ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2183/19 от 30.01.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Кочага Б.Ш-К. Дело №2-2183/2019 (№ 33-38/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 30 января 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Бады-Сагаана А.В.,

судей Болат-оол А.В., Кандана А.А.,

при секретаре Оюн С-С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Тырычева Р.С. к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка и по встречному исковому заявлению Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** к Тырычеву Р.С. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве на объект недвижимости, снятии жилого дома с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛА:

Тырычев Р.С. обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, указывая на то, что по договору о предоставлении земельного участка в субаренду от 11 июля 2017 г. , заключенному между ним и обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройСервис» (далее – ООО «ЭнергоСтройСервис»), ему представлен в субаренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: **, с разрешенным использованием «под комплексное освоение в целях жилищного строительства», общей площадью ** кв.м. 11 августа 2017 г. мэрией ** выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке, на основании которого он построил на земельном участке жилой дом и произвел государственную регистрацию права собственности на дом. 28 января 2019 г. Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** отказал в удовлетворении его заявления о предоставлении земельного участка в собственность, указав, что для заключения договора купли-продажи земельного участка необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка с «под комплексное освоение в целях жилищного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства». Считает отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, поскольку он является собственником жилого дома, расположенного на указанном земельном участке. Использование жилого дома и земельного участка не опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, дом построен на основании разрешения уполномоченного органа. Просил обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Кызыского городского суда Республики Тыва от 4 апреля 2019 г. иск Тырычева Р.С. удовлетворен. На Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** возложена обязанность заключить с Тырычевым Р.С. договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: **, в установленном законом порядке.

Представитель Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии **О. с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что по данным карты градостроительного зонирования, утвержденного решением Хурала представителей ** от 27 ноября 2012 г. «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа «**», спорный земельный участок расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1). Истец не обращался в Департамент с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка путем приведения в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом, либо об изменении вида территориальной зоны на зону застройки индивидуальными жилыми домами. Ввиду несоответствия территориальной зоны постановлением мэрии ** от 21 февраля 2018 г. ранее выданное истцу разрешение на строительство отменено. Жилой дом, построенный на территории зоны делового, общественного и коммерческого назначения, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства, является самовольной постройкой. По договору аренды от 19 февраля 2018 г. земельный участок с кадастровым номером , после раздела которого образовался земельный участок с кадастровым номером , передан в аренду ООО «ЭнергоСтройСервис» под комплексное освоение в целях жилищного строительства.

Определением от 17 декабря 2019 г. в связи с наличием оснований, предусмотренных п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам по правилам производства в суде первой инстанции.

Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** подано встречное исковое заявление к Тырычеву Р.С. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, в котором сказано, что из искового заявления Тырычева Р.С. Департамент узнал о постановке Тырычевым Р.С. на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на жилой дом без соответствующих разрешений и согласований. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 2 октября 2017 г., основаниями для регистрации права собственности истца на жилой дом явились технический план здания от 16 сентября 2017 г. и договор аренды (субаренды) от 11 июля 2017 г. . Спорный земельный участок не предназначен для индивидуального жилищного строительства. Департаментом разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и согласование проектной документации здания по указанному адресу не выдавалось. 16 декабря 2019 г. осуществлен выезд, по результатам которого установлено фактическое отсутствие на спорном земельном участке каких-либо построек; строительные работы не ведутся. Наличие зарегистрированного права собственности истца на несуществующий объект недвижимости противоречит содержанию права собственности, ограничивает возможность реализации им прав собственника земельного участка. Просит признать отсутствующим право собственности Тырычева Р.С. на жилой дом с кадастровым номером площадью ** кв.м., расположенный по адресу: **; исключить из ЕГРН запись о праве на данный объект недвижимости; снять жилой дом с кадастрового учета.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Ж. исковое заявление Тырычева Р.С. подержал, с встречным исковым заявлением Департамента не согласился и пояснил, что строительство жилого дома на участке, предоставленном под комплексное освоение территории в целях жилищного строительства, соответствует положениям ст. 46.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Истец является собственником жилого дома, расположенного на участке, и обладает исключительным правом на приватизацию участка. Учитывая отсутствие координат границ территориальных зон и соответствующих сведений в ЕГРН, довод ответчика о вхождении спорного земельного участка в зону Ж-2 является необоснованным.

Представитель ответчика О. с исковым заявлением Тырычева Р.С. не согласилась, встречное исковое заявление Департамента поддержала и пояснила, что при отсутствии генерального плана земельного участка и несоответствия проектной документации градостроительному регламенту, а именно территориальной зоне ОД-1, разрешение на строительство жилого дома получено истцом с нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в связи с чем оно отменено постановлением мэрии ** от 21.02.2018 . Департаментом отказано в предоставлении истцу земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Представитель третьего лица - ООО «ЭнергоСтройСервис» М. доводы представителя истца Ж. поддержала, с встречным исковым заявлением Департамента не согласилась.

Остальные лица, участвующее в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайства об отложении заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Из выписки ЕГРН об объекте недвижимости от 12 февраля 2019 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: **, общей площадью ** кв.м., принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - городскому округу «**», право собственности зарегистрировано 28 февраля 2014 г. за . В отношении земельного участка зарегистрировано ограничение прав (обременение) – аренда (субаренда) на срок с 19 февраля 2018 г. по 18 февраля 2021 г., арендатор - ООО «ЭнергоСтройСервис» на основании договора аренды от 19 февраля 2018 г.

В связи с тем, что суд первой инстанции не привлек ООО «ЭнергоСтройСервис» к участию в деле в качестве третьего лица и принял решение о возложении на Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** обязанности заключить с Тырычевым Р.С. договор купли-продажи спорного земельного участка, тем самым решил вопрос о правах ООО «ЭнергоСтройСервис» на этот земельный участок, в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Как следует из представленных суду доказательств, 19 февраля 2013 г. между МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений мэрии **» и ООО «ЭнергоСтройСервис» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Договор заключен на срок до 19 февраля 2018 г.

Соглашением от 20 августа 2013 г., заключенным между МКУ «Департамент земельных и имущественных отношений мэрии **» и ООО «ЭнергоСтройСервис», в договор аренды земельного участка от 19 февраля 2013 г. внесены изменения, кадастровый номер земельного участка указан как , общая площадь земельного участка - ** кв.м.

Постановлением мэрии ** от 26 декабря 2013 г. утвержден проект планировки квартала малоэтажной жилой застройки, расположенного **, с кадастровым номером земельного участка , общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

По договору от 11 июля 2017 г. арендатор - ООО «ЭнергоСтройСервис» передал Тырычеву Р.С. в субаренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: **, с разрешенным использованием «под комплексное освоение в целях жилищного строительства», общей площадью ** кв.м. Договор заключен на срок до 19 февраля 2018 г.

11 августа 2017 г. мэрия ** выдала Тырычеву Р.С. разрешение на строительство объекта капитального строительства - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ** общей площадью ** кв.м.

Из выписки из ЕГРН от 2 октября 2017 г. следует, что жилой дом по адресу: **, с кадастровым номером , год завершения строительства – 2017, принадлежит на праве собственности Тырычеву Р.С. Право собственности истца на жилой дом зарегистрировано 2 октября 2017 г. за , основаниями для регистрации права указаны технический план здания от 16 сентября 2017 г. и договор аренды (субаренды) от 11 июля 2017 г. .

18 октября 2017 г. между Тырычевым Р.С. и ООО «ЭнергоСтройСервис» заключено соглашение о расторжении договора от 11 июля 2017 г. о предоставлении земельного участка в субаренду.

Из выписок из ЕГРН от 12 февраля 2019 г. на земельный участок с кадастровым номером следует, что данный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - городскому округу «**», право собственности зарегистрировано 28 февраля 2014 г. за . Земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером (л.д. 20)

19 февраля 2018 г. между Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений и ООО «ЭнергоСтройСервис» заключен договор аренды земельного участка за , согласно которому спорный земельный участок с кадастровым номером ** передан в аренду ООО «ЭнергоСтройСервис» на срок с 19 февраля 2018 г. по 18 февраля 2021 г.

28 января 2019 г. Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** на заявление Тырычева Р.С. от 21 января 2019 г. о предоставлении спорного земельного участка в собственность дан ответ о том, что для заключения договора купли-продажи земельного участка необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка с «под комплексное освоение в целях жилищного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства», в связи с чем истцу рекомендовано обратиться в отдел архитектуры и градостроительства Департамента.

Постановлением мэрии ** от 21 февраля 2018 г. в связи с несоответствием территориальной зоны Правилам землепользования и застройки городского округа «**» ранее выданное истцу разрешение на строительство отменено.

16 декабря 2019 г. специалистами Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии **Ш., С. и К. составлен акт обследования, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером ** отсутствует объект капитального строительства, который, по сведениям ЕГРН, был поставлен на учет 2 октября 2017 г. На участке имеется только залитый бетоном фундамент, земельный участок огорожен.

Действительно, согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей, или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).

Согласно данным ЕГРН, истцу принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: **, с кадастровым номером .

Вместе с тем, земельный участок, на котором расположен жилой дом, не может быть предоставлен истцу в собственность для индивидуального жилищного строительства по следующим основаниям.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - Земельный кодекс РФ).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Решением Хурала представителей ** от 25 марта 2015 г. в Правила землепользования и застройки городского округа «**», утвержденные решением Хурала представителей ** от 27.11.2012 N 432, были внесены изменения: в карте градостроительного зонирования вид и границы части территориальных зон Р-2 (зона парков, скверов, городских садов) и Р-3 (зона озеленения) изменены на территориальную зону Ж-2 (зона застройки малоэтажными домами) земельного участка с кадастровым номером общей площадью ** кв.м., предоставленного под комплексное освоение в целях жилищного строительства по адресу: ** (подп. 1 п. 1.1).

Решением Хурала представителей ** от 30 марта 2016 г. в Правила землепользования и застройки городского округа «**» внесены изменения: в карте градостроительного зонирования вид и границы территориальной зоны Р-3 (зона озеленения) изменены на территориальную зону ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) земельного участка с кадастровым номером , общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: ** (приложение №16) (подп. 16 п. 1.1.). При этом в решении Хурала допущена описка: вид и границы территориальной зоны Ж-2 (зона застройки малоэтажными домами) были изменены на территориальную зону ОД-1, что видно из приложения №16 к решению Хурала представителей ** от 30 марта 2016 г. .

Решением Хурала представителей ** от 29 июня 2016 г. в Правила землепользования и застройки городского округа «**» внесены изменения: в карте градостроительного зонирования вид и границы территориальных зон Р-2 (зона парков, скверов, городских садов) и Р-3 (зона озеленения) изменены на территориальную зону Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) площадью ** кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , общей площадью ** кв.м., предоставленного под комплексное освоение в целях жилищного строительства по адресу: ** (приложение №2) (подп. 2 п. 1.1). При этом из приложенного фрагмента схемы градостроительного зонирования видно, что часть земельного участка с кадастровым номером , находившаяся в зоне ОД-1, после изменения также осталась в зоне ОД-1.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «**», в настоящее время земельный участок по адресу: **, с кадастровым номером расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1).

Согласно публичной кадастровой карте, представленной на интернет-портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в границах 17:18 –7:122 находится зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1). Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: **, находится в границах зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1).

Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва 23 декабря 2019 г.

Согласно ст. 64 Правил землепользования и застройки городского округа «**», зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) предназначена для развития существующих и реконструируемых территорий, предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Правилами землепользования и застройки применительно к зоне ОД-1 установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков:

основные виды разрешенного использования: деловое управление (4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); магазины (4.4);банковская и страховая деятельность (4.5);

условно разрешенные виды использования: обслуживание жилой застройки (2.7); коммунальное обслуживание (3.1); социальное обслуживание (3.2); бытовое обслуживание (3.3); здравоохранение (3.4); образование и просвещение (3.5); дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); среднее и высшее профессиональное образование (3.5.2); культурное развитие (3.6); религиозное использование (3.7); общественное управление (3.8); амбулаторное ветеринарное обслуживание (3.10.1); рынки (4.3); общественное питание (4.6); гостиничное обслуживание (4.7); развлечения (4.8); обслуживание автотранспорта (4.9); объекты придорожного сервиса (4.9.1); спорт (5.1); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3);

вспомогательные виды разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (12.0).

Таким образом, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), не допускают использование его для индивидуального жилищного строительства.

Нормы п. 1 ст. 39.20 и п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства (ст. 42 Земельного кодекса РФ), обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Ст. 39.17 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Подп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Из содержания ответа Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** от 28 января 2019 г. на заявление Тырычева Р.С. о предоставлении спорного земельного участка в собственность следует, что Тырычев Р.С. просил предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, поскольку в ответе говорится о необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка с «под комплексное освоение в целях жилищного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства».

Поскольку согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «**» спорный земельный участок расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), не допускающей использование его для индивидуального жилищного строительства, и разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении Тырычева Р.С. о предоставлении земельного участка в собственность, то отказ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** в предоставлении Тырычеву Р.С. спорного земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства является правомерным.

Из материалов дела следует, что истец не обращался в Департамент с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка путем приведения в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом, либо об изменении вида территориальной зоны на зону застройки индивидуальными жилыми домами. Данное обстоятельство стороной истца не оспаривается.

Предоставление истцу в собственность земельного участка, отнесенного градостроительным регламентом к зоне делового, общественного и коммерческого назначения, под видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства повлечет за собой обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков.

Вопреки доводам представителя истца Ж., заявленным в суде апелляционной инстанции, ст. 46.6 Градостроительного кодекса РФ предусматривает строительство на земельных участках в границах территории, предоставленной под комплексное освоение в целях строительства стандартного жилья, не только многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, но и иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории, в том числе объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.

На момент выдачи истцу мэрией ** разрешения на строительство жилого дома - 11 августа 2017 г. земельный участок с кадастровым номером также находился в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), не допускающей использование его для индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах требование истца к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** о возложении обязанности заключить договор купли-продажи спорного земельного участка является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Встречное исковое заявление Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ** к Тырычеву Р.С. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении из ЕГРН записи о праве на данный объект недвижимости, снятии жилого дома с кадастрового учета не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Таким образом, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРП является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом.

Фундамент жилого дома, расположенный на спорном земельном участке, не находится во владении Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии **.

Из акта, составленного специалистами Департамента 16 декабря 2019 г., следует, что земельный участок с кадастровым номером огорожен. Фундамент жилого дома на земельном участке возведен истцом.

Собственником или иным законным владельцем жилого дома Департамент не является.

Следовательно, Департамент, заявляя требование о признании отсутствующим права собственности истца на жилой дом, избрал ненадлежащий способ защиты права.

Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.

В данном случае права муниципального образования могут быть защищены путем предъявления, к примеру, требований о признании недействительным разрешения на строительство, сносе самовольной постройки, прекращении права собственности на жилой дом.

При таких обстоятельствах исковое требование Департамента к истцу о признании отсутствующим права собственности истца на жилой дом необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Требования об исключении из ЕГРН записи о праве истца на жилой дом, снятии жилого дома с кадастрового учета являются производными от требования о признании отсутствующим права собственности на жилой дом и также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:

«В удовлетворении искового заявления Тырычева Р.С. к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города ** о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка отказать.

В удовлетворении встречного искового заявления Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города ** к Тырычеву Р.С. о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве на объект недвижимости, снятии жилого дома с кадастрового учета отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 февраля 2020 года.

Председательствующий

Судьи