Судья Макаров Д.В. УИД 16RS0033-01-2019-000404-84 Дело № 2-21/2020 № 33-13336/2020 Учет № 093г А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 22 октября 2020 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М., судей Гаянова А.Р. и Сахиповой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан – Шайдуллина И.Н. на решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года, которым с учетом определения судьи от 28 июля 2020 года об исправлении описки постановлено: иск Сидоровой ФИО13 к Исполнительному комитету муниципального образования «Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан» о взыскании недополученной суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности удовлетворить. Взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования «Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан» в пользу Сидоровой ФИО14 1 199 000 (один миллион сто девяносто девять тысяч) рублей 00 копеек в качестве недополученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности и возврат государственной пошлины в сумме 14 195 (четырнадцать тысяч сто девяносто пять) рублей. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика – Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан Шайдуллина И.Н., Галяутдиновой Э.В., Руновой Т.В., поддержавших жалобу, объяснения представителя истца Сидоровой Т.В. – Токтарова Ю.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Сидорова Т.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (далее также - исполком, ответчик) о взыскании недополученной суммы социальной выплаты. Свои требования истец мотивировала тем, что решением общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от <дата>...., она и члены ее семьи из пяти человек были включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», в последующем переименованной в «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». В целях реализации своего права истцом на строительство жилого дома были использованы собственные денежные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства, при том, что размер субсидии составляет 70 процентной стоимости строительства жилья или 1 449 000 рублей на семью из пяти человек. Между тем сумма выплаты по указанной программе была произведена ответчиком частично, в размере 250 000 рублей, в то время как в соответствии с правовым регулированием названная субсидия должна выделяться один раз и в полном размере. По изложенным основаниям Сидорова Т.В., указывая, что для завершения строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> она была вынуждена использовать собственные и заемные денежные средства, просила взыскать с Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан недополученную социальную выплату на строительство жилья в сельской местности в сумме 1 199 000 рублей. В судебном заседании суда первой инстанции истец Сидорова Т.В. и ее представитель Токтаров Ю.В. иск поддержали. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Сидоров В.В., который поддержал заявленные исковые требования. Представители Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан по доверенностям Шайдуллин И.Н., Рунова Т.В., Галяутдинова Э.В. иск не признали, полагая, что требования истца являются необоснованными. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета (далее также – министерство), будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд первой инстанции не направило. Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке. В апелляционной жалобе руководитель ответчика - Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан просит постановленное по делу решение отменить, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. При этом в жалобе указывается, что Сидорова Т.В., выразив согласие по получение социальной выплаты по частям, фактически осуществила строительство жилого дома собственными силами и средствами, в связи с чем утратила право указанную меру социальной поддержки. Сидоровой Т.В. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность приведенных в ней доводов и вынужденный характер завершения строительства за счет собственных, а также заемных денежных средств. Отмечается, что Исполнительным комитетом муниципального образования Черемшанского муниципального района Республики Татарстан в нарушение условий федеральной целевой программы выплата недополученной суммы субсидии на строительство жилья в сельской местности в сумме 1 199 000 рублей не произведена, что является нарушением гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права на жилище путем участия в федеральной целевой программе. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Шайдуллин И.Н., Рунова Т.В., Галяутдинова Э.В. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям. Представитель истца Сидоровой Т.В. - Токтаров Ю.В. с жалобой не согласился по изложенным в письменных возражениях основаниям, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пунктам 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее также - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства») правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» одной из основных целей государственной аграрной политики является: обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 717 в целях реализации названного выше Федерального закона Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), в рамках которой также утверждена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» с определением параметров и сроков финансирования до 2020 года. В целях реализации вышеуказанной федеральной подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 года № 407 «О развитии подпрограммы «Устойчивое развитие села» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, устанавливающие порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). В приложении № 2 к указанным Правилам утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение). До указанного времени действовало Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 3 к Правилам предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов), утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 октября 2014 года № 724 (далее - Типовое положение от 2014 года). В соответствии с Типовым положением приложение № 2 к Правилам предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. Социальные выплаты гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов. Социальные выплаты, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) средств местного бюджета, составляют не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств граждан составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Как следует из пункта 4 Типового положения, гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляемое органами местного самоуправления по месту постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно пункту 8 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, гражданин, которому предоставляется социальная выплата, имеет право ее использовать: а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает; б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности. Согласно пункту 11 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 20 Типового положения министерство на основании представленных исполнительными комитетами муниципальных районов списков, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет исполнительные комитеты муниципальных районов о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные сводные списки. В случае, если размер субсидии недостаточен для предоставления социальной выплаты одному получателю, в сводный список включается участник мероприятия (с его согласия) на условиях частичного предоставления социальной выплаты в размере, соответствующем этому размеру субсидии. При формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год указанный участник включается в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются приказом министерства. Судом установлено и из материалов дела следует, что в <дата> году ФИО1 обратилась с заявлением в Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района о включении ее в составе семьи из трех человек, включая супруга ФИО2 и несовершеннолетнюю дочь ФИО10, <дата> года рождения, в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» как граждан, проживающих в сельской местности. На основании решения общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от <дата>.... истец была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанной выше целевой программе. Всем требованиям, установленным Типовым положением, истец и ее семья на момент включения в вышеуказанный список соответствовали, что в ходе рассмотрения дела участвующими в деле лицами не оспаривалось. Для получения субсидии между ФИО1 и публичным акционерным обществом «Ак Барс» Банк <дата> года было заключено соглашение об открытии банковского счета для перечисления денежных средств. Как видно из протоколов заседания общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от <дата>.... и от <дата>...., расходно-кассовых ордеров, свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности .... и ...., истец была включена в списки в соответствии с выделенным лимитом по федеральной целевой программе, в соответствии с которыми <дата> и <дата> получила 200 000 рублей и 50 000 рублей соответственно. Согласно протоколам заседания общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от <дата>...., от <дата>...., от <дата>.... в списки, утвержденные в соответствии с выделенным лимитом по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года», истец включена не была. Решением общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от <дата>.... ФИО1 не была включена в список участников <дата>, нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанной выше федеральной программе, со ссылкой на то обстоятельство, что ею не представлены документы о готовности дома для определения остатка сметной стоимости строительства. По состоянию на <дата> года, как следует из акта по обследованию домов, построенных в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», и реестра граждан, получивших субсидию по указанной программе, дом расположенный по адресу: <адрес> находится в высокой степени готовности, инфраструктура жизнедеятельности (газ, электричество, водопровод) подключены, истец со своей семьей проживают в указанном доме. Размер социальной выплаты ФИО1 составляет 1 449 000 рублей, перечислено на строительство (приобретение объекта) – 250 000 рублей, недофинансировано – 1 199 000 рублей. Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 сослалась на нарушение ее прав Исполнительным комитетом Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, которым до настоящего времени выплата причитающейся ей субсидии в полном объеме не произведена. Разрешая спор, суд, оценив и исследовав представленные по делу доказательства, пришел к выводу о незаконном лишении истца права на получение социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в полном объеме, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования, ссылаясь также на допущенные ответчиком нарушения при реализации вышеуказанной целевой программы. Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о наличии в действиях ответчика нарушений Типового положения, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имелось по следующим основаниям. Так, в соответствии с пунктом 24 Типового положения перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией: а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение; б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда или договоре строительства хозяйственным способом на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты; в) застройщику, указанному в договоре участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты; д) кредитной организации или юридическому лицу, указанному в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в том числе ипотечного. В силу пунктов 25 и 29 Типового положения указанные в пункте 24 настоящего Типового положения договоры до их представления в кредитную организацию проходят проверку в исполкоме на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах. Аналогичные требования и порядок осуществления социальной выплаты были предусмотрены Типовым положением от 2014 года. В рассматриваемом случае ответчик, в нарушение существующего нормативного регулирования, произвел выплату ФИО1 субсидии на ее личный счет в общей сумме 250 000 рублей по расходным кассовым ордерам, нарушив тем самым приведенные ранее пункты 20, 24, 25 Типового положения. Вместе с этим истец, со своей стороны, обращаясь в суд с настоящим иском, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также не представила доказательств, свидетельствующих об обращении к ответчику с заявлением о перечислении социальной выплаты с приложением необходимых для этого документов в соответствии с порядком и требованиями, установленными приведенным выше Типовым положением, которое право на получение субсидии непосредственно самими льготниками не предусматривает. При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что несмотря на осуществление строительства жилого дома частично за счет собственных и заемных денежных средств права на личное получение соответствующих выплат по указанной федеральной программе истец не имеет, решение суда первой инстанции о взыскании с Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан в пользу ФИО1 денежной суммы в размере 1 199 000 рублей в качестве недополученной суммы социальной выплаты не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта – об отказе в удовлетворении данного иска. Но основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года по данному делу отменить и принять новое решение. В удовлетворении исковых требований ФИО3 ФИО15 к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о взыскании недополученной суммы социальной выплаты отказать. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |