ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Судья Темирова О.С. дело №33-1585/2022
№2-220/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Владикавказ 21 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
Председательствующего судьи Нигколовой И.И.,
судей Батагова А.Э. и Бесолова В.Г.
при секретаре Салагаевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АМС Ирафского района РСО-Алания, Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признании отсутствующим права собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок, аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, установлении границ земельного участка
по апелляционной жалобе Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания на решение Ирафского районного суда РСО-Алания от 05 мая 2022 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к администрации местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания, Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания удовлетворить.
Признать за ФИО1 право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенный по адресу: РСО- Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух», разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Номер | Координаты | Длина | |
точки | X (м) | Y (м) | линии (м) |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... |
Признать отсутствующим право собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером ... в площади земельного участка с кадастровым номером ..., составляющей ... кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух» со следующими координатами характерных точек границ:
Общая площадь: ... кв.м.
Общий периметр: ... м
Установить границы земельного участка с кадастровым номером ..., составляющего ... кв.м, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в заключении эксперта ФИО2 от 15.04.2022 г.:Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в заключении эксперта ФИО2 от 15.04.2022 г.:
Номер | Координаты | Длина | |
точки | X (м) | Y(m) | линии (м) |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... |
Общий периметр: ... м
Общая площадь: ... кв.м.
Указанное решение является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ... (номер и дата государственной регистрации земельного участка 15-15-04/071/2014-437 от 07.07.2014 г.) путем исключения из площади земельного участка с кадастровым номером ... площади земельного участка с кадастровым номером ..., составляющей ... кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с... на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в заключении эксперта ФИО2 от 15.04.2022 г., и внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о площади и границах земельного участка с кадастровым номером ..., составляющего ... кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в заключении эксперта ФИО2 от 15.04.2022 г.
Заслушав доклад судьи Бесолова В.Г., возражения представителя ФИО1 ФИО3 по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к АМС Ирафского района РСО-Алания, Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенный по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух», признании отсутствующим права собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером ... (запись регистрации 15-15-04/071/2014-437 от 07.07.2014 г.) в площади земельного участка с кадастровым номером ..., составляющей 5 га, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в межевом плане ИП ФИО2 от 05.01.2022 г., аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ... путем исключения из площади земельного участка с кадастровым номером ... площади земельного участка с кадастровым номером ..., составляющей 5 га, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.Дзагебпарз на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в межевом плане ИП ФИО2 от 05.01.2022 г., установлении границ земельного участка с кадастровым номером ... в координатах, определенных в межевом плане ИП ФИО2 от 05.01.2022 г.
В обоснование иска указано, что постановлением главы администрации местного самоуправления Ирафского района №31 от 19.03.1997 г. ФИО4, как гражданину, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство, предоставлен земельный участок в пожизненное наследуемое владение с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РСО-Алания Ирафский район, с.Дзагепбарз, на территории совхоза «Урух», разрешённое использование: для организации крестьянского хозяйства. Земельный участок имеет статус «актуальный, ранее учтенный». Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ирафского района произведен отвод земельного участка в натуре и определены его границы, выдано свидетельство о праве пользования земельным участком, однако регистрирующим органом в Книге записей государственных актов на право пользования и владения землёй оно не было зарегистрировано. При этом образованное ФИО4 крестьянское хозяйство все время занималось производством сельскохозяйственной продукции в соответствии с предназначением и разрешённым использованием земельного участка.
Со стороны администрации местного самоуправления Ирафского района никаких претензий по поводу нецелевого использования земельного участка не предъявлялось. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретённое гражданином до дня введения ЗК РФ сохраняется. Граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имели равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Как и право собственности на земельный участок, право пожизненного наследуемого владения подлежит обязательной государственной регистрации и признается существующим с момента внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Поскольку границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, ФИО4 обратился к кадастровому инженеру ФИО2 с целью составления межевого плана земельного участка, определения характерных точек координат и установления границ земельного участка. При проведении работ кадастровым инженером выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером ..., который принадлежит на праве собственности Республике Северная Осетия - Алания, указанное право зарегистрировано ответчиком 07.07.2014 года (запись регистрации 15-15-04/071/2014-437) на основании государственного акта, выданного совхозу «Урух» Ирафского района СО АССР. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО2 при постановке на учёт земельного участка с кадастровым номером ... в его площадь была включена площадь земельного участка с кадастровым номером ..., реестровая ошибка заключается в полном пересечении двух земельных участков с кадастровыми номерами ... и .... ФИО4 обращался в Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания о согласовании местоположения границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве пожизненного наследуемого владения, в согласовании границ отказано. Согласно карте землепользований Ирафского района в списке землепользователей под № 18 значатся крестьянско- фермерские хозяйства, где находится также земельный участок ФИО5, на указанный земельный участок в 2014 г. ответчиком и зарегистрировано право собственности, при этом земельный участок ФИО5 имеет статус ранее учтённого. Ранее учтённые земельные участки - это те участки, учёт которых был произведён до 1 марта 2008 года в соответствии с ранее действующим законодательством. Земельный участок, принадлежащий совхозу «Урух» Ирафского район относится к земельным участкам, которые были включены в список ранее учтённых земельных участков. Следовательно, при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер должен был составить межевой план на земельный участок - не на образование земельного участка ..., а на уточнение местоположения границ и площади земельного участка. Следовательно, местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учёт, право собственности ответчика на него зарегистрировано на основании недействительного государственного акта и неправильно составленного межевого плана. По настоящему делу имеется спор о праве, так как ответчик незаконно оформил право собственности на спорный участок. Вещными правами наряду с правом собственности является и право пожизненного наследуемого владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений своего права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Представители ответчиков: АМС Ирафского района РСО-Алания, Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, представители третьих лиц: Управления Росреестра по РСО-Алания и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания, должным образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Ирафским районным судом РСО-Алания 20.04.2022 постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания.
В апелляционной жалобе оно просит решение суда первой инстанции отменить полностью, исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания сочла возможным рассмотреть его в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции
проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции
исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях
относительно жалобы.
Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.2 Постановления от 19.12.2003 №23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1,ч.3 ст.11 ГПК РФ).
В силу п.3 названного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации состоявшееся решение суда соответствует.
В соответствии со ст.1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 №348-1 (в редакции, действовавшей на момент предоставления истцу спорного земельного участка), крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
В силу ст.7 Земельного кодекса РСФСР, утратившего силу 25.10.2001, граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ст.21 Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» от 21.07.1997 №122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в данном случае, являлся акт о правах на недвижимое имущество.
Аналогичное основание указано и в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ.
В силу п.9 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного «бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Разрешая спор, суд первой инстанции установил и следует из материалов дела, что Решением Ирафского районного совета народных депутатов №10 от 10.04.1991 года образован земельный фонд Совета народных депутатов для последующего перераспределения, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам. В земельный фонд района вошли неэффективно используемые земли колхозов и совхозов. В совхозе «Урух» изъята земля общей площадью ... га (пашня 50 га, сенокосы – 121 га). Постановлением Главы АМС Ирафского района №31 от 19.03.1997 г. ФИО4 для организации крестьянского хозяйства предоставлен земельный участок, из земель райземфонда на территории совхоза «Урух» площадью 5 га на праве пожизненного наследуемого владения, чертеж земельного участка имеется, отвод земельного участка в натуре произведен. На основании указанного постановления ФИО1 выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 5,0 га.
Постановление главы местного самоуправления Ирафского района РСО- Алания №31 от 19.03.1997 г. в данном случае рассматривается в качестве правоустанавливающего документа.
Тот факт, что свидетельство на право пользования землей не зарегистрировано в Книге записей Государственных актов, не лишает ФИО4 предоставленного в установленном порядке права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Указанные обстоятельства имели место до введения в действие приведенных выше Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет 09.12.2019 г., определены характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, размер отведенного земельного участка составил 5 га, адрес, присвоенный земельному участку - РСО-Алания, Ирафский район, с... на территории совхоза «Урух», кадастровый номер ..., разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения земельного участка отсутствует.
Согласно межевому плану от 05.01.2022 г. определены характерные точки координат, установлены границы земельного участка, при проведении работ выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером ... с земельным участком с кадастровым номером ..., причина пересечения - реестровая ошибка.
Судом первой инстанции также установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.02.2022 г., зарегистрировано за Республикой Северная Осетия-Алания (номер и дата государственной регистрации земельного участка 15-15-04/071/2014-437 от 07.07.2014 г.).На основании пунктов 1, 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является, в том числе, имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у субъектов Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности субъектов Российской Федерации на такие земельные участки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, право собственности Республики Северная Осетия - Алания на земельный участок зарегистрировано 07.07.2014 года, то есть по правилам положений Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент регистрации права.
В соответствии со ст.30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 30.06.2006 г., к ним относятся правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Представление указанных документов не требуется только в случае, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно заявлению уполномоченного лица ФИО6 основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок является государственный акт.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 17.02.2022 г. информации о документах-основаниях для регистрации не содержит, однако, согласно материалам дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... зарегистрировано за Республикой Северная Осетия-Алания на основании государственного акта А-I №930507, выданного совхозу «Урух» Ирафского района СОАССР.
Между тем в государственном акте А-I №930507 в графе «земли других собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли, земли населенных пунктов, расположенных в границах земель, представленных по настоящему государственному акту (земли постороннего пользования) в подпункте «в» пункта 6 указан - ФИО4, площадь земельного участка - 5 га. Кроме того, согласно карте землепользования Ирафского района в списке землепользователей под №18 значатся крестьянско-фермерские хозяйства, согласно приложенному к карте списку крестьянских фермерских хозяйств под номером 14 числится ФИО4, площадь земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, - 5 га.
При этом, согласно изображению земельного участка на выкопировке из государственного акта, выданного совхозу «Урух» Ирафского района Северо- Осетинской ССР, земельный участок с кадастровым номером ... вошел в состав земель, предоставленных совхозу «Урух», право собственности на который зарегистрировано за Республикой Северная Осетия-Алания после приобретения титула на земельный участок с кадастровым номером ... ФИО4
Администрация местного самоуправления Ирафского района РСО-Алания, предоставившая ФИО1 в 1997 году земельный участок в пожизненное наследуемое владение, не предпринимала попытки для изъятия земельного участка у ФИО4 и принудительного прекращения его права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, следовательно основания для этого, предусмотренные Земельным кодексом РФ (ст.45), не возникали.
Суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что ФИО1 владеет земельным участком площадью ... кв.м (5 Га) с кадастровым номером ..., при этом указанный земельный участок, согласно выводам проведённой по делу судебной землеустроительной экспертизы, вошёл в состав (в границы) земельного участка с кадастровым номером ..., зарегистрированного на праве собственности за РСО-Алания.
Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы от 15.04.2022 г. при совмещении границ земельного участка с кадастровым номером ... по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и измеренных границ земельного участка с кадастровым номером ... выявлено, что земельный участок с кадастровым номером ... полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером .... Исходя из данного обстоятельства и того, что для земельного с кадастровым номером ..., согласно свидетельству о праве на земельный участок, нет иного места, можно заключить, что в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ... имеется реестровая ошибка. Реестровая ошибка заключается в двойном учете площадей, то есть в границы земельного участка с кадастровым номером ... включена площадь земельного участка с кадастровым номером ....
Экспертами также указано, что пересечение границ земельных участков с кадастровым номером ... и кадастровым номером ... возникло из-за того, что при проведении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ... ошибочно в границы указанного земельного участка включена площадь земельного участка с кадастровым номером ....
Положениями статей 11, 12 ГК РФ определено, что в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в ст.12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимость нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из смысла данного пункта следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения). При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.
Пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требования, подлежащего рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Статьей 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен порядок исправления реестровой ошибки, содержащейся в ЕГРН. Реестровой ошибкой признается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в органы регистрации права иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащие необходимые для исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как следует из п.п.1,3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе и на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные и добытые доказательства, дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами права, приведенными в мотивировочной части решения суда, и, принимая в качестве надлежащего доказательства заключение судебной экспертизы, оцененного в совокупности с другими, имеющимися в деле доказательствами, выводы которого не оспорены стороной ответчика, пришел к обоснованному выводу о правомерности требований ФИО1 о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенный по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух», признании отсутствующим права собственности Республики Северная Осетия-Алания на земельный участок с кадастровым номером ... (запись регистрации 15-15-04/071/2014-437 от 07.07.2014 г.) в площади земельного участка с кадастровым номером ..., составляющей 5 га, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.... на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в межевом плане ИП ФИО2 от 05.01.2022 г., аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ... путем исключения из площади земельного участка с кадастровым номером ... площади земельного участка с кадастровым номером ..., составляющей 5 га, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ирафский район, с.Дзагебпарз на территории совхоза «Урух» в координатах, определенных в межевом плане ИП ФИО2 от 05.01.2022 г., установлении границ земельного участка с кадастровым номером ... в координатах, определенных в межевом плане ИП ФИО2 от 05.01.2022 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что Указом Президента РФ от 24.12.1993 №2287 право пожизненного наследуемого владения было исключено из Земельного кодекса РСФСР, не может влиять на правильность принятого решения, поскольку земельный участок площадью 5,0 Га был предоставлен ФИО1 актом компетентного органа (Постановление АМС) с выдачей свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения. При этом постановление администрации местного самоуправления Ирафского района №31 от 19.03.1997 г. и свидетельство о пожизненном наследуемом владении земельным участком на имя ФИО1 никем не оспорены и не отменены.
В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства РФ, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания
о п р е д е л и л а:
решение Ирафского районного суда РСО-Алания от 05 мая 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания – без удовлетворения.
Председательствующий Нигколова И.И.
Судьи Батагов А.Э.
Бесолов В.Г.
Определение15.08.2022