ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2208/19 от 17.03.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Гергишан А.К. Дело № 33-6011/2020

№ 2-2208/2019

УИД:23RS0058-01-2019-003265-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2020 года город Краснодар

Суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.

судей Гончаровой С.Ю, Заливадней Е.К.

при ведении протокола помощником судьи Перцевым А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Сочи и Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании недействительной характеристики земельного участка, устанавливающую зону округа санитарной охраны курорта,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Заливадней Е.К., содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать недействительной характеристику земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <...>, с/т «Сутугинское», участок <...>, на землях населенных пунктов, с разрешенным назначением - для садоводства, устанавливающую первую зону округа горно-санитарной охраны курорта, и признать действительной характеристикой земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:60, общей площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <...>, с/т «Сутугинское», участок <...>, на землях населенных пунктов, с разрешенным назначением - для садоводства - вторую зону округа санитарной охраны курорта с возможностью строительства садового дома.

В обоснование исковых требований указано, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 800 кв.м., находящийся по адресу: <...>, с/т «Сутугинское», участок <...>, категория земель: земли населенных пунктов, номер кадастрового квартала: <...>, разрешенное использование: для садоводства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.02.2019г.

Считает, что Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи незаконно и безосновательно сослался на расположение земельного участка с кадастровым номером <...> в 1-й зоне округа горно- санитарной охраны курорта, а также его расположение в зоне полосы воздушных подходов аэродрома Сочи, лишив его права на свободное использование находящегося в собственности земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования - для садоводства.

Представитель администрации города Сочи согласно письменным возражениям возражал против удовлетворения иска.

Решением Хостинского районного суда города Сочи от 21 ноября 2019 года в удовлетворении иска отказано.

Указанное решение обжаловано ФИО1 по мотивам незаконности и необоснованности.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, хотя о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, указанных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, установленной приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 года <...> «Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи. Суд указал, что Раздел 1 приложения <...> к данному приказу <...> содержит описание границ округа и зон санитарной охраны курортного района <...>, из текста которого следует, что спорный земельный участок расположен в границах 1 зоны санитарной охраны курорта.

Вместе с тем, приложение к данному документу с описанием конкретных границ на местности, в состав которых входил бы спорный участок, в материалах дела отсутствует. Графическая схема спорного участка местности также в материалах дела не содержится.

Кроме этого, из приложения <...>, представленного ответчиком, не представляется возможным установить тот факт, расположен ли спорный земельный участок, принадлежащий истцу, в первой санитарной зоне.

В тоже время, согласно выводам судебной экспертизы <...> от 06 ноября 2019 года, назначенной определением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 сентября 2019 года, установленные законом основания для установления характеристики спорного земельного участка в виде первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта отсутствуют, а обследуемый земельный участок фактически расположен во 2 зоне горно-санитарной охраны курорта Сочи.

Также экспертом указано, что на рядом расположенных земельных участках возведены и поставлены на кадастровый учет капитальные строения в виде жилых домов. Строительство садового дома на спорном земельном участке не противоречит действующему законодательству при условии соблюдения градостроительных норм и правил.

Помимо этого согласно п. 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений в зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости.

Как следует из дела, по данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером <...> от 08.02.2019 г. в государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о нахождении указанного земельного участка в зоне с особым использованием территории, а именно в 1-й зоне округа горно-санитарной охраны курорта, а также в зоне полосы воздушных подходов аэродрома Сочи.

Учитывая указанное, вывод суда о том, что в разделе 1 приложения № 3 содержатся описание границ округа и зон санитарной охраны курорта, куда входит спорный земельный участок в совокупности с установленными по делу обстоятельствами нельзя признать правильным.

Также судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что отсутствуют какие-либо ограничения права, обременения объекта недвижимости.

Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» установлена обязанность Администрации города Сочи обозначить специальными информационными знаками границы охранных зон и оповещения физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны.

В свою очередь, представленные по делу доказательства не позволяют установить, что на местности имеются какие-либо информационные указатели о нахождении спорного участка в границах первой горно-санитарной зоны курорта, а также в зоне полосы воздушных подходов аэродрома Сочи.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы истца, отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

Решение Хостинского районного суда г. Сочи от 21 ноября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к администрации города Сочи и Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании недействительной характеристики земельного участка, устанавливающую зону округа санитарной охраны курорта удовлетворить.

Признать недействительной характеристику земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <...>, с/т «Сутугинское», участок <...>, на землях населенных пунктов, с разрешенным назначением – для садоводства, устанавливающую первую зону округа горно-санитарной охраны курорта.

Признать действительной характеристикой земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <...>, с/т «Сутугинское», участок <...>, на землях населенных пунктов, с разрешенным назначением – для садоводства – вторую зону округа санитарной охраны курорта с возможностью строительства садового дома.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий:

Судьи: