ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-222/20 от 24.09.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 33-4685/2020 г.

(№2-222/2020 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н. и Сироткиной Е.М.,

при секретаре Дидыч А.В.,

рассмотрев в судебном заседании 24 сентября 2020 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2020 года, которым

за ФИО1 признано право на включение в стаж работы по Списку № 1 периодов предварительного обучения в УКК (техминимум с оплатой): 2 дня в мае 1988 года; 3 дня в январе 1989 года; 3 дня в июле 1989 года; 3 дня в январе 1992 года; нахождения на курсах с отрывом от производства (с оплатой) с 24.11.1994 по 06.12.1994; прохождение инструктажа по ТБ в УКК – 06, 08, 09 января 2004 года; обучение в учебном центре ВГСВ «Интинский» с сохранением среднего заработка с 12.10.2009 по 16.10.2009; обучение ВГС с сохранением среднего заработка 26.02.2010 и 27.09.2010; оплата по среднему заработку в июле 2006 года – 1 день; донорские дни 2 дня в июне 2006 года; прохождение медицинского осмотра: 06.04.2009; 05.10.2010; 19.05.2011; 15.06.2015; периода работы в качестве мастера контрольного шахты отдела технического контроля шахты «Интинская», ГОФ «Интинская» управления технического контроля качества угля и стандартов с 07.06.1999 по 31.12.2002;

за ФИО1 признано право на включение в стаж работы по Списку работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481 период прохождения службы в рядах Советской Армии с 19.11.1989 по 03.12.1991;

на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми возложена обязанность установить ФИО1 ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01 мая 2019 года;

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж для определения права на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» периода предварительного обучения в УКК (техминимум с оплатой) 07.01.2004; период с 01.01.2003 по 05.01.2004; взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, отказано.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о включении в стаж работы по Списку № 1 периодов: службы в рядах Советской Армии с 19.11.1989 по 03.12.1991; обучения в УКК, курсов повышения квалификации с отрывом от производства, предварительного обучения технике безопасности 2 дня в мае 1988, 3 дня в январе и 3 дня в июле 1989, 3 дня в январе 1992, с 24.11.1994 по 06.12.1994, с 06.01.2004 по 09.01.2004; работа в качестве мастера контрольного ОТК шахты «Интинская» с 07.06.1999 по 05.01.2004; донорские дни 2 дня в июне 2006; оплата по среднему заработку 01.07.2006 и 27.09.2010; прохождение медкомиссии 06.04.2009, 05.10.2010, 19.05.2011, 15.06.2015; обучение в учебном центре ВГСВ с 12.10.2009 по 16.10.2009, 26.02.2010, возложении обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ с 14.11.2018. В обоснование заявленных требований указал, что 25.02.2019 обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с законом № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». В назначении ежемесячной доплаты к пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на подземных работах, с чем истец не согласен, и что послужило поводом обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании 10.02.2020 представителем истца ФИО2 были уточнены исковые требования в части даты установления доплаты к пенсии, просил назначить с 01.05.2019.

16.03.2020 представителем истца ФИО2 дополнительно заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дело рассматривалось в отсутствие истца.

Представитель ответчика требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном применении норм материального и права, просит в апелляционной жалобе УПФР в г. Инте Республики Коми.

Истец представил возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявления о рассмотрении дела в их отсутствие не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее - Федеральный закон № 84-ФЗ от 10.05.2010) лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Согласно подпункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

При установлении доплаты к пенсии применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992; Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481 (далее - Список № 481), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516).

Пунктом 5 Правил №516 установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 15 Правил при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:

каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;

каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, - за 9 месяцев.

Порядок применения списка №481 содержится в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 15.07.1992 № 2 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьёй 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет».

Пунктом 3 указанного разъяснения установлен механизм исчисления стажа работникам, занятым на подземных работах, согласно которому в стаж подземной работы включается каждый полный год работы по ведущим профессиям (горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин) – за 1 год 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, - за 9 месяцев.

Судом установлено, что с 28.10.2014 ФИО1 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ) и статьей 29 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно трудовой книжке в период с 07.06.1999 по 05.01.2004 истец работал мастером контрольным шахты отдела технического контроля шахты «Интинская» ГОФ «Интинская» управления технического контроля качества угля и стандартов. 01.01.2000 Управление технического контроля качества угля и стандартов переименовано в службу технического контроля качества угля и стандартов.

25.02.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее - Федеральный закон № 84-ФЗ от 10.05.2010).

Решением от 30.08.2019 ответчик отказал истцу в назначении доплаты в связи с недостаточностью стажа, дающего право на доплату. По расчету ответчика, стаж истца для установления доплаты к пенсии на дату обращения составляет 23 года 03 месяца 29 дней при требуемых 25 годах стажа.

Суд, разрешая спор, проанализировав вышеуказанные нормы, нашел обоснованными требования ФИО1 о включении в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения доплаты в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ, периодов обучения в УКК (техминимум с оплатой); нахождения на курсах с отрывом от производства (с оплатой); прохождения инструктажа по ТБ в УКК; обучения в учебном центре ВГСВ «Интинский» с сохранением среднего заработка; обучение ВГС с сохранением среднего заработка; оплаты по среднему заработку 1 дн в июле 2006 года; донорских дней; прохождения медицинского осмотра; а также периода работы в качестве мастера контрольного шахты отдела технического контроля шахты «Интинская», ГОФ «Интинская» управления технического контроля качества угля и стандартов. При включении указанных периодов суд пришел к выводу о наличии у истца требуемого 25-летнего стажа для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ с 01.05.2019.

Требования истца о включении в стаж для определения права на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ периода предварительного обучения в УКК (техминимум с оплатой) 07.01.2004; периода работы в должности мастера контрольного ОТК шахты «Интинская» ОАО «Интауголь» с 01.01.2003 по 05.01.2004; взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей оставлены судом без удовлетворения.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Решение суда в части отказа ФИО1 в удовлетворении иска сторонами не оспаривается.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы УПФР в г. Инте Республики Коми о том, что право на доплату к пенсии в соответствие с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 возникает у работника, занятого непосредственно полный рабочий день, то есть не менее 80 % рабочего времени, на подземных и открытых горных работах. И, принимая во внимание, что при прохождении военной службы по призыву истец не выполнял указанные работы, а действующее в период военной службы истца по призыву правовое регулирование не предусматривало возможности зачета такой деятельности в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, как и действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения службы в армии по призыву в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую по подпункту 11 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, соответственно указанный период не подлежал включению в стаж для определения права на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ. По этим же основания не подлежат включении в указанный стаж и периоды предварительного обучении истца в УКК (техминимум с оплатой), обучения в учебном центре ВГСВ «Интинский»; освобождения от работы (донорские дни); прохождения медицинских осмотров, учитывая, что истец в указанные периоды не был занят на подземных и открытых горных работах.

Как следует из буквального толкования статьи 1 Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010, порядок исчисления стажа для целей Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010 идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

Следовательно, вывод суда о включении спорных периодов в стаж для назначения доплаты к пенсии с учетом исчисления стажа 1 год за 9 месяцев является правильным.

Разрешая спор, суд руководствовался нормами права, действовавшими на момент прохождения истцом службы в рядах Вооруженных Сил СССР.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в рядах Вооруженных Сил СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы.

Как следует из материалов дела, истец как до призыва в ряды Советской Армии и после демобилизации, работал горнорабочим подземным на шахтах концерна «Интауголь». Работа в указанной профессии давала истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по ранее действовавшему законодательству и учтена ответчиком истцу в стаж работы с вредными условиями труда (Список №1), следовательно, и период прохождения службы в рядах Советской Армии с 19.11.1989 по 03.12.1991 подлежит включению в стаж истца на соответствующих видах работ.

Периоды обучения истца безопасным приемам работы в опасных, вредных, подземных условиях труда (техминимум) также подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды за истцом сохранялся средний заработок и место работы. Кроме того, обучение безопасным приемам труда при работе в опасных, вредных, подземных условиях является обязательным, при не прохождении обучения работник не допускается к выполнению вышеназванных работ (статья 76 Трудового кодекса РФ). Прохождение техминимума является неотъемлемой частью работы в подземных условиях.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на установление доплаты к пенсии, периодов предварительного обучения в УКК (техминимум с оплатой), обучения в учебном центре ВГСВ «Интинский»; оплаты по среднему заработку 1 дня в июле 2006 года; донорских дней; прохождения медицинского осмотра подлежат отклонению, поскольку в указанные периоды трудовой договор с истцом не расторгался, за ним было сохранено рабочее место и выплачивалась средняя заработная плата.

Указанные периоды, как подлежащие включению в специальный стаж по Списку №1 на основании Правил № 516, обоснованно включены судом и в стаж для определения права на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ.

Правильным является и вывод суда о включении в специальный стаж истца периода его работы в качестве мастера контрольного шахты отдела технического контроля шахты «Интинская», ГОФ «Интинская» управления технического контроля качества угля и стандартов с 07.06.1999 по 31.12.2002.

Пунктом «г» подраздела 1 раздела I «Горные работы» Списка № 1 от 26.01.1991, предусмотрены, при условии занятости на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) «мастера (старшие мастера) контрольные» (позиция 1010100г-23269).

Истец просил включить ему в специальный стаж период работы в должности мастера контрольного ОТК шахты «Интинская» с 07.06.1999 по 05.01.2004.

Судом установлено, что в заявленный период у истца имелись отвлечения от работы, а именно: в период с 18.10.1999 по 26.10.1999 истец находился в отпуске без сохранения заработной платы; с 29.04.2000 по 27.05.2000, с 25.09.2000 по 20.10.2000; с 05.03.2001 по 21.05.2001, с 22.04.2002 по 12.07.2002, с 06.02.2003 по 09.04.2003 - в ежегодных оплачиваемых отпусках; с 29.05.2000 по 08.06.2000, с 04.09.2002 по 13.09.2002, с 14.11.2002 по 06.12.2002, с 22.01.2003 по 28.01.2003, с 21.07.2003 по 31.07.2003, с 15.10.2003 по 22.10.2003, с 05.11.2003 по 19.11.2003 - на листах нетрудоспособности.

Согласно представленным журналам спусков-подъемов в шахту в указанный период истец отработал под землей в 1999 году - 73,9%; в 2000 году - 65,2%; в 2001 году - 79,5%; в 2002 году -69,5%, что более 50% рабочего времени; в 2003 году - 47,8%; за период с 01.01.2004 по 05.01.2004 работа в подземных условиях ФИО1 – отсутствует.

Таким образом, суд обоснованно включил спорный период работы в части, исключив из подсчета специального стажа работу истца с 01.01.2003 по 05.01.2004, поскольку в 2003 году спуски под землю составили менее 50% рабочего времени, а в 2004 году такая работа у истца отсутствовала, и периода предварительного обучения в УКК (техминимум с оплатой) - 07.01.2004, следовавшего за данным периодом.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований для признания их неправильным судебная коллегия не усматривает.

Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые сводятся к иному толкованию норм материального права.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Интинского городского суда Республики Коми от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -