ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2196/20 от 10.02.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Коровкина Ю.В.

Дело № 33-280

УИД 44RS0002-01-2020-000185-72

(№ дела в суде первой инстнации 2-2196/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.

судей Зиновьевой Г.Н., Лукьяновой С.Б.,

при секретаре Патемкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по г. Костроме» на решение Ленинского районного суда г.Костромы от 13 ноября 2020 года, которым исковые требования прокурора города Костромы удовлетворены.

Судом постановлено:

Отменить приказы Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по г. Костроме» от 07.08.2020 № и от 28.08.2020 № как незаконные.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по г. Костроме» признать Дмитриеву Светлану Юрьевну безработной и начислить и выплатить Дмитриевой Светлане Юрьевне пособие по безработице с 30.07.2020.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав прокурора Рылову Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Костромы, действуя в интересах Дмитриевой С.Ю., обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения по г. Костроме» (далее ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме») о возложении обязанности признать безработной, начислить и выплатить пособие по безработице.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Костромы по обращению Дмитриевой С.Ю. проведена проверка соблюдения требований законодательства о занятости населения и деятельности ОКГУ «Центр занятости населения по г. Костроме» по факту отказа Дмитриевой С.Ю. в признании безработной. В ходе проверки установлено, что Дмитриева С.Ю. на основании приказа от 03.07.2020 уволена с должности генерального директора ООО «<данные изъяты>» по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации - в связи с ликвидацией организации. Решением единственного участника ООО «<данные изъяты>» С. В.П. от 03.07.2020 Дмитриева С.Ю. назначена ликвидатором данной организации. Трудовой договор, договор оказания услуг с ликвидатором ООО <данные изъяты>» Дмитриевой С.Ю. не заключался. Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от 17.08.2020 Дмитриева С.Ю. проводит добровольную ликвидацию организации без оплаты. По данным Пенсионного Фонда РФ сведений о получении дохода Дмитриевой С.Ю. после увольнения из ООО «<данные изъяты>» не имеется. В связи с отсутствием работы и заработка Дмитриева С.Ю. посредством сети Интернет через сайт «Госуслуги» 30.07.2020 направила в ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» заявление о признании безработной и начислении пособия по безработице. 07.08.2020 Приказом № Дмитриевой С.Ю. отказано в признании безработным. В качестве основания отказа указано, что Дмитриева С.Ю. является учредителем (участником) организации. Вместе с тем согласно выписке из ЕГРЮЛ единственным учредителем ООО «<данные изъяты>» является С. В.П. Дмитриева С.Ю. на момент принятия решения ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» 07.08.2020 соответствовала условиям признания гражданина безработным. Далее ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» вынесен аналогичный приказ № от 28.08.2020 об отказе в признании Дмитриевой С.Ю. безработной.

В связи с этим с учетом последующих уточнений заявленных требований прокурор просит:

- отменить приказ № от 07.08.2020 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» Дмитриевой С.Ю.;

-отменить приказ № от 28.08.2020 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» Дмитриевой С.Ю

- обязать ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» признать Дмитриеву С.Ю. безработной, начислить и выплатить Дмитриевой С.Ю. пособие по безработице с 30.07.2020

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» просит решение суда отменить. Считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что при работе по регистрации с Дмитриевой С.Ю., а также в судебном заседании было установлено, что она является ликвидатором ООО <данные изъяты>» и действует в статусе «руководителя ЮЛ», а то, что данные правоотношения не были урегулированы заключением трудового или гражданско-правового договора не может являться основанием для признания гражданина безработным. Дмитриева С.Ю. управляла ООО «<данные изъяты>» как руководитель организации. Полагает, что судом дана неправильная трактовка положений п.1 ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации», которое не учитывает нормы Закона о занятости в целом. Так, в п.1 ст.1 названного Закона определено, что «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход». Таким образом, законодатель не связывает наличие дохода с понятием «занятость», гражданин который в силу ст.3 Закона о занятости является занятым, может не получать доход, что является исключением из правил, но всё равно он относится к категории «занятых» граждан. В данном случае отсутствие заработка или дохода у Дмитриевой С.Ю. обусловлено тем, что единственный участник ООО «<данные изъяты>» С. В.П. не заключил с ней трудовой или гражданско-правовой договор. Реализация права Дмитриевой С.Ю. на получение статуса «безработного» предполагает получение соответствующего материального пособия и законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации права на защиту от безработицы, включая право на получение пособия, с другой стороны – исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности, путем его реализации только гражданами, не являющимися занятыми.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Костромы просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рылова Т.В. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не предоставили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, исследовав дополнительно представленные суду апелляционной инстанции доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.991 № 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).

П. 1 ст. 1 Закона о занятости установлено, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

В силу ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

П. 1 ст. 3 Закона о занятости установлено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости).

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891.

В настоящее время также действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460.

Судом установлено, что 03.07.2020 единственным участником ООО <данные изъяты>» С. В.П. принято решение о ликвидации данного Общества в добровольном порядке, освобождении от занимаемой должности его генерального директора Дмитриевой С.Ю., назначении последней ликвидатором, с передачей полномочий по управлению ООО «<данные изъяты>», поручением выполнить все необходимые действия, связанные с его ликвидацией.

Приказом № 1 от 03.07.2020 Дмитриева С.Ю. была уволена с должности генерального директора ООО <данные изъяты>» по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации - ликвидация организации.

30.07.2020 Дмитриева С.Ю. посредством сети «Интернет» через портал ЕПГУ (Госуслуги) обратилась в ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» по вопросу получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в направленном заявлении просила признать её безработной и начислить пособие по безработице.

В рамках рассмотрения обращения Дмитриевой С.Ю. ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» получены сведения из Пенсионного Фонда Российской Федерации о том, что в июле 2020 г. Дмитриева С.Ю. работала в ООО <данные изъяты>» и из ИФНС о том, что Дмитриева С.Ю. является ликвидатором «<данные изъяты>».

Приказом ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» № от 07.08.2020 Дмитриевой С.Ю. отказано в признании безработной в связи с тем, что она является учредителем (участником) организации.

Согласно справке, выданной единственным участником ООО «<данные изъяты>» от 17.08.2020, трудовой договор, договор оказания услуг с ликвидатором ООО «<данные изъяты>» Дмитриевой С.Ю. не заключен. Ликвидатор Дмитриева С.Ю. проводит добровольную ликвидацию ООО «<данные изъяты>» без оплаты.

После получения отказа в признании безработным, Дмитриева С.Ю. посредством электронной почты повторно обратилась в ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме», приложив к заявлению вышеуказанную справку от 17.08.2020, выданную единственным участником ООО «<данные изъяты>».

Приказом ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» № от 28.08.2020 Дмитриевой С.Ю. повторно было отказано в признании безработной в связи с тем, что она является учредителем (участником) организации.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении иска прокурора.

При этом суд обоснованно исходил из того, перечень лиц, которые не могут быть признаны безработными приведен в п. 3 ст. 3 и ст. 2 Закона о занятости, и этот перечень является исчерпывающим.

Между тем Дмитриева С.Ю. к числу лиц, перечисленных в указанных нормах, не относится, учредителем (участником) ООО «<данные изъяты>» либо иной организации не является, была назначена ликвидатором ООО «<данные изъяты>» без оплаты, не по трудовому договору либо договору гражданско-правового характера, т.е. заработка не имеет.

При таких обстоятельствах основания для отказа в признании её безработной у ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» отсутствовали.

В этой связи суд правильно посчитал, что оспариваемые приказы об отказе в признании Дмитриевой С.Ю. безработной являются незаконными, ее следует признать безработной, обязав ответчика начислить и выплатить Дмитриевой С.Ю. пособие по безработице с момента первого её обращения, т.е. с 30.07.2020.

Отклоняя возражения ответчика, суд верно указал на то, что оснований полагать, что Дмитриева С.Ю. в силу того, что она является ликвидатором, не готова приступить к иной работе, в поисках которой она обратилась ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме», не имеется.

Указанные выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, судом в решении они подробно мотивированы со ссылками на нормы действующего законодательства, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Данные ЕГРЮЛ в отношении ООО «<данные изъяты>» подтверждают вывод суда первой инстанции о том, что единственным учредителем (участником) указанной организации является С. В.П. Судом первой инстанции приобщена к материалам дела лишь сокращенная выписка (имеется на л.д. 15), которая не содержит данных об учредителях (участниках) ООО «<данные изъяты>». В связи с этим, поскольку названное обстоятельство является юридически значимым для разрешения возникшего спора и должно быть подтверждено соответствующими доказательствами, полная выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об учредителях, на основании абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ приобщена судебной коллегией к материалам дела и исследована в судебном заседании.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения.

Согласно ст. 2 Закона о занятости к занятым относятся граждане, работающие по трудовому договору, а этот договор является возмездным – ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации. К занятым относятся и граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, а такие договоры в силу ст. 423 и положений части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации также являются возмездными. К числу таких граждан Дмитриева С.Ю., как установлено в ходе судебного разбирательства, не относится, как не относится и к числу иных лиц, указанных в ст.ст. 2 и 3 Закона о занятости.

В связи с этим оснований для вывода о том, что Дмитриева С.Ю. является занятой, а следовательно, не может быть признана безработной, на чем настаивает заявитель апелляционной жалобы, не имеется.

С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 13 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: