ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2230/19 от 05.03.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья суда 1-й инстанции О.И. Фисюк Дело № 2-2230/2019 (I инст.)

Судья-докладчик в суде апел. № 33-651/2020 (апел. инст.)

инстанции И.А. Анашкина Категория 2.209

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2020 года город Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Устинова О.И.,

судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,

при секретаре Осколович Ю.А.,

с участием прокурора Ведмидь А.И., представителя ответчика Лахина Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третьи лица - Правительство Севастополя, ООО «УК «Центр" о понуждении совершить определенные действия,

с апелляционной жалобой ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 декабря 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района города Севастополя, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО г. Севастополя), уточнив исковые требования, просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитные сооружения, расположенные по адресам: <адрес>, инв. , по <адрес>, инв. в <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 № 583, путем обеспечения защитного сооружения гражданской обороны: журналом проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналами оповещения гражданской обороны; планом защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планом внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списком личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкцией по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцией по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правилами пользования приборами; инструкцией по противопожарной безопасности; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналом регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в защитном сооружении гражданской обороны; журналом учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналом регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемой эвакуации укрываемых из очага поражения; годовым планом планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств (п. 5.1.1 Правил); оснастить вход в ЗС ГО обозначением, представляющим собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см, надписями черного цвета, высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см (п. 6.2.1 Правил); провести мероприятия по оценке технического состояния (системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств) (п. 4.1.1 – п. 4.1.7 Правил); окрасить защитно-герметические двери синтетическими красками в серый цвет (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); указать порядковый номер на защитно-герметических дверях и ставне (п. 6.2.2 Правил); привести в исправное состояние защитно-герметические свойства двери защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.2.1 Правил); окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ Правил.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны <адрес>, по результатам которой выявлен ряд нарушений по содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны - железобетонных убежищ с инвентарными и , расположенных по адресу: <адрес>, которые распоряжением Правительства Севастополя от 29 мая 2015 № 463-РП (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 28 августа 2015 № 725-РП) включены в реестр собственности города Севастополя, как государственное имущество, являющееся собственностью города федерального значения Севастополя согласно приложениям 1, 2, 3 к указанному Распоряжению.

Пунктом 5.1. Распоряжения Правительства Севастополя от 29 мая 2015 года № 463-РП на ДИЗО г. Севастополя возложена обязанность по передаче имущества, указанного в пункте 1 распоряжения, по актам приема-передачи.

Проверкой установлено, что ДИЗО г. Севастополя передача имущества не осуществлена, выявлены нарушения при эксплуатации ЗС ГО, в связи с чем прокурор обратился с данным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 декабря 2019 года исковые требования прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме, на ДИЗО г. Севастополя возложена обязанность привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с предъявляемыми нормативными требованиями в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое, которым в удовлетворении иска отказать. Полагает, что суд первой инстанции своим решением возложил на ДИЗО г. Севастополя обязанности по содержанию защитных сооружений гражданской обороны, которые выходят за пределы его компетенции, установленной Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года № 883-ПП, соответственно, бюджетное финансирование таких расходов ДИЗО г. Севастополя не предусмотрено. В соответствии с названным Положением ДИЗО г. Севастополя осуществляет управление имуществом и землями, в том числе объектами гражданской обороны, принадлежащими городу Севастополю на праве государственной собственности, исключительно с точки зрения его учета и юридического закрепления прав, не осуществляя деятельности по его обслуживанию. Функции по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, возложены на Департамент общественной безопасности города Севастополя (п. 2.77 Положения о Департаменте общественной безопасности города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 13 сентября 2016 года № 859-ПП).

В письменных возражениях прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу.

Прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц Правительства Севастополя и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Центр» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Севастопольского городского суда.

Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По мнению судебной коллегии, постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона полностью соответствует.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя, в ходе которой выявлен ряд нарушений требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального Закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 № 583, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <адрес>, инв. , <адрес>, инв. , выявлено их несоответствие ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 № 327.

Наличие нарушений ответчиком и третьими лицами не оспаривается.

Распоряжением Правительства Севастополя от 29 мая 2015 № 463-РП (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 28.08.2015 № 725-РП) противорадиационные укрытия – подвальные помещения, встроенные в здания по <адрес> (инвентарный ) и (инвентарный ) в городе Севастополе включены в Реестр собственности города Севастополя.

Пунктом 2 названного Распоряжения имущество, согласно Приложению к Распоряжению, закреплено на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями города Севастополя.

Согласно приложению № 1 к Распоряжению Правительства Севастополя 29 мая 2015 года № 463-РП на праве хозяйственного ведения за ГУПС «Управляющая компания «Центр» закреплено 25 защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя, в том числе и противорадиационные укрытия – подвальные помещения, встроенные в здания по <адрес> (инвентарный ) и (инвентарный ).

Пунктом 5.1. Распоряжения от 29 мая 2015 № 463-РП на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность по передаче имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, по актам приема-передачи.

Проверкой установлено, что до настоящего времени Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передача имущества, указанного в п. 1 распоряжения Правительства Севастополя от 29 мая 2015 года № 463-РП, не осуществлена.

Данное обстоятельство также не оспорено ответчиком.

Суд первой инстанции, установив, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не выполнено Распоряжение Правительства Севастополя от 29 мая 2015 года № 463-РП, не обеспечена передача государственным предприятиям защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя, возложил на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность привести защитные сооружения в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 № 583.

Решение оспаривается ответчиком лишь в той части, что ДИЗО г. Севастополя является надлежащим ответчиком по делу, а потому является предметом проверки судебной коллегии лишь в этой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).

В соответствии с положениями пункта 45 части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности в пределах своих полномочий создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 8 статьи 5.1. Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации возложены обязанности по организации поддержания в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1309 от 29.11.1999, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях отнесено осуществление контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм федерального законодательства, можно сделать вывод о том, что бремя содержания защитных сооружений гражданской обороны относится к полномочиям и обязанностям субъекта Российской Федерации в лице органов исполнительной власти этих субъектов.

В соответствии с пунктом 1.7. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

Между тем, установлено, что объекты ЗС ГО не переданы управляющей компании, не находятся на учете какого-либо предприятия (организцаии).

В силу статьи 2 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя. Правительство обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Севастополя на территории Севастополя, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Севастополя (далее - Исполнительный орган), принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства города Севастополя. Правительство правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.

Статьей 24 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» предусмотрено, что Правительство в пределах своих полномочий в числе прочего определяет полномочия подведомственных ему Исполнительных органов, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему Исполнительных органов.

Пунктом 5 статьи 31 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя в пределах своих полномочий организует деятельность в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, руководит работой противопожарной службы города.

Следовательно, Правительство города Севастополя, являясь высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя, осуществляет в городе Севастополе контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Правительство города Севастополя реализует свои полномочия через подведомственные ему Департаменты, одним из которых является Департамент по имущественным отношениям города Севастополя.

Одной из функций Департамента, в соответствии с пунктом 3.2. Положения о Департаменте по имущественным отношениям города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, является осуществление управления имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, передает в установленном порядке государственное имущество, находящееся в собственности города Севастополя, в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий и производит правомерное изъятие имущества.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Севастополя от 29 мая 2015 № 463-РП в реестр собственности города Севастополя включены защитные сооружения гражданской обороны города Севастополя, постановлено закрепить их на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями, на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность осуществить передачу объектов государственным предприятиям и учреждениям по актам приема-передачи, однако, как установлено судом, передача имущества не осуществлена.

Постановлением Правительства Севастополя от 13.09.2016 N 859-ПП утверждено Положение о Департаменте общественной безопасности города Севастополя, в соответствии с пунктом 2.77. которого создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, отнесено к функциям названного Департамента.

Вместе с тем, поскольку после утверждения Положения о Департаменте общественной безопасности города Севастополя в распоряжение Правительства Севастополя от 29 мая 2015 № 463-РП изменения не вносились, тот и другой Департамент являются подведомственными органами исполнительной власти города Севастополя, доводы жалобы о том, что в настоящее время содержание объектов гражданской обороны отнесено к функциям Департамента общественной безопасности города Севастополя, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены правильного по сути решения суда.

Судебная коллегия полагает, что заслуживающих внимания доводов, ставящих под сомнение законность принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции верно определены и установлены все юридически значимые по делу обстоятельства, применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.И. Устинов

Судьи: А.С. Сулейманова

И.А. Анашкина