1-я инстанция № 33-1348/2022
Судья <данные изъяты>
УИД № 60RS0001-01-2022-004313-59
(№ 2-2232/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 августа 2022 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Адаева И.А.
судей: Игошина В.Е., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Мищанчук М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, его отмене, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 18 мая 2022 г.
Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения представителя ответчика ФИО2, представителя истца ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, его отмене, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что на её обращение от 28.12.2021 решением пенсионного органа от 09.03.2022 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточностью возраста и специального стажа, в который не включен период работы с 01.07.2015 по 28.12.2021 в должности артиста-кукловода в Государственном автономном учреждении культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция».
Ссылаясь на Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ, просила суд включить спорный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочно назначить страховую пенсию по старости с 28.12.2021.
В судебное заседание истец не явилась, воспользовалась правом ведения дела через своего представителя ФИО3, которая заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – ФИО2 в судебном заседании иск не признала, указав, что спорный период работы не подлежит включению в специальный стаж, поскольку учреждение культуры как ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция» не предусмотрено и согласно сведениям индивидуального лицевого счета работодатель не подтверждает факт льготной работы. Дополнила, что при условии включения в льготный стаж заявленного периода работы, у истца по состоянию на 28.12.2021 возникнет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 18.05.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01.07.2015 по 28.12.2021 в должности артиста-кукловода в ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция».
Обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.12.2021.
В остальной части иска отказано.
Также суд взыскал с ответчика в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области ставит вопрос об отмене судебного акта в части удовлетворенных исковых требований. Выражает несогласие с включением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода трудовой деятельности истца с 01.07.2015 по 28.12.2021 в должности артиста-кукловода в ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция», поскольку Списком №447 предусмотрены кукловоды в театрах кукол, постановление не предусматривает включение периодов работы в специальный стаж в структурных подразделениях организаций, не предусмотренных Списком, в связи с чем досрочная страховая пенсия не может быть назначена с 28.12.2021.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась ФИО1, которая воспользовалась правом ведения дела через представителя, уведомлена о рассмотрении дела надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона №400-ФЗ в редакции до 01.01.2019 право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, с 01.01.2019 право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункта 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15- 30 лет по достижении возраста 55 - 60 лет, либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 30 Закона №400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Совмина РСФСР от 28.08.1991 №447 утвержден Список профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Список №447).
Как видно из материалов дела и установлено судом, на обращение ФИО1, (дд.мм.гг.) года рождения, от 28.12.2021 решением пенсионного органа от 09.03.2022 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточностью специального стажа и возраста, который ставил 48 лет, специальный стаж истца признаваемый ответчиком - 20 лет 03 мес. 08 дней при требуемых 25г., страховой стаж -29 лет 08 мес. 04 дн. (л.д.13,14).
При этом в специальный стаж не включен период работы в должности артиста-кукловода в ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция», так как данное учреждение культуры Списком №447 не предусмотрено.
Разрешая заявленные требования и включая период трудовой деятельности ФИО1 с 01.07.2015 по 28.12.2021 в должности артиста-кукловода в ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что, истец, работая в должности артиста-кукловода после реорганизации ГБУК «Псковский областной театр кукол» в форме слияния с образованием ГБУК ПО «Театрально-концертная дирекция», переименованного в ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция», продолжила работать в Псковском областном театре кукол, который приобрел после реорганизации статус структурного подразделения ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция».
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Так, из трудовой книжки истца видно, что ФИО1 с 22.08.2006 принята на должность артиста-кукловода в Государственное учреждение культуры «Псковский областной театр кукол» с разрядом ЕТКС 13, 01.01.2012 данное учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковский областной театр кукол», 25.05.2015 осуществлена реорганизация учреждения в форме слияния с образованием Государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» (ГБУК ПО «Театрально-концертная дирекция»), которое 29.12.2015 переименовано в Государственное автономное учреждение культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» (ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция», где и работает по настоящее время (л.д. 9-11).
В соответствии с п.3 Списка №447 право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка): артисты - кукловоды в театрах кукол.
Из приведенных выше норм права следует, что юридически важным обстоятельством, подлежащим доказыванию, является факт работы истца в указанной должности в театре кукол.
Анализируя Устав ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция», утвержденный приказом Государственного комитета Псковской области по культуре 22.12.2015, изменения к нему, утвержденные приказами ГК ПО по культуре 17.12.2018 и Комитета по культуре ПО 08.10.2021, письмо работодателя от 08.04.2022 №191, из которых следует, что Государственное автономное учреждение культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» создано в соответствии с постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 29.10.2015 № 1274 «О даче согласия на создание Государственного автономного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» путем изменения типа Государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» и распоряжением администрации Псковской области от 15.12.2015 № 674-р «О создании Государственного автономного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» путем изменения типа Государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция».
Автономное учреждение является правопреемником прав и обязанностей Государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция».
Государственное бюджетное учреждение культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» создано на основании распоряжения администрации Псковской области от 26.12.2014 № 630-р «О реорганизации Государственного бюджетного учреждения культуры - Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Государственного бюджетного учреждения культуры Псковская областная филармония и Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковский областной театр кукол» путем реорганизации в форме слияния следующих учреждений: Государственного бюджетного учреждения культуры - Псковский академический театр драмы им. А.С., Государственного бюджетного учреждения культуры Псковская областная филармония, Государственного бюджетного учреждения культуры «Псковский областной театр кукол» судебная коллегия также приходит к выводу, что истец после реорганизации Учреждений продолжила работать в должности артиста-кукловода в Псковском областном театре кукол (л.д. 16-24, 25-30, 31-32, 33).
Став автономным учреждением путем изменения типа государственного учреждения, учреждение не изменило направление своей деятельности.
Доказательств изменения трудовой функции истца в связи с изменением наименования Учреждения в материалах дела не имеется.
Так, из представленных суду апелляционной инстанции дополнительных доказательств: перечня структурной и штатной численности государственного бюджетного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» от 01.06.2015, дополнительного соглашения к трудовому договору от 22.08.2006 №51, личной карточки работника, приказов о назначении на роли, постановления Псковского областного Собрания депутатов от 29.11.2018 №689 о награждении истца почетной грамотой, протокола заседания Художественного совета Псковского областного театра кукол от 20.12.2019, театральных афиш следует, что истец в спорный период времени работала в должности и в учреждении поименованным Списком.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Совмина РСФСР от 28.08.1991 №447 не предусматривает включение периодов работы в специальный стаж в структурных подразделениях организаций, не предусмотренных Списком, является несостоятельным, так как Государственное бюджетное учреждение культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» является правопреемником по всем правам и обязанностям юридических лиц, вошедших в его состав в результате слияния, в том числе – Псковский областной театр кукол, то есть истец работала в учреждении, поименованном Списком №447, начиная с 2006 года и ее функциональные обязанности не изменялись
Поскольку сведения о трудовой деятельности ФИО1 в спорный период отражены на лицевом счете застрахованного лица без указания кода льготных условий труда и подтверждения права на досрочное назначение пенсии, то суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что само по себе отсутствие в системе индивидуального персонифицированного учета сведений об особом характере работы истца безусловным обстоятельством, исключающим возможность включения таких периодов в специальный стаж, не является, поскольку обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах, характере их трудовой деятельности законом возложена на работодателя, ее ненадлежащее исполнение согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, а также в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", не может ограничивать пенсионные права граждан.
С учетом подтверждения истцом сведений о том, что в спорный период работала артистом - кукловодом в театре кукол, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены судебного акта по указанным выше доводам апелляционной жалобы.
Таким образом, с учетом специального стажа, признаваемого ответчиком в бесспорном порядке и включения периода работы по решению суда, стаж творческой работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на дату обращения ФИО1 (28.12.2021) составил более 25 лет, в связи с чем суд правомерно досрочно назначил истцу страховую пенсию по старости с даты обращения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции со дня вынесения через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.08.2022.
Председательствующий: И.А. Адаев
Судьи: В.Е. Игошин
Ю.М. Дмитриева