ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2218/2021 от 01.09.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Чекурда А.Г. Дело № 33-4776/2021

№ 2-2218/2021

УИД 55RS0002-01-2021-002939-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Оганесян Л.С.,

судей Емельяновой Е.В., Черноморец Т.В.,

при секретаре Шапоревой Д.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 01.09.2021 гражданское дело по апелляционной жалобе Криворотько В. В., Криворотько С. В. на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 07.06.2021, которым постановлено:

«Исковые требования департамента имущественных отношений Администрации г. Омска удовлетворить частично.

Исковые требования Криворотько В. В., Криворотько С. В. удовлетворить частично. Обязать Криворотько В. В., Криворотько С. В. вступить в качестве арендаторов в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:120104:1038, площадью 766 кв.м., путем подписания договора аренды, со следующими изменениями:Изложить подпункт 9 пункта 3.2 договора в следующей редакции: «Арендаторы обязаны письменно в течение 10-ти рабочих дней уведомить Арендодателя в случае изменения адреса и других реквизитов».В Приложении № 2 к договору аренды земельного участка изменить формулу для расчета размера годовой арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок и применить следующую формулу: Ап = Кс x Кф, где: Ап – размер годовой арендной платы в рублях; Кс – кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:120104:1038, площадью 766 кв.м, 868192,06 руб.; Кф – экономически обоснованный коэффициент: 5,9, исключив из расчета И - коэффициент уровня инфляции, который применятся ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.

Взыскать с Криворотько В. В., Криворотько С. В. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере по 300 рублей с каждого».

заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился в суд с иском к Криворотько В.В., Криворотько С.В. о понуждении к вступлению в договор аренды, указав, что согласно осмотру, осуществленному специалистами Департамента, в центральной части участка расположено трехэтажное нежилое здание (дом траурных обрядов) общей площадью 703,6 кв.м., учтенное в ЕГРН с кадастровым номером № <...>. Согласно выписке из ЕГРН от 30.06.2020 № <...>, собственниками нежилого здания с кадастровым номером № <...>, является Криворотько В.В., Криворотько С.В., К.А.Ю. по 1/3 доли каждый.

Правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером № <...> вышеуказанными лицами не оформлялось, плата за пользование не осуществлялась. На основании заявлений Криворотько С.В. и Криворотько В.В. о предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № <...>, для эксплуатации объекта недвижимости, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска был подготовлен проект соответствующего договора аренды. 21.09.2020 письмами департамента от 18.09.2020 № <...> и № <...>Криворотько С.В., Криворотько В.В., К.А.Ю. были уведомлены о необходимости подписания договора. Также, в адрес Криворотько С.В. и Криворотько В.В. 22.01.2021 были направлены для подписания оригинал договора в 3 экземплярах, протокол разногласий и протокол согласования разногласий к договору. На настоящее время, К.А.Ю. подписал договор аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>. Криворотько С.В., Криворотько В.В. договор не подписан и не возвращен в департамент.

Просил обязать Криворотько С.В. и Криворотько В.В. вступить в качестве арендаторов в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:120104:1038, площадью 766 кв.м., путем подписания договора аренды.

Ответчики Криворотько С.В., Криворотько В.В. обратились в суд со встречным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о внесении изменений в условия договора аренды, указав, что они являются собственниками 2/3 долей в праве общей долевой собственности на здание, расположенное по адресу: <...>. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № <...> с адресным ориентиром: <...>. Договор аренды земельного участка с департаментом уже был заключен 16.06.2020 с присвоением номера № <...>, сроком на 48 лет 22 месяцев 29 дней. В связи с изложенным, считали требование департамента о понуждении к заключению договора аренды земельного участка необоснованными ввиду того, что они, Криворотько С.В. и Криворотько В.В., не уклоняются от заключения договора аренды земельного участка, что подтверждается подписанным договором аренды от 16.06.2020. Доводы департамента о неподписании ими договора не соответствует действительности, поскольку 22.01.2021 проект договора аренды был подписан Криворотько С.В., Криворотько В.В. с протоколом разногласий и возвращен в департамент, о чем свидетельствует почтовое направление № <...> от 26.02.2021. Согласно сведениям интернет-сайта Почта России, департамент получил документы (оригинал договора аренды земельного участка к договору в 5 экз., протокол разногласий к договору в 5 экз., протокол согласования разногласий в 5 экз., сопроводительное письмо) 02.03.2021. В сопроводительном письме было указано на наличие заведомо кабальных условий договора, подлежащих изменению. Кроме того, было указано на необходимость исправления юридических неточностей, связанных с должностным лицом, уполномоченным на подписание договора от департамента, поскольку от имени департамента выступали директор департамента - М.Д.А. и его первый заместитель – Г.О.Н. на указанный протокол разногласий, департамент направил письмо от 22.01.2021 с протоколом согласования разногласий, в котором не одно предложенное условие договора аренды со стороны братьев Криворотько не было рассмотрено. В связи с недостижением согласия по условиям договора аренда земельного участка с кадастровым номером № <...> на условиях, предложенных арендаторами в лице Криворотько С.В., Криворотько В.В., условия договора подлежат урегулированию в судебном порядке. Кроме того, в уже подписанном 16.06.2020 приложением № 2 к договору аренды земельного участка 16.06.2020 № Д-Ц-14-377, расчет арендной платы был иным, относительно предложенного стороной арендодателя в декабре 2020 года, поскольку согласно расчету от 16.06.2020 размер годовой арендной платы рассчитывался по формуле: Ап=Кс*Кф, и составлял: 17 074,44 рублей в год и 1 422,87 рублей в месяц соответственно. В предложенном в декабре 2020 года расчет годовой арендной платы рассчитывался уже по формуле: Ап=Кс*Кф*И, и составлял: 17 586,86 рублей в год и 1 456,56 рублей в месяц соответственно. Каких-либо оснований для изменения формулы (Ап=Кс*Кф), утвержденной решением Омского городского Совета от 10.04.2019 № 138, департаментом не приведено. Считали необходимым урегулировать данные разногласия в судебном порядке.

Просили урегулировать разногласия между Криворотько В.В., Криворотько С.В. и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, возникшие в процессе подписания договора аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>, путем обязания департамента имущественных отношений Администрации г. Омска заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером № <...> в редакции, предложенной департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска, за исключением пунктов, изложенных в следующей редакции:

-абзац 2 подпункта 3 пункта 2.2.договора аренды: «Информация для арендаторов земельных участков о повышении годового размера арендной платы по договорам аренды земельных участков на уровень инфляции с 1 января очередного года содержится на официальном портале Администрации города Омска. Подготовка письменного уведомления об изменении размера арендной платы или составление дополнительного соглашения при этом обязательно.»;

-абзац 3 подпункта 3 пункта 2.2.договора аренды: «Арендодатель направляет Арендаторам письменное уведомление об изменении размера арендной платы по реквизитам, указанным в настоящем договоре. Арендатор обязан принять уведомление к исполнению в указанный в нем срок. Составление дополнительного соглашения при этом обязательно.»;

-подпункт 9 пункта 3.2 договора аренды: «9) письменно в течение 10-ти рабочих дней уведомить Арендодателя в случае изменения адреса и других реквизитов»;

-подпункт 16 пункта 3.2 договора аренды: «организовать вывоз бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате деятельности. Вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется Арендаторами Участка самостоятельно или путем заключения договора со специализированной организацией.»;

- подпункт 17 пункта 3.2 договора аренды подлежит исключению из договора аренды;

- пункт 5.3 договора аренды: «При неисполнении условия, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3.2 настоящего договора, Арендодатель вправе потребовать от Арендаторов уплаты штрафа в размере 1 процента от кадастровой стоимости Участка.»;

- пункт 5.4 договора аренды: «При несвоевременном возврате имущества Арендаторами Арендодатель вправе потребовать от него платы за фактическое использование Участка в размере арендной платы и уплаты штрафа в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости Участка за каждый день просрочки»

-пункт 5.6 договора аренды подлежит исключению из договора аренды;

-пункт 7.3 договора аренды: «По окончании срока действия настоящего договора договор считается расторгнутым, обязательства сторон прекращаются, за исключением обязательств по оплате арендной платы и возврата платежей. При этом дополнительное уведомление арендатора обязательно.»;

-пункт 10.2 договора аренды: «Арендаторы заведомо не согласны на вступление в настоящий договор иных правообладателей объектов недвижимости (их частей), расположенных на Участке;

-пункт 10.5 договора аренды: «Арендаторы заведомо согласны на обработку Арендодателем следующих своих персональных данных: ФИО, адрес, паспортные данные, дата и место рождения, ИНН, ОГРН, в том числе их хранение, использование, передачу их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрацию города Омска и ее структурные подразделения, в управление Федеральной налоговой службы».

Также просили изложить приложение № 2 к договору аренды земельного участка в следующей редакции:

«РАСЧЕТ ежемесячной арендной платы за аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в городе Омске, на котором расположены здания, сооружения»

Расчет арендной платы осуществляется в соответствии c Решением Омского городского Совета от 10.04.2019 № 138 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов» (далее – Решение).

Размер годовой арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается по формуле:

Ап = Кс x Кф, где:

Ап – размер годовой арендной платы в руб.;

Кс – кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 766 кв.м, 868192,06 руб.;

Кф – экономически обоснованный коэффициент: 5,9 (п. 5 Приложения к Решению);

Годовой размер арендной платы Криворотько В. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 17074,44 рублей в год;

Ежемесячный размер арендной платы Криворотько В. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 1422,87 рублей в месяц.

Годовой размер арендной платы Криворотько С. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 17074,44 рублей в год;

Ежемесячный размер арендной платы Криворотько С. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 1422,87 рублей в месяц».

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Аникеева Э.Ю., действующая на основании доверенности в судебном заседании поддержала заявленные требования. Встречные исковые требования не признала, указала, что при этом, возможным удовлетворить в части требований по отдельным пунктам договора. Дополнительно пояснила, что раз в 3 года арендаторы уведомляются об изменении стоимости земельного участка, в течении 30 дней они должны сделать выбор о необходимости продления договора аренды. Разрешение вопроса об изменении п. 5.6 договора считала возможным оставить на усмотрение суда. Настаивала на оставлении пункта 10.2, предполагающего передачу сведений о личных данных арендаторов в ряд государственных органов, в первоначальной редакции. Уточнила, что изменение формулы расчета размера годовой арендной платы путем добавления коэффициента уровня инфляции – «И» соответствует положениям действующего законодательства, которыми установлена возможность ежегодной инфляции размера арендной платы.

Ответчики Криворотько В.В., Криворотько С.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель ответчиков Кайдаулов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в части, встречные исковые требования поддержал. Указал, что не согласны с размером штрафных санкций, установленных спорными пунктами договора. Кроме того, не согласен с приложением к договору в части добавления в формулу коэффициента уровня инфляции – «И». Считал, что формула должна строго соответствовать решению Омского городского совета, регламентирующего порядок расчета размера арендной платы.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Криворотько В.В., Криворотько С.В. просят решение суда отменить полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Департамента имущественных отношениях, удовлетворении встречных исковых требований в полном объеме. Указали, что суд не учел позицию ответчиков о том, что они не уклоняются от заключения договора аренды земельного участка, и вопреки документам, имеющимся в материалах дела, понудил их к заключению договора аренды. Суд не дал надлежащей оценки доводам встречного искового заявления, указав при этом в решении, что требования встречного искового заявления об изменении абз. 2 пп. 3 п. 2.2, абз. 3 пп. 3 п. 2.2, пп. 16 п. 3.2, пп. 17 п. 3.2, п. 5.3, п. 5.4, п. 5.6, п. 7.3, п. 10.2, п. 10.5 договора аренды и изложении их в предложенной ответчиками редакции, удовлетворению не подлежат, поскольку изложение пунктов в данной редакции является правом департамента имущественных отношений Администрации г. Омска как арендодателя земельного участка, не нарушает установленных законом прав Криворотько С.В. и Криворотько В.В. как арендодателей этого земельного участка. Однако в судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска фактически признал позицию, изложенною во встречном исковом заявлении верной, согласившись с предложенной ответчиками редакции подпункта 16 п. 3.2, подпункта 17 п. 3.2, пункта 5.6. Редакция подпункта 16 пункта 3.2 Договора, предложенная во встречном иске, не нарушает прав ни Арендодателя, ни Арендаторов. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Криворотько земельный участок необходим для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем не участке необходимо размещать нестационарные объекты, связанные с предпринимательской деятельностью. В связи с чем подпункта 17 п. 3.2 договора о запрете размещения на участке нестационарных объектов торговли подлежит исключению. Следовательно, целесообразность в пункте 5.6 договора, предусматривающим штрафные санкции за размещение нестационарных объектов на участке, отсутствует. Кроме того, Департаментом не было предоставлено экономического обоснования заявленных штрафных санкций. Суд ушел от оценки указанного довода, указав лишь на право арендодателя устанавливать размер штрафных санкций. В данном случае имеет место давление государственного органа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, что нарушает п. 1 ст. 421 ГК РФ о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Криворотько В.В., Криворотько С.В.Кайдаулова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Бабалова А.В., согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда указывает следующее.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Статьей 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В силу ч.ч. 6, 8 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

В силу положений ст. 606 ГК КФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу ч. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Статьей 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписки из ЕГРН от 22.04.2021 земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 766 кв.м., местоположение установлено <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства комплекса ритуальных услуг, находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Право собственности зарегистрировано 06.11.2009. Ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано. В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № <...> (т. 1, л.д. 54-56).

Согласно выписки из ЕГРН от 22.04.2021 нежилое здание – дом траурных обрядов с кадастровым номером № <...> площадью 703,6 кв.м., расположенный по адресу: <...> находится в общей долевой собственности К.А.Ю., Криворотько В.В., Криворотько С.В. по 1/3 доли. Доли земельного участка, принадлежащие Криворотько В.В., Криворотько С.В. находятся в доверительном управлении ЗМН. Здание расположено в пределах объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером № <...> (л.д. 57-61).

Из акта обследования земельного участка № <...> от 31.08.2020, проведенного департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска следует, что земельным участком с кадастровым номером № <...> фактически пользуются Криворотько В.В., Криворотько С.В., К.А.Ю.. Участок частично огорожен, в центральной части земельного участка расположено трехэтажное нежилое здание (дом траурных обрядов) общей площадью 703,6 кв.м. с кадастровым номером № <...>. С восточной стороны к указанному зданию примыкает пристройка площадью 22 кв.м., выполненная их металлических труб и поликарбоната, используемая под склад, обладающая признаками самовольной постройки. С северной стороны к участку примыкает территория площадью 285 кв.м., расположенная в границах земельного участка, сформированного и учтенного в ЕГРН с кадастровым номером № <...>, находящегося в муниципальной собственности, предназначенного для использования под улицу. По периметру указанной территории установлено ограждение, замкнутого контура которое не имеет, в границах которой расположено два нестационарных торговых объекта, используемых их владельцами для продажи ритуальных принадлежностей, также осуществляется складирование и продажа ритуальных принадлежностей (надгробные памятники и плиты, искусственные цветы и траурные венки, оградки). На участке осуществляется коммерческая деятельность, связанная с организацией похорон, продажей ритуальных принадлежностей. Плата за пользование земельном участком не осуществляется (т. 1, л.д. 15-22).

Из материалов реестрового дела на нежилое здание с кадастровым номером № <...> следует, что указанное здание находилось в собственности ООО «Рай» на основании решения Арбитражного суда Омской области от 17.05.2017. На основании соглашения от отступном от 23.08.2018 право собственности на нежилое здание перешло к Криворотько В.В., Криворотько С.В., С.А.В. в общую долевую собственность по 1/3 доли. На основании договора купли-продажи от 07.05.2020 С.А.В. продал, принадлежащую ему 1/3 долю К.А.Ю. (т. 1, л.д. 69-83).

На основании заявления Криворотько С.В. и Криворотько В.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:120104:1038 для эксплуатации объекта недвижимости, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска был подготовлен проект соответствующего договора аренды.

21.09.2020 ответчики были уведомлены о необходимости подписания договора, 22.01.2021 департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в их адрес были направлены оригинал договора аренды, протокол разногласий и протокол согласования разногласий к протоколу.

Криворотько С.В., Криворотько В.В. не согласились с представленным департаментом имущественных отношений вариантом договора аренды, направили в адрес протокол разногласий от 11.01.2021 (т. 1, л.д. 106-118). С данным протоколом разногласий Криворотько направили сопроводительное письмо, в котором указали на заведомо кабальные условия представленного договора аренды земельного участка, к примеру, условия пунктов 5.3, 5.4, 5.6, а также пп.16 п.3.2 проекта договора аренды земельного участка (т. 1, л.д. 86-87).

На указанный протокол разногласий 22.01.2021 Департамент направил письмо с протоколом согласования разногласий от 18.01.2021, в котором предложена редакция договора Арендодателя (т. 1, л.д. 112-118). Данный протокол разногласий арендаторами подписан не был.

В связи с недостижением согласия по поводу условий договора аренды земельного участка, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился в суд с иском о возложении обязанности на Криворотько В.В., Криворотько С.В. вступить в качестве арендаторов в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:120104:1038 путем подписания договора аренды на предложенных арендодателем условиях. Во встречном исковом заявлении Криворотько В.В. и Криворотько С.В просили обязать Департамент имущественных отношения подписать договор аренды земельного участка в редакции, предложенной ими в протоколе разногласий, а именно:

-абзац 2 подпункта 3 пункта 2.2.договора аренды: «Информация для арендаторов земельных участков о повышении годового размера арендной платы по договорам аренды земельных участков на уровень инфляции с 1 января очередного года содержится на официальном портале Администрации города Омска. Подготовка письменного уведомления об изменении размера арендной платы или составление дополнительного соглашения при этом обязательно.»;

-абзац 3 подпункта 3 пункта 2.2.договора аренды: «Арендодатель направляет Арендаторам письменное уведомление об изменении размера арендной платы по реквизитам, указанным в настоящем договоре. Арендатор обязан принять уведомление к исполнению в указанный в нем срок. Составление дополнительного соглашения при этом обязательно.»;

-подпункт 9 пункта 3.2 договора аренды: «9) письменно в течение 10-ти рабочих дней уведомить Арендодателя в случае изменения адреса и других реквизитов»;

-подпункт 16 пункта 3.2 договора аренды: «организовать вывоз бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате деятельности. Вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется Арендаторами Участка самостоятельно или путем заключения договора со специализированной организацией.»;

- подпункт 17 пункта 3.2 договора аренды подлежит исключению из договора аренды;

- пункт 5.3 договора аренды: «При неисполнении условия, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3.2 настоящего договора, Арендодатель вправе потребовать от Арендаторов уплаты штрафа в размере 1 процента от кадастровой стоимости Участка.»;

- пункт 5.4 договора аренды: «При несвоевременном возврате имущества Арендаторами Арендодатель вправе потребовать от него платы за фактическое использование Участка в размере арендной платы и уплаты штрафа в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости Участка за каждый день просрочки»

-пункт 5.6 договора аренды подлежит исключению из договора аренды;

-пункт 7.3 договора аренды: «По окончании срока действия настоящего договора договор считается расторгнутым, обязательства сторон прекращаются, за исключением обязательств по оплате арендной платы и возврата платежей. При этом дополнительное уведомление арендатора обязательно.»;

-пункт 10.2 договора аренды: «Арендаторы заведомо не согласны на вступление в настоящий договор иных правообладателей объектов недвижимости (их частей), расположенных на Участке;

-пункт 10.5 договора аренды: «Арендаторы заведомо согласны на обработку Арендодателем следующих своих персональных данных: ФИО, адрес, паспортные данные, дата и место рождения, ИНН, ОГРН, в том числе их хранение, использование, передачу их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрацию города Омска и ее структурные подразделения, в управление Федеральной налоговой службы.».

Также просили изложить приложение № 2 к договору аренды земельного участка в следующей редакции:

«РАСЧЕТ ежемесячной арендной платы за аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в городе Омске, на котором расположены здания, сооружения»

Расчет арендной платы осуществляется в соответствии c Решением Омского городского Совета от 10.04.2019 № 138 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов» (далее – Решение).

Размер годовой арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается по формуле:

Ап = Кс x Кф, где:

Ап – размер годовой арендной платы в руб.;

Кс – кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:120104:1038, площадью 766 кв.м, 868192,06 руб.;

Кф – экономически обоснованный коэффициент: 5,9 (п. 5 Приложения к Решению);

Годовой размер арендной платы Криворотько В. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 17074,44 рублей в год;

Ежемесячный размер арендной платы Криворотько В. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 1422,87 рублей в месяц.

Годовой размер арендной платы Криворотько С. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 17074,44 рублей в год;

Ежемесячный размер арендной платы Криворотько С. В. с учетом доли в праве пользования 1/3 составляет: 1422,87 рублей в месяц».

Разрешая указанный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований департамента в связи с тем, что наличие заключенного и согласованного договора аренды земельного участка является неотъемлемым условием использования расположенной на нем недвижимости ответчиками. При этом, суд посчитал необходимым изложить подпункт 9 пункта 3.2 и приложение к договору № 2 (расчет арендной платы) в редакции, предложенной Криворотько.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на верном применении материального и процессуального закона, сделаны на основе фактических обстоятельств дела.

Решение в части удовлетворенных встречных исковых требований Департаментом имущественных отношений не обжалуется.

Вопреки доводу апелляционной жалобы Криворотько В.В. и С.В., суд первой инстанции в решении не указывает и не приходит к выводу о том, что ответчики уклоняются от заключения договора аренды земельного участка с Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска. В решении указано на необходимость вступления апеллянтов в качестве арендаторов в соответствующий договор аренды, что не свидетельствует об их уклонении от заключения договора аренды.

Необоснованным является довод и о том, что ранее уже был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>, поскольку в договоре аренды № <...> от 16.06.2020 в качестве арендаторов были указаны Криворотько В.В., Криворотько С.В., С.А.В. (бывший сособственник), которым договор аренды подписан не был, договор аренды в ЕГРН зарегистрирован не был (т. 1, л.д. 150-158).

Криворотько В.В., Криворотько С.В., как собственники нежилого здания, расположенного на земельном участке, который им не принадлежит на праве собственности, для целей использования здания имеют обязанность заключить договор аренды с собственником земельного участка, поскольку пользование землей в РФ является платным (ст. 1, 39.20, 65 ЗК РФ).

Арендаторы просят внести изменения в абзац 2 подпункта 3 пункта 2.2 договора аренды. Суд апелляционной инстанции с доводом апеллянтов в этой части не соглашается.

Размер арендной платы устанавливается в соответствии с решением Омского городского Совета от 10.04.2019 № 138 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов».

В соответствии с п. 13 решения Омского городского Совета от 10.04.2019 № 138 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов" арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

Таким образом, увеличение арендной платы на уровень инфляции с 1 января очередного года предусмотрено законодательством, положения которого арендаторам должны быть известны.

Внесение изменений в абзац 3 подпункта 3 пункта 2.2 договора аренды об обязательном составлении дополнительного соглашения об изменении размера арендной платы по реквизитам, указанным в договоре, является нецелесообразным, поскольку согласно указанному абзацу арендаторы обязаны принять письменное уведомление об изменении размера арендной платы по реквизитам, указанным в договоре. С редакцией абзаца в указанной части арендаторы согласны. Арендодателем арендаторам будет направляться соответствующее письменное уведомление об изменении размера арендной платы, в связи с чем подписание дополнительного соглашения не требуется.

Из подпункта 16 пункта п. 3.2 договора аренды арендаторы просят исключить условие о том, что если арендаторы участка самостоятельно осуществляет вывоз бытовых отходов и мусора, то обезвреживание и размещение бытовых отходов и мусора производится на полигонах бытовых отходов на основании договора с организациями, имеющими соответствующую лицензию. Исполнение обязанности по организации вывоза бытовых отходов и мусора должно быть подтверждено арендаторами участка договором или иными документами (талон, квитанция).

В силу ст. 103 решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадках), не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Юридическим и физическим лицам запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, а также в контейнеры, бункеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Требование о подтверждении исполнения обязанности по организации вывоза отходов специализированными организациями с предоставлением соответствующих подтверждающих документов (талон, квитанция), вытекают из требований ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (ст. 1,2,3,8,13, 13.1,19), Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (п. 1,3,4,8).

Таким образом, подпункт 16 п. 3.2 договора изложен арендодателем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Омской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, устанавливающего единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц.

В связи с чем данное условие не может быть исключено из договора аренды.

Арендаторы просят исключить из договора аренды условие о их обязанности не допускать размещение на земельном участке нестационарных торговых объектов.

Как было установлено судом первой инстанции на земельном участке с кадастровом номером № <...>, помимо нежилого здания, находящегося в собственности арендаторов, расположены нестационарные объекты по продаже обрядных принадлежностей. Как указывают арендаторы нестационарные объекта расположены на земельном участке, а не в здании, поскольку в здании разместить их не представляется возможным.

Разрешение или запрет размещения на земельном участке каких-либо объектов является правом собственника земельного участка. Запрет на размещение на арендуемом земельном участке нестационарных объектом направлен на сохранение земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Данное условие договора аренды прав арендаторов не нарушает.

Не соглашаясь с редакцией пункта 5.3 договора аренды, предусматривающего ответственность арендаторов за неисполнение ими обязанностей, установленных подпунктом 3 пункта 3.2 договора аренды, в виде штрафа в размере 5% от кадастровой стоимости земельного участка, арендаторы просят установить размер штрафа в размере 1 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Не соглашаясь с редакцией пункта 5.4 договора аренды, предусматривающего ответственность арендаторов за несвоевременный возврат имущества арендаторами, в виде штрафа в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый день просрочки, арендаторы просят установить размер штрафа в размере 0,1 % от кадастровой стоимости земельного участка за каждый день просрочки.

В апелляционной жалобе Криворотько В.В. и Криворотько С.В. указывают, что Департаментом не было предоставлено экономического обоснования заявленного размера заявленных штрафных санкций. Вместе с тем, арендаторы также не предоставляют экономического обоснования, предлагаемого ими размера штрафов – 1% и 0,1%.

Законодательство не содержит норм, на основании которых определяется размер штрафных санкций за неисполнение обязанностей, несвоевременный возврат имущества, порядок образования такого размера. В связи с чем, установление размера штрафных санкций за неисполнение обязанностей арендаторами, несвоевременность возврата имущества, является правом арендодателя, установление такого размера штрафных санкций, как верно указано судом первой инстанции, прав Криворотько не нарушает. В свою очередь, право требовать взыскания неустойки на нарушение условий договора прямо предусмотрено в ст. 330 ГК РФ.

Поскольку судебная коллегия отклонила требование арендаторов об исключении из договора аренды подпункта 17 пункта 3.2 (запрет на размещение на участке нестационарных торговых объектов), то не может быть исключен из договора и пункт 5.6 договора, предусматривающий ответственность арендаторов за нарушение подпункта 17 пункта 3.2.

Частью 1 ст. 46 ЗК РФ установлено, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В силу ч. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Спорным договором аренды предусматривается его заключение на срок 48 лет 11 месяцев 29 дней, то есть на строго определенный срок.

Таким образом, поскольку законодательством предусмотрено, что договор аренды действует в течении определенного им срока, а спорным договором установлен срок его действия и сторонам договора известен срок окончания договора аренды, то наличие уведомления арендатора о прекращении договора аренды по окончании срока его действия не требуется и является нецелесообразным (п. 7.3 договора аренды).

Арендаторы не согласны с пунктом 10.2 договора аренды, согласно которому арендаторы заведомо согласны на вступление в настоящий договор иных правообладателей объектов недвижимости (их частей), расположенных на земельном участке.

Поскольку на арендуемом земельном участке расположен объект недвижимости – нежилое здание, находящееся в общей долевой собственности Криворотько В.В., Криворотько С.В., К.А.Ю., один из собственников либо часть собственников может (могут) прекратить свое право собственности и передать права иному лицу (иным лицам), в связи с чем изменится и состав арендаторов.

Наличие в договоре аренды земельного участка пункта 10.2 в редакции арендодателя, позволит избежать заключения дополнительных соглашений к договору аренды с оставшимися собственниками, что будет соответствовать интересам обоих сторон. Кроме этого, несогласие одного из собственников на вступление в договор аренды нового собственника, приведет к существенному ущемлению прав арендодателя, который не сможет без этого согласия заключить договор аренды и соответственно на законных основаниях получать арендную плату. Указанным пунктом права арендаторов не нарушаются.

В предлагаемой арендаторами редакции пункта 10.5 договора аренды, предполагается исключение условие о передаче персональных данных в антимонопольную службу, прокуратуру, правоохранительные органы.

Вместе с тем подателями жалобы не учтено следующее.

В силу п. 4,5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2005 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2005 № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 11 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2005 № 152-ФЗ «О персональных данных» установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Аналогичное право предоставлено Федеральной антимонопольной службе в п. 6.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331.

Право на истребование указанных сведений и их обработку вытекает из перечисленных функций и прав департамента, указанных в разделе 3,4 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452.

Таким образом, поскольку передаваемый в аренду земельный участок находится в муниципальной собственности, используется арендаторами в предпринимательских целях, его использование затрагивает общественный и государственный интерес, Департамент имущественных отношений в силу возложенных на него полномочий имеет право передать персональные данные арендаторов в соответствующие федеральные органы власти по их запросу.

Криворотько В.В., Криворотько С.В. ни во встречном иске, ни в апелляционной жалобе не обосновывают свою редакцию спорных пунктов договора аренды земельного участка, в чем заключается ущемление их прав договором аренды в предлагаемой арендодателем редакции.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что предложенная Департаментом имущественных отношений редакция договора аренды земельного участка, с учетом изменений, внесенных в него решением Куйбышевского районного суда г. Омска, соответствует интересам обоих сторон, не нарушает чьих-либо прав и соответствует требованиям законодательства, такая редакция договора приведет к упорядочиванию арендных отношений, и позволит сохранить земельный участок в соответствии с его целевым назначением, что является основным принципом земельного законодательства в РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйбышевского районного суда города Омска от 07.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 06.09.2021