Дело № 33-4701/2023 Докладчик Осипова Т.А.
Суд I инстанции 2-222/2023 Судья Королев А.Н.
УИД 33RS0011-01-2022-005704-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего судей при секретаре | Швецовой Н.Л. Осиповой Т.А., Сергеевой И.В. Уваровой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 25 декабря 2023 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя управления имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 20 марта 2023 г., которым с учетом дополнительного решения от 29 августа 2023 г. отказано в удовлетворении исковых требований управления имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова Владимирской области к Курчиву А. П., Курчивой А. В., **** о выселении из жилого помещения, признании недействительным договора найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Осиповой Т.А., объяснения представителя истца -управления имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова Владимирской области - Мироновой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ответчика Курчива А.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Ефимовой Т.Н., указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
управление имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова Владимирской области обратилось в суд с иском с последующим уточнением к Курчиву А.П., Курчивой А.В., **** о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: ****, без предоставления другого жилого помещения и признании недействительным договора найма указанного жилого помещения от ****, заключенного между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» и Курчивым А.П.
В обоснование указано, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью. В указанной квартире зарегистрированные лица отсутствуют. Однако в жилом помещении проживает бывший военнослужащий Курчив А.П. со своей семьей, которому данное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны РФ на основании договора найма служебного жилого помещения на время прохождения военной службы. Законные основания занимать спорное жилое помещение у ответчиков отсутствуют, квартира не относится к специализированному жилищному фонду, не признана служебной, а Курчив А.П. не относится к категории граждан, имеющих право на получение служебного муниципального жилого помещения. В добровольном порядке ответчики освободить жилое помещение отказываются.
Представитель истца управления имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова Миронова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчики Курчив А.П. и Курчив А.В., действующие также в интересах несовершеннолетних детей **** в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. В обоснование возражений указали, что спорная квартира предоставлена Курчив А.П. и членам его семьи на основании решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в связи с прохождением им военной службы в войсковой части на основании договора найма служебного жилого помещения. Истец является военнослужащим, уволенным с военной службы, который в силу закона должен быть обеспечен жилым помещением путем выдачи государственного жилищного сертификата. Он с супругой не имеет в собственности и на праве социального найма иных жилых помещений. Полагали, что с учетом данных обстоятельств, а также того, что в семье имеются двое детей, ответчики не могут быть выселены из служебного жилого помещения до реализации им права на жилищное обеспечение в порядке, предусмотренным Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Представители третьих лиц МКУ «Город», Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений», Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны, Департамента военного имущества Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явились.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации **** в судебное заседание не явился, ранее представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором в интересах несовершеннолетних полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению (л.д. ****
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель управления имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. В обоснование указано, что ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ предоставило спорное жилое помещение семье ответчика в качестве служебного, однако спорная квартира является муниципальной собственностью г.Коврова, передана в составе многоквартирного дома в соответствии с постановлением главы администрации Владимирской области от 3 января 1996 г. № 732 и решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 29 декабря 2009 г. № 415. Судом сделаны ошибочные вводы о предоставлении квартиры на законных основаниях, поскольку документов, подтверждающих нахождение жилого помещения в федеральной собственности не представлено. Спорное жилое помещение не имеет статус служебного, решение органа местного самоуправления о заключении договора социального найма не принималось. В качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, семья Курчив не стоит, обязанность по предоставлению жилого помещения до получения жилищной субсидии в силу закону возложена на Министерство обороны РФ. Вывод суда об отсутствии у ответчиков задолженности по оплате коммунальных платежей и найма жилого помещения сделан в отсутствие каких-либо доказательств.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Абзацем вторым ч. 3 ст. 40 ГПК РФ предусмотрено, что в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
По смыслу статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно рассмотрение спора о признании недействительной сделки без привлечения к участию в деле в качестве ответчика стороны оспариваемой сделки.
По иску о признании сделки недействительной, предъявленному не участвующим в этой сделке лицом, в качестве ответчиков подлежат обязательному привлечению все стороны этой сделки, которые являются равноправными участниками сделки и несут равную ответственность после ее заключения перед третьими лицами.
Из материалов дела усматривается, что управлением имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова 8 февраля 2023 г. подано уточненное исковое заявление, в котором наряду с выселением ответчиков заявлены требования о признании недействительным договора найма жилого помещения от ****, заключенного между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» и Курчивым А.П.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ **** ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, его правопреемником является ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
Исходя из характера заявленных исковых требований, приведенных выше норм материального и процессуального права, по данному делу для разрешения исковых требований по существу необходимо было привлечение в качестве соответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, что судом первой инстанции сделано не было.
Принимая во внимание, что в ходе апелляционного производства по материалам дела установлено наличие оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, указанные обстоятельства явились поводом к переходу рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлечению к участию в деле в качестве соответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, о чем судебной коллегией вынесено определение от 7 декабря 2023 г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик и законный представитель ответчика **** - Курчива А.В., ответчик **** представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, представители третьих лиц - МКУ «Город», Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, Департамента военного имущества Министерства обороны РФ, представитель отдела опеки и попечительства администрации г. Коврова Владимирской области не явились, извещались своевременно и надлежащим образом (л.д. **** Сведения о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства размещены в открытом доступе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.**** От ответчика и законного представителя ответчика ****- Курчивой А.В., ответчика ****. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. ****
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Разрешая спор по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований (пп. 5, 10 п. 2 ст. 6).Военная служба, по смыслу ст. 59 и 71 (п. "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ) устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному (муниципальному) жилищному фонду.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения.
Это обстоятельство подтверждается и специальными актами.
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде первой инстанции), определено, что разрешение вопросов в указанной сфере отнесено к компетенции структурных подразделений уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированной организации (структурным подразделением специализированной организации).
Из системного толкования приведенных законоположений следует, при использовании жилого фонда, в том числе принадлежащего и органу местного самоуправления, правом на повторное заселение освобожденного военнослужащим служебного жилья, предоставлено органам военного ведомства в лице уполномоченных органов Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: ****, передано в муниципальную собственностью **** в составе многоквартирного дома, как объекта коммунально-бытового назначения, в соответствии с постановлением главы администрации **** от ******** «О принятии в государственную собственность Владимирской области и последующей передаче в муниципальную собственность **** объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» и решения Ковровского городского Совета народных депутатов от ******** «Об утверждении перечня недвижимого муниципального имущества подлежащего включению в состав муниципальной казны» (л.д. ****
По данным выписки из ЕГРН права на вышеуказанное жилое помещение не зарегистрированы.
В соответствии со справкой Военного комиссариата **** и **** от ****Курчив А.П. проходил военную службу в рядах Вооруженных сил РФ до ****, имеет стаж военный службы **** календарный год, в связи с чем ему выплачивается пенсия за выслугу лет в размере **** руб. (л.д.****
**** между Владимирским территориальным отделением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение» Минобороны России (правопреемником является ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ - далее ФГАУ "Росжилкомплекс") и Курчивым А.П. заключен договор найма служебного помещения по адресу: ****, по условиям которого указанная **** квартира передана нанимателю Курчиву А.П. и членам его семьи (супруга - **** на время прохождения им военной службы в в/ч 30616. В качестве основания заключения договора указано решение о предоставления жилого помещения **** от **** (****
Ответчики зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства: Курчив А.П. - с ****, Курчива А.В. и их дети **** - с **** (л.д. ****
Согласно ответу врио командира войсковой части 30616 от **** на запрос МКУ «Город» военнослужащий запаса Курчив А.П. проживает в жилом помещении по вышеуказанному адресу с 2011 г. на основании разрешения главы МО ****, действительно до **** (л.д. ****
Согласно Уставу ФГАУ "Росжилкомплекс" основной целью деятельности этого учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, федеральных государственных гражданских служащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в части создания условий из жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 17).
Предметом деятельности учреждения является обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (п. 18); обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за учреждением в соответствии с его назначением (пункт 18.3).
Территориальный отдел "Владимирский", являющийся структурным подразделением филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" (далее - ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России), уполномочен осуществлять функции по социальной защите военнослужащих и членов их семей, в том числе по обеспечению жильем.
В соответствии с ответом указанного юридического лица от ****Курчив А.П. в период прохождения военной службы был включен в список на предоставление служебных жилых помещений, в связи с чем ему и членам его семьи было предоставлено служебное помещение по вышеуказанному адресу (л.д. ****
Решением ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России **** от ****Курчив А.П. и члены его семьи и членам его семьи супруга - Курчива А.В., дочь - ****., сын ****., приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с **** (л.д. ****
Из представленной стороной истца в материалы дела копии финансово-лицевого счета **** на спорное жилое помещение, выданной МКУ «Город», в качестве основания предоставления ответчикам жилого помещения указано: «военнослужащие уехали и отдали воякам, но не МО Ковров, а ЗРУЖО» (л.д. ****
Таким образом, ответчик Курчив А.П. и члены его семьи вселены в спорное жилое помещение в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
До настоящего времени Курчиву А.П. субсидия для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлена. Жилых помещений на праве собственности у него и членов его семьи не имеется (л.д****
В этой связи, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований управления имущественных и земельных отношений администрации **** к ответчикам о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку выселение ответчиков без предоставления другого жилого помещения является незаконным и противоречит принципу обеспечения государством социальных гарантий военнослужащих.
При этом истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств нарушения прав органа местного самоуправления проживанием ответчиков в спорном жилом помещении.
Напротив, с момента вселения в квартиру ответчиками Курчив согласно представленным квитанциям вносились необходимые платежи по оплате коммунальных услуг, которые принимались собственником жилого помещения (л.д. ****), квартира содержится нанимателями в отличном состоянии, что подтверждается актом обследования жилого помещения от ****, составленным МБУ «Город» (л.д. **** Начисление платы за найм жилого помещения произведено истцом только в феврале 2023 г., т.е. в рамках рассмотрения настоящего дела, до указанного времени соответствующие требования ответчикам не предъявлялись (л.д****
Органы военного ведомства, уполномоченные на повторное распределение освобожденного военнослужащим жилья, которые, являясь стороной по делу, с требованиями о признании Курчива А.П., Курчивой А.В., ****., не приобретшими права пользования спорным жилым помещением и их выселении не обращались.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу, что по требованию о признании недействительным договора найма служебного помещения от **** истек срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), о применении которого заявлено стороной ответчика.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Из материалов дела следует, что в 2016 году истец обращался в суд с иском к ответчикам о признании договора найма служебного жилого помещения от **** и выселении Курчив А.П. и членов его семьи из спорного жилого помещения.
Определением Ковровского городского суда Владимирской области от 8 декабря 2016 г. указанное исковое заявление оставлено без рассмотрения ввиду неявки истца по вторичному вызову (л.д. ****
Таким образом, о заключении оспариваемого договора найма истцу было известно с 2016 г., тогда как требование о признании договора найма служебного жилого помещения истец заявил в ходе рассмотрения дела, подав заявление об уточнении ранее заявленных исковых требований - **** (л.д. ****), спустя семь лет с момента, когда истец узнал о начале исполнения договора, то есть за истечением срока исковой давности.
Также из материалов дела следует, что после увольнения с военной службы ****Курчив А.П. обращался в администрацию **** с заявлением о возможности проживать в спорном жилом помещении до получения от Минобороны России жилищной субсидии, на которое получен ответ от **** о необходимости освободить спорное жилое помещение после получения от Минобороны России жилищной субсидии со ссылкой на заключение Курчив А.П. и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» договора найма жилого помещения (л.д. ****
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, собственник жилого помещения выразил согласие на проживание ответчиков в квартире до обеспечения его жилищных прав в порядке, установленном Федеральным законом № 76-ФЗ.
Доводы истца относительно нарушения правомочий муниципального образования "город Ковров" как собственника жилого помещения, подлежат отклонению как необоснованные.
Военная служба, по смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ (в редакции, действующей на момент вселения в жилое помещение ответчиков) органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд.
Из приведенных норм в совокупности с положениями пункта 5 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ следует, что освобождающиеся после обеспечения военнослужащих жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, могут передаваться на праве повторного заселения другим военнослужащим, а, следовательно, до предоставления жилищной субсидии военнослужащему пользование им предоставленным в таком порядке жилым помещением требованиям закона не противоречит.
На основании изложенного исковые требования управления имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова Владимирской области не подлежат удовлетворению.
Согласно абз. 6 пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" поскольку дополнительное решение является составной частью решения суда и не может существовать отдельно от него, отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции вправе также отменить и дополнительное решение вне зависимости от того, было оно обжаловано или нет.
При таких обстоятельствах в связи с наличием безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст.330 ГПК РФ, решение и дополнительное решение суда первой инстанции подлежат отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 20 марта 2023 г. и дополнительное решение того же суда от 29 августа 2023 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования управления имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова Владимирской области к Курчиву А. П., Курчивой А. В., ****, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о выселении из жилого помещения, признании недействительным договора найма жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Председательствующий Швецова Н.Л.
Судьи Осипова Т.А.
Сергеева И.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9января 2024 г.