ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2234/20 от 25.11.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Лобанова О.Р.

№ 33-2738-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

25 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Захарова А.В.

судей

Койпиш В.В.

Брандиной Н.В.

при секретаре

Сорокиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2234/2020 по иску Никифоровой Инны Александровны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и досрочном назначении страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 24 августа 2020 г.

Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения представителя ответчика ГУ – УПФР в г. Мурманске Пискуновой М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя истца Никифоровой И.А. - Лысковой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Никифорова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ - УПФР в г. Мурманске, пенсионный орган) о включении периодов работы в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что 18 октября 2019 г. обратилась в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 9 января 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. По расчетам пенсионного органа ее страховой стаж составил 27 лет 02 месяца, 02 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 09 лет, 00 месяцев, 00 дней (при требуемом не менее 15 лет).

26 мая 2020 г. она повторно обратилась в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представив дополнительные документы.

Решением пенсионного органа от 8 июня 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом по расчетам пенсионного органа ее страховой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера на 1 января 2020 г. составил 22 года 09 месяцев 06 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 01 год 04 месяца 04 дня (при требуемом не менее 15 лет).

При оценке ее пенсионных прав пенсионным органом незаконно исключены из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера периоды работы в ООО «Алголь» с 7 июля 1997 г. по 22 февраля 2001 г., в ТОО «Центр культуры» с 10 февраля 1992 г. по 23 июня 1997 г., а также период осуществления предпринимательской деятельности с 26 февраля 2004 г. по 27 декабря 2019 г.

Просила с учетом уточнения исковых требований обязать ГУ - УПФР в г. Мурманске включить в ее страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы в ООО «Алголь» с 7 июля 1997 г. по 18 октября 1999 г., в ТОО «Центр культуры» с 10 февраля 1992 г. по 23 июня 1997 г.; в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с 26 февраля 2004 г. по 25 октября 2019 г.; обязать ГУ - УПФР в г. Мурманске назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 25 октября 2019 г.

Судом постановлено решение которым требования удовлетворены частично.

Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы Никифоровой Инны Александровны в ТОО «Центр культуры» с 01.01.1995 по 31.01.1995, с 01.05.1997 по 31.05.1997; в ООО «Алголь» с 07.07.1997 по 18.10.1999.

Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления Никифоровой Инны Александровны предпринимательской деятельности в период с 01.03.2004 по 31.01.2005; с 01.02.2005 по 31.12.2005; 01.01.2006 по 30.11.2006; 01.12.2006 по 31.10.2007; 01.11.2007 по 31.01.2008; с 01.02.2008 по 01.02.2011, 02.02.2011 по 31.01.2014, 01.02.2014 по 31.01.2017; с 01.02.2017 по 31.12.2017, 01.01.2018 по 30.11.2018, 01.12.2018 по 30.10.2019.

Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске назначить Никифоровой Инне Александровне досрочную страховую пенсию по старости по п.6 ч. I ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25 октября 2019 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Никифоровой Инне Александровне - отказано.

В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФР в г. Мурманске Колганова С.В., ссылаясь на нарушения норм материального права, просит решение суда в части включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севра периодов работы Никифоровой И.А. в ТОО «Центр культуры» и ООО «Алголь» отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

Указывает, что при реализации иностранным гражданином права на страховую пенсию в страховой стаж могут быть учтены периоды трудовой деятельности на территории Российской Федерации, если в указанные периоды иностранный гражданин имел статус законно находится на территории Российской Федерации (т.е. постоянно или временно проживающего, либо временно пребывающего на территории Российской Федерации), что должно быть подтверждено соответствующими документами.

Отмечает, что факт постоянного проживания Никифоровой И.А. в спорные периоды, как иностранного гражданина на территории Российской Федерации документами не подтвержден.

В возражениях на апелляционную жалобу Никифорова И.А. и ее представитель Лыскова Е.В., просят решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Никифорова И.А., извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Поскольку решение суда обжалуется только в части возложения на ГУ – УПФР г. Мурманска обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севра периодов работы Никифоровой И.А. в ТОО «Центр культуры» и ООО «Алголь», законность и обоснованность выводов суда в остальной части решения в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Проверив материалы дела в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 указанных Правил, в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 октября 2019 г. Никифорова И.А., _ _ г.р., зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования _ _ г. обратился в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 9 января 2020 г. № * Никифоровой И.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Из решения пенсионного органа следует, что документами подтверждено наличие у Никифоровой И.А. страхового стажа – 27 лет 02 месяца 02 дня, стажа работы в районах Крайнего Севера – 09 лет 00 месяцев 00 дней (при требуемом не менее 15 лет).

В связи с обнаружением ошибки, допущенной при вынесении решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости от 9 января 2020 г. указанное решение было пересмотрено, и 25 марта 2020 г. ГУ - УПФР в городе Мурманске во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 9 января 2020 г. вынесено решение № * об отказе в установлении Никифоровой И.А. досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Из решения пенсионного органа следует, что документами подтверждено наличие у Никифоровой И.А. страхового стажа с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера на 1 января 2002 г. – 21 год 09 месяцев 10 дней, стажа работы в районах Крайнего Севера – 01 год 04 месяца 04 дней (при требуемом не менее 15 лет).

26 мая 2020 г. Никифорова И.А. повторно обратилась в ГУ – УПФР в г. Мурманске с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от 8 июня 2020 г. № * Никифоровой И.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Из решения пенсионного органа следует, что документами подтверждено наличие у Никифоровой И.А. страхового стажа с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера на 1 января 2002 г. – 22 года 09 месяцев 06 дней, стажа работы в районах Крайнего Севера – 01 год 04 месяца 04 дней (при требуемом не менее 15 лет).

В страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера пенсионным органом не включен период работы Никифоровой И.А. с 10 февраля 1992 г. по 23 июня 1997 г. в ТОО «Центр культуры», и период работы с 7 июля 1997 г. по 18 октября 1999 г. в ООО «Алголь», поскольку отсутствует факт регистрации истца по месту жительства на территории Российской Федерации до 19 октября 1999 г., гражданство России приобретено 24 июля 2000 г.

Разрешая спор и давая правовую оценку доводам сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж и работы в районах Крайнего Севера периодов работы Никифоровой И.А. в ТОО «Центр культуры» с 1 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 1 мая 1997 г. по 31 мая 1997 г., и в ООО «Алголь» с 7 июля 1997 г. по 18 октября 1999 г.

При этом суд исходил из записей в трудовой книжке, фактического проживания Никифоровой И.А. после переезда из Украины с 1992 г. проживающей в г. Мурманске, осуществления ТОО «Центр культуры» и ООО «Алголь» финансово-хозяйственной деятельности в учтенные судом периоды и указал, что невыполнение работодателями обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд не должно негативно отражаться на праве работника на пенсионное обеспечение.

Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.

Не соглашаясь с обоснованностью невключения ответчиком в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов трудовой деятельности Никифоровой И.А. с 1992 года по 1999 год, суд первой инстанции не учел, что Никифорова И.А. в указанные периоды времени не имела статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, и, соответственно, не являлась застрахованным лицом применительно к законодательству Российской Федерации о пенсионном обеспечении.

В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Так, согласно п. 2, 3 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Данное Соглашение подписано, в том числе Украиной.

Согласно ст. 1 Соглашения от 16.01.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания и регистрации, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам, указанным в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, а согласно изменению от 30.10.2004 поездки возможны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве. Граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания на территории государства другой стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой страны другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.

Как было разъяснено Указанием Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" 1. Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России.

В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.

Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92

Государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 названного Закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с абзацем 3 и 4 этого же Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, действовавшие в спорные периоды работы истца положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а, следовательно, и в отношении граждан Украины, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, имеющих регистрацию (прописку) по месту жительства в России. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, в том числе, и граждане Украины, временно пребывающие на территории Российской Федерации без регистрации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25 июля 2002 года регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 года №5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.

Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.

С 29 октября 2002 года правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Вступившим в силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года №379-ФЗ в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано.

Исходя из изложенного выше, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, истец, как усматривается из содержащейся в материалах пенсионного дела информации Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области от 24.03.2020 № * Никифорова И.А. _ _ г. рождения как гражданин Украины приобрела гражданство России в соответствии с п. «а» ст.18 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РФ» (заключение УВД по МО от 24.07.2000). Сведениями об оформлении Никифоровой И.А. выхода из гражданства Украины УВМ УМВД России по МО не располагает. С заявлениями о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство проверяемая в УВМ УМВД России по МО в установленном порядке не обращалась. По архивным данным отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по МО информация о регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также осуществлении трудовой деятельности Никифоровой И.А. на территории РФ отсутствует.

Эта информация согласуется с пояснениями Никифоровой И.А. в суде первой инстанции, о том, что для легализации своего пребывания в России, получения соответствующего статуса (временного разрешения, вида на жительство и т.п.) она никуда не обращалась, была документирована украинским паспортом, регистрацию по месту жительства в г. Мурманске получила в 1999 году, гражданство России приобрела в 2000 году.

Таким образом, с 1992 по 1999 год в спорные периоды работы Никифорова И.А. не имела статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации на законных основаниях, не была зарегистрирована в г. Мурманске по месту жительства и, соответственно, не являлась застрахованным лицом, следовательно, у ее работодателей – ТОО «Центр культуры», ООО «Алголь» не возникла обязанность уплачивать за нее страховые взносы в соответствующие периоды работы.

Содержащиеся в материалах дела, в том числе пенсионного дела сведения не содержат данных об уплате ТОО «Центр культуры» и ООО «Алголь» страховых взносов конкретно за Никифорову И.А.

Таким образом, в спорный период времени Никифорова И.А. как иностранный гражданин, не предпринявший мер для получения в установленном порядке статуса законно проживающего (пребывающего) на территории Российской Федерации, до 19.10.1999 не имевшая регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, не являлась застрахованным лицом, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование, следовательно права на зачет соответствующих периодов в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера в целях приобретения права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации не приобрела.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в части удовлетворения исковых требований Никифоровой И.А. об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы Никифоровой Инны Александровны в ТОО «Центр культуры» с 01.01.1995 по 31.01.1995, с 01.05.1997 по 31.05.1997; в ООО «Алголь» с 07.07.1997 по 18.10.1999, в этой части необходимо принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Вместе с тем, с учетом иных, включенных по решению суда периодов работы Никифоровой И.А. в стаж работы в районах Крайнего Севера, которые не оспариваются, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ у истца сохраняется, что подтвердил в заседании суда апелляционной инстанции представитель Пенсионного фонда.

Следовательно, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 24 августа 2020 г. отменить в части удовлетворения исковых требований Никифоровой Инны Александровны об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы Никифоровой Инны Александровны в ТОО «Центр культуры» с 01.01.1995 по 31.01.1995, с 01.05.1997 по 31.05.1997; в ООО «Алголь» с 07.07.1997 по 18.10.1999, в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

председательствующий

судьи