по заключению договора с <данные изъяты>» на охрану здания не свидетельствует о выполнении учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности и не освобождают ответчика от обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационный центры «Службы 112», поскольку данная обязанность предусмотрена положениями пункта 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009.

Несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», будет угрожать жизни и здоровью как учащихся ГБПОУ «Осташковский колледж», так и работников образовательного учреждения.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», судебная коллегия приходит к выводу о том, что оборудование в учреждении канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационный центры «Службы 112» является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие кнопки экстренного вызова не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Провозглашенный в пункте 13 статьи 2 Федерального закона
от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» такой принцип противодействия терроризму как соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности, вопреки мнению суда, в рамках заявленных прокурором требований не давал суду оснований для признания мер, которые прокурор просил суд обязать совершить ГБПОУ «Осташковский колледж», не подлежащими применению со ссылкой на достаточность предпринятых ответчиком мер по противодействию терроризму, для признания данным мер не позволяющими обеспечить дополнительную защиту прав неопределенного круга лиц, для признания их недейственными, в связи с чем не подлежащими совершению.

Указанными нормами права установлены обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, в которых располагаются образовательные учреждения, и выполнением этих мероприятий обеспечивается антитеррористическая защищенность объекта.

Невыполнение указанных обязательных мероприятий, посредством которых обеспечивается антитеррористическая безопасность зданий, в которых функционирует ГБПОУ «Осташковский колледж», не позволяет сделать вывод об обеспечении ответчиком антитеррористической безопасность объекта, а соответственно, свидетельствует о нарушении ответчиком прав неопределенного круга лиц на жизнь, на безопасные условия жизни.

Возможность реализации указанных мер на территории, на которой осуществляет свою деятельность ГБПОУ «Осташковский колледж», имеется.

В целях исследования обстоятельств, касающихся возможности устройства канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационный центры «Службы 112», прокурору было предложено представить сведения о наличии на территории города Осташков подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, ситуационных центров «Службы 112», в которые могли бы быть переданы тревожные сообщения из ГБПОУ «Осташковский колледж».

Дополнительные доказательства поступили, приняты судом апелляционной инстанции, исследованы, и дают основание сделать вывод о наличии в городе Осташков органов вневедомственной охраны, центра «Службы 112», которые могут принять тревожные сообщения по соответствующим каналам.

Согласно представленным сведениям пульт централизованного наблюдения, предназначенный для получения тревожных сообщений и группа задержания ОВО по Осташковскому району – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области» расположен на территории муниципального образования Тверской области «Осташковский район», а именно по адресу <адрес>.

На территории Тверской области действует единый центр обработки вызовов Системы – 112, расположенный по адресу <адрес>. в рамках функционирования данной системы в ЕДДС Осташковского городского округа развернуто рабочее место данной системы, где оператором обрабатываются входящие вызовы, переадресованные из ЦОВ-112, относящиеся к происшествиям, ЧП и ЧС произошедшим в границах округа.

В Осташковском районе Тверской области система - 112 введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и действует на следующих объектах: ЕДДС Осташковского городского округа, ЕДДС-01, ЕДДС-02, ЕДДС-03.

Доводы суда о принятии ответчиком необходимых мер, направленных на противодействие терроризму и обеспечение безопасных условий, взаимодействие с уполномоченными органами, отражение указанных мероприятий в паспорте безопасности несостоятельны.

Принятие учреждением комплекса иных мер, направленных на противодействие проявлениям терроризма и минимизации их последствий, не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению зданий профессионального учреждения каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», поскольку такая обязанность прямо возложена на образовательное учреждение вышеуказанными требованиями закона.

Наличие договорных отношений с ООО <данные изъяты>» на оказание услуг по охране объектов, направленных на достижение безопасности и антитеррористической защищенности учреждения, не влекут освобождения ответчика от выполнения иных требований к безопасности образовательного учреждения. Пунктом 6.48 Свода правил предусматривается, что канал передачи сообщений должен устанавливаться с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или с центром «Службы 112», тогда как принятые меры безопасности в учреждении обеспечивается частной охранной организацией. Отсутствие канала передачи тревожных сообщений в подразделения Росгвардии отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников учреждения и других лиц.

С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора не имелось.

Отсутствие в ГБПОУ «Осташковский колледж» указанного канала передачи тревожных сообщений, позиция ответчика об отсутствии у него обязанности оборудовать учреждение каналом передачи тревожных сообщений, свидетельствуют о нарушении ответчиком требований закона о противодействии терроризму, о нарушении прав неопределенного круг лиц.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что ответчиком ГБПОУ «Осташковский колледж» не приняты меры безопасности, о которых просит прокурор, доказательств принятых этих мер антитеррористической защищенности учреждения ответчиком не представлено, судебная коллегия полагает решение суда от 19 июня 2019 года с учетом дополнительного решения суда от 16 июля 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к ГБПОУ «Осташковский колледж» подлежащим отмене, с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении заявленных к ГБПОУ «Осташковский колледж» требований о возложении на ГБПОУ «Осташковский колледж» обязанности оборудовать здания учреждения, расположенные по адресу: <адрес> каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Определяя срок выполнения ответчиком указанной обязанности, судебная коллегия полагает с учетом проведения необходимых мероприятий по оборудованию, обеспечению финансирования данных мероприятий предоставить срок для выполнения возложенной решением суда обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для отмены решения суда с учетом дополнительного решения в части отказа в удовлетворении требований прокурора к привлеченным к участию в деле по инициативе суда ответчикам Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерству образования Тверской области, судебная коллегия не усматривает.

На нарушение прав неопределенного круга лиц бездействием указанных ответчиков, осуществляющих полномочия учредителя и собственника имущества ГБПОУ «Осташковский колледж», прокурор не ссылался и доказательств в подтверждение данных обстоятельств не представлял.

ГБПОУ «Осташковский колледж» на отсутствие у него возможности оборудовать здания учреждения, расположенные по адресу: <адрес> каналом передачи тревожных сообщений без привлечения учредителя и собственника, не ссылался.

Согласно Уставу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Осташковский колледж» организационно-правовая форма Учреждения - государственное бюджетное учреждение, учредителем Учреждения является Тверская область, от имени которой полномочия осуществляет Правительство Тверской области, Министерство образования Тверской области (Учредитель), Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (собственник имущества Учреждения) в рамках предоставленных полномочий.

В силу раздела 8 Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, является среди прочего, является имущество, приобретенное за счет финансирования средств учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности.

ГБПОУ «Осташковский колледж» вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (11.2.3 Устава). Таким образом, Учреждение как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму государственное бюджетное учреждение, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований к ответчикам Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству образования Тверской области, не имеется.

Доводы представленных ответчиками на апелляционное представление возражений, направленные на иное толкование норм материального права и обстоятельств дела, с учетом приведенных выше обстоятельств на могут быть приняты во внимание и не дают оснований согласиться с постановленным решением в части отказа в удовлетворении требований прокурора к ГБПОУ «Осташковский колледж».

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского городского суда Тверской области от 19 июня 2019 года с учетом дополнительного решения суда от 16 июля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Осташковского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ГБПОУ «Осташковский колледж», принять в этой части новое решение, которым исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ГБПОУ «Осташковский колледж» удовлетворить.

Обязать ГБПОУ «Осташковский колледж» в срок до 01 сентября 2020 года оборудовать здания учреждения, расположенные по адресу: <адрес> каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В остальной части решение Осташковского городского суда Тверской области от 19 июня 2019 года с учетом дополнительного решения суда от 16 июля 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий: В.В. Цветков

Судьи: М.В. Гудкова

О.Ю. Голубева