ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2218/20 от 06.12.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Лемешко А.С. Дело № 2-2218/2020

(первая инстанция)

№ 33-3750/2021

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 06 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,

судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,

при секретаре - Осколович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу истца Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Департамента капитального строительства города Севастополя к Гребенюк С. В., Гребенюк Е. Р. об изъятии имущества для государственных нужд, взыскании разницы стоимости имущества, прекращении права собственности, возложении обязанности освободить жилое помещение,

УСТАНОВИЛА:

Истец Департамент капитального строительства города Севастополя обратился в суд с иском к ответчикам Гребенюк С. В., Гребенюк Е. Р., просит принудительно изъять для государственных нужд города Севастополя у Гребенюк С. В. и Гребенюк Е. Р. принадлежащее им на праве собственности жилое помещение – 3/20 доли <адрес>, общей площадью 22,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, включая долю на общее имущество жильцов многоквартирного дома, в том числе, долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по <адрес>, в <адрес>, со встречным предоставлением ответчикам в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м., с зачетом его стоимости в размере возмещения за изымаемое жилое помещение, взыскать с ответчиков доплату за разницу стоимости жилых помещений в размере 1712773,15 рублей, прекратить право собственности ответчиков на принадлежащие им на праве собственности 3/20 доли дома, общей площадью 22, 3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, признать право государственной собственности <адрес> на 3/20 доли дома, общей площадью 22,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, признать Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. утратившими право пользования жилым помещением - 3/20 доли дома, общей площадью 22, 3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обязать ответчиков освободить жилое помещение - 3/20 доли дома, общей площадью 22,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда, мотивируя исковые требования тем, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден акт межведомственной комиссии, жилой <адрес> признан аварийным. Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя (далее - Программа). В соответствии с Программой, жилой <адрес> расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению. Ответчикам принадлежит на праве собственности 3/20 доли дома, общей площадью 22,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках реализации программы ответчикам было предложено для переселения жилое помещение государственного жилищного фонда <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м., однако ответчик Гребенюк С.В. от указанного жилого помещения отказалась.

Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Департамента капитального строительства <адрес> удовлетворены частично. Принудительно изъято для государственных нужд <адрес> у Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. принадлежащее им на праве собственности жилое помещение – 3\20 доли жилого дома (<адрес>), общей площадью 22,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Предоставлено в общую долевую собственность Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м. Прекращено право собственности Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. на жилое помещение – (3/20 доли дома) <адрес>, общей площадью 22,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. Признано право государственной собственности <адрес> на жилое помещение (3/20 доли дома) <адрес>, общей площадью 22,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под жилым домом по адресу: <адрес>. Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. признаны утратившими право пользования жилым помещением - квартирой расположенной по адресу: <адрес>. На Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. возложена обязанность освободить жилое помещение – <адрес> общей площадью 22,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в течение 60 календарных дней со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчиков Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. в пользу Департамента капитального строительства города Севастополя доплаты разницы стоимости жилых помещений в размере 1712773,15 рублей отказано.

Истцом Департаментом капитального строительства города Севастополя подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда изменить в части, удовлетворить исковые требования Департамента капитального строительства города Севастополя о взыскании с ответчиков доплаты разницы стоимости жилых помещений в размере 1712773,15 рублей, указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 240-ФЗ, п.п. 4, 4.1 ст. 16 Закона № 185-ФЗ признаны утратившими силу и исключены из применения, в связи с чем, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 года № 1743-р утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе, согласно п. 3 решено утвердить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Во исполнение данного распоряжения в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления Приказом Минстроя России от 09.12.2013 года № 23/МС были утверждены Методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с которыми одним из источников внебюджетных средств, подлежащих привлечению при реализации региональных адресных программ, являются средства собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Такие внебюджетные средства могут использоваться непосредственно на финансирование мероприятий, предусмотренных ст. 32, ст. 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ (строительство, приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата выкупной цены собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах), а также на возмещение расходов (части расходов), понесенных органами местного самоуправления на указанные цели. Толкование указанных норм права в их совокупности позволяет сделать вывод, что если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Принимая решение в части освобождения ответчиков от взыскания разницы в стоимости жилых помещений, судом не применены положения п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ, в соответствии с которым к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене п. 2 ст. 568 ГК РФ, а также ч. 3 ст. 27 Закона № 137-3C, в соответствии с которой в случае передачи в собственность граждан по договору мены жилого помещения, превышающего по площади норму предоставления, оплачиваемая гражданами разница в стоимости передаваемых по договору мены жилых помещений рассчитывается исходя из стоимости площади помещений, превышающих норму предоставления. Судом не принято во внимание содержание соглашения от 22.12.2016 года № 56, в соответствии с п. 1.1 которого, Департамент и Гребенюк С.В. намерены произвести мену принадлежащих им на праве собственности жилых помещений и заключить в дальнейшем соглашение об изъятии недвижимого имущества. Разница в стоимости жилых помещений возмещается в соответствии с требованиями действующего законодательства и на условиях, определяемых соглашением об изъятии недвижимости.

Прокурором Нахимовского района г. Севастополя поданы письменные возражения на апелляционную жалобу истца, в которых указывает на законность судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2020 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в части освобождения Гребенюк С. В., Гребенюк Е. Р. от взыскания в пользу Департамента капитального строительства города Севастополя доплаты разницы стоимости жилых помещений в размере 1712773,15 рублей, дело направлено в указанной части иска на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В остальной части решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурором дано заключение о законности решения районного суда в части освобождения Гребенюк С. В., несовершеннолетней Гребенюк Е. Р. от взыскания в пользу Департамента капитального строительства города Севастополя доплаты разницы стоимости жилых помещений в размере 1712773,15 рублей.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца Департамента капитального строительства города Севастополя, ответчики Гребенюк С.В., Гребенюк Е.Р. не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Представителем истца Департамента капитального строительства города Севастополя направлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., заключение прокурора Берловой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в части отказа в удовлетворении иска Департамента капитального строительства города Севастополя о взыскании с Гребенюк С. В., Гребенюк Е. Р. разницы стоимости жилых помещений и с учетом обстоятельств, на которые обращено внимание суда кассационной инстанции относительно возможности применения к данным правоотношениям положений ч. 4 ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя» и привлечения внебюджетных средств для реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья, в рамках которой ответчикам предоставлено жилое помещение для переселения, в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда в части отказа в удовлетворении иска Департамента капитального строительства города Севастополя о взыскании с Гребенюк С. В., Гребенюк Е. Р. разницы стоимости жилых помещений.

Судебным разбирательством установлено, что ответчики Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. являются собственниками 3/20 долей дома, общей площадью 22,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением первого заместителя председателя городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден акт межведомственной комиссии, согласно которого жилой <адрес>, в городе Севастополе, признан аварийным.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя.

В соответствии с Региональной адресной программой, указанный жилой <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению.

В рамках реализации программы, Гребенюк С.В. было предложено для переселения жилое помещение государственного жилищного фонда <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м., которое является благоустроенным, отвечает требованиям действующего законодательства и находится в черте <адрес>.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и в смотровом листе ответчик Гребенюк С.В. выразила свое согласие на переселение из аварийного жилого фонда. В указанном заявлении ответчик не давала согласие на обмен жилыми помещениями или согласия на доплату разницы стоимости помещений.

Истцом Департаментом капитального строительства города Севастополя подготовлен проект соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд без номера и без даты, согласно которого у ответчика Гребенюк С. В. и ее несовершеннолетней дочери Гребенюк Е. Р. изымается жилое помещение по <адрес>, общей площадью 22,3 кв.м., принадлежащее ответчикам на праве общей долевой собственности, взамен предоставляется в собственность ответчикам <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м., с доплатой ответчиком разницы стоимости указанных жилых помещений в сумме 1 712 773 рублей 15 копеек, исходя из положений ч. 4 ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя».

Указанный проект направлен ответчику Гребенюк С.В.ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчиком он не подписан.

Между Департаментом капитального строительства и Гребенюк С. В. заключен договор найма жилого помещения для временного поселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление для временного проживания за плату во владение и пользование жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом капитального строительства города Севастополя и Гребенюк С. В. установлено, что Департамент на основании данного соглашения обязуется заключить в дальнейшем соглашение об изъятии недвижимого имущества и передать в общую долевую собственность Гребенюк С.В. и Гребенюк Е.Р. по 1\2 доле <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. Однако, до настоящего времени сторонами не подписан договор (соглашение) купли-продажи или мены жилого помещения.

Разрешая по существу исковые требования истца Департамента капитального строительства города Севастополя о взыскании с Гребенюк С.В., Гребенюк Е.Р. доплаты разницы стоимости жилых помещений в размере 1712773,15 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, исходя того, что компенсация разницы между стоимостью изымаемого у граждан жилого помещения и вновь предоставляемого, в связи с переселением в иное благоустроенное жилье, предусмотрена за счет средств фонда региональной программы и местного бюджета, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном жилом фонде, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого жилого помещения.

С выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Департамента капитального строительства города Севастополя к Гребенюк С. В., Гребенюк Е. Р. о взыскании разницы стоимости имущества соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 года, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019 года разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 года № 1-КГ19-9).

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя № 248 от 28.08.2014 года, с изменениями внесенными Постановлением Правительства Севастополя № 364ПП от 22.04.2016 года, в целях ликвидации аварийного жилищного фонда, включая жилой дом № 41 по ул. К. Либкнехта, в городе Севастополе, предусмотрено, что финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, формируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации путем предоставления субсидии на основании соглашения (договора) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также средств бюджета города Севастополя. В случае неиспользования средств федерального бюджета в текущем финансовом году остаток неиспользованных средств может быть возвращен в бюджет города Севастополя в очередном финансовом году с последующим утверждением суммы остатка средств в сводной бюджетной росписи города Севастополя без внесения изменений в Программу.

В подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 Приложения № 3 к Региональной адресной программе по переселению граждан предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, осуществляется за счет: иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь (далее - трансферт); средств бюджета города Севастополя на возмещение (частичное возмещение) стоимости жилых помещений, приобретаемых с целью реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь (далее - средства бюджета города Севастополя на возмещение стоимости жилых помещений).

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца Департамента капитального строительства города Севастополя о взыскании доплаты разницы стоимости изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого жилого помещения в соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя», судебная коллегия приходит к выводу о том, что данная норма не применима к правоотношениям сторон в данном деле, поскольку ответчик не дала согласие и не подписала соглашения о выплате разницы стоимости изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ. Нормы части 4 статьи 27 Закона города Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя» определяют порядок и условия заключения договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилые помещения частного жилищного фонда, но в данном деле переселение ответчиков осуществляется в порядке и на условиях, определенных региональной адресной программой и федеральным законодательством РФ. Между сторонами не заключено договоров купли-продажи или мены жилых помещений, ответчиком не дано согласие на выплату заявленной истцом компенсации, в связи с чем, невозможно применение ч. 4 ст. 27 Закона города Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя предусмотрено, что финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, формируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также средств бюджета города Севастополя. Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополя не предусмотрено финансирование реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств самих граждан, подлежащих переселению из аварийных домов.

Судебная коллегия обращает внимание, что ссылка истца в апелляционной жалобе на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонд» и Приказ Минстроя России от 09 декабря 2013 года № 23/МС «Об утверждении методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающие в качестве одного из возможных источников привлечения внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - средства собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежит отклонению, поскольку в Постановление Правительства Севастополя № 248 от 28.08.2014 года не внесены изменения о финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств внебюджетных фондов, не определен объем таких средств и не определены условия расходования внебюджетных средств. Кроме того, в данном случае у истца есть право привлекать такие внебюджетные средства согласно методических рекомендаций, но данные нормы не свидетельствуют, что такие внебюджетные средства могут быть получены в отсутствие согласие гражданина и в отсутствие соглашений с гражданином. В случае наличия у Департамента таких внебюджетных средств, последний компенсирует свои затраты в разнице стоимости жилых помещений за счет этих средств. Истцом не представлено доказательств отсутствия таких внебюджетных средств.

Только в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Возложение на Гребенюк С.В., Гребенюк Е.Р., как на собственников аварийного жилого помещения, подлежащего изъятию, обязанности произвести доплату за превышение стоимости предоставляемого взамен жилого помещения не соответствует нормам закона в отсутствие их согласия, заключения соглашений.

Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истца Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении иска о взыскании разницы стоимости жилых помещений оставить без удовлетворения.

Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении иска Департамента капитального строительства города Севастополя о взыскании с Гребенюк С. В., Гребенюк Е. Р. разницы стоимости жилых помещений оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Ж.В.Григорова

Судьи: Е.В.Козуб

И.А.Анашкина