Судья Калганова С.В. дело № 2-221/2020 г.
(первая инстанция)
дело № 33-1569/2020 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Устинова О.И.,
при участии секретаря – Малаховой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Севастополе гражданское дело по иску Прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 02 марта 2020 года, которым постановлено:
исковое заявление Прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида ФИО1 к месту проживания по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
Обязать Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» на выделенные денежные средства обеспечить беспрепятственный доступ инвалида ФИО1 к месту проживания по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид посредством установки стационарного пандуса.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Правительства Севастополя – ФИО2 (по доверенности), поддержавшей доводы жалобы, полагавшей решение подлежащим отмене, пояснения прокурора Берловой Е.В., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, пояснения представителя УК «Стрелецкая Бухта» – ФИО3 (по доверенности), полагавшего разрешение жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику и просил обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида – ФИО1 к месту проживания по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором он проживает, обязав ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» установить стационарный пандус по вышеуказанному адресу. В обоснование заявленных требований иска указано, что в результате проведенной прокуратурой поверки на предмет исполнения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что инвалид-колясочник 1 группы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживает ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая в силу возраста возможность оказывать сыну инвалиду физическую помощь не имеет. Указанная квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома, однако, в виду того, что подъезд не оборудован соответствующими средствами, а именно: плавными спусками, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске, то у инвалида-колясочника ФИО1 нет возможности выехать во двор собственного дома, последний не покидал свою квартиру на протяжении последних 3 лет. На письменные обращения ФИО1 в адрес ответчиков ему было сообщено об имеющейся возможности установить стационарный пандус в подъезде его дома, однако, какие-либо действия по его установке произведены не были.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с решением, Департаментом городского хозяйства города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение в части отменить. В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и их противоречие нормам действующего законодательства.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Реализуя указанные конституционные принципы, заложенные в основном законе, были приняты нормативные акты, регулирующие права инвалидов, в том числе и создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 вышеуказанного закона определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организации, независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям, или иного оборудования, к которому относятся специальные подъемные средства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО1 является инвалидом 1 группы бессрочно. Истец проживает по адресу: <адрес>, которая расположена на первом этаже. Между тем, по своему состоянию он не имеет возможности самостоятельно передвигаться, поскольку является инвалидом-колясочником. Ввиду того, что подъезд не оборудован соответствующими средствами для беспрепятственного выезда ФИО1 из квартиры, а именно не имеется плавных спусков, поручней, пандусов для спуска и подъема на кресле-коляске, у него не имеется возможности выезда во двор. По этой причине он не покидал квартиру последние три года. Истец проживает с матерью, которой более 70 лет и она ему оказать физическую помощь в выезде из дома не имеет возможности.
ФИО1 обращался письменно в ГУПС «УК «Стрелецкая Бухта» с просьбой осуществить оборудование подъезда устройствами доступности.
Из письма ГУПС «УК «Стрелецкая Бухта» от 22.08.2019 г. усматривается, что в виду отсутствия технической возможности и ущемления прав других собственников помещений в многоквартирном доме не представляется возможным размещения электрического подъемника в подъезде многоквартирного дома. Управляющей компанией отмечено, что имеется техническая возможность установить стационарный пандус в подъезде многоквартирного дома; о согласии или несогласии на размещение такого просят сообщить инвалида в управляющую компанию дополнительно.
Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по финансированию мероприятий из бюджета Департамента городского хозяйства г. Севастополя, поскольку, согласно п.п. 1, 3, 6 п. 9.1 Постановления Правительства города Севастополя от 16.09.2016 г. № 875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя» Департамент в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя координирует работу по реализации мероприятий, направленных на обеспечение финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства; организует в установленном законом порядке управление многоквартирными домами; организует проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы апеллянта относительно необоснованного возложения на их орган обязанности по несению финансовых расходов по устранению нарушений и предоставлении беспрепятственного доступа инвалиду к общему имуществу многоквартирного дома несостоятельны.
В соответствии с положениями п. 3 Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В разделе 3 вышеназванных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Как усматривается из п. 23, 24 вышеназванных Правил, территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь определенное, установленное покрытие для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях. Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обеспечении инвалида ФИО1 беспрепятственным доступом к месту проживания путем установления стационарного пандуса обоснован.
Возложение обязанности по финансированию указанных мероприятий на Департамент городского хозяйства обусловлено тем, что 21.11.2016 г., в рамках полномочий, Правительством Севастополя было принято постановление № 1112-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2017-2020 годы», согласно которому повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения, относится к приоритетным направлениям развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Ответственным исполнителем реализации данной программы является Департамент городского хозяйства города Севастополя, который несет ответственность за конечные результаты ее реализации. В перечень (состав) работ необходимых для реализации данной программы входят работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, необходимых для приведения в соответствие с действующим законодательством жилых и иных помещений, которыми пользуются инвалиды.
Таким образом, вывод суда о возложении обязанности для выполнения мероприятий по финансированию работ именно на Департамент городского хозяйства города Севастополя правомерен.
Довод апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени в г. Севастополе не принята программа, согласно которой определен орган, на который возложена обязанность по приведению в соответствие с действующим законодательством домов, в которых проживают инвалиды, не может являться основанием для отказа истцу в иске.
Правительством Севастополя было принято Постановление «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2020 г.г.». В указанном нормативном акте уделяется особое внимание повышению комфортности условий проживания граждан, в том числе, граждан – инвалидов. При этом, исполнителем данного направления указан Департамент городского хозяйства г. Севастополя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и неверному толкованию положений действующего законодательства. Решение суда первой инстанции постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, 5уководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
О.И. Устинов